КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Андреева Галина Михайловна 30 страница
Главная из стоящих здесь проблем — выявление специфики такого вида деятельности, как «коллективная научная деятельность». Для традиционной психологии такой вид деятельности содержит очевидное противоречие: эта деятельность является одновременно и совместной, и творческой, тогда как в традиционной психологии творческая деятельность всегда рассматривалась как индивидуальная. Хотя науковедение уже давно настаивает на том, что в современных условиях важно анализировать не только личность ученого, но и характер общения в научном сообществе, традиционный подход остается непреодоленным: субъектом творчества по-прежнему считается личность (в данном случае — личность ученого), а ее микросреда, в том числе общение, выступает лишь как условие творческого акта. Задача социальной психологии — понять природу совместной творческой деятельности и дать ее Подход к решению этих вопросов был в свое время предложен в «программно-ролевом подходе» к исследованию науки, разработанном в отечественной социальной психологии М. Г. Ярошевским [Проблемы руководства научным коллективом, 1982]. Одна из основных идей этой концепции заключается в том, что во всяком научном коллективе выделяются основные научные роли: «генератор», «критик», «эрудит» и др. Вычерчивается ролевой профиль каждого сотрудника, обозначающий, что вклад каждого сотрудника в общую деятельность значительно отличается от вклада каждого другого. Особенно трудным является вопрос о том, всякая ли научная роль связана с таким вкладом, который можно отнести к подлинно творческой деятельности. Для этого необходимо не только тщательное психологическое описание каждой научной роли, но и детальный анализ мотивации каждого ученого. Наконец, не менее важным является и исследование специфики самого процесса коммуникации между учеными, в частности психологической готовности каждого исследователя принять, переработать, и сохранить разнообразную информацию. Неоднозначность вкладов разных сотрудников делает неявными критерии оценки их эффективности, а это может привести к неадекватному представлению сотрудников об их успешности и породить на этой почве особого рода конфликты, характерные для научных коллективов. Руководитель научного коллектива должен уметь разрешать подобные конфликты, чтобы обеспечить высокую эффективность деятельности руководимого им подразделения. Вместе с тем и его собственная позиция в коллективе специфична: остается дискуссионным вопрос о том, обязательно ли руководитель научного коллектива должен сочетать в себе функции администратора и генератора идей или они могут быть разделены между разными людьми. Этот вопрос также встает перед практической социальной психологией. На основе предложенного подхода была проведена серия прикладных исследований непосредственно в научных учреждениях: институтах, лабораториях, высших учебных заведениях, где социальные психологи осуществляли деятельность трех видов: а) разработка рекомендаций на основе диагностики конкретных ситуаций (например, как выделить оптимальные стадии реализации исследовательской программы, чтобы они были наглядны для членов научного коллектива, как построить систему научных ролей и обрисовать ролевой профиль каждого сотрудника, как регулировать межличностные отношения вообще и межличностные конфликты в частности и др.); б) консультирование как руководителей, так и рядовых сотрудников, способствующее в последнем случае осознанию ситуации в коллективе, своей собственной роли в нем и тем самым повышению чувства удовлетворенности работой; в) непосредственное обучение руководителей методам управления, начиная с традиционных лекций и кончая социально-психологическим тренингом. Исследования такого плана дали материал, который касался лишь определенного уровня социально-психологических проблем науки — либо на уровне изучения личности ученого, либо на уровне первичного научного коллектива. В действительности же, что стало особенно ясно в современных условиях, класс задач должен быть значительно расширен. Выдвигается требование уйти «от первоначального сужения» предмета социальной психологии науки, выдвинув на первый план новые уровни исследования, в частности, взаимоотношения науки и общества [Юревич, 2000. С. 13]. В связи с резким ухудшением финансирования науки со стороны государства научную общественность волнуют более драматические проблемы, например проблема «утечки мозгов», повышения заработной платы и др. Кроме того, складывается совершенно новая ситуация отношений науки и бизнеса, науки и политики, вообще статуса этого вида деятельности в массовом сознании. Изменение роли науки в обществе предъявляет новые требования к руководителям научных коллективов: теперь многое в их судьбе зависит от того, насколько руководитель умеет «вписаться» в рыночные отношения, овладеть стратегией коммерческого представления продукта научного творчества, выстроить оптимальную систему защиты авторских прав, стимулировать в большей степени индивидуальную активность ученых и пр. [Там же]. В каких формах сможет социальная психология способствовать решению этих задач — покажет время.
Литература Авдуевская Е. П., Араканцева Т. А. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994. Базаров Т. Ю. Практика работы с персоналом в организациях // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994. Базаров Т. Ю. Управленческие технологии: Проблемы организационного развития // Социальная психология в современном мире. М., 2002. Базаров Т. Ю., Еремин Б. Л. (ред.). Управление персоналом. М., 2001. Белкин П. Г., Емельянов Е. Н., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991. Богомолова Н. Н., Мельникова О. Т., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994. Гозман Л. Я. Психология в политике: От объяснений к воздействию // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994. Деркач А. А., Калинин И. В., Синягин Ю. В. Стратегия подбора и формирования управленческой команды. М., 1999. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1994. Донцов А. И., Дубовская Е. М., Жуков Ю. М. Группа—коллектив—команда. Модели группового развития // Социальная психология в современном мире. М., 2002. Дубовская Е. М., Тихомандрицкая О. А. О стратегиях работы психолога в школе // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994. Егорова-Гантман Е. В, Минтусов И. Политическое консультирование. М., 1999. Егорова-Гантман Е. В., Плешаков К. В. Политическая реклама. М., 1999. Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М., 1988. Зазыкин В. К. Психология в рекламе. М., 1992. Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель...М., 1993. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 2001. (Гл. 6.) Липатов С. А. Методы социальной психологической диагностики организации // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994. МайерсД. Социальная психология / Пер. с англ. М., 1997. Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991. Свенцицкий А. Социальная психология управления. Л., 1986. Соловьева О. В. Современное правовое пространство: Социально-психологические проблемы // Социальная психология в современном мире. М., 2002. Ширков Ю. Э. Практические направления социально-психологических работ в области рекламы // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994. Юревич А. В. Социальная психология науки. М., 2001.
Вместо заключения
Здесь были перечислены только некоторые области общественной жизни, где находит применение социальная психология. Жизнь постоянно ставит перед этой дисциплиной новые задачи. Так, в последнее время в обществе обостряются проблемы здоровья и экологической безопасности. Хотя и медленно, но социальная психология осваивает и эти сферы, поскольку в каждой из них находится и социально-психологический срез проблем. Возможно, в дальнейшем можно будет сделать более полный обзор практических приложений социальной психологии, включив в него и новые освоенные ею области. Главная задача, которая стоит сегодня перед прикладной областью этой научной дисциплины, заключается в том, чтобы четко развести два круга вопросов: 1) Что в принципе может выполнить социальная психология своими средствами анализа, т.е. какой класс задач применительно к каждой сфере общественной жизни она может решить, и 2) что она уже делает сегодня? Ответ на первый вопрос — это выявление перспектив социальной психологии в прикладной сфере. Ответ на второй вопрос — это обсуждение практических и организационных мер, которые необходимо осуществить, чтобы прикладные исследования стали не только возможными, но и эффективными. Решение и того и другого круга вопросов естественно обусловлено той новой ситуацией, которая сложилась в обществе сегодня. Перед профессиональной социальной психологией встает целый ряд совершенно новых задач. Весь накопленный ею опыт, все теоретические и экспериментальные разработки так или иначе апеллировали к стабильному обществу. Собственно такая переменная, как «стабильность — нестабильность», практически не фигурировала в исследованиях. Только относительно недавно в некоторых работах (в частности, А. Тэшфела) была поднята проблема недопустимого игнорирования социальной психологией социальных изменений. Если верен тезис о том, что вопросы социальной психологии ставит общество, то следует признать ее обязанность искать ответы на вопросы изменяющегося общества. В противном случае социальная психология оказывается разоруженной перед лицом глобальных общественных трансформаций: ее аппарат, ее средства не адаптированы к тому, как исследовать социально-психологические феномены в изменяющемся мире. Поскольку социальной психологии приходится существовать в этом мире, для нее важно осознать характер происходящих преобразований, построить своеобразную программу трансформирования сложившихся подходов в связи с новыми объектами исследований, новыми типами отношений в обществе, новой ситуацией. Все это имеет самое непосредственное отношение к развитию социальной психологии в нашей стране. Радикализм осуществляемых здесь преобразований настолько очевиден, что многие их проявления просто не могут быть «схвачены» в рамках разработанных социально-психологических схем. Существенная черта российского общества на протяжении последнего десятилетия — его нестабильность — доказала недостаточность его анализа методами и средствами, сформированными для анализа стабильных ситуаций. Тип отношений, складывающихся в нашем обществе — отношений рынка, — вообще говоря, не нов, а, напротив, имеет солидную историю во многих странах. Ответы на вопросы в социально-психологических И свой, отечественный опыт тоже сформировался в условиях хотя и специфической, но социальной стабильности. Ее тоже уже не существует: общество совершает переход не только «к чему-то», но и «от чего-то». Таким образом, рассмотренный и с этой стороны опыт социальной психологии оказывается не вполне пригодным. Соображение о том, что социальная психология изучает «сквозные» проблемы человеческих взаимоотношений, их общие, универсальные механизмы, не может поправить дела. На протяжении всего курса мы стремились показать, что действие этих механизмов различно в различных социальных контекстах. Следовательно, анализ этого нового контекста необходим. Такая задача не может решаться в короткие сроки; поэтому первая ее часть — это именно осознание ситуации, принятие в расчет того, что новый «социальный контекст» для нас сегодня — это наличие нестабильности в обществе, хотя исследователи и фиксируют наметившуюся в последние годы тенденцию к стабилизации. По-видимому, именно поэтому многие авторы предпочитают говорить не столько о нестабильности, сколько о радикальной трансформации общества [Россия: трансформирующееся общество, 2001]. В действительности под нестабильностью не следует понимать просто эквивалент быстрых и радикальных социальных изменений. Нестабильность проявляется в рассогласованности этих изменений — по их направленности, по их темпу, по мере их радикальности в разных частях общественного организма (например, достаточно быстрая ломка политических институтов и медленные преобразования в экономике). Проблема осложняется еще и тем, что социальная нестабильность, хотя и обладает некоторыми общими чертами, когда возникает в определенные периоды развития в разных странах, принимает в каждом случае специфическую форму; она сочетается с особыми условиями исторического развития каждой страны, с ее традициями, национальным менталитетом. Нестабильность как бы «накладывается» и на тот образ общества, который существовал в массовом сознании до периода радикальных преобразований: было ли это стабильное общество с жесткой регламентацией стереотипов и ценностей, или, напротив, общество достаточно динамичного развития. В России новая возникшая ситуация оказалась психологически особенно сложной потому, что в прежний период, в тоталитарном обществе, стабильность его декларировалась как официальной идеологией, так и самой организацией общественной жизни. Ведь стиль жизни «в прошлом» содержал позитивную оценку всякой незыблемости устоев, заданности их объективным ходом истории, несокрушимой верой в правильность принимаемых решений. Именно стабильность и прочность воспринимались как норма, а всякое расшатывание их как опасное отклонение от этой нормы. Жизненная ориентация личности была связана не с преобразованием, тем более в масштабах всего общества, а, напротив, с его абсолютной устойчивостью и неколебимостью. Это было поддержано и высокой степенью институционализированности общественных структур, жесткой регламентацией их деятельности. В становящемся новом типе общества его нормы — плюрализм мнений, допустимость различных вариантов экономических решений, права человека — воспринимаются многими социальными группами достаточно тяжело. От четкого ответа на вопрос о том, каким предстает общество в массовом сознании, во многом зависит программа преобразования общества, да и самой социальной психологии, если она хочет ответить на вопросы общества. Поэтому важно зафиксировать те процессы, с которыми сталкивается массовое сознание в период радикальной ломки общественных структур и которые требуют пристального социально-психологического внимания. Прежде всего это глобальная ломка устоявшихся социальных стереотипов, распространенных в нашем обществе в предшествующий период, природа которых весьма специфична. Во всяком случае никакое из известных социально-психологических исследований не имело дела с такого рода стереотипами: они «жили» весьма долго (практически в течение всего существования советского общества они передавались из поколения в поколение — «мудрость вождя», «дружба народов», «преимущества социалистической собственности», «справедливость партийных решений» и т.п.); они имели чрезвычайно широкий ареал распространения (внедрялись в сознание практически всех социальных групп, хотя, конечно, в различной степени и с возможными частными исключениями); они были поддерживаемы не только силой господствующей идеологии, но и институтами государства. Слом такого рода стереотипов не просто осуществляется в массовом сознании. Более того, он часто воспринимается отдельными группами как утрата идеалов. Изменение системы ценностей — второй блок социально-психологических феноменов, требующих особого внимания исследователей. Это касается вопроса о соотношении групповых (прежде всего классовых) и общечеловеческих ценностей. Воздействие идеологических нормативов на массовое сознание было так велико, что идея приоритета классовых ценностей принималась как сама собой разумеющаяся, а общечеловеческие ценности зачастую интерпретировались как ценности «абстрактного гуманизма», т.е. получали негативную оценку. На более конкретном уровне это проявляло себя как принижение значения таких ценностей, как ценности жизни, человеческого существования, добра и пр. Неготовность к их принятию обернулась тем, что в условиях радикальных преобразований «старые» ценности во многом оказались разрушенными, а «новые» не приняты. Утрата ориентиров относительно иерархии ценностей оплачивается дорогой ценой, она порождает порою нравственный беспредел. Кризис идентичности — еще один пример существенных изменений в массовом сознании в эпоху перемен. Социальной психологии удалось на теоретическом и экспериментальном уровнях доказать, что механизмом формирования социальной идентичности является категоризация — процесс «отнесения» индивидом себя к определенной социальной группе. Но социальные категории, как и категории вообще, выступают в процессе познания как порождения стабильного мира: они фиксируют устоявшееся, прочное. Когда сам реальный мир становится нестабильным, социальные категории как бы разрушаются, утрачивают свои границы. Так, социальные и этнические группы, обозначаемые определенными категориями, или размывают свои границы, или просто «исчезают» (как быть сегодня с такой, например, социальной категорией, как «советский человек»?). Последствия этого драматичны для многих социальных групп: пожилые люди испытывают потерю идентичности, молодежь — затруднения с определением своей идентичности и т.п. Перечень проблем, порождающих особое — тоже нестабильное состояние массового сознания в эпоху радикальных преобразований, можно продолжить. Однако вывод уже ясен на основании приведенных примеров: социальная психология сталкивается с новой социальной реальностью и должна осмыслить ее. Это требует огромной работы всего профессионального сообщества. Мало просто обновить проблематику социальной психологии (например, исключить из курса тему «психологические проблемы социалистического соревнования» или добавить тему «мотивы трудовой деятельности в частной фирме»); мало также просто зафиксировать изменения в психологии больших и малых социальных групп и личностей в той, например, части, как они строят образ социального мира в условиях нестабильности, хотя и это надо сделать. Необходим поиск новых принципиальных подходов к анализу социально-психологических феноменов в изменяющемся мире, новой стратегии социально-психологического исследования. С этой точки зрения все изложенное в данном учебнике — лишь база, основа для новых поисков. Возможно, они приведут и к совершенно новой постановке вопроса о социальных функциях социальной психологии. Хотя в принципе такие функции определены и исследованы, но содержание их может существенно меняться, если взгляд социальной психологии на общественные проблемы станет более пристальным и если она сумеет избавиться от нормативного характера, который был ей свойствен в предшествующий период (т.е. в меньшей степени будет считать своей функцией предписание того, как должно быть, вместо предоставления человеку информации, оставляющей за ним право выбора решения). Дело не только в лучшей ориентации социальной психологии в новых возникших проблемах (например, в проблемах безработицы, резкой имущественной дифференциации, возникновения организованной преступности и др.), но и в нахождении адекватной общественной позиции своей дисциплины в решении этих проблем. Конечно, формы практической социальной психологии достаточно определились. Но вопрос заключается в том, как эти формы (экспертиза, консультирование, обучение) могут «работать» в новых условиях. Можно организовать, например, психологическую консультацию как для сотрудников службы занятости, так и для ее клиентов, людей, потерявших работу. Но как обеспечить в таком консультировании учет динамики отношения к проблеме безработицы как отдельного человека, так и целой социальной группы? Как учесть в практике консультирования изменения в действии таких психологических механизмов, как социальное сравнение («моего» положения, положения «моей» отрасли по сравнению с другими), обеспечение (или исчезновение) кредита терпения (по отношению к наблюдаемым фактам социальной несправедливости), сохранение потребности в самоуважении (в условиях, когда жизнь выталкивает человека за борт) и т.д. Пример только одной приведенной здесь ситуации делает абсолютно ясной ту истину, что традиционные формы социально-психологического вмешательства в общественную жизнь становятся недостаточными и требуют значительного обогащения. Формирование иного статуса этой научной дисциплины в обществе — дело будущего. При этом следует, учесть и тот факт, что социальные изменения не закончены. В переломные эпохи возникают такие новые реалии, которые вообще трудно спрогнозировать. Уже в ходе трансформаций российского общества многое изменилось и в массовом сознании: эйфория начала 1990-х годов, когда казалось, что изменения необратимы, сменилась для многих активных субъектов преобразований некоторой апатией, даже разочарованием. Для других неуспех многих реформаторских начинаний, напротив, порождает надежды на то, что все «возвратится к прежнему». Барометр в виде исследований общественного мнения чутко реагирует на такие колебания массовых настроений. Однако этот инструмент дает лишь констатацию сложившейся ситуации. Для науки этого недостаточно: как мы уже неоднократно отмечали, ее дело давать анализ и прогноз изучаемого явления. Понятно, что это, как в данном случае, — задача достаточно сложная. Ясно, что браться за ее выполнение невозможно без постоянного осмысления наукой своих возможностей, совершенствования методического инструментария и, конечно, овладения той совокупностью фундаментальных знаний, которые уже накоплены в социальной психологии и изложены в данном учебнике.
Литература Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994. Алешина Ю. Е., Данилин К. Е., Дубовская Е. М. Спецпрактикум по социальной психологии: Опрос, семейное и индивидуальное консультирование. М., 1989. Андреева Г. М. Социальная психология. 1-е изд. М.: МГУ, 1980. Андреева Г. М. Социальная психология. 4-е изд. М.: Аспект Пресс, 2002. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М.: Аспект Пресс, 2002. Аронсон Э. Общественное животное / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1998. Артемов В. А. Введение в социальную психологию. М., 1927. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. Базаров Т. Ю., Еремин Б. Л. (ред.). Управление персоналом. М.: Юнити, 2001. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993. Белкин П. Г., Емельянов Е. Н., Иванов И. А. Социальная психология научного коллектива. М.: Наука, 1987. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / Пер. с англ. М., 1995. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. М., 1994. Блонский П. П. Очерк научной психологии. М., 1924. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляции поведения. М.: Наука, 1978. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: МГУ, 1991. Богомолова Н. И., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. М.: МГУ, 1992. Бодалев А. А, Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР / Пер. с англ. М., 1976. Будилова Е. А. Философские проблемы в советской психологии. М.: Наука, 1971. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Наука, 1994. Волков И. П. О социометрической методике в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1970. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. Выготский Л. С.История развития высших психических функций. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. ДеркачА. А., Калинин И. В., Синягин Ю. В. Стратегия подбора и формирования управленческой команды. М.: РАГС, 1999. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979. Донцов А. И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: МГУ, 1987. Егорова-Гантман Е. В., Минтусов И. Политическое консультирование. М.: Никколо М, 1999. Егорова-Гантман Е. В., Плешаков К. В. Политическая реклама. М.: Никколо М, 1999. Емельянов Е. П., Поварницына С. Е. Психология бизнеса. М.: Армада Д + Пресс. 1998. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985. Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. Зимбардо Ф. Застенчивость / Пер. с англ. М., 1992. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. Квинн В. Прикладная психология / Пер с англ. СПб.: Питер, 2000. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: МГУ, 1984. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. Кон И. С. Психология юношеского возраста, М.: Просвещение, 1979. Кон И. С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. Корнилов К. Н. Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма. М.; Л., 1929. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2002. Краснова О. В., Лидерс А. Г. Социальная психология старости. М., 2002. Крижанская Ю. С, Третьяков Г. П. Грамматика общения. Д.: ЛГУ, 1990. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М-.: Аспект Пресс, 2001. Кричевский Р. Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985. Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель... М.: Дело, 1993. Кроник А. А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: Наукова думка, 1982. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1964. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск.: БГУ, 1988. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. СПб.: Соц.-псих. центр, 1996. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону: РГУ, 1986.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |