Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольная группа




Учащийся Уровень личностной тревожности в % Уровень тревожности
  Тимур А.   Высокий
  Мария Б   Высокий
  Василий Д.   Высокий
  Алена Е.   Высокий
  Петр К.   Высокий
  Надежда П.   Высокий
  Сергей Т.   Высокий
  Ирина С.   Высокий
  Мария С.   Высокий
  Наталья Ч.   Высокий

 

Снижение уровня личностной тревожности экспериментальной группы по сравнению с данными контрольной группы, после проведения психокоррекционной работы, оказались существенными (рис. 6.)

Рис. 6 Сравнительный анализ групп

«Методика измерения уровня тревожности Тейлора», адаптация Немчинова

Таблица 14.

Экспериментальная группа

Учащийся Суммарная оценка Показатель уровня тревожности
  Дмитрий А.   Средний с тенденцией к высокому
  Елизавета А.   Средний с тенденцией к высокому
  Михаил Г.   Средний с тенденцией к высокому
  Изула Г.   Средний с тенденцией к высокому
  Константин И.   Средний с тенденцией к высокому
  Татьяна К.   Средний с тенденцией к высокому
  Кирилл Н.   Средний с тенденцией к высокому
  Елена С.   Средний с тенденцией к высокому
  Максим Т.   Средний с тенденцией к высокому
  Екатерина Ц.   Средний с тенденцией к высокому

Рис. 7. Показатель по данной методике после проведения психокоррекции.

Таблица 15.

Контрольная группа

Учащийся Суммарная оценка Показатель уровня тревожности
  Тимур А.   Очень высокий
  Мария Б.   Высокий
  Василий Д.   Высокий
  Алена Е.   Средний, с тенденцией к высокому
  Петр К.   Высокий
  Надежда П.   Высокий
  Сергей Т.   Очень высокий
  Ирина С.   Высокий
  Мария С.   Высокий
  Наталья Ч.   Высокий

 

Рис. 8. Кол-во выборов по сравнению с контрольной группой

«Методика диагностики личностной тревожности Ч. Спилберга»

Таблица 16.

Экспериментальная группа

Учащийся Суммарная оценка Показатель уровня тревожности
  Дмитрий А.   Умеренная
  Елизавета А.   Умеренная
  Михаил Г.   Умеренная
  Изула Г.   Высокая
  Константин И.   Умеренная
  Татьяна К.   Высокая
  Кирилл Н.   Умеренная
  Елена С.   Высокая
  Максим Т.   Высокая
  Екатерина Ц.   Умеренная

 

Рис. 9. Данные полученные после психокоррекционной работы в сравнении с данными, полученными до нее.

Таблица 17.

Контрольная группа

Учащийся Суммарная оценка Уровень тревожности
  Тимур А.   высокий
  Мария Б.   высокий
  Василий Д.   высокий
  Алена Е.   высокий
  Петр К.   высокий
  Надежда П.   высокий
  Сергей Т.   высокий
  Ирина С.   высокий
  Мария С.   высокий
  Наталья Ч.   высокий

 

Сравнительный анализ данных полученных после коррекции экспериментальной группы и диагностических данных контрольной группы (рис. 10).

Рис. 10 Сравнение данных по двум группам


Заключение

В последнее десятилетие, как за рубежом, так и у нас в стране, значительно повысился интерес к проблемам тревоги, эмоциональной и психической напряженности и стресса. Состояние тревоги является первой эмоциональной ситуативной реакцией на самые различные стрессоры, и поэтому являются неотъемлемой частью эмоциональных переживаний участников любой значимой деятельности, особенно в естественных условий.

Тревожность, как комплексное эмоциональное состояние состоит из фундаментальных эмоций, так утверждает К. Изард (14). И каждая из этих эмоций оказывает свою побудительную силу на общее состояние личности.

Тревожность ­ это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Эта черта личности, готовность к страху.

Различают, тревогу – как ситуативное проявления и тревожность – как свойство личности. Это подтверждают Ч.Д. Спилбергер и функционалистцы, которые полагают, что тревогу нужно рассматривать с точки зрения тех функций, которые она выполняет.

Психоаналитики, считают, что тревога – это сигнал, предупреждающий Эго о надвигающейся опасности, исходящей от инстинктивных импульсов. И, что тревога возникает тогда, когда не удовлетворяются базовые потребности индивида, например, в безопасности. (Холл. К., Линдсей Г., 31).

Также, тревожность имеет возрастную специфику. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности, как устойчивого образования. Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых, социогенных потребностей.

Так, в подростковом возрасте, который является, по мнению многих авторов, переходным, кризисным, наиболее значимыми являются отношения со сверстниками, нарушение сексуального развития, кризисы идентичности, авторитетов, синдром деперсонализации, конфликты самооценки, нарцистические кризисы и суицидальные попытки, ассоцальность и делинквентность. Тревожность – как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности подростка мотивирующую функцию, подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность может носить как негативный, так и позитивный характер, хотя в последнем случае оно имеет житейские ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.

Рассматривая детей с отклонениями в развитии, нужно заметить, что у подростков с легкой степенью умственной отсталости наблюдается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, что предполагает незрелость эмоций, не критичность, завышенную самооценку, такие подростки инфантильны, у них снижена концентрация активного внимания, а также учебная мотивация носит поверхностный характер, то есть они имеют малую работоспособность, аритмию памяти, внимания, они не способны адекватно оценить ситуацию. Все это, конечно, осложняется органическими поражениями головного мозга.

Рассмотренная группа детей имеет свои особенности в развитии и соответственно комплекс коррекционных мероприятий должен носить специфический характер.

Но существует основной, общий подход в коррекции эмоционального состояния и он носит комплексный характер. Это, прежде всего медицинская реабилитация, педагогическая и психологическая, которая направлена на адаптацию подростков в обычных жизненных условиях и снижения тревожности.

В процессе проведенного исследования, можно сказать, что наша гипотеза нашла свое подтверждение, так как, по полученным результатам мы видим, что у подростков с легкой степенью отсталостью снизился уровень личностной тревожности, при условии внедрения тренингов, построенных с учетом эмоционального опыта ребенка и его взаимоотношении с родителями. Таким образом, цель и задачи, поставленные в результате проведения исследования были, выполнены.

Были выделены 2 группы детей, у которых показатели тревожности колеблются от среднего до высокого уровня.

Детям с преобладанием среднего уровня тревожности следует уделить особое внимание к мотивам деятельности и повысить чувство ответственности.

Детям с преобладанием высокой тревожности следует снизить субъективную значимость ситуаций и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формировании чувства уверенности в успехе. Повышенная тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетенции.

Тревожность, как черта характера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Если у таких подростков усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиваться невротические черты.

Неуверенность в себе, как черта характера – это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они в свою очередь формируют соответствующий характер.

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный подросток нерешителен, несамостоятелен, не редко инфантилен, повышенно внушаем. Неуверенный, тревожный подросток всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой подросток опасается других, ждет насмешки, обиды. Это способствует образованию реакции психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают подростки, основан на простом умозаключении: «Чтобы ни чего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого подростка. Тем не менее, в глубине души у них все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.

Отрицательное последствие тревожности отражается в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (творческого) мышления, для которого свойственны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

Таким образом, личности, относимые к категории высоко-тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно выраженным состоянием тревожности.

В результате проведенной работы можно сделать вывод о том, что уровень личностной тревожности у подростков с легкой степенью умственной отсталости может повышаться при неприятии себя, нелюбви к себе, непонимании себя по каким - то определенным параметрам, в случае завышенных требований к себе, желания достичь большего, чем способен, или в случае искаженного представления о себе.

Полученные нами данные говорят о необходимости дальнейшего исследования в данном направлении, для того, чтобы вырабатывать приемы снижения уровня личностной тревожности. Необходимо, чтобы человек лучше знал себя, имел гармоничную личность и больше верил в себя.


Список литературы

1. Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб.: Питер, 2009. – 464с.: ил. – (Серия “Мастера психологии”).

2. Возрастная психология: учеб. Пособие для студ. Вузов, обучающихся по специальности 031000 “Педагогика и психология” / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 264с.: ил. – (Учебное пособие для вузов).

3. Поливанова К.Н. - Психология возрастных кризисов: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 184c.

4. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Спб.: Речь, 2008. – 688 с.: ил.

5. А. М. Прихожан: Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).

6. Современный психологический словарь/ под. Ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, ОАО ВКТ Владимир, 2008. – 490[6] c. – (Научный бестселлер).

7. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992. т. 13 №5.

8. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: изд. - во «Академия», 1996., С. 224.

9. Блюм Г. Психоаналитические теории личности, 1996.

10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: изд-во «Институт практической психологии», - Воронеж, 1995. С. 352.

11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.

12. Баярд Р., Баярд Д. Волнение беспокойного подростка. – М., 1978.

13. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976.

14. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1997.

15. Дети с нарушениями развития /сост. В.М. Астапов. – М., 1995.

16. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М., 1986.

17. Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // психологическое исследование, Тбилиси, 1966.

18. Изорд К. Эмоции человека. – М., изд-во МГУ, 1980.

19. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему?// семья и школа, 1988., №7.

20. Кочубей Б., Новикова Е. Как лечить тревожность. // Семья и школа, 1988, №8.

21. Кочубей Б, Новикова Е. Ярлыки для тревоги. // семья и школа, 1988, №8.

22. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии, 1969., №1.

23. Немов. Р.С. Психология. Кн. №2, - М., Просвещение Владос., 1995.

24. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты проблемы, - М., 1995.

25. Наенко. Н.И. Психическая напряженность. – М., 1975.

26. Прихожан А.Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998., №2.

27. Психологический словарь. / Общ. Ред. А.В. Петровского. М.Г.Ярошевского, - М., 1990.

28. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.

29. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М. 1994.

30. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест., 1997.

31. Спиваковская. А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1997.

32. Суворова В.В. Психофизиология стресса. – М., 1975.

33. Фельдштейн. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995.

34. Холл К., Линдсей. Г. Теории личности. – М., 1997.

35. Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте. // Вопросы психологии, 1997., №3.

36. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – С-Пб.., 1997.

37. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В.В. – М., 1990.

38. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. Ростов н/Д., Феникс, 2008

39. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. М., Издательский центр «Академия», 1999.

40. Мэй Р. Смысл тревоги/ Пер. с англ. Завалова М.И. и Сибуриной А.Ю. М., Независимая фирма "Класс", 2001.

41. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений: В 3 Кн. – 4-е изд. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.

42. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М., Российское педагогическое агентство, 1996.

43. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., ТЦ «Сфера», 1996.

44. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: учеб. пособие для студ. высшего спец. уч. заведения. М., ТЦ «Сфера», 2000.

45. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. М., Политиздат, 1990.

46. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб., Речь, 2002.

47. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М., Просвещение, 1991.

48. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. М., ВЛАДОС, 1996.

49. Савина Е. Тревожные дети. // Дошкольное воспитание, 1996, № 4.

50. Справочник психолога начальной школы / Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Ростов н/Д., Феникс, 2006.

51. Сушкова Ф. Уровень тревожности школьников растет. // Воспитание школьников, 2006, №9.

52. Фромм Аллан Азбука для родителей // Пер. И.Г. Константиновой; Предисл. И.М. Воронцова. Л., Лениздат, 1991.

53. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Психология. Селезнева Е.В. М., Издательство АСТ-ЛТД, 2005.

54. Сдатчикова К.В. Помогите детям не бояться. Рекомендации для учителя по работе с тревожными детьми младшего школьного возраста // http: //festival.1september.ru.

55. Тренинг с тревожными детьми //http:// www.psyinst.ru.

56. Школьная тревожность //http:// adalin.mospsy.ru.


Приложение 1

Тест Теммл, Дорки, Амен

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

«Методика диагностики личностной тревожности Ч. Спилберга»

Суждение Нет, это не так Пожалуй, это так Верно Совершенно верно
  Я спокоен        
  Мне ни что не угрожает        
  Я нахожусь в напряжении        
  Я внутренне скован        
  Я чувствую себя свободно        
  Я расстроен        
  Меня волнуют возможные неудачи        
  Я ощущаю душевный покой        
  Я встревожен        
  Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
  Я уверен в себе        
  Я нервничаю        
  Я не нахожу себе места        
  Я взвинчен        
  Я не чувствую скованности, напряжения        
  Я доволен        
  Я озабочен        
  Я слишком возбуждён, мне не по себе        
  Мне радостно        
  Мне приятно        
  У меня бывает приподнятое настроение        
  Я бываю раздражительным        
  Я легко могу расстроиться        
  Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие        
  Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть        
  Я чувствую прилив сил, желание работать        
  Я спокоен, хладнокровен и собран        
  Меня тревожат возможные трудности        
  Я слишком переживаю из-за пустяков        
  Я бываю вполне счастлив        
  Я всё принимаю близко к сердцу        
  Мне не хватает уверенности в себе        
  Я чувствую себя беззащитным        
  Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей        
  У меня бывает хандра        
  Я бываю доволен        
  Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
  Бывает, что я чувствую себя неудачником        
  Я уравновешенный человек        
  Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        

 


Приложение 3

«Методика измерения уровня тревожности Тейлора», адаптация Немчинова

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. Мои нервы расстроены не более чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

4. У меня редко бывают головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не краснею.

9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывает сердцебиение.

12. Обычно мои руки достаточно теплые.

13. Я застенчив не более чем другие.

14. Мне не хватает уверенности в себе.

15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда питаюсь что-либо сделать.

23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.

27. Я работаю с большим напряжением.

28. Я легко прихожу в замешательство.

29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.

30. Я склонен принимать все слишком всерьез.

31. Я часто плачу.

32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.

37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.

38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.

40. Даже в холодные дни я легко потею.

41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что ме трудно заснуть.

42. Я — человек легко возбудимый.

43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расщатаны, и я вот-вот выйду из себя.

45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.

47. Я почти все время испытываю чувство голода.

48. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.

49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.

50. Ожидание всегда нервирует меня.


Приложение 4.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.