КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отечественные записки» А. Л. Краевского
Центром идейной жизни 1840-х годов стал журнал «Отечественные записки». История этого издания началась в 1818г., когда чиновник и литератор П. П. Свиньин получил разрешение на издание сборника этнографических и краеведческих материалов, сведений о путешествиях, изданиях, достопримечательностях различных местностей и народов России. С 1820 но 1830 г. он выходил как ежемесячный журнал, но успеха у подписчиков не имел, часто нарушая периодичность выхода. В 1838 г. Свиньин передал журнал сроком на пять лет в аренду А. А. Краевскому, и с этого времени началась новая история этого издания, утвердившего уникальный в мировой журналистике тин — энциклопедический, или «толстый», журнал. В 1839 г. Свиньин умер, и Краевский стал хозяином журнала. С именем Краевского связан тридцатилетний период «Отечественных записок», самым замечательным временем которого стали сороковые годы, принесшие журналу заслуженную известность и уважение читающей России. А. А. Краевский стал создателем первого в России издательского концерна, куда в 1840-х годах вошли журнал «Отечественные записки», «Литературная газета» и «Русский инвалид». Деловой, предприимчивый издатель и редактор, он обладал талантом чувствовать запросы и настроения читательской аудитории. В изданиях Краевского работали лучшие журналисты того времени — В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, А. И. Герцен, В. П. Боткин, А. И. Галахов и др. Здесь были опубликованы художественные произведения А. И. Тургенева, А. И. Герцена, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова. С «Отечественными записками» связано формирование «натуральнои школы» — литературного направления, утвердившего принципы реалистического искусства. Приступая к изданию «Отечественных записок», А. А. Краевский не мог не учитывать опыта самых популярных журналов предшествующего десятилетия — «Библиотеки для чтения» О. И. Сенковского и «Московского телеграфа» Н. А. Полевого, создавших в отечественной журналистике тип энциклопедического издания. Под его руководством «Отечественные записки» стали классическим образцом такого журнала. Его успеху способствовала четкая общественная позиция. Правда, направление «Отечественных записок» сложилось не сразу. В программном заявлении цель журнала определялась как «содействие просвещению», поиск некоей абстрактной «истины» в науке, искусстве и жизни, ориентация на «все круги читателей». Неопределенность позиции издания проявилась в характере первых опубликованных в нем материалов. Журнал открывался отделом «Современная хроника России», где печатались переложения официальных документов, извлечения из правительственных сообщений, отчетов. Это была удачная находка А. Краевского как редактора: учесть интерес публики к политической информации, так как в соответствии с требованиями цензурного устава 1828 г. публикации этих материалов были сведены до минимума. Под этой же рубрикой публиковалась экономическая, научная и техническая информация. В журнале были также следующие отделы: «Науки», «Словесность», «Художества». «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь». Краевский гарантировал читателям строгую периодичность выхода журнала— 1-е число каждого месяца, и все годы издание не нарушило своего обязательства. Первые номера журнала были с интересом восприняты современниками, хотя многие из них отмечали его излишний объем. Очень скоро сам А. А. Краевский почувствовал основной недостаток журнала — отсутствие «мнения», неопределенность позиции. Дело в том, что отдел критики и библиографии возглавлял бывший учитель словесности, специально приглашенный из Москвы, В. С. Межевич, статьи которого не привлекали внимания читателей. Ведущий отдел журнала оказался безликим. Особое отношение российского читателя к отделу критики, библиографии, словесности объяснялось цензурными условиями XIX в., когда обсуждение в прессе общественных и политических проблем было запрещено и о насущных вопросах жизни журналисты вынуждены были говорить завуалировано, чаще всего под видом литературной критики, «в одежде теории», пользуясь эзоповым языком. Это во многом предопределило уникальный характер отечественной журналистики и литературы, воспринимаемой как «совесть народа, учебник и толкователь жизни». Взгляд Краевского обратился к В. Г. Белинскому, обладавшему к 1839 г. пятилетним опытом журнальной работы и уже имевшему известность в литературных и журнальных кругах. Еще в 1838 г. соратник Краевского но «Отечественным запискам» И. И. Панаев рекомендовал ему Белинского на должность ведущего литературного критика. С середины 1839 г. по предложению Краевского Белинский стал московским корреспондентом «Отечественных записок», а также «Литературных прибавлений к „Русскому инвалиду"», а в октябре того же года Белинский приехал в Петербург, приняв приглашение к постоянному сотрудничеству. Краевский поручил Белинскому два больших отдела: «Критика» и «Современная библиографическая хроника». Кроме того, предполагалось его участие в других изданиях Краевского. С приходом Белинского отдел критики совершенно изменился. Он состоял из двух разделов — «Русская литература» и «Иностранная литература», где кроме ежемесячных обзоров литературы и журналистики печатались также отдельные статьи как самого критика, так и его друзей по предыдущей журнальной работе — А. Галахо-ва, В. Кудрявцева, В. Боткина и др. В 1842 г. Белинский привлек к работе в «Отечественных записках» и Н. А. Некрасова. С особой тщательностью велся отдел библиографии. Еще начиная издание, Краевский обещал подписчикам, что журнал будет давать регулярные отчеты обо всех выходящих в России книжных новинках. Благодаря Белинскому Краевский слово перед читателями сдержал, хотя изнурительная работа по составлению библиографических заметок скоро стала тяготить критика, и необходимость постоянно отвлекаться на нее, нередко сопровождавшаяся также отсутствием денежного вознаграждения, стала причиной того, что в 1846 г. Белинский покинул «Отечественные записки». Белинский пришел в журнал Краевского в период своих философских исканий; в это время он был увлечен гегелевской мыслью: «Все действительное разумно». Но российская действительность даже теоретически не укладывалась в рамки этой формулы, а собственная творческая практика убедила Белинского в противоречивости гегелевского постулата. К 1841 г. Белинский простился с односторонне истолкованной формулой, и отныне исследование действительности, жизненных проблем, которое велось им в форме литературной критики, стало смыслом его творческой деятельности. В конце 1841 г. в письме к Боткину он написал знаменитые слова о девизе своей жизни: «Идея социализма... стала для меня идеею идей, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и омегою веры и знания». Идея социализма для Белинского — это внимание к социальным проблемам, внимание к личности: «Социальность — вот девиз мой. Что мне в том, что живет общее, когда страдает личность». Это направление мыслей Белинского, поворот к действительности сказался на окончательном формировании демократического направления «Отечественных записок». В своей литературно-критической практике он соединил анализ художественного произведения с конкретными социальными проблемами. В рецензии на книгу Ф. Лоренца «Руководство к всеобщей истории» он объявил отрицание действительности стороной «всецелого и вечного духа жизни». Исследование действительности, но мысли Белинского, — это ее критика. «Критиковать, — писал он в статье «Речь о критике», — значит искать и открывать в частном явлении общие законы разума». Белинский прямо объявил критику «сознанием действительности», и этот воинственный дух его выступлений, свежесть мыслей, яркость суждений привлекали к «Отечественным запискам» огромную аудиторию. Тиражи журнала росли, и в этом была основная заслуга Белинского. Меняется и структура журнала. С 1842 г. основную площадь издания занимают литературно-критические статьи, постоянным становится отдел иностранной словесности, журнал меняет сам тон публикаций, вступая в полемику с официальной журналистикой и славянофилами. В отделе «Смесь» с этой целью появляется рубрика «Литературные и журнальные заметки», автором которых в основном был Белинский. «Хочу говорить о жизни по факту», — писал он в письме к Боткину, и это стремление было в полной мере реализовано им в годовых обозрениях «Отечественных записок». Первый из них еще носил следы его философских раздумий и напоминал научный трактат, но со второго Белинский обратился к анализу содержания журнальной периодики, поскольку именно «в журналах теперь сосредоточилась наша литература и оригинальная, и переводная». Обзор «Русская литература в 1842 году» был этапным в творчестве Белинского: он отказался от тезиса «у нас нет литературы» и констатировал «зрелую и мужественную силу» отечественной литературы. Основанием для этого стал выход «Мертвых душ» Гоголя. Определилось и его отношение к методу журналистского творчества. Белинский формулирует отношение к факту: «Факты ничто, — пишет он в начале обзора, — и одно знание фактов также ничто, все дело в разумении значения фактов», а познать факт значит для него «перевести факт на идею». Отсюда и его требование к литературе и журналистике — быть не только верным отголоском общественного мнения, но и его ревизором, контролером и руководителем. Обзоры Белинского носили полемический характер, особенно в той части, которая касалась произведений славянофилов. Анализируя творчество Языкова и Хомякова, он руководствовался не эстетическими соображениями, он критиковал их отношение к жизни, «неистовую и глубокомысленную романтическую фразеологию в стихах и прозе». Его негодование вызывало их нежелание «снизойти до ознакомления с толпою, до изучения ее характера, положения, потребностей, нужд». Большое место в обзорах 1844 и 1845 гг. занимает анализ произведений писателей «натуральной школы», существенную заслугу которых критик видел в том, что она «обратилась к так называемой „толпе", исключительно избрала ее своим героем, изучает ее с глубоким вниманием и знакомит ее с нею же самою». Это, по мысли критика, и значит «сделаться вполне национальною, русскою, оригинальною и самобытною... выражением и зеркалом русского общества». «Вся сфера современного общественного движения, — писал Белинский, — теперь выражается словом пресса: это живой пульс общества, по биению которого вернее, нежели по какому-нибудь другому признаку, можно судить о состоянии общества в отношениях: политическом, административном, ученом, литературном, нравственном, в отношении к народному духу, богатству, промышленности, ремеслам и пр., и пр.» Среди всех сторон жизни, отражаемых печатью, первое место Белинский отводит политическим проблемам. В 1842 г. в статье «Литературный разговор, подслушанный в книжной лавке» Белинский дает точную характеристику сущности государства, лицемерно прикрывающего конституционными свободами подлинное лицо эксплуатации. Широко известны его слова о «западных Чичиковых», «но в другом платье: во Франции и в Англии они не скупают мертвые души, а покупают живые души на свободных парламентских выборах». В рецензии на роман французского писателя Э. Сю «Парижские тайны» Белинский отмечает лицемерие буржуазных законов, провозгласивших формальное равенство всех членов общества. «Хорошо равенство! — пишет Белинский. — И будто легче умирать зимою в холодном подвале или на холодном чердаке, с женою, с детьми, дрожащими от стужи, не евшими три дня, будто легче так умирять с хартиею, за которую пролито столько крови, нежели без хартии». Публицист пишет, что в буржуазном обществе «вся власть, все влияние на государство сосредоточены в руках владельцев... а народ оказался совершенно отчужден от прав хартии, за которую страдал». Для пропаганды демократических идей Белинский использовал любой повод, и порой как бы случайно оброненная фраза говорила читателю больше иного трактата. Демократическая публицистика «Отечественных записок» была полемически направлена против идей социального смирения, политической инертности. В рецензии на книгу стихов А. С. Хомякова, одного из лидеров славянофильского направления, напечатанной в «Отечественных записках», содержалась прямая декларация необходимости политического действия: «Дремлющему смирению нужен толчок, необходимы будильники, вызывающие на „делание", а не блистательные гипотезы, которые убаюкивают праздных, обещая им в будущем все возможные блага, а в настоящем обрекая на стояние и застой... Притом же смирение в политике вредно, сказал Карамзин, а народы, как восточные, так и западные, не могут существовать без политики». Подбор литературы для рецензирования также носил определенный характер. Так, во 2-м номере журнала за 1842 г. в разделе «Французская литература» рецензировались книги, гак или иначе касавшиеся событий революции во Франции. Это «Десять лег опытов во время революции» Ш. Лакретеля, «Воспоминания о терроре 1788-1795 гг.» Ж. Дюваля и «Воспоминания генерала М. Дюма» с обширным цитированием рассказов о революции. Если обратиться к комплекту журнала за 1842-1845 гг. — время расцвета издания, — то трудно найти номер, где бы не было материала, в той или иной степени не затрагивавшего проблем борьбы нового и старого, революционных процессов. Так, в 3-м номере «Отечественных записок» за 1845 г. в статье «Английская литература» говорилось: «...во всей Западной видна борьба старого с новым, битва великая, битва на смерть». Как правило, эта идея находила воплощение не в каком-то единичном материале, а во всех основных отделах журнала. В указанном номере «Отечественных записок» в рецензии на сочинения Константина Масальского Белинский писал: «Дух жизни, ведущий человечество, всегда на стороне нового против старого; потому что без этого исключительного и одностороннего стремления всегда к новому, всегда к будущему не было бы никакого движения, никакого хода вперед,не было бы прогресса, истории, жизни». Там же была напечатана и первая статья из цикла «Письма об изучении природы» Герцена. Таким образом, все содержание номера было выдержано в едином духе. Аналогичную картину организации материала наблюдаем и в 4-м номере «Отечественных записок». В отделе «Иностранная литература» говорилось о книгах «История английской революции» Гизо, «История французской революции» Тьера, «История коммуны» Тьерри. Сочувственно изображалось восстание Яна Гуса: «Церковь отомстила Гусу за смелое его восстание, — писал журнал, — он был сожжен, сожжены были и книги его. Но если можно сжечь людей и книги, то нельзя сжечь идеи, которые из пепла возникают еще чище, еще сильнее, еще плодотворнее». Тема революции звучит и в следующем, 5-м номере журнала. В нем читатель находит рассказ о политической жизни Германии перед революцией. В рецензии на книгу Пертеса «Политическая жизнь Германии» явственно звучала мысль о закономерности революционных изменений, о необходимости социальных преобразований. В отделе «Смесь» была напечатана статья «Нынешнее состояние торговли неграми», вызывавшая аналогии с бедственным положением крепостных в России. В следующих номерах продолжали печататься большие статьи о книге Тьера «Консульство и империя», а также «Письма об изучении природы» Герцена. С особым вниманием «Отечественные записки» следили за политической жизнью Франции и ее литературой. В 10-м номере читателю рекомендовалось сочинение Сент-Олера «История Фронды». «Франции, — писал журнал, — принадлежит пальма первенства по части новейших исторических сочинений. Народ, живущий столь полною политическою жизнью, не мог не произвести людей, способных не только понимать, но и сочувствовать всякому социальному положению». Особо подчеркивалось в материале сочувствие социальному положению низов. Под влиянием литературной критики Белинского изменились тон и содержание отдела «Науки». С 1842 г. в журнале стал сотрудничать А. И. Герцен. Выдающимся явлением отечественной научной публицистики стал цикл его статей «Дилетантизм в науке», напечатанный в четырех номерах журнала в 1843 г. Ключевой проблемой, поднятой Герценом в «Дилетантизме в науке», был вопрос о внедрении науки в жизнь, о соединении научного знания с практической деятельностью. Главным выводом этих статей была мысль о том, что наука должна «перейти во всеобщее сознание», «сделаться достоянием площади и живоначальным источником действования и воззрения в каждого». Наука, по мысли Герцена, должна объяснить ход развития человечества и место каждой личности в этом процессе. В статье не только раскрывалось преобразующее значение соединения науки и практики, но и подчеркивалась особая важность этой задачи в России, скованной неподвижностью официальной идеологии. «Нам понравилось загребать жар чужими руками, нам показалось, что это в порядке вещей, чтоб Европа кровью и потом вырабатывала каждую истину и открытие: ей все мучения трудной беременности, трудных родов, мучительного кормления грудью, — а дитя нам, — писал Герцен. — Мы проглядели, что ребенок будет у нас — приемыш, что органической связи между нами и им нет...» Дилетантизм, в представлении Герцена, — понятие собирательное. Это качество вообще присуще всем врагам науки, противникам прогресса. Дилетанты — это и формалисты, «потерявшие дух за подробностями и упорно остающиеся при рассудочных теориях и аналитических труиоразъятиях», и романтики, которые «чувствуют необходимость пофилософствовать, но пофилософствовать легко и приятно, в известных границах». Всех врагов науки объединяет одно качество — нежелание включиться в конкретную жизнь общества. Статьи Герцена были многоплановы и охватывали широкий круг вопросов, связанных с литературой, эстетикой, историей. В центре всех этих проблем находились попеки путей исторического развития, познать закономерности которого можно при помощи науки. Диалектический метод Гегеля как основа научного познания действительности был активно воспринят Герценом. Развитие, по Герцену, — это «нравственно благое, свободное деяние». «Ему должна предшествовать наука; без ведения, без полного сознания нет истинно свободного деяния». Там, «где начинается сознание, там начинается нравственная свобода, — писал он, — каждая личность одействотворяет по-своему призвание». Так выстраивалась определенная логическая цепь, своего рода формула развития, вершителем которого является отдельная личность. В контексте своего времени, в стране, где всякая заявка на личную и гражданскую свободу могла быть воспринята как политическая крамола, эти мысли звучали особенно остро. В этой устремленности к воспитанию сознательного действия каждого человека состоял революционизирующий пафос произведения Герцена. Цель познания, цель развития — «осуществление всего, что есть за душой, освобождение от естественных и искусственных пут». Главным выводом из статей Герцена был вывод о необходимости «действия», «деяния». Проблема соотношения личности и общества решалась только при условии активной преобразующей деятельности каждого человека: «В разумном, нравственно свободном и страстно энергическом деянии человек достигает действительности своей личности и увековечивает себя в мире событий». Личность, по мысли Герцена, призвана «в мир социально-исторический, нравственно свободный и положительно-деятельный... человек не может отказаться от участия в человеческом деянии, совершающемся около него; он должен действовать в своем месте, своем времени». В 1845 и начале 1846 г. в «Отечественных записках» был опубликован цикл статей Герцена «Письма об изучении природы». В «Письмах» Герцен материалистически обосновал поступательный ход развития человеческого общества. «Мне хотелось одного, — писал он о цели своего произведения, — по мере возможности показать, что антагонизм между философией и естествоведением становится со всяким днем нелепее и невозможнее, он держится на взаимном непонимании, что эмпирия истинна и действительна, как идеализм». В работе проводилась мысль, что историческое развитие общества подчиняется тем же законам, что и живая природа. Принципиально важным для развития русской общественной мысли был вывод о том, что «философия без естествоведения так же невозможна, как естествоведение без философии». В подтверждение этого тезиса Герцен давал обширный экскурс в историю развития философии и естественных наук. Идеи эволюции также вели к отрицанию окружающей действительности. В одном из «писем» — «Последняя эпоха древней науки» — Герцен эзоповым языком характеризовал время, «когда мыслящие люди разглядывают обличившуюся во всем безобразии лжи несоответственность существующего порядка с сознанием». Эти слова вполне могли быть восприняты читателем как характеристика современного ему общества. Интерес «Отечественных записок» к социально-философской проблематике объяснялся прежде всего стремлением прогрессивных русских мыслителей изменить окружающую действительность. В свою очередь, это стремление определялось нараставшими в стране антикрепостническими настроениями. Отсюда постоянная проекция философских и исторических проблем на общественную жизнь. Начиная работу в «Отечественных записках», Белинский писал: «Если дело дойдет до того, что мне скажут: независимость и самобытность убеждений или голодная смерть — у меня достанет силы скорее издохнуть, как собаке, нежели живому отдаться на позорное съедение псам. Что делать — я так создан». Независимость и самобытность суждений критика, демократическая позиция способствовали тому, что журнал «Отечественные записки» стал главным руководителем общественного мнения в 40-е годы, а его авторитет в глазах читателя возрастал с каждым номером. Тираж журнала вырос от 1200 экземпляров в год прихода Белинского до 5000 в 1846 г. Журнал распространялся и в столицах, и в провинции, а если учесть обычную для российской интеллигенции практику передачи полюбившихся изданий для чтения в другие руки, то масштабы распространения станут еще более внушительными. С ростом тиража и авторитета журнала усилились цензурные преследования и происки охранительной прессы, особенно со стороны Ф. Булгарина. Уже в 1843 г. С. Уваров потребовал от цензоров «быть как можно строже» к периодике, а особенно к «Отечественным запискам». В 1846 г. в III Отделение поступает докладная записка Булгарина «Социализм, коммунизм и пантеизм в России в последнее 25-летие». Основное место в ней отведено «Отечественным запискам». Булгарин предупреждает власти, что все направление журнала «клонится к тому, чтобы возбудить жажду к переворотам и революциям». Идейный сподвижник Булгарина литератор Б. Федоров, по воспоминаниям современников, носил в III Отделение выписки из журнала «целыми корзинами». Усиление цензурного наблюдения встревожило осторожного Краевского, боявшегося репрессий со стороны правительства. Он стал подвергать написанное Белинским «домашней цензуре», увеличил объем изнурительной черновой работы. Весной 1846 г. Белинский решил порвать с «Отечественными записками». Вместе с актером М. С. Щепкиным он предпринимает путешествие по югу России, а но пути останавливается в Москве, встречается с Герценом, Некрасовым и Панаевым. К этому времени у них созревает мысль о создании журнала, где бы Белинский мог чувствовать себя свободным от редакторского произвола. Некрасов и Панаев начинают хлопотать о приобретении пушкинского «Современника», который после смерти поэта находился в руках профессора Петербургского университета П. А. Плетнева. К октябрю 1846 г. вопрос о переходе журнала в руки Некрасова и Панаева был решен. После ухода Белинского из «Отечественных записок», который Герцен по значению сравнивал с Ватерлоо, «после которого Наполеон все Наполеон — да без армии», в журнале произошли изменения, которые были особенно заметны по отделу критики и библиографии. Вместо Белинского его стал вести молодой публицист В. Н. Майков. 1847 г. «Отечественные записки» начали его статьей «Нечто о русской литературе в 1846 году». Как видно из названия, критик и не претендовал на полный, как это делал Белинский, обзор литературы за прошедший год, ограничиваясь комментарием к заметным литературным явлениям. Белинский рассматривал 1845 и 1846 гг. как время торжества нового направления — критического реализма во главе с Гоголем и «натуральной школой». Майков же считал, что данный период для литературы «не имеет ровно никакого значения». Внутренняя полемика с Белинским, некоторая фрагментарность и отсутствие генеральной идеи, определенной точки зрения — это то, что характеризует статью Майкова. После его неожиданной гибели в июле 1847 г. ведущий отдел журнала возглавлял А. Галахов, а затем В. Дудышкин. Отдел критики терял острогу и авторитет в глазах читателя. В тот период в журнале на прежнем высоком уровне оставались лишь отдел словесности, где печатались Достоевский, Тургенев, Григорович, и отдел науки (Грановский, Кавелин и др.). Заметным явлением в творческой истории «Отечественных записок» явились статьи либерально настроенного чиновника Министерства государственных имуществ А. Заблоцкого-Десятовского «Причины колебания цен на хлеб в России», где публицист доказывал нерентабельность труда крепостного крестьянина и подводил читателя к мысли о необходимости изменения экономических отношений. В четырех номерах «Отечественных записок» за 1847 г. была опубликована статья В. А. Милютина «Пролетарии и пауперизм в Англии и во Франции». Милютин посвятил свою работу исследованию актуальной и сложной проблемы, в которой была сфокусирована сущность экономических вопросов того времени, — проблемы бедности. Сама ее постановка имела в России особый смысл и вполне различимый политический подтекст. Впервые в русской журналистике был дан развернутый анализ сложнейшей политико-экономической проблемы — проблемы нищеты. Статья содержала острую критику взглядов современных Милютину буржуазных политэкономов. Вместе с тем она была обращена и против защитников самодержавного строя в России. Рассматривая принципы организации капиталистического производства, публицист приходит к выводу, что оно основано на неравенстве распределения, и резко критикует его. «Ныне капитал и труд совершенно отделены друг от друга и ничем между собой не связаны. Интересы капиталистов не только не тождественны с интересами работников, но даже противоположны им... Капитал в настоящее время давит труд, доводит его же до последней крайности, обращается с ним совершенно так же, как обращались некогда феодальные бароны со свои беззащитными вассалами». Это сравнение, возможно, употреблено Милютиным не случайно. Несостоятельность крепостной, феодальной зависимости была очевидным фактом для многих. Но такую же несостоятельность обнаруживала и западноевропейская действительность, капиталистическая система, натиск которой явственно ощущался в экономической жизни России. В статье выражалась надежда, что «недалеко то время, когда, не довольствуясь одними частными мерами, приступят к полному и существенному преобразованию хозяйственных отношений и заменят ныне существующее неустройство более правильною, разумною и твердою организацией) труда». В 1848 г., когда уже начинался период «мрачного семилетия», эта статья Милютина, а также повесть Салтыкова-Щедрина «Запутанное дело», за которую писатель был отправлен в ссылку, вызвали особое негодование цензурного комитета. Краевский был вызван в III Отделение, где от него прямо потребовали придать журналу направление, «согласное с видами правительства». Редактор вынужден был согласиться и в июльском номере «Отечественных записок» опубликовал статью «Россия и Западная Европа в настоящую минуту», основной смысл которой вполне соответствовал тезису официальной идеологии о пагубности европейского влияния на Россию. Так закончился самый блестящий период в истории журнала, на публикациях которого было воспитано целое поколение отечественной интеллигенции XIX в. — шестидесятники.
«Современник» Созданный А. С. Пушкиным в 1836 г. журнал в течение следующего, 1837 г., сохранил периодичность выхода — один раз в три месяца. После смерти поэта по одному номеру журнала выпустили II. А. Вяземский, А. А. Краевский, В. Ф. Одоевский и Н. А. Плетнев. В 1838 г. его постоянным редактором и издателем стал профессор петербургского университета П. А. Плетнев. Под его руководством журнал не сумел выдержать ни направления, ни строгой периодичности: «Современник» нередко запаздывал с выходом, страдал эклектичностью содержания. В 1843 г. Плетнев попытался наладить ежемесячное издание, однако и это на фоне растущей популярности «Отечественных записок» не помогло, и тираж журнала не превышал 300-400 экземпляров, а к 1846 г. имел всего 233 подписчика. К этому времени ближайшие соратники В.Г. Белинского по «Отечественным запискам» Н. А. Некрасов и И. И. Панаев твердо решили создать собственный журнал. С помощью А. И. Герцена и Н. П. Огарева удалось найти необходимые средства, но задача осложнялась тем, что с 1836 г. в России действовало распоряжение, согласно которому частным лицам запрещалось издание новых научно-литературных журналов. Поэтому Некрасов и Панаев обратились к Плетневу отдать им «Современник» в аренду на очень выгодных для бывшего редактора условиях. В октябре 1846 г. был составлен арендный договор на имя И. И. Панаева, и «Современник» фактически перешел в руки Некрасова и Панаева. Решено было пригласить на должность редактора А. В. Никитенко. Это был тактический ход, так как Белинский, для которого, собственно, и предпринималось новое издание, ни при каких условиях не мог рассчитывать на утверждение редактором, поскольку его деятельность в «Отечественных записках» была на серьезном подозрении цензурного ведомства. А. В. Никитенко был профессором Петербургского университета и одновременно работал в Петербургском цензурном комитете, отличаясь лояльным по отношению к властям поведением, либеральным, но достаточно осторожным образом мысли и имел довольно обширные связи как в среде чиновничества, так и среди литераторов, которые ценили его острые и точные литературно-критические выступления. Став официальным редактором «Современника», Никитенко надеялся повлиять на его направление, однако издатели журнала Некрасов и Панаев сделали все для того, чтобы его фактическим руководителем стал В. Г. Белинский. Начиная с 1847 г. содержание каждой книжки журнала формировалось при его непосредственном участии. Новый «Современник» взял лучшее из практики «Отечественных записок». Прежде всего, до 25 авторских листов был увеличен объем издания, что нередко превосходило журнал Краевского. На титуле «Современника» значилось: «Литературный журнал», и теперь подписчики в качестве приложения могли получать лучшие отечественные и зарубежные литературные произведения. Кроме того, дважды в год выдавались полные библиографические списки всех выходящих в России книг. За счет этого удалось разгрузить отдел «Библиография», который было решено объединить с отделом «Критика». «Критика» предполагала более или менее основательный разбор произведений, а в библиографическом разделе часто использовался жанр рецензии-аннотации. Основные отделы в журнале были уже привычными для читателя: «Словесность», «Науки и художества», «Критика и библиография», «Смесь», «Моды». Лицо и направление «Современника» в первую очередь определялось отделом «Словесность», где, но словам Белинского, тон задавали «русские повести с гоголевским направлением». Достаточно назвать четырнадцать рассказов И. С. Тургенева из «Записок охотника», повесть А. Григоровича «Антон-Горемыка», «Полинька Сакс» А. Дружинина, очерки А. И. Гончарова, Е. Гребенки, «Сорока-воровка» А. И. Герцена. Кроме того, в приложении к первому номеру 1847 г. читатели получили романы «Обыкновенная история» И. А. Гончарова и «Кто виноват?» А. И. Герцена. Здесь были опубликованы стихотворения Некрасова «Тройка», «Псовая охота», «Еду ли ночью по улице темной» и др. Из «Современника» русский читатель познакомился в романами «Домби и сын» Ч. Диккенса, «Том Джонс» Филдинга, «Лукреция Флориани» Ж. Санд и со многими другими замечательными произведениями западноевропейской литературы. Отдел критики и библиографии открывался обзором В. Г. Белинского «Взгляд на русскую литературу 1846 года». В отличие от обзоров, печатавшихся в «Отечественных записках», в этом произведении основное место занимали не столько проблемы литературные, сколько изложение общественной позиции критика и, в частности, вопросов дальнейшей судьбы России, осмысления роли и места страны в мировом историческом процессе. Начиная «Современник», Белинский и его соратники много размышляли о генеральной идее журнала. В одном из писем И. И. Панаев определил ее как «взгляд на европейское движение». В преддверии французской революции 1848 г. этот взгляд становился все более пристальным. В обзоре 1846 г. В. Г. Белинский писал: «Теперь Европу занимают новые великие вопросы. Интересоваться ими, следить за ними нам можно и должно, ибо ничто человеческое не должно быть чуждо нам, если мы хотим быть людьми. Но в то же время для нас было бы вовсе бесполезно принимать эти вопросы как наши собственные. В них нашего только то, что применимо к нашему положению... У себя, в себе, вокруг себя — вот где мы должны искать и вопросов, и их решения. Это направление будет плодотворно, если не будет блестяще». Условием для решения этой проблемы Белинский считал изучение действительности, а основную задачу литературы видел в «сближении с жизнью». Обращаясь к произведениям писателей «натуральной школы», он подчеркивал, что они «воспроизводят жизнь и действительность в их истине». За время работы в «Современнике» Белинский создал более сорока статей и рецензий. Среди них наиболее значительными стали два обзора (за 1846 и 1847 гг.), статьи о «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголя и «Ответ Москвитянину». Кроме того, он вел рубрику «Современные заметки», посвященную современной периодике. При этом по интенсивности и объему его работа в «Современнике» была значительно меньше той, которую он вел в журнале Краевского. Однако именно в «Современнике» он реализовался как настоящий руководитель издания, содержание и качества которого он продумывал на протяжении всей творческой жизни. Под его влиянием «Современник» стал настоящим идейным наставником, руководителем общественного мнения и получил признание у читателя. Уже в первый год обновленный журнал увеличил тираж до 2000 экземпляров, лишь немного уступая «Отечественным запискам». Под руководством Белинского, считавшего наличие позиции непременным условием успеха журнала в глазах читателя, был внутренне преобразован отдел «Науки и художества». Здесь были опубликованы исторические статьи К. Д. Кавелина «Взгляд на юридический быт древней России» и С. М. Соловьева «Даниил Романович, князь Галицкий». При этом исторические проблемы рассматривались авторами «Современника» «с точки зрения настоящего». Внимание к истории, историческим трудам в этом журнале органически соединялось с актуальными проблемами современности, и именно «Современнику» обязано своим появлением новое направление отечественной исторической школы, представленное трудами таких ученых, как С. Соловьев, Т. Грановский, К. Кавелин. В их произведениях историческое прошлое предстает не как сумма фактов и событий, а прежде всего как основание для понимания окружающей действительности. С этой точки зрения оценивалась в отделе «Науки и художества» научная литература Запада. В 1847 г. в «Современнике» стал публиковаться В. А. Милютин. Он дебютировал статьей «Мальтус и его противники», посвященной книге «Опыт о законе народонаселения», автор которой доказывал неизбежность и необходимость страданий части человечества из-за недостатка пропитания. Милютин назвал такую теорию «возмутительной». Теория английского ученого Мальтуса, созданная в конце XVIII в., вновь привлекла внимание в 40-х годах XIX в., когда на фоне развития рабочего движения в Англии и Франции она была взята на вооружение крупной буржуазией. В 1845 г. труд Мальтуса был переиздан и стал предметом горячего обсуждения в кругах ученых-экономистов. В статье В. А. Милютина теория Мальтуса подверглась резкой критике. Русский публицист противопоставил ей современные концепции западных социалистов — Прудона, Фурье, но, что характерно, они также были подвергнуты им критике. Милютин высказывал предположение, что при помощи точных наук можно прийти к открытию тех законов, по которым совершается развитие человека и общества. Но главный вывод статьи заключался в идее о необходимости «существенного преобразования всех отношений», складывающихся в обществе, где есть богатые и бедные, где крупный капитал пользуется всеми результатами наемного труда; в центре внимания, по мнению Милютина, должна быть «живая идея человека», его судьба и счастье. С этих позиций он анализировал и книгу отечественного политэконома А. Бутовского «Опыт о природном богатстве или о началах политической экономии», где политэкономия трактовалась как наука о богатстве. По мнению публициста, это должна быть наука о благосостоянии общества. «У нас большое счастье для журнала, — писал В. Г. Белинский в «Современнике», — если он сумеет соединить труды нескольких людей и с талантом, и с образом мыслей, если не совершенно тождественным, то, но крайней мере, не расходящимся в главных и общих положениях». В практике «Современника» реализовалось теоретическое положение критика о необходимости единого направления издания. Преимущественный интерес журнала к общественным проблемам, заявленный в программном обзоре литературы за 1846 г., был заметен в каждом номере издания. Названные статьи Милютина публиковались в пяти номерах — с 7-го по 1 1-й, и почти параллельно им читатель находил в журнале знаменитые «Письма из Avenue Marigny» А. И. Герцена. В 1847 г. Герцен уехал за границу. Он имел возможность лично познакомиться с предреволюционной Францией, наблюдать ее политическую жизнь. Свои впечатления он и изложил в цикле очерков «Письма из Avenue Marigny». Это произведление содержало резкую критику буржуазии, буржуазной республики. Так же, как в свое время Белинский в рецензии на роман Э. Сю, Герцен подчеркивал хищнический характер этого класса, своекорыстие и алчность, отсутствие идеалов. «Вместо „благородных" идей и „возвышенных" целей рычаг, приводящий все в движение, — деньги, — писал он. — Буржуазия принесла идеи на жертву выгодам». Критикуя буржуазную сущность французского правительства, Герцен отмечал взаимную поддержку и взаимную зависимость капитала и государственного аппарата. Он пришел в выводу, что «буржуазия не имеет великого прошедшего и никакой будущности». Пережив глубокий духовный кризис после революции 1848 г., Герцен обратился к теории «русского социализма». Но, тем не менее, уже в «Письмах из Avenue Marigny» он фиксирует внимание читателя на ключевой проблеме общественного развития — историческом противостоянии основных классов общества, капиталистов и рабочих. «Борьба началась, — писал он: — кто победит, нетрудно предсказать; рано или поздно, perfas et nefas (правдами и неправдами. — Авт.) победит новое начало. Таков путь истории». В письмах В. П. Боткина к П. В. Анненкову читаем следующий отзыв о «Письмах»: «Главный недостаток их в неопределенности точки зрения... Что же за этим у него остается? Работник. Земледелец?.. Я не поклонник буржуазии, и меня не менее всякого другого возмущает грубость ее нравов и ее сильный прозаизм, но в настоящем случае для меня важен факт. Я скептик; видя в спорящих сторонах в каждой столь же дельного, сколько и пустого, я не в состоянии пристать ни к одной, хотя и в качестве угнетенного — класс рабочий, без сомнения, имеет все мои симпатии, а вместе с тем не могу не прибавить: дай бог, чтоб у нас была буржуазия!» Почти вторил ему Белинский: «Я не принадлежу к числу тех людей, которые утверждают за аксиому, что буржуазия — зло, что ее надо уничтожить. Что только без нее все пойдет хорошо, — писал он. —...Я с этим соглашусь только тогда, когда на опыте увижу государство, благоденствующее без среднего класса, а как пока я видел только, что государства без среднего класса осуждены на вечное ничтожество, то и не хочу заниматься решением априори такого вопроса, который может быть решен только опытом...» В подцензурном «Современнике» эти мысли звучали несколько осторожнее, хотя и достаточно ясно. В обзоре литературы за 1847 г. Белинский писал: «„Письма из Avenue Marigny"были встречены некоторыми нашими читателями почти с неудовольствием, хотя в большинстве нашли только одобрение. Действительно, автор невольно впал в ошибочность при суждении о состоянии современной Франции тем, что слишком узко понял значение слова «bourgeaisie». Он разумеет под этим словом только богатых капиталистов и исключил из нее самую многочисленную и потому самую важную массу этого сословия». Большой отечественный резонанс вызвала опубликованная в отделе науки статья Н. Сатина «Ирландия». Ирландская тема в демократической прессе России использовалась как повод в иносказательной форме привлечь внимание к злободневной проблеме — тяжелому положению крестьян как следствию неудовлетворительной государственной системы и экономических отношений. В статье Сатина содержалось многозначительное предупреждение: для Ирландии необходим коренной переворот всех общественный отношений, и если он не произойдет, возможны социальные потрясения, которые, по мысли автора, не замедлят явиться. Общественная позиция «Современника» — антикрепостничество. Эти идеи буквально пронизывали все публикации журнала, даже те, которые шли под рубрикой «Современные заметки» в отделе «Смесь» и, как правило, представляли собой небольшие но объему материалы на разные темы. Так, в 1847 г. под этой рубрикой журнал опубликовал несколько мнений по поводу управления помещичьими землями, одно из которых, в частности, повествовало об управляющем, который умеет крестьянина так отшлепать нагайкой, что тот запомнит этот урок «до новых веников». «Современник» выделялся среди других изданий определенностью своих оценок, разнообразием содержания, четкостью структуры, талантливыми и оригинальными формами подачи материала. Даже такой отдел, как «Моды», выглядел необычно по сравнению с таким же отделом в других журналах. Кроме привычных картинок с пояснениями здесь печатались и беллетристические произведения. Порой они пародировали стиль «великосветского романа» (например, «Великая тайна одеваться к лицу» И. Панаева) или использовали форму переписки (например, «Письма столичного друга к провинциальному жениху» А. Чельского — псевдоним И. Гончарова). Продуманная редакционная политика «Современника», направлявшаяся Белинским, усилия Некрасова и Панаева, приложенные ими для привлечения лучших авторов, позволили журналу успешно выдержать конкуренцию с другими изданиями, завоевать «своего читателя», стать лидером журнального мира России. Вместе с ростом популярности усиливалось давление со стороны цензуры. Особое внимание привлекали обзоры Белинского, статьи В. А. Милютина, да и в целом направление журнала. В мае 1848 г. умер Белинский, в этом же году в связи с событиями французской революции ужесточились цензурные притеснения журнала, и Некрасову как главному руководителю пришлось приложить немало сил и умения, чтобы провести свое издание через все рифы изменившейся политической обстановки «мрачного семилетия», как современники называли периоде 1848 по 1855 г.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 4120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |