Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационных технологий 2 страница




объектов;

2) высокоинтеллектуальное - самонаводящиеся боеприпасы;

3) радиочастотные маскирующие помехи;

4) большие уровни электромагнитных или ионизирующих излучений;

5) воздействие импульсом высокого напряжения через электрическую сеть;

6) воздействие систем связи на ЭВМ;

7) средства генерации естественной речи конкретного человека (изменение голоса).

Поражающие свойства информационного оружия направлены в первую очередь на

человека. Особенно опасно, если воздействие осуществляется на мозг человека

(трансформируется матрица памяти - искусственная амнезия на определенный период).

Подобные изменения могут осуществляться программными закладками: речь в речи (акростих);

изображение в изображении.

Можно выделить пять основных способов поражения и разрушения сознания.

1. Поражение нейромозгового субстрата, снижающее уровень функционирования сознания,

может происходить на основе действия химических веществ, длительного отравления воздуха,

пищи, направленных радиационных воздействий.

2. Понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды на основе ее

дезинтеграции и примитивизации, в которой функционирует и "живет" сознание.

3. Оккультное воздействие на организацию сознания на основе направленной передачи

мыслеформ субъекту поражения.

4. Специальная организация и распространение по каналам коммуникации образов и

текстов, которые разрушают работу сознания (условно может быть обозначено как психотропное

оружие).

5. Разрушение способов и форм идентификации личности по отношению к фиксированным

общностям, приводящее к смене форм самоопределения и к деперсонализации.

Информационное воздействие осуществляется по следующим правилам: необходима

невербальная поддержка (частые повторы, системный подход).

Защита от подобных вторжений в психическую деятельность человека:

1) эстетичные фильтры;

2) необходимы защитные фильтры от дезорганизации общественного информационного

сознания путем замены ценностных ориентаций (информационные войны, интерпретация свободы

через что-то).

Пропаганда информационного оружия активно ведется в США, и эти пропагандистские

мероприятия связаны со стратегическими инициативами создания Национальной и Глобальной

информационных инфраструктур, так как основу практически всех направлений международной и

внутренней политики США составляет идея лидерства этой страны в мире. Технологические

достижения США совместно с сильной и динамичной экономикой позволяют демонстрировать

могущество страны. Информационное оружие, базирующееся на самых передовых

информационных и телекоммуникационных технологиях, способствует решению этой задачи.

Уязвимость национальных информационных ресурсов стран, обеспечивающих своим

пользователям работу в мировых сетях, - вещь обоюдоострая. Информационные ресурсы взаимно

уязвимы. В докладе Объединенной комиссии по безопасности, созданной по распоряжению

министра обороны и директора ЦРУ в США в июне 1993 г. и завершившей свою работу в феврале

1994 г., говорится: "Уже признано, что сети передачи данных превращаются в поле битвы

будущего. Информационное оружие, стратегию и тактику применения которого еще предстоит

тщательно разработать, будет использоваться с "электронными скоростями" при обороне и

нападении. Информационные технологии позволят обеспечить разрешение геополитических

кризисов, не производя ни одного выстрела. Наша политика обеспечения национальной

безопасности и процедуры ее реализации должны быть направлены на защиту наших

возможностей по ведению информационных войн и на создание всех необходимых условий для

воспрещения противоборствующим США государствам вести такие войны".

Считается, что для предотвращения или нейтрализации последствий применения

информационного оружия необходимо принять следующие меры:

- защита материально-технических объектов, составляющих физическую основу

информационных ресурсов;

- обеспечение нормального и бесперебойного функционирования баз и банков данных;

- защита информации от несанкционированного доступа, искажения или уничтожения;

- сохранение качества информации (своевременности, точности, полноты и необходимой

доступности).

Создание технологий обнаружения воздействий на информацию, в том числе в открытых

сетях, - это естественная защитная реакция на появление нового оружия. Экономическую и

научно-техническую политику подключения государства к мировым открытым сетям следует

рассматривать, прежде решив вопрос национальной информационной безопасности. Будучи

открытой, ориентированной на соблюдение законных прав граждан на информацию и

интеллектуальную собственность, эта политика должна предусматривать защиту сетевого

оборудования на территории страны от проникновения в него скрытых элементов

информационного оружия. Это особенно важно сегодня, когда осуществляются массовые закупки

зарубежных информационных технологий. Очевидно, что без подключения к мировому

информационному пространству страну ожидает экономическое отставание. Оперативный доступ

к информационным и вычислительным ресурсам, поддерживаемым сетью Интернет, дает

возможность преодоления международной экономической и культурной изоляции, преодоления

внутренней дезинтеграции, развития социальной инфраструктуры. Однако следует учитывать, что

участие России в международных системах телекоммуникаций и информационного обмена

невозможно без комплексного решения проблем информационной безопасности. Особенно остро

проблемы защиты собственных информационных ресурсов в открытых сетях встают перед

странами, которые технологически отстают в области информационных и телекоммуникационных

технологий от США или Западной Европы. Сегодняшнее состояние российской экономики,

неразвитость информационной инфраструктуры, неподготовленность российских пользователей к

эффективной работе в сетях открытого информационного обмена не позволяют реализовать

полноценное участие страны в таких сетях и пользоваться всеми возможностями новых

технологий. Поэтому необходимо активное участие России в проектах развития мировых

информационных сетей, в работе международных организаций, общественных комитетов и

комиссий этого направления. Кроме того, должен соблюдаться принцип постепенности вхождения

России в международные сети в соответствии с действительными потребностями, экономическими

и технологическими возможностями.

Запретить разработку и использование информационного оружия невозможно. Ограничить

усилия многих стран по формированию единого глобального информационного пространства

также нереально. Однако Россия может выступить инициатором заключения разумных

соглашений, опирающихся на международное право и минимизирующих угрозу применения

информационного оружия.

Обозначим практические мероприятия программного характера по защите от

информационного оружия.

1. Организация мониторинга и прогнозирования потребностей экономических и других

структур в различных видах информационного обмена через международные сети. Возможно

создание специализированной структуры для контроля трансграничного обмена, в том числе

посредством Интернета; координация мер государственных и негосударственных ведомств по

предотвращению угроз информационной безопасности в открытых сетях; организация

международного сотрудничества.

2. Разработка государственной программы совершенствования информационных

технологий, обеспечивающих подключение национальных и корпоративных сетей к мировым

открытым сетям при соблюдении требований безопасности информационных ресурсов.

3. Организация системы комплексной подготовки и повышения квалификации массовых

пользователей и специалистов по информационной безопасности для работы в мировых

информационных сетях.

4. Разработка национального законодательства в части правил обращения с

информационными ресурсами, регламента прав, обязанностей и ответственности пользователей

открытых мировых сетей. Установление перечня информации, не подлежащей передаче по

открытым сетям, и обеспечение контроля за соблюдением установленного статуса информации.

Активное участие в разработке международного законодательства и нормативно-правового

обеспечения функционирования мировых открытых сетей.

Глава 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

1. Понятие и виды информационных систем

Информационная система - технологическая система, представляющая совместимость

технических, программных и иных средств, объединяющих структурно и функционально несколько

видов информационных процессов, и предоставляющая информационные услуги.

В соответствии со ст. 2 Закона об информации "информационная система - совокупность

содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных

технологий и технических средств".

Признаки информационной системы

1. Выполнение одной, нескольких функций в отношении информации.

2. Единство системы (наличие: общая файловая база, единые стандарты и протоколы,

единое управление).

3. Возможность композиции и декомпозиции объектов системы при выполнении заданных

функций (выдержки из законов в "Гаранте", закладки - все в одном файле).

Основные требования к информационной системе:

1) эффективность;

2) качество функционирования:

- точность;

- защищенность;

- согласованность со стандартами;

3) надежность - те пороги, когда система отказывает:

- по качеству информации;

- по времени доступа;

- по производительности;

4) безопасность.

Виды информационных систем

По степени открытости:

1) открытые;

2) закрытые.

По форме собственности:

1) государственные;

2) муниципальные;

3) иные.

По техническим характеристикам информационные системы делятся на малые, средние и

крупные.

Малые информационные системы имеют непродолжительный жизненный цикл, невысокую

цену, для их функционирования достаточно одного персонального компьютера, у них практически

отсутствуют средства обеспечения безопасности, нет средств аналитической обработки данных.

Средние информационные системы имеют длительный жизненный цикл, средства

аналитической обработки данных, средства обеспечения безопасности, для их функционирования

необходим штат сотрудников и взаимодействие с фирмой-разработчиком.

Крупные информационные системы имеют длительный жизненный цикл, предназначены для

решения масштабных и сложных задач, для их функционирования требуется разнообразное

программное обеспечение, для них характерна территориальная распределяемость, миграция в

другие информационные системы.

2. Порядок разработки и официальная регистрация

программ для ЭВМ и баз данных

Программа для ЭВМ и баз данных регулируется специальным законом и нормами авторского

права: Законом о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз

данных и Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. N 5351-1 <*>

(далее - Закон об авторском праве). Программа для ЭВМ - произведение; для базы данных -

сборники. Авторское право на программы для ЭВМ и баз данных не связано с правом

собственности на их материальный носитель. Программа ЭВМ формально приравнена к

произведению литературы, авторское право на них возникает автоматически, в момент создания,

но де-факто данные Законы закрепляют совершенно разный статус литературного произведения и

программы ЭВМ. Причем режим использования программ ЭВМ более ограничен. Так, в ст. 18

Закона РФ об авторском праве п. 2 не допускает без согласия автора и без выплаты авторского

вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения в виде программ

для ЭВМ и баз данных. В соответствии со ст. 4 данного Закона "репрографическое

воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение копий в электронной

(включая цифровую) форме", а п. 2 ст. 18 данного Закона однозначно запрещает

репродуцирование в личных целях книг полностью. Однако в сложившихся обычаях делового

оборота сети Интернет считается нормальной практикой копирование веб-страниц с информацией

для личного употребления с размещенных для свободного обозрения веб-сайтов. Такие действия,

являющиеся нарушениями действующего законодательства РФ, имеют массовый характер,

нарушители не несут никакой ответственности, и, более того, ни у одного правообладателя

авторских прав, как правило, не возникает предмета спора по нарушению авторских прав, пока его

произведение используется в личных целях.

--------------------------------

<*> Ведомости СНД РФ И ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 2004. N 30. Ст. 3090.

Таким образом, положения Законов РФ об авторском праве и о правовой охране программ

для электронных вычислительных машин и баз данных ограничивают права пользователя сети

Интернет в возможностях копирования и использования произведений в личных целях. Эти

положения также ограничивают конституционное право человека свободно искать, получать,

передавать, производить и распространять информацию.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О правовой охране программ для электронных

вычислительных машин и баз данных" правообладатель для оповещения о своих правах может

использовать знак охраны авторского права (копирайт). Такой знак должен состоять из 3

элементов:

1) буквы С в окружности или в круглых скобках;

2) наименования (имени) правообладателя;

3) года первого выпуска охраняемого объекта.

Таким образом, размещение копирайта на сервере (сайте) способно оптимизировать

процедуру правовой охраны объектов, составляющих сайт. Информация, оповещающая об

исключительных правах правообладателя, должна быть доступна пользователям.

Положения Закона РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных

машин и баз данных" распространяются на любые программы или базы данных, которые могут

быть выражены на любом языке и в любой форме (п. 3 ст. 3) независимо от назначения и

достоинства этих программ или баз данных (п. 1 ст. 3). Исходя из этого совокупность данных,

находящихся в информационном ресурсе, доступном в Интернете, можно признать базой данных.

Если в состав информационной системы входят также компоненты по компьютерной обработке

данных, то эти компоненты являются программами для ЭВМ.

Тем не менее нормативная правовая база, имеющая своим назначением регулирование

отношений в данной сфере, характеризуется значительными пробелами, что негативно

сказывается на формировании правовой культуры, создает предпосылки для неправомерного

поведения отдельных пользователей.

Информационные системы как в целом, так и составляющие их многочисленные компоненты

в отдельности, являющиеся результатом творческой деятельности, охраняются как объекты

авторского права. Автором согласно ст. 4 Закона об авторском праве является физическое лицо,

творческим трудом которого создано произведение. Субъективное авторское право состоит из

личных неимущественных и исключительных имущественных прав. Закон об авторском праве

предусматривает следующие личные неимущественные права автора в отношении созданного им

объекта авторского права:

- право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем

автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя);

- право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на

обнародование), включая право на отзыв;

- право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного

посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту

репутации автора).

Под "правом на отзыв" понимается часть права на обнародование - право автора отказаться

от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Автор может воспользоваться

правом на отзыв в любое время в течение всей своей жизни независимо от того, выпущено ли

произведение в свет или еще нет. Непременным условием реализации данного правомочия

является возмещение пользователю произведения причиненных таким решением убытков,

включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, то автор обязан

публично оповестить о его отзыве. При этом Закон предоставляет автору возможность изъять из

обращения ранее изготовленные экземпляры произведения, но также за свой счет. Несмотря на

обязанность автора в случае такого изъятия возместить убытки, данное положение конфликтует с

нормами института права собственности. В отношении произведений, созданных в порядке

выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебные

произведения), право на отзыв не применяется.

Отличительная черта личных неимущественных прав состоит в том, что принадлежат они

автору независимо от имущественных авторских прав и сохраняются за ним даже в случае уступки

последних в полном объеме. Другими словами, неимущественные права непередаваемы,

неотчуждаемы, не переходят по наследству и прекращаются в момент смерти их обладателя.

Поэтому любые соглашения о передаче неимущественных прав ничтожны. После смерти автора

защита этих прав осуществляется его наследниками.

Исключительные имущественные авторские права на использование произведения означают

право их обладателя осуществлять самому, разрешать и запрещать другим лицам определенные

действия, в том числе:

- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

- распространять экземпляры произведения любым способом: путем продажи, сдачи в

прокат, мены, дарения и т.д. (право на распространение);

- импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры,

изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего

сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение

для всеобщего сведения по кабелю);

- переводить произведение (право на перевод);

- переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на

переработку).

Имущественные права переходят по наследству и могут передаваться по авторскому

договору на исключительной или неисключительной основе. Авторский договор о передаче

исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в

установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому

лицу возможность запрещать подобное использование произведения другим лицам (п. 2 ст. 30

Закона об авторском праве). Передача неисключительных прав может осуществляться путем

выдачи разрешений (лицензий) неограниченному кругу пользователей.

Вместе с тем даже исключительные права зачастую находятся в распоряжении нескольких

лиц. Авторский договор, в частности, должен предусматривать конкретные способы использования

произведения, срок и территорию, в пределах которых использование осуществляется (ст. 31

Закона об авторском праве).

Следовательно, комплекс исключительных имущественных прав может быть поделен между

разными субъектами по способам, срокам и территории использования одного и того же

произведения.

Статьями 17 - 26 Закона об авторском праве установлены ограничения перечисленных

имущественных прав, которые применяются при условии, что такое использование не наносит

неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет

необоснованным образом законные интересы автора. Пункт 3 ст. 16 устанавливает принцип

исчерпания права на распространение: если экземпляры правомерно опубликованного

произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их

дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Вместе с тем согласно основополагающим нормам гражданского законодательства защиту

нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с

подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный

суд или третейский суд (п. 1 ст. 11 ГК РФ). Согласно п. 4 ст. 49 Закона об авторском праве за

защитой своего права обладатели исключительных авторских прав вправе обратиться в

установленном порядке в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы

предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

Собственник информационных систем, технологий и средств их обеспечения в случае

нарушения авторских прав их разработчика третьими лицами не сможет обратиться в суд за

защитой данных прав или защищать их самостоятельно, если не имеет на это полномочий от

автора или не является законным представителем автора, либо не обладает этими правами лично

на основе закона или договора.

Исходя из положений гражданского законодательства, в том числе Закона об авторском

праве, нельзя говорить и о прямой обязанности защищать авторские права ни непосредственного

их носителя (автора, наследников автора, иных правообладателей), ни тем более субъекта,

обладающего правом собственности на материальные носители произведений.

Осуществление защиты прав автора не является обязанностью, в том числе и его

работодателя, в рамках отношений с которым в порядке выполнения служебных обязанностей или

служебного задания было создано произведение (ст. 14 Закона об авторском праве).

Работодатель в пределах имеющегося у него объема исключительных прав вправе (но не обязан)

запрещать несанкционированное использование произведения другим лицам или требовать

применения к нарушителю иных установленных законодательством мер ответственности.

Во избежание конфликта интересов обладателя исключительных прав и автора Закон об

авторском праве предусматривает право автора запрещать использование произведения другим

лицам в том случае, если лицо, которому переданы исключительные права на его использование,

не осуществляет защиту данных прав (ч. 2 п. 2 ст. 30 Закона об авторском праве). Однако

осуществление данного правомочия имеет свои нюансы.

Правообладатель может зарегистрировать программу для ЭВМ и баз данных путем подачи

заявки в российское агентство по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных, топологии и

топологий интегральных микросхем.

Лицо, владеющее на законных основаниях экземпляром программы, вправе

декомпилировать программу для ЭВМ (внести изменения в уже закрытую программу) для

организации взаимодействия разработанной данным лицом программы для ЭВМ с другими

программами, если иначе получить эту информацию невозможно.

Следует отметить, что в соответствии с ч. 3 ст_____. 13 Закона об информации права обладателя

информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране

независимо от авторских и иных прав на такие базы данных.

Кроме того, ч. 7 ст. 14 упомянутого Закона устанавливает, что не допускается эксплуатация

государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование

ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

Глава 8. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА

1. Общая характеристика Интернета

как особой информационно-телекоммуникационной сети

Исследование правовой сущности Интернета, правовой культуры личности и их

взаимодействия является необходимой предпосылкой для анализа особенностей формирования

правовой культуры личности в условиях становления информационного общества.

Интернет как глобальное информационное пространство "не признает" государственных

границ и является не только эффективнейшим средством доступа к информационным ресурсам,

накопленным человечеством, но и становится средством распространения массовой информации.

Функционирование сети является мощным фактором развития и использования передовых

технологий. С другой стороны, с использованием сети Интернет связаны: возможность

бесконтрольного распространения вредной информации, проникновения в системы управления,

нарушения прав человека, что, несомненно, требует особого внимания к вопросам

информационной защиты. Бурное развитие Интернета в цивилизованном мире опережает процесс

создания и совершенствования нормативных правовых актов, необходимых для регулирования

возникающих проблем. По мере развития Интернета за последние годы правовые проблемы сети

становятся все более актуальными на фоне заметной трансформации в мире подходов к их

урегулированию: от упора на саморегуляцию - к жесткой правовой регламентации. В нашей стране

уже в конце 1996 г. как отклик на большое внимание широкой общественности, органов

государственной власти и управления, деловых людей к правовым проблемам сети Интернет в

России состоялись парламентские слушания, проведенные комитетами Государственной Думы по

безопасности и по информационной политике и связи. Основные проблемы, требующие

законодательного урегулирования в России в связи с развитием сети Интернет, практически не

отличаются от таковых в других развитых странах мира: 1) обеспечение свободного подключения к

Интернету и обмена информацией в сети; 2) правовая охрана авторских прав и иных объектов

интеллектуальной собственности; 3) защита персональных данных, в частности тех данных,

которые собираются в процессе деятельности операторов сети (в том числе адреса, телефоны и

другие персональные данные подписчиков или покупателей в системе "электронной коммерции");

4) подключение государственных органов к Интернету и обеспечение граждан информацией о

деятельности этих органов; 5) предотвращение распространения оскорбительной и непристойной

информации, призывов к разжиганию национальной, расовой, религиозной розни и т.п.; 6)

электронный документооборот, электронная подпись, подтверждение подлинности информации в

информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации; 7) электронная

коммерция; 8) информационная безопасность: компьютерные вирусы, несанкционированный

доступ к информации, взлом серверов и сетей, разрушение и подмена информации; 9)

применение средств криптозащиты; 10) юрисдикция: законодательство какого государства

необходимо применять для урегулирования действий, совершаемых в сети. Анализ действующего

российского законодательства показывает, что вопросы правового регулирования, связанные с

функционированием и развитием системы Интернет в России, образуют обширную нормативную

базу, включающую только на федеральном уровне более 50 федеральных законов, не говоря уже

о многочисленных нормативных правовых актах Президента и Правительства РФ. Спектр этих

законодательных актов исключительно широк, и их толкование с позиций специфики

правоотношений, возникающих при использовании современных информационных технологий,

затруднительно, тем более что при разработке этих законов в них не предусматривались

соответствующие возможности. Понятно, что для судов данная область правоотношений

совершенно новая.

Интернет, будучи сетью для передачи информации, является средой обитания

информационного общества, органично сплавляясь с общими тенденциями информатизации

различных сторон общественной жизни <*>. Большинство из определений информации имеют

нечто общее. В частности, они предполагают существование по крайней мере четырех

компонентов:

--------------------------------

<*> Клименко С., Уразметов В. Интернет: среда обитания информационного общества.

Протвино, 1995. С. 17 - 22.

1) процесса познания чего-либо, о чем передается информация;

2) передающего информацию;

3) воспринимающего информацию;

4) самой информации.

Исходя из изложенного выше информация, передаваемая через Интернет, представляет

собой сведения об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях, представленные в




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.157 сек.