КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Регулирующих информационную сферу 3 страница
2. Понятие и виды охраноспособной информации Информация с ограниченным доступом определяется двумя признаками. 1. Доступ ограничен в соответствии с законом. 2. Цель ограничения - защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Признаки охраноспособности информации: 1) охране подлежит только документированная информация; 2) информация должна соответствовать ограничениям, установленным законом; 3) защита информации устанавливается законом. Виды информации с ограниченным доступом: 1) государственная тайна; 2) конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ: - коммерческая тайна; - тайна частной жизни; - служебная тайна; - профессиональная тайна. Следует отметить, что термин "защита информации" законодательно закреплен в ст. 16 Закона об информации, анализ законодательства РФ позволяет говорить о том, что данное понятие является широко употребляемым. Толковый словарь "Бизнес и право" правовой системы "Гарант" под данным понятием подразумевает "все средства и функции, обеспечивающие доступность, конфиденциальность или целостность информации или связи, исключая средства и функции, предохраняющие от неисправностей. Она включает криптографию, криптоанализ, защиту от собственного излучения и защиту компьютера". Между тем в ряде международных соглашений можно найти термин "защита информации". Под ним подразумевается: - деятельность, направленная на предотвращение утечки конфиденциальной информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на конфиденциальную информацию <*>; -------------------------------- <*> Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве в области защиты информации (Москва, 9 июля 1997 г.). - комплекс административных, организационных и технических мероприятий по ограничению доступа к информации и ее носителям в целях обеспечения ее сохранности и недоступности третьим сторонам, предусмотренный законодательством РФ <*>. -------------------------------- <*> Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики о защите информации ограниченного доступа (Братислава, 29 апреля 1997 г.). Таким образом, защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: 1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации; 2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; 3) реализацию права на доступ к информации. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить: 1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации; 2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; 3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; 4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование; 5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней; 6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации. 3. Режимы защиты информации Цели защиты информации: 1) предотвращение хищения, утечки, искажения, утраты и подделки информации; 2) предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, копированию и блокированию информации; 3) реализация права на государственную тайну и конфиденциальную информацию. На основании ст. 16 Закона об информации защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Защищаемая информация - информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации. Защита информации осуществляется от: - утечки (неконтролируемого распространения защищаемой информации в результате ее разглашения, несанкционированного доступа к информации и получения защищаемой информации разведками); - несанкционированного воздействия (воздействия на защищаемую информацию с нарушением установленных прав и (или) правил на изменение информации, приводящего к ее искажению, уничтожению, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации); - непреднамеренного воздействия (воздействия на защищаемую информацию ошибок ее пользователя, сбоя технических и программных средств информационных систем, природных явлений или иных нецеленаправленных на изменение информации мероприятий, приводящих к искажению, уничтожению, копированию, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации); - разглашения (несанкционированного доведения защищаемой информации до потребителей, не имеющих права доступа к этой информации); - несанкционированного доступа (получения защищаемой информации заинтересованным субъектом с нарушением установленных правовыми документами или собственником, владельцем информации прав или правил доступа к защищаемой информации); - разведки (получения защищаемой информации технической, агентурной разведкой). Режим защиты информации устанавливается в отношении трех групп сведений. 1. Сведения, относящиеся к государственной тайне: режим устанавливается уполномоченным государственным органом на основании Закона РФ о государственной тайне <*>. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2004. N 35. Ст. 3607. 2. Конфиденциальная информация. Режим защиты информации устанавливается собственником информационных ресурсов или уполномоченным им лицом на основании Закона об информации. 3. Персональные данные. Режим защиты информации устанавливается специальным Федеральным законом N 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. "О персональных данных" <*> (вступает в действие по истечении ста восьмидесяти дней со дня его опубликования). -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3451. Контроль за соблюдением требований к защите информации, а также обеспечение органами мер защиты информационной системы, образующие информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, возложены на государственные органы. Собственник информации также имеет право осуществить аналогичный контроль. Законом устанавливаются только перечни сведений, которые не могут быть отнесены к конкретному виду информации с ограниченным доступом. Исключение - перечень сведений, составляющих государственную тайну. 4. Государственная тайна как предмет, изъятый из гражданского оборота Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно- розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ <*>. -------------------------------- <*> Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" // СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2004. N 35. Ст. 3607. Рассмотрим принципы засекречивания информации. 1. Принцип законности: конкретная информация должна соответствовать перечню сведений, составляющих государственную тайну. 2. Принцип обоснованности: целесообразность отнесения указанных сведений к государственной тайне устанавливается путем экспертной оценки вероятного ущерба интересам государства и общества и на основании баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства. 3. Принцип своевременности: - засекречивание с момента получения сведений; - засекречивание заблаговременно. 4. Принцип обязательной защиты: сведения защищаются компетентными на то органами. Перечень сведений, составляющих государственную тайну: 1) сведения в военной области: - о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, создании и использовании мобилизационных ресурсов; - о планах строительства Вооруженных Сил РФ, других войск РФ, направлениях развития вооружения и военной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; - о разработке, технологии, производстве, объемах производства, хранении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения; - о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения; - о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов; - о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении, численности войск и состояния их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке; 2) сведения в области экономики, науки и техники: - о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, объемах производства, поставок, запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; - об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; - о силах и средствах гражданской обороны, дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в РФ в целях обеспечения безопасности государства; - об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, наличии и наращивании мощностей по их выпуску, связях предприятий по кооперации, о разработчиках или изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; - о достижениях науки и техники, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства; - о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральном банке РФ, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых РФ (по списку, определяемому Правительством РФ); 3) сведения в области внешней политики и экономики: - о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; - о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно- кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; 4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности: - о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; - о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; - об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; - о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, разработке, изготовлении шифров и обеспечении ими, методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно- аналитических системах специального назначения; - о методах и средствах защиты секретной информации; - об организации и фактическом состоянии защиты государственной тайны; - о защите Государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; - о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в РФ; - о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства. Не подлежат засекречиванию следующие сведения. 1. Сведения о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан. 2. Сведения о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности. 3. Сведения о привилегиях, компенсациях, льготах, предоставляемых всем субъектам. 4. Сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина. 5. Сведения о ресурсах золотого запаса и государственных валютных резервов. 6. Сведения о состоянии здоровья высших должностных лиц. 7. Сведения о фактах нарушения здравоохранения органами государственной власти и должностными лицами. Степени секретности 1. Особая важность - сведения, разглашение которых может нанести ущерб интересам РФ (лицам, допущенным к сведениям, имеющим гриф "Особая важность", устанавливается компенсация в размере 30% надбавки к заработной плате). 2. Совершенно секретно - сведения, разглашение которых может нанести ущерб, может быть причинен министерствам и ведомствам (лицам, допущенным к сведениям, имеющим гриф "Совершенно секретно", устанавливается компенсация в размере 25% к заработной плате). 3. Секретно - ущерб, причиненный предприятиям, учреждениям, организациям (лицам, допущенным к сведениям, имеющим гриф "Секретно", устанавливается компенсация в размере 10% к заработной плате). Следует отметить, что до 1991 г. такого рода сведения относились к служебной тайне. Основания рассекречивания 1. Взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими государственную тайну. 2. Изменение объективных обстоятельств. 3. Истечение установленного срока засекречивания (общий срок - 30 лет, но возможно установление большего срока межведомственной комиссией по защите государственной тайны). Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, представляет собой процедуру оформления права на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну элементов. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает: 1) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; 2) согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне; ограничения могут касаться: - права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; - права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; - права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне; 3) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; 4) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных Законом о государственной тайне; 5) ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; 6) принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну; 7) социальные гарантии: - процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ; - преимущественное _____право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных ст. 22 Закона о государственной тайне. Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, представляет собой непосредственное санкционированное ознакомление. Защита прав государства на государственную тайну осуществляется в административном, судебном порядке в закрытом заседании. 5. Служебная и профессиональная тайна В Советском Союзе существовала определенная система защиты информации с ограниченным доступом, в которой выделялось три вида такой информации: государственная тайна (информация с грифами "особой важности", "совершенно секретно"), служебная тайна (информация с грифом "секретно") и информация "для служебного пользования". С принятием в 1993 г. Закона РФ о государственной тайне гриф "секретно" был отнесен к сведениям, составляющим государственную тайну, а новый институт служебной тайны так и не получил достаточной правовой регламентации. То есть образовалась некая нормативная ниша, причем в первую очередь дефинитивного характера: формулировка "служебная тайна" встречается во многих нормативных актах, но соответствующего этим нормам законодательного определения служебной тайны не существует. Однако, если в этом вопросе нет четкой правовой регламентации, невозможна реализация права на информацию и теряет значимость само ограничение доступа к ней. Признаки отнесения сведений к служебной тайне: 1) сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов или подведомственных им предприятий, организаций, запрет на распространение которых установлен законом или диктуется служебной необходимостью; 2) сведения, являющиеся конфиденциальной информацией для других лиц, но ставшие известными представителям государственных органов в силу исполнения ими служебных обязанностей. Служебная тайна - защищаемая законом конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах или органах местного самоуправления на законных основаниях, в силу исполнения ими служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности самого органа. Критерии охраноспособности информации, составляющей служебную тайну: 1) информация, составляющая собственную служебная информацию о деятельности самого органа власти; 2) охраноспособная конфиденциальная информация, составляющая коммерческую, банковскую, профессиональную тайну, тайну частной жизни - "чужая тайна"; 3) сведения, не являющиеся государственной тайной и не подпадающие под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен; 4) получена информация в силу исполнения служебных обязанностей. Объекты служебной тайны 1. Военная тайна. 2. Тайна следствия. 3. Судебная тайна. 4. Налоговая тайна. 5. Охраноспособная конфиденциальная информация, составляющая коммерческую, банковскую, профессиональную тайну, тайну частной жизни. Определение _____служебной тайны дано в Указе Президента РФ "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера", согласно которому служебная тайна представляет собой служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами <*>. -------------------------------- <*> См.: Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" // СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127. Законодательного акта, который бы более подробно регулировал правовой режим служебной тайны, не было никогда, нет и сейчас. В силу этого понятие служебной тайны по-разному трактуется в научной литературе. Большинство ученых склонно придерживаться мнения, что к служебной тайне относятся те сведения о физических и юридических лицах, которые становятся известными различным должностным лицам по роду их служебной деятельности, однако в силу своего особого характера не могут свободно распространяться. В силу этого к служебной тайне относят тайну следствия, врачебную тайну, налоговую тайну, адвокатскую тайну и др. <*>. -------------------------------- <*> См.: Костров Д. Чтобы лучше защитить, надо точно разграничить // http://www.bytemag.ru (по состоянию на 18 марта 2006 г.). Некоторые, однако, склонны считать, что к служебной тайне должны относиться лишь сведения о "скрытой" служебной деятельности государственных и муниципальных органов (например, сведения, связанные с организацией и проведением оперативной деятельности налоговых органов в целях выполнения задач, возложенных на них законом). При таком подходе налоговая, адвокатская и прочие тайны должны считаться не служебными, а так называемыми "профессиональными" <*>. -------------------------------- <*> См.: Туманова Л.В., Снытников А.А. Обеспечение и защита права на информацию. М., 2001. С. 234. Представляется, однако, что все вышеуказанные виды конфиденциальной информации являются служебными тайнами, так как имеется общий признак: они становятся известными соответствующим должностным лицам в связи с их служебной деятельностью. При этом можно выделить два вида служебной тайны: 1) тайна деятельности соответствующего органа; 2) профессиональная тайна. Последняя зачастую может тесно пересекаться с личной, коммерческой, банковской и иными тайнами. Так, например, сведения о планах развития коммерческой организации, составляющие коммерческую тайну, ставшие известными на законных основаниях должностным лицам органов государственной власти, будут охраняться одновременно институтами коммерческой и служебной тайны. Информация об усыновлении или удочерении, относящаяся к личной тайне, будучи получена адвокатом в рамках его профессиональной деятельности, становится также адвокатской (служебной) тайной и т.д. Правовой режим отдельных видов информации, составляющей служебную тайну, регулируется соответствующим законодательством. Тайна предварительного расследования установлена ст. 161 УПК РФ. В соответствии с ч. 1 этой статьи данные предварительного расследования не подлежат разглашению. Тайна совещания судей предусмотрена ст. 298 УПК РФ. Она устанавливает, что приговор постановляется судом в совещательной комнате. Во время постановления приговора в этой комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному уголовному делу. Судьи не вправе разглашать суждения, имевшие место при обсуждении и постановлении приговора. Аналогичным образом ст. 341 УПК РФ регулирует тайну совещания присяжных заседателей. Гарантией соблюдения тайны совещания судей и тайны совещания присяжных заседателей является ст. 381 УПК РФ, которая указывает, что нарушение тайны совещания коллегии присяжных заседателей при вынесении вердикта или тайны совещания судей при постановлении приговора является безусловным основанием отмены или изменения судебного решения. В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ, хотя напрямую и не использует термины "служебная тайна" или "таможенная тайна", также устанавливает, что любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами РФ, правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, может использоваться исключительно в таможенных целях (п. 1 ст. 10). Порядок обращения с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения Необходимость проставления пометки "Для служебного пользования" на документах и изданиях, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определяется исполнителем и должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ. Указанная пометка и номер экземпляра проставляются в правом верхнем углу первой страницы документа, на обложке и титульном листе издания, а также на первой странице сопроводительного письма к таким документам. Прием и учет (регистрация) документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, осуществляются, как правило, структурными подразделениями, которым поручен прием и учет несекретной документации. Документы с пометкой "Для служебного пользования": - печатаются в машинописном бюро. На обороте последнего листа каждого экземпляра документа машинистка должна указать количество отпечатанных экземпляров, фамилию исполнителя, свою фамилию и дату печатания документа. Отпечатанные и подписанные
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |