КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационных технологий 4 страница
своей деятельности с учетом положений указанного Постановления. Необходимо отметить создание российского сегмента сети Интернет для органов государственной власти РФ - Russian Government Internet Network (далее по тексту - сеть RGIN) - на базе домена GOV.RU сети Интернет, который является совокупностью территориально распределенных сетей и серверов доступа, принадлежащих организациям, имеющим статус органа государственной власти РФ. Иерархически структурированная сеть RGIN предоставляет пользователям доступ к информационному пространству сообщества сетей Интернета и размещает на своих серверах только официальные материалы, относящиеся к деятельности органов государственной власти РФ. В настоящее время на сервере органов государственной власти РФ "Официальная Россия" содержатся лишь общие сведения как о федеральных, так и о региональных органах государственной власти. Более подробную информацию можно получить, используя ссылки на официальные сайты указанных органов государственной власти. Таким образом, объем размещенной информации и система навигации требуют значительных доработок. В настоящее время значительная часть государственных информационных ресурсов не предусматривает какой бы то ни было интерактивности. Причиной этого является отсутствие административных ресурсов даже для того, чтобы поддерживать форум (например, портал Минтруда России (www.mintrud.ru), который _____задуман как главный информационный ресурс страны, посвященный социально-трудовой сфере). Вместе с тем существуют официальные сайты, например Верховного Суда РФ (http://www.supcourt.ru), Высшего Арбитражного Суда РФ (http://www.arbitr.ru), Министерства юстиции РФ (http://www.minjust.ru) и другие, поддерживающие интерактивные конференции, содержащие ссылки на различные органы государственной власти, специализированные серверы по законодательству. Особо ценно наличие в структуре данных сайтов в числе прочих специальных разделов, предназначенных для обратной связи и оперативного обмена информацией с посетителями. Следует отметить, что уровень взаимодействия судебной власти и СМИ, в том числе Интернета, пока не соответствует потребностям общества: "...складываются настороженные, а иногда и конфликтные отношения". С одной стороны, это объясняется позицией судов, склонных к информационной закрытости, а с другой - наличием поверхностных материалов, вытесняющих серьезные материалы, ориентированные на анализ вопросов правосудия, развитие гражданского оборота. Непрозрачность работы судов для СМИ и граждан, которые не всегда могут оперативно и беспрепятственно ознакомиться с решениями и приговорами, вынесенными и публично провозглашенными в судебном заседании, нарушает важные конституционные принципы публичности и гласности правосудия. Вступление России в Совет Европы накладывает на страну обязательства, связанные с достижением международных стандартов по обмену правовой информацией (включая судебную) в электронном виде по сети Интернет. В целях реализации принципа гласности судопроизводства в европейских странах все судебные процессы транслируются в Интернете в режиме реального времени (в прямом эфире). Любой желающий может следить за ходом разбирательства через персональный компьютер. Причем европейцы активно пользуются такой возможностью, особенно если это касается дел, получивших общественный резонанс. Очевидно, что о скорой реализации этой программы в России говорить пока не приходится. Но ориентироваться нужно на уровень, достигнутый в этом направлении в наиболее развитых странах. 4. Государственное регулирование библиотечного дела Согласно Федеральному закону о библиотечном деле <*> библиотекой называется информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и представляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 2; 2004. N 35. Ст. 3607. Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие виды библиотек: 1) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти (в том числе федеральные библиотеки, библиотеки субъектов РФ, библиотеки министров и иных федеральных органов исполнительной власти); 2) муниципальные библиотеки; 3) библиотеки Российской академии наук, других академий и научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений; 4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций; 5) библиотеки общественных объединений; 6) частные библиотеки; 7) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями. Государственные и муниципальные библиотеки, централизованные библиотечные системы получают статус юридического лица с момента их регистрации. В основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и представляемых в пользование библиотеки. Государство поддерживает развитие библиотечного дела путем финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной, ценовой политики, разрабатывает федеральные программы развития библиотечного дела, координирует межрегиональные связи по библиотечному обслуживанию в целях информации общества. Государство не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области библиотечного дела и контроль за хранением и использованием отнесенных к культурному наследию народов РФ библиотечных фондов, является Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Организация кооперированных библиотечных систем и информационно- библиотечных сетей, сводного каталога библиотек РФ, современных систем безопасности государственных музеев и библиотек возложена на Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Субъектами отношений в сфере библиотечного дела являются: - библиотека; - автор произведений; - пользователь. Особенностями библиотечного дела являются: - публичный характер; - массовое обслуживание пользователей. Стремительное развитие электронной издательской деятельности и рост количества электронных публикаций приводит к весьма серьезным проблемам. Перечислим наиболее важные. 1. При подготовке электронной информации, прежде всего полнотекстовой, очень часто игнорируются или учитываются не в полной мере опыт, правила и нормы, существующие в сфере производства и распространения печатной информации, что приводит не только к нарушению сложившихся традиций, но и усложняет коммуникативные процессы, в которых участвует и будет участвовать как электронная, так и печатная информация. Это относится к шрифтовому оформлению, к организации и структурированию информации, к атрибутированию произведений и т.п. 2. Современные информационные технологии предоставляют эффективные средства надежного сохранения электронной информации. Однако на практике процесс накопления и сохранения электронной информации носит случайный характер. Например, создаваемые в рамках традиционной издательской деятельности электронные оригинал-макеты часто просто уничтожаются. Известны случаи, когда выполнялись дорогостоящие операции преобразования в электронную форму книг, электронные оригинал-макеты которых были уничтожены. Другой пример дают некоторые телеконференции: их материалы выставляются для доступа в Интернет, а по истечении некоторого времени уничтожаются. Число таких примеров можно значительно увеличить. Решение проблемы сохранения электронной информации нуждается в организационных, методических и технологических проработках. 3. Особую проблему представляет инвентаризация электронной информации, включающая в себя определение самостоятельных единиц электронной информации, их адекватное и унифицированное описание. Сюда же входят вопросы учета и каталогизации. 4. Сохраняемая электронная информация должна эффективно использоваться. Здесь сразу же встают вопросы совместимости программного обеспечения и форматов, вопросы реализации разнообразных функциональных возможностей, предусматриваемых создателями электронных документов. На решение указанных и ряда других проблем направлена деятельность по созданию электронных библиотек. Область деятельности, связанная с электронными библиотеками, является достаточно новой и поэтому еще не имеет устойчивой терминологии. Безусловно, не следует отождествлять эту область деятельности с автоматизацией традиционных библиотечных процессов, хотя провести между ними точную границу вряд ли возможно. В рамках установленных действующим законодательством норм и правил для библиотек и информационных органов России центральными являются проблемы, связанные с "ножницами" между правами пользователей на свободный и широкий доступ к информации и правами собственников информационных продуктов, включая и авторское право. В процессе выполнения массовых и требующих оперативного удовлетворения запросов пользователей, связанных с необходимостью снятия копий с запрашиваемых документов, библиотечные и информационные работники постоянно попадают в положение, которое вынуждает их либо нарушать имущественные права собственников интеллектуальной продукции, либо право граждан и организаций на получение требуемой информации. В Законе об авторском праве определено: "Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли: а) правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов; б) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях; в) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий". Таким образом, данный Закон запрещает изготовление копий многих видов документов, запрашиваемых пользователями, хотя и разрешает брать из них "короткие отрывки". Экономическая ситуация, в которой существуют российские библиотеки, вынуждает сокращать приобретение отечественной и зарубежной литературы как по номенклатуре, так и по количеству (до одного экземпляра). Кроме того, многие популярные и необходимые издания (например, в области бизнеса, банковского дела и т.д.) выпускаются небольшими частными издательствами Москвы и Санкт-Петербурга весьма ограниченным тиражом, и до периферийных библиотек они просто не доходят. В сложившихся условиях многие библиотеки России вынуждены давать отказ либо удовлетворять запросы копированием целых изданий с нарушением закона, например копированием изданий "по частям". Указанная практика поддерживается не только экономическими условиями. Как правило, организация-заказчик копии готова оплатить ее стоимость, а организация-изготовитель - выплатить все необходимые отчисления собственнику и (или) автору информационной продукции. Следуя действующему порядку, библиотеки или информационные органы, получившие подобные заказы, должны в каждом случае получить разрешение от держателя прав собственности на запрашиваемое издание. Помимо требуемых значительных затрат времени на переписку часто бывает неясно, кто владеет правом собственности: автор, издательство или кто-либо еще. Понятно, что даже при очень небольшом потоке запросов на копирование таких произведений служба МБА и доставки документов удовлетворить их не в состоянии. Необходим механизм, обеспечивающий оперативное взаимодействие библиотек (информационных органов) и держателей прав собственности на информационную продукцию и, возможно, создание организации или нескольких организаций, выполняющих функции посредников между ними. Не менее актуальной является также проблема, связанная с защитой авторских прав российских авторов при копировании их произведений зарубежными библиотеками. Наши зарубежные партнеры просто не знают, куда обращаться в указанных случаях. Российское авторское общество (РАО) многие из этих функций не выполняет. Эту проблему можно было бы попробовать решить, например для США, возложив ее на Международный библиотечно- информационный центр (МБИАЦ), в котором ГПНТБ России действует от имени российского библиотечного сообщества. Функция организации-посредника между зарубежными службами копирования и российскими собственниками или авторами интеллектуальной продукции может стать одной из основных для этого Центра. Кстати, деятельность службы копирайт Библиотеки Конгресса США является одним из показательных примеров решения подобных вопросов. Однако сказанным проблемы с охраной авторских прав и прав собственников информационной продукции, а также прав на распространение и пользование информацией не ограничиваются. Представление любых видов данных в цифровой форме, с одной стороны, существенно повышает легкость и скорость копирования, а также трансформирования и распространения исходного материала; с другой стороны, создает новые виды информационных продуктов (в частности, разнородных видов баз данных, полнотекстовых документов и программных продуктов), а также связанных с ними новых условий неопределенности отношений субъектов информационной деятельности. Эти проблемы характерны не только для российского, но и международного законодательства. В частности, в соответствии с законами США запись защищенного авторским правом произведения в память ЭВМ является репродукцией этого произведения, поскольку она может "восприниматься, репродуцироваться или передаваться с помощью машины или других средств". Таким образом, когда произведение записывается в память ЭВМ более чем на очень короткий период, создается его копия. Когда печатное произведение сканируется и трансформируется в цифровой вид, также создается его копия. Закон РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" гласит: "База данных (БД) - это объективная форма представления и организации совокупности данных (например: статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ". Являясь объектом защиты интеллектуальной собственности, БД приравнивается к сборникам. При этом авторское право на БД признается при условии еще соблюдения авторского права на каждое из включенных в нее произведений. В соответствии с п. 4 ст. 5 этого Закона "авторское право на базу данных не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и организацию произведений и материалов, входящих в эту базу данных". Из сказанного следует, что закон защищает авторским правом структуру "сборника", т.е. базы данных, а не ее состав. В современной практике библиотек и информационных органов России можно считать достаточно распространенным явлением параллельное ведение многими организациями электронных каталогов, имеющих одинаковую структуру составляющих их библиографических баз данных, которая определяется выбранным форматом. Другой признак структуры - порядок следования записей на физическом носителе в современной программной среде значения не имеет, поскольку легко изменяется, например операцией "сортировки". Таким образом, признаков, позволяющих идентифицировать конкретную базу данных с ее владельцем или автором, нет. К счастью, библиотеки России, являющиеся владельцами электронных каталогов, еще не приступили к их регистрации и недостатков данного Закона не ощутили. Сказанное можно распространить на информационные и справочно-информационные (в том числе на так называемые "полнотекстовые") базы данных. В результате порождаются дополнительные проблемы, в том числе связанные с уже упомянутыми выше в области репродуцирования литературных и других произведений или их частей при включении их в структуру создаваемых баз данных. В связи со всем вышеизложенным в мировой практике появилась точка зрения на защиту авторских прав, в соответствии с которой эта защита должна быть ослаблена, так как общественность "желает иметь свободный доступ к информации", а закон должен отражать это желание. Указанное мнение опирается также на прогресс в области информационных технологий. В частности, поскольку компьютерные сети делают возможным нелегальное копирование и распространение информации, то считается, что закон должен легитимизировать эту ситуацию. В противном случае он будет обречен на постоянные нарушения. Очевидно, цитируемый подход не может быть принят хотя бы потому, что он может оказать негативное влияние на процессы создания новых интеллектуальных продуктов, поскольку не поощряет авторов на творческую деятельность. По-видимому, наиболее приемлемым является принятие в информационном законодательстве России так называемого принципа "свободного использования". В соответствии с этим принципом пользователь не должен просить разрешения у владельца прав или оплачивать лицензию за использование произведений (в том числе цитирование, включение в новое произведение частей или фрагментов другого произведения и т.д.) при выполнении ряда условий, связанных с: - целями и характером использования, характером защищенного авторским правом произведения; - размером и существенностью заимствованного фрагмента по отношению ко всему произведению; - характером воздействия использования на рынок или ценность защищенного произведения. Национальные библиотеки находятся в федеральной собственности и призваны формировать полное собрание отечественных документов. 5. Государственное регулирование архивного дела Государству, обществу и гражданам необходимо упорядоченное сохранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда РФ, который действует на основании ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" <*>. Архивный фонд РФ - исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов РФ, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2004. N 43. Ст. 4169. Архивным делом называется деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов, представляющих собой материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, имеющий реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежащий хранению в силу значимости указанной на носителе, для граждан, общества, государства. Архив - учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов. Существуют государственные (создаваемые Правительством РФ или субъектом РФ) и муниципальные архивы (структурные подразделения органа местного самоуправления муниципального района, городского округа либо муниципальное учреждение, создаваемое этим органом). Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов Архивного фонда РФ, является Федеральное архивное агентство <*>, которое осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными и субъектов Федерации органами государственной власти, а также Российской академией наук, Российским обществом историков-архивистов и другими общественными объединениями. -------------------------------- <*> См.: Положение о Федеральном архивном агентстве, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 290 // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2572. Росархив осуществляет следующие функции и полномочия в установленной сфере деятельности: организует информационное обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда РФ и других архивных документов, в том числе путем создания и ведения информационных поисковых систем по архивным документам; работу по подготовке документальных публикаций, а также документальных экспозиций и справочников о составе и содержании документов Архивного фонда РФ; экспертизу архивных документов, заявленных к вывозу за пределы РФ и экспертизу документов Архивного фонда РФ, временно вывезенных за пределы РФ, после их возвращения; работу федеральных архивных учреждений по рассекречиванию в установленном порядке носителей сведений, составляющих государственную тайну; координацию деятельности научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов; осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству; ведет государственный учет документов Архивного фонда РФ и Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда РФ; осуществляет _____функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций и функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства; экспертизу проектов национальных стандартов в области архивного дела и документационного обеспечения управления; обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов; осуществляет иные функции и полномочия по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если они предусмотрены федеральным законодательством. Архивные фонды - масса информационных ресурсов. Правовое регулирование архивного дела направлено на обеспечение открытости информации и динамичности процесса получения информации. Открытость информации в архивных фондах обеспечивается: 1) существованием различных режимов доступа к информации; 2) переходом информации из одной категории доступа в другую. Ответственность за сохранность информации в библиотеках и архивах мало урегулирована. Отсутствует ответственность за неправильное хранение подлинных документов, за несанкционированное копирование документов, распространение. Глава 10. ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ 1. Понятие и структура электронного документа Во многих сферах деятельности широкое распространение получило использование электронных документов, причем последние применяются не только наряду с традиционными бумажными документами, но и вместо них. Как отмечает А. Серго, использование систем электронного документооборота позволяет добиться огромного экономического эффекта, а применительно к России такое снижение издержек с учетом территориальной протяженности может быть колоссальным <*>. В связи с этим одним из важнейших направлений развития российского законодательства и правоприменительной практики в настоящее время является правовое регулирование отношений в области электронного документооборота и придание юридической силы электронным документам. -------------------------------- <*> Серго А. Электронный документооборот // Российская юстиция. 2003. N 5. С. 69. До настоящего времени ни законодатель, ни современная доктрина не выработали общего однозначного определения электронного документа. Легальное определение данного термина появилось лишь в 2002 г. в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" <*>: "Электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме". Законодатель в этом определении обратил внимание лишь на форму предоставления информации данного класса документов, отличающую его от других документов. В юридической литературе многократно отмечалось, что это определение достаточно широкое и оно далеко не полностью раскрывает рассматриваемое понятие, что дает почву для его неоднозначного толкования при решении задач правового регулирования вопросов использования электронных документов. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127. Более удачным представляется понятие электронного документа, предложенное С.И. Семилетовым: "Электронный документ - документ, созданный при помощи электронных аппаратно-технических (ЭВМ) и программных средств, фиксируемый в цифровом коде в форме идентифицируемого именного файла(ов) или записи в файле(ах) базы данных, доступный для последующей обработки в информационных системах, использования, воспроизведения (отображения) и визуального восприятия, а также для передачи и получения по телекоммуникационным каналам связи" <*>. -------------------------------- <*> Семилетов С.И. Электронный документ как продукт технологического процесса документирования информации и объект правового регулирования // Государство и право. 2003. N 1. С. 101. Как справедливо отмечает С.И. Семилетов, электронные цифровые документы в качестве объекта права следует рассматривать как обособленные или выделенные объекты и в тех же формах, в которых эти документы реально существуют как объекты деятельности и оборота в конкретных правоотношениях. При этом файл как форма электронного документа должен выступать в качестве главного объекта правового регулирования. Три элемента электронного документа: 1) само содержание информации; 2) форма предоставления содержания; 3) носитель информации. Хэш-функция - контрольная характеристика файла, позволяющая определить факт внесения в документ несанкционированных изменений. В России нет закона об электронном документе и не решена проблема долгосрочного хранения электронного документа. 2. Правовой статус электронной цифровой подписи Электронно-цифровая подпись - реквизит электронного документа, полученный в результате преобразования информации с использованием закрытого ключа электронно-цифровой подписи и позволяющий установить подлинность и целостность содержащейся в электронном документе
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |