Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование объектов культурного наследия через призму государственно-частного партнерства




Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через сто, и через двести лет.

Д.С. Лихачев из книги «Письма о добром и прекрасном»

Развитие общества, уровень его «гражданственности» выражается во многих его проявлениях. Но следует выделить особый фактор, а именно, отношение граждан к своей истории. Много сказано и написано слов о роли истории в жизни человека, гражданина и государства. Без знания истории нельзя прогнозировать будущее. Общество, которое на инициативных, взаимовыгодных началах разделяет с государством его функции можно смело назвать зрелым, истинно гражданским. К таким признакам самостоятельности и зрелости общества можем отнести заботу об объектах культурного наследия и разумную их эксплуатацию[120]. Взаимовыгодное сотрудничество государства и общества в современных условиях получило свое выражение в форме государственно-частного партнерства. От такой прогрессивной и апробированной во многих странах формы сотрудничества государство и общество ждут большой отдачи и результатов. Вопрос сохранения объектов культурного наследия весьма актуален. Главная необходимость развития государственно-частного партнерства в данной сфере обусловлена недостатком бюджетных средств на сохранение, реставрацию объектов культурного наследия.

Объем бюджетных средств несоразмерен с количеством таких объектов. К примеру, в Федеральной целевой программе «Культура России 2012-2018» указывается, что доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и отвечающих удовлетворительному состоянию лишь 35% за 2011 и 35,5% за 2012 год от общего количества объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности.[121] Некоторые исследователи приводят другие данные: «В России по данным Росохранкультуры насчитывается около 90 тысяч недвижимых памятников культуры. Только 15% от общего количества находятся в удовлетворительном состоянии».[122]

С развитием права собственности, его многообразия и иных имущественных прав, объекты культурного наследия становятся частью гражданского оборота. Такой процесс неминуемо ведет за собой расширение круга субъектов культурной деятельности и преобразование функций государства в этой сфере. Государство постепенно перекладывает обязанности по содержанию, восстановлению, реставрации и эксплуатации объектов культурного наследия на частых лиц, оставляя за собой при этом некоторые постоянные неотъемлемые функции: регулятивную (нормативную), надзорную, охранительную и судебную.

Проблема правового регулирования статуса, гражданского оборота, а также государственно-частного партнерства в отношении объектов культурного наследия входит в комплекс актуальных проблем современного российского права.

Имущественные права на объекты культурного наследия возникают у различных лиц и по различным основаниям. Законодательство допускает возможность возникновения имущественных прав и граждан (физических лиц), юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (публично-правовых образований).

Функции публичного собственника выполняет Министерство культуры и массовых коммуникации Российской Федерации, а также находящиеся в его ведении Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере коммуникаций и охране культурного наследия.

Главной особенностью в правовом регулировании объектов культурного наследия является наличие института охранного обязательства в силу особенности, общественной важности и публичного интереса в отношении таких объектов. Любая правовая конструкция в отношении объектов культурного наследия будет содержать это обременение, подлежащее государственной регистрации. Также в отношении объектов культурного наследия введен институт зон охраны объектов культурного наследия. Охранные зоны объекта культурного наследия представляют собой границы территорий, указанных на схемах, а также в текстовом виде в документах объекта; «за пределами таких границ осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде».[123] Устанавливая круг неотъемлемых обязанностей для собственников, арендаторов и пользователей объектами культурного наследия, законодатель предоставил ряд преференций, а именно налоговые льготы и предоставление бюджетных субсидий, компенсаций за работы, связанные с содержанием объектов.

На данный момент в стадии рассмотрения в Государственной Думе Российской Федерации находится законопроект № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». Данный законопроект является ожидаемым на протяжении значительного времени, поскольку в обществе сложились фактические отношения с сфере государственно-частного партнерства, не имеющие федеральной нормативной базы.

Пока в законодательстве Российской Федерации можно выделить 8 форм участия негосударственного элемента в жизни культурного наследия или 8 форм государственно-частного партнерства в сфере культуры и, в частности, в отношении объектов культурного наследия:

1. Приватизация объектов культурного наследия

2. Аренда объектов культурного наследия

3. Безвозмездная передача в собственность объектов культурного наследия

4. Безвозмездное пользование объектами культурного наследия

5. Доверительное управление объектами культурного наследия

6. Концессионные соглашения в отношении объектов культурного наследия

7. Аутсорсинг или выполнение работ, или оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

8. Инвестиционные соглашения в отношении объектов культурного наследия

 

Сорокин Александр Юрьевич

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.