Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Андреева Галина Михайловна 29 страница




Весьма своеобразной является в массовой коммуникации и аудито­рия. Ее составляют группы весьма различного размера и различной сте­пени организованности: от такой малой группы, как семья, до участни­ков массового митинга и т.п. Почти при всех условиях (за исключением устного публичного выступления лектора в относительно небольшой аудитории, что представляет собой особый случай) аудитория в массо­вой коммуникации остается анонимной, поскольку коммуникатор ни­когда точно не знает, кто будет воспринимать предлагаемое им сообще­ние. Именно аудитория формирует желанный образ ведущего програм­му, сопоставляет его с реальным образом и выносит свое суждение. Восприятие популярного и непопулярного ведущего телепрограмм так­же составляло предмет многочисленных прикладных исследований [Матвеева и др. 2000].

Специфически разрешается в средствах массовой информации воп­рос и об «обратной связи», которая не поступает немедленно, что силь­но модифицирует весь процесс коммуникативного акта. Такие же спе­цифические особенности можно установить и относительно других ком­понентов структуры массового коммуникативного процесса.

При организации прикладных исследований приходится еще учи­тывать и специфику канала: одни проблемы возникают при изучении восприятия коммуникатора, если им является диктор телевидения, и совсем другие, если им является диктор радио. Точно так же совер­шенно различны психологические механизмы воздействия письменного и устного сообщений и т.д. Прикладные исследования в области массо­вой коммуникации и пропаганды должны поэтому проводиться приме­нительно к каждому специфическому каналу: для радио, телевидения, печати, устных публичных выступлений.

Так, цикл исследований посвящен проблемам оптимизации контак­та лектора с аудиторией за счет использования различных форм обще­ния: монологического и диалогического. Основной набор изучаемых здесь проблем сводится к следующему: эффективность лекционной пропа­ганды, специфика аудитории и восприятие ею лекции, ораторское ис­кусство и вообще мастерство лектора и его роль как фактора эффектив­ного воздействия на аудиторию, проблемы установления психологичес­кого контакта с лекционной аудиторией и пр. Хотя эти исследования преимущественно обращены к аудитории устного публичного выступ­ления, рекомендации, содержащиеся в них, могут быть использованы частично и в других системах массовой коммуникации.

Ситуация, сложившаяся в области прикладных исследований сфе­ры массовой коммуникации и пропаганды, значительно изменилась в последние годы: важность таких исследований осознается и специалистами, и заказчиками в современных условиях, когда роль средств мас­совой информации многократно возрастает.

К социально-психологическим исследованиям в области массовой коммуникации тесно примыкают й исследования в области рекламы [Зазыкин, 1992; Ширков, 1994]. Их оживление в последние годы тоже заметно в связи с новыми запросами практики. Формы деятельности психолога здесь весьма многообразны, и работа эта относительно хоро­шо обеспечена достаточно прочной традицией изучения рекламы в ми­ровой социальной психологии.

Практики рекламного дела обращаются к социальным психологам с разнообразными запросами: за консультацией, за оценкой успешнос­ти рекламной кампании, за оценкой качества рекламного материала. Особая проблема — определение эффективности рекламного воздействия, изучение потребностей рынка в том или ином товаре [Ширков, 1994. С. 127]. Так же как и при изучении средств массовой информации, здесь встает вопрос об аудитории потребителей рекламных сообщений: хорошо известно из повседневной практики, как реклама может раздражать опре­деленные группы, например, телезрителей, для которых данный вид рек­ламы неприемлем. В этой связи для многих фирм, рекламирующих товары, актуальным является формирование у потребителей положи­тельного образа марки. За помощью к социальной психологии обраща­ются как раз для того, чтобы представить марку товара в категориях че­ловеческих ценностей как желательный образ и в соответствии с этим разработать товарный знак или особый девиз [Там же. С. 136].

Особая сфера рекламы — это политическая реклама. Ее роль в со­временном обществе огромна. Политическая реклама в значительной степени обусловливает восприятие населением всей совокупности про­блем политической жизни: она способствует формированию имиджа политических руководителей, политических партий, государственных институтов и учреждений. Политическая реклама тесно связана и с та­ким явлением, которое получило название PR (от англ. public relations) — установление различными организациями, институтами связей с обще­ственностью. При проведении политических рекламных кампаний воз­никает целый ряд специфических приемов, отличающих политическую рекламу от коммерческой, в частности, касающихся особого подхода к формированию имиджа политического лидера (в отличие от формиро­вания имиджа какого-либо товара). Вместе с тем многие законы рекла­мы проявляют себя и в этой области и поэтому требуют также проведе­ния как прикладных исследований в ее изучении, так и непосредствен­ного участия социальных психологов в качестве консультантов [Егорова-Гантман, Плешаков, 1999].

Прикладные социально-психологические исследования в области рек­ламы используют специфический набор методов, в частности метод фокус-групп, завоевавший популярность при изучении образа той или иной рекламируемой марки [Богомолова, Мельникова, Фоломеева, 1994]. По­этому область разработки специфических методов при изучении рекла­мы — также важная часть работы социальных психологов в этой сфере.

 

Школа и семья

В исследования проблем школы, тради­ционно осуществляемые в рамках педа­гогики и педагогической психологии, все более активно вторгается и социальная психология. Весь комплекс про­блем этой дисциплины представлен в сфере образования: и общение, и функционирование коллектива, и межгрупповые отношения, и вопро­сы социализации. Не случайно, поэтому в условиях радикальных преоб­разований школы, связанных с изменениями в обществе, именно в этой сфере прикладные исследования и практическая работа по социальной психологии приобрели права гражданства: здесь создана специальная психологическая служба.

Основными задачами психологической службы в школе являются помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разно­го рода затруднений в ее развитии, проблемы профессиональной ори­ентации и многое другое. Естественно, что в решении всех этих задач принимают участие и сами работники школы, и родители, и психологи различных специализаций, прежде всего в области возрастной и педа­гогической психологии.

Однако среди множества проблем и задач, которые приходится ре­шать психологической службе в школе, четко вырисовывается и блок собственно социально-психологических проблем. Это легко проследить при перечислении основных видов деятельности школьного психолога [Рабочая книга школьного психолога, 1991]: психологическое просве­щение, психологическая профилактика, психологическое консультиро­вание, психодиагностика, психокоррекция.

В области психологического просвещения учителей и родителей соци­альный психолог концентрирует свое внимание на проблемах общения, восприятия людьми друг друга, на проблемах юношеских и внутрисе­мейных конфликтов, на специфике социализации для детей разного пола. Вообще необходимость психологического просвещения как вида деятельности психолога-практика наиболее очевидна именно в школе; здесь присутствуют как минимум три вида совершенно различных по своему характеру групп: учителя, ученики и родители. Их взаимодей­ствие особенно сложно, и недостаток психологических знаний в какой-либо одной из групп может легко разрегулировать все взаимодействие [Дубовская, Тихомандрицкая, 1994].

В области профилактики акцент на социально-психологические про­блемы призван выявить такие причины неблагополучного поведения, которые коренятся в условиях семейного окружения, групп сверстни­ков или возникают вследствие затруднений ученика в общении с одно­классниками. В данном случае консультационной работе должно пред­шествовать исследование ситуации, а оно может быть проведено соци­ально-психологическими методами. Особенно при этом следовало бы выделить такие вопросы, как переломные моменты процесса социали­зации (поиски и кризисы идентичности), специфика межгруппового взаимодействия в школе (образы учителя и ученика, их формирование; соотношение модели взаимодействия в коллективе учителей школы и в коллективах классов и т.д.).

Что касается сугубо практической работы, то как и в других сферах общественной жизни, психолог выполняет в школе прежде всего функ­ции консультанта, а также прямого участника некоторых видов психо­логической деятельности. Для него даны два «объекта», с которыми нуж­но работать. С одной стороны, школа в целом как некоторая организа­ция. Тогда здесь справедливы все требования, предъявляемые к психологу, работающему в области развития организации: психолог про­ектирует ситуацию в школе с целью обеспечить оптимальное выполне­ние ею своих функций. В данном случае он имеет перед собой систему сложных и многоплановых отношений, которые нужно интегрировать. Характер консультаций обращен к этой системе, хотя, конечно, непос­редственно они могут быть адресованы и конкретному лицу — директо­ру, завучу, педагогу-предметнику, классному руководителю.

С другой стороны, консультационная работа может быть и принци­пиально иного типа: она в этом случае направлена на оказание индиви­дуальной помощи отдельному лицу: ученику, учителю, кому-то из роди­телей. Здесь психолог выступает в роли, аналогичной консультанту в семейной консультации: он разбирает конкретный случай, помогает человеку ориентироваться в нем, совместно искать решение [Авдуевская, Араканцева, 1994].

Среди многочисленных «житейских» трудностей, по поводу кото­рых психолог дает консультации, есть и трудности, связанные с профес­сиональной ориентацией. В современном сложном, быстро меняющемся мире проблема профессиональной ориентации приобретает особое зна­чение. Во-первых, потому, что в стране реальной угрозой становится безработица и, следовательно, выбор профессии представляется особен­но ответственным. Он требует учета многочисленных факторов: не толь­ко характера склонностей и способностей, но и перспектив профессии, наличия рабочих мест в регионе и пр. Во-вторых, потому, что сами фор­мы образования стали более многообразными, и значит, нужно ориен­тироваться в них с целью лучшего прогноза своей собственной судьбы: выбрать ли для дальнейшего образования старшие классы обычной школы, перейти ли в лицей или избрать какое-либо учреждение для профессиональной подготовки.

В школу мощно вторгаются новые социальные реалии: изменения экономических структур, норм политической жизни, существенные переориентации в мировоззрении. Школьному психологу поэтому пред­стоит и еще одна сложнейшая работа — помочь ориентироваться уче­нику в этом меняющемся мире. Родители во многом утрачивают свой ав­торитет, поскольку их опыт представляется молодежи неубедительным, школа сама как система достаточно инерционна и не всегда оперативно реагирует на социальные изменения. Вместе с тем каждому новому по­колению предстоит жить в этом нестабильном мире.

Прикладные социально-психологические исследования в области проблем школы тесно связаны с такими же исследованиями в области семьи.

Социальная психология традиционно уделяла большое внимание се­мье, рассматривая ее как пример естественной малой социальной груп­пы. Все особенности такой группы приобретают в семье определенную специфику, но тем не менее знание закономерностей функционирования и развития малых групп может обусловить известный вклад в развитие оптимальных форм взаимоотношений и в этой микроячейке общества.

Можно выделить несколько классов задач, которые традиционно решаются на практическом уровне в таких организациях, которые по­лучили название «служба семьи» и в которых социальному психологу принадлежит ведущее место.

Подготовка молодых людей к созданию семьи. В последние годы дос­таточно часто ставится вопрос о необходимости соответствующей ра­боты школы в этом направлении, но иногда все сводится лишь к про­блемам полового воспитания. Важность этого вопроса очевидна, но под­готовка к браку и к созданию семьи включает в себя и проблемы психологической подготовки. Это означает, что молодые люди должны не из случайных обрывочных сведений, почерпнутых из обыденных суж­дений, знать о специфике семейных взаимоотношений, в том числе и об их психологическом содержании. Например, такие вопросы, как воп­росы о семейных ролях, о тех изменениях, которые происходят в содер­жании этих ролей в современных обществах, об известной адаптации к этому новому их содержанию, — это вопросы, относящиеся в том числе и к компетентности социальной психологии. Некоторые элементарные сведения о семье как об институте социализации ребенка также полез­ны не только молодым супругам, но и лицам, готовящимся к вступле­нию в брак. Иными словами, первой формой практического приложе­ния социальной психологии к этой области может стать ее просвети­тельская функция, включение элементов подготовки молодежи к семейной жизни.

Служба знакомства — вторая форма такого приложения. Во многих научных публикациях, в обсуждениях, организованных государственными и общественными организациями, ставится вопрос о том, что современный образ жизни создает при определенных условиях для час­ти людей трудности в поиске спутника или спутницы жизни. Занятость основных масс молодежи учебой, трудом достаточно сильно локализу­ет сферу общения: например, в таком производстве, где преобладает труд только мужчин или только женщин, естественная среда общения огра­ничивает контакты с лицами другого пола, определенного возраста, не­семейных, одиноких и т.д. В данном случае помощь может быть оказана отнюдь не социальной психологией, а системой различных государ­ственных и общественных мер.

Но есть и другая сторона проблемы: возникновение у молодых лю­дей определенных психологических барьеров, мешающих им по каким-то причинам устанавливать взаимоотношения с представителями другого пола. Здесь сплошь и рядом нужна помощь психолога. Что же касается социальной психологии, то она может взять на себя функции организа­ции психологической помощи одиноким людям, что тем более необхо­димо, так как зачастую они попадают в руки не просто непрофессиона­лов, но настоящих шарлатанов, работающих на чисто коммерческих началах. Всякая консультация в этой области должна обязательно вклю­чать в себя профессиональное обучение общению. Совершенно ясно, что «электронная сваха», даже если и принять ее услуги, не может ре­шить всей проблемы: подбор партнера или партнерши по браку не мо­жет исключить вопросов психологической организации их взаимоот­ношений. Ряд экспериментов, проведенных к настоящему времени, сви­детельствует о том, что успех знакомства во многом зависит от степени социально-психологической грамотности организаторов подобной службы.

Регулирование семейных взаимоотношений — еще одна функция служ­бы семьи. Среди разных причин увеличения числа разводов, проанали­зированных неоднократно в специальной демографической литерату­ре, в качестве важной причины отмечается неумение строить повсед­невные взаимоотношения между супругами. Это означает, что важнейшей формой прикладных социально-психологических исследо­ваний должны стать исследования, выясняющие формы и структуру се­мейных конфликтов, способы их разрешения. Причем все это должно стать не просто темой исследования; социальный психолог-практик должен обучить нормальному общению в семье [Алешина, 1993]. Поэтому, на­ряду с организацией семейного консультирования, важной сферой дея­тельности семейного консультанта является социально-психологический тренинг. Необходимость включения социального психолога в штат со­трудников семейной консультации очевидна.

Перечисленные функции семейной консультации делают очевид­ной необходимость объединения усилий семьи и школы для обеспечения успешной социализации молодых поколений. За пределам» вни­мания практической социальной психологии не может остаться вопрос о формировании различных молодежных субкультур, часть из которых в последние годы приобретает антисоциальную направленность. К со­жалению, ни семья, ни школа пока не в состоянии противодействовать участию молодежи в движении скинхедов, зарождению элементов ксе­нофобии или способствовать предотвращению хулиганских действий футбольных фанатов. Все эти проблемы включены в более широкий социальный контекст, но ясно одно, что в его рамках существуют и еще не реализованы возможности практического вмешательства и социаль­ной психологии.

 

Право и политика

Область практических приложений со­циальной психологии в данной сфере в особо заметных масштабах сопряжена с усилиями смежных дисциплин, прежде всего юридических и политоло­гических.

Борьба с противоправным поведением традиционно относилась к ком­петенции юридических наук. Обвальный рост преступности в нашем об­ществе сегодня требует, однако, объединения всех усилий для его преодо­ления. В этой общей борьбе очень четко обозначился и социально-психо­логический угол зрения. Конечно, охрана общественного порядка, борьба с преступностью, разработка норм судопроизводства, определение меры наказания за преступления — задачи специальных общественных орга­нов и соответствующих разделов юридической науки. Однако область про­филактики противоправного поведения, в частности профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями, — это область, в кото­рой может сказать свое слово и социальная психология и которая тесно примыкает к деятельности в области семьи и школы.

Большой блок проблем относится к условиям формирования про­тивоправного поведения личности, в частности, противоправного по­ведения несовершеннолетних правонарушителей. С точки зрения со­циальной психологии здесь особенно значимо ответить на следующие вопросы: какова роль первичных ячеек микросреды, в которых форми­руется личность, — семьи и школьного класса? Каков механизм влия­ния на подростка группы членства и референтной группы (и механизм выбора определенной группы в качестве референтной)? Какова роль статуса личности в группе для формирования ее нравственно-психоло­гического облика? Каков механизм формирования индивидуального от­ношения к социальному контролю и усвоению социальных норм? Ка­ковы оптимальные способы воздействия на подростка, еще не совер­шившего противоправного поступка, но находящегося в «трудном» возрасте или «трудном» периоде своего развития? [Беличева, 1993].

Задача социального психолога состоит в том, чтобы помочь выяв­лению тех отклонений от свойств личности, соблюдающей нормы по­ведения, которые можно зафиксировать в каждом отдельном правона­рушителе. Такой анализ естественно требует выяснения вопроса о том, насколько эффективной является угроза наказания, каково вообще оптимальное соотношение «санкций», применяемых в случае совершения первых проступков, и т.д.

В этой связи особый интерес представляют исследования, посвя­щенные роли конформности правонарушителей по отношению к груп­пам разного типа. Стремление взрослых противостоять «независимос­ти» как проявлению непослушания сплошь и рядом приводит к тому, что эталоном «позитивного» поведения рассматривается именно конформность. Вместе с тем чисто внешнее принятие позиции группы как раз и приводит неустойчивого человека к совершению правонаруше­ния. Исследования конформности среди подростков-правонарушите­лей дают значительный материал в пользу этого утверждения; они сви­детельствуют о том, что не существует однозначного решения вопроса о роли конформности поведения.

Наряду с решением такого рода задач, которые можно отнести к уча­стию в предупреждении преступности, к объяснению механизмов про­тивоправного поведения, социальная психология может сыграть опре­деленную роль и в разработке форм и методов своеобразной реадапта­ции личности после понесения наказания, например после возвращения из мест заключения.

Новый этап развития российского общества ставит с особой остро­той вопрос о создании правового пространства [Соловьева, 2002]. Это означает необходимость более широкого подхода к психологической проблематике права. В частности, сюда можно отнести такое новое яв­ление, как возникновение суда присяжных. Кроме того, что «освоение» этого нового поля правосудия представляет серьезную задачу для юрис­тов, проблема требует и вмешательства социальных психологов. Круг социально-психологических проблем описан в литературе [Майерс, 1998]. Он включает в себя и анализ психологического рисунка деятель­ности присяжных, и изучение их как особой социальной группы, и от­ношение населения к этой форме судопроизводства. В нашей стране такие исследования также начинают успешно развертываться. Еще бо­лее широкая проблема — это проблема прав человека. Прикладных со­циально-психологических исследований (как, впрочем, и фундамен­тальных) в этой сфере практически нет, их появление, возможно, свя­зано с разработками политической психологии.

Прикладные исследования и практическая работа социального пси­холога в сфере политики — относительно новая сфера деятельности в нашей стране, хотя вообще такой опыт в мировой социальной психологии давно накоплен. Первые работы, принадлежащие Г. Лассуэллу, от­носятся к 1930-м годам. Обозначена специальная ветвь психологичес­кой науки — «политическая психология», в фундаментальных работах по которой выявлен круг и практических ее приложений. Перечень про­блем политики, в анализе которых есть место для социальной психоло­гии, очевиден: это психологические факторы принятия политических решений, психологические условия их восприятия; роль личностных характеристик и имиджа политического деятеля; политическая социа­лизация и многое другое. Однако проблемы эти в большей степени раз­работаны как теоретические [Дилигенский, 1994; Шестопал, 1990].

Что же касается практических приложений социальной психологии в этой сфере, то кое-какие попытки предпринимаются в последнее вре­мя и здесь.

Одним из важных направлений практической работы психолога в сфере политики является политическое консультирование. Этот тип дея­тельности получает все более и более широкое распространение, к нему привлечены различные специалисты. Так, обозначено два вида полити­ческого консультирования: внутреннее и внешнее [Егорова-Гантман, Минтусов, 1999]. Внутреннее консультирование осуществляется специ­альным штатом людей, непосредственно работающих с каким-либо крупным политическим деятелем и выполняющих три различные роли: помощник, советник и консультант. Профессиональные психологи ред­ко занимают эти должности, и их работа в основном связана с внешним консультированием, когда политик приглашает — не в штат, а для эпи­зодических консультаций — специалистов по гуманитарным наукам, в том числе психологов (социальных психологов).

На долю последних выпадают следующие задачи: а) работа с имид­жем клиента и разработка элементов его стратегии в проведении опре­деленной политической линии; б) работа с личностью клиента (психо­диагностика, тренинг, коррекция публичных выступлений); в) непос­редственная работа в избирательных кампаниях (изучение электората и его требований к кандидату, сопровождение кандидата во время поез­док и пр.) [Там же. С. 259-268].

Важно отдавать себе отчет в тех специфических трудностях, которые стоят перед психологом, работающим консультантом у какого-либо круп­ного политического деятеля. Во-первых, это совмещение в политике двух качеств: возможности (в частности, финансовой) приглашать психолога и желания сделать это (т.е. понимания важности такой работы). Во-вто­рых, это проблема времени для исследования и консультирования и дос­тупа к данным: политические решения часто должны быть приняты в сжа­тые сроки, а часть данных является секретной. В-третьих, психолог, даю­щий личные рекомендации политическому деятелю, должен в той или иной мере разделять его концепцию, его взгляды, т.е. встает проблема соотнесения профессиональной и гражданской позиций психолога. В-чет­вертых, нужно преодолеть негативное отношение к психологической служ­бе в политике, которое иногда имеет место среди общественности («поли­тик не должен жить подсказками» и т.п.) [Гозман, 1994].

Тем не менее осознание необходимости психологической поддерж­ки постепенно распространяется среди политических деятелей. В на­шем обществе это осознание пришло вместе с радикальными преобра­зованиями в разных сферах жизни общества, с изменениями экономи­ческих и политических структур, с возникновением совершенно новых отношений, в том числе в политической сфере, например, в период из­бирательных кампаний. Поэтому постепенно формируются проблемы и методы работы психолога в этой области.

Обобщения первых опытов такого рода позволили выделить следу­ющие направления:

1. Участие в разработке и принятии решений. Беда многих полити­ческих решений в том, что при их разработке не принимали в расчет такой фактор, как восприятие этих решений гражданами. Иными сло­вами, не учитывались психологические последствия принимаемых ре­шений. Коррекцию политического решения с этой точки зрения и дол­жен осуществлять психолог: учесть ожидания граждан, построить про­гноз восприятия документа разными слоями населения. Чтобы такой прогноз был обоснованным, необходимы предварительные замеры со­стояния массового сознания, что возможно сделать лишь совместными усилиями психологов и социологов, а в экономической политике — и экономистов. Если решение заведомо непопулярно (а в кризисные пе­риоды это встречается сплошь и рядом), психолог обязан предвидеть и возможные конфликты на почве принятия (или непринятия) полити­ческого решения, обозначить пути их возможного устранения.

2. Второе направление практической деятельности психолога (как, впрочем, и социолога) — это систематический анализ динамики обще­ственного мнения. Здесь речь идет не об отношении к каждому конкрет­ному решению, а об общем представлении в массовом сознании тех или иных политических, экономических и социальных реалий. В дополне­ние к традиционным методам изучения общественного мнения, при­нятым в социологии, социальный психолог может проводить серию глу­боких интервью, получая специфические «срезы» мнений отдельных групп по отдельным вопросам. Поскольку заказчиком в таком исследо­вании выступает либо конкретный политик, либо какая-то политичес­кая структура, надо быть готовым к тому, что полученная психологом картина не удовлетворит инициатора исследования. Самая распростра­ненная среди политиков болезнь — принимать желаемое за действи­тельное, и психологу-практику надо быть готовым к тому, чтобы убе­дить заказчика в корректности своего анализа. Специфический вариант работы психолога-практика в этой сфере — рекомендации полити­ку относительно его встреч с избирателями или с какими-то другими группами населения (по поводу способов общения, роли диалогичес­кого общения и т.п.).

3. Третье направление — это прямое консультирование политических деятелей перед их публичными выступлениями. Работа, которая выпол­няется при этом, сходна с работой в рекламе: она обозначается как со­здание имиджа, т.е. определенного образа. Имидж политика это не при­хоть, а важное условие его популярности. Имидж имеет значение при выступлениях по телевидению, на митинге, на встрече, но это его не­посредственные проявления. Вместе с ними создается и более стабиль­ный имидж, аккумулирующий публичные появления политика перед людьми, информацию о нем в печати, в слухах и т.д. Работа консультан­та по созданию имиджа политика весьма щепетильна. Она не может зак­лючаться в том, чтобы «сделать» человека (например, другим, чем он есть на самом деле, т.е. в полном смысле слова выступить «имиджмей­кером»). Смысл работы в том, чтобы дать заказчику обратную связь, ка­сающуюся того, как воспринимаются внешний вид оратора, его мими­ка, жестикуляция, построение речи и т.д.

4. Четвертое направление работы — создание психологических порт­ретов оппонентов, а в более широком смысле — психологическое обес­печение различного рода переговоров. Демократизация политической жизни поднимает все поставленные вопросы с особой остротой. На при­мере работы психолога-практика в области политики особенно отчет­ливо видна необходимость высочайшей компетентности специалиста, включающей в себя не только знание конкретных технологий консуль­тирования, но и содержательных проблем общественной жизни [Там же].

Перечисленные направления касаются абсолютно конкретных форм практической работы социального психолога в политике. Но, как от­мечалось выше, изменение общей атмосферы политической жизни в стране ставит много и более широких проблем, требующих социально-психологического анализа, в том числе и таких, которые связаны с по­вышением правовой культуры, мотивацией активного участия в борьбе за права человека и др. Прикладные исследования социальных психо­логов на стыке проблем политики и права -актуальная профессиональ­ная задача.

 

Наука

Одна из относительно новых сфер при­ложения социальной психологии — сфе­ра научной деятельности. В сложной си­стеме современной науки организация исследований и управление ими постоянно требуют решения вопросов, связанных с психологическими механизмами и закономерностями этой системы. Возрастает значение коллективных форм деятельности, и это в значительной мере ломает устойчивый стереотип научного творчества как творчества отдельных выдающихся личностей, поскольку производство знаний является ре­зультатом работы множества людей на исследовательских «комбинатах». В соответствии с этим существенно изменяется тип исходной социаль­ной ячейки по производству научных знаний: если ранее такой ячейкой выступала научная школа, то теперь это, скорее, исследовательский кол­лектив, в котором возникает чрезвычайно высокая интеграция его чле­нов, все чаще рождаются собственно коллективные продукты научного творчества: групповые проекты, групповые решения, групповая экспер­тиза и т.д. Это ставит ряд новых прикладных задач, связанных с совер­шенствованием способов управления, повышением эффективности де­ятельности и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.