Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика форм непосредственного участия в местном самоуправлении




Понятие форм народовластия местного самоуправления и их правовая основа

ТЕМА 5. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ НАРОДОВЛАСТИЯ

Конспект лекции

ПЛАН

1. Понятие форм народовластия МСУ и их правовая основа.

2. Общая характеристика форм непосредственного участия в МСУ.

3. Общая характеристика и правовые основы представительной демократии в системе МСУ.

Народовластие в системе МСУ – это полновластная деятельность, осуществляемая населением муниципального образования в рамках федерального и регионального законодательства при решении вопросов местного значения, а также права на участие жителей в управлении своим муниципальным образованием через выборные ОМСУ и выборных должностных лиц.

Правовой основой народовластия в МСУ является единая система правовых норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые возникаюют в процессе осуществления власти населением муниципальных образований непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

К федеральным законам, содержащим нормы, составляющие правовую основу народовластия в МСУ можно отнести следующие:

1. Конституция РФ.

2. Европейская хартия местного самоуправления.

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10. 2003 № 131-ФЗ.

4. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

5. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.1996 № 138-ФЗ.

6. Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14.07.1992 № 3297-1.

7. Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» от 07.04.1999 № 70-ФЗ.

 

Непосредственная демократия осуществляется посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп. Она играет особую роль в его реализации, так как посредством таких форм прямой демократии, как выборы, собрания населения, обеспечиваются формирование и функционирование всех важнейших звеньев МСУ– его органов.

Непосредственная демократия реализует несколько функций:

– императивную – позволяет принимать окончательное решение по определенным вопросам местного значения;

– консультативную – выяснение, сопоставление мнения народа и желаний формируемого им органа (должностного лица) через митинги, публичные слушания, опросы граждан, обсуждения и т. д.

– регулятивную – участие населения в системе социального управления с помощью гражданской правотворческой инициативы, собрания граждан, наказов избирателей, территориального общественного самоуправления и т. д.

К формам непосредственной демократии относятся: местный референдум; выборы ОМСУ и должностных лиц местного самоуправления; отзыв выборных должностных лиц; собрания, сходы граждан; митинги; демонстрации; шествия; правотворческая инициа­тива граждан; обращение граждан в органы местного самоуправления; конференции граждан; территориальное общественное самоуправление, публичные слушания; обращения граждан; наказы избирателей.

Одной из форм непосредственной демократии является местный референдум. Это голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, отнесенных законодательством к компетенции МСУ, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований.

Второй важнейшей формой непосредственного волеизъявления граждан являются выборы ОМСУ и должно­стных лиц МСУ.

Муниципальные выборы — это выборы депутатов, членов иных выборных ОМСУ, выборных должностных лиц МСУ.

Выборы проводятся на основе принципов всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и обеспечении избирательных прав граждан.

Следующей формой прямого волеизъявления граждан является отзыв депутатов и должностных лиц МСУ, который представляет собой форму ответственности депутата, выборного должностного лица перед населением, содержанием которой является возможность досрочного прекращения полномочий депутата, выборного должностного лица по воле избирателей. Наличие института отзыва депутата повышает ответственность каждого депутата за порученное ему дело.

Основанием отзыва депутата, как правило, является невыполнение им своих депутатских обязанностей, нарушение законодательства, устава муниципального образования, совершение действий, не достойных звания депутата, игнорирование законных интересов граждан и т. д.

Процедура отзыва включает следующие стадии: инициирование проведения голосования по отзыву, подготовка к проведению голосования по отзыву, проведение агитационной кампании, голосование и определение результатов голосования по отзыву.

Собрания (сходы) граждан являются составным элементом форм прямого волеизъявления граждан. Они способствуют развитию инициативы граждан в решении вопросов местного значения, повышению уровня знаний граждан в деле управления.

Собрания (сходы) граждан по отдельным территориям муниципального образования созываются по мере необходимости. Инициатива проведения собрания может исходить непосредственно от населения, депутатов, избранных на данной территории, главы муниципального образования, органов территориального общественного самоуправления, иных органов или должностных лиц.

Право участия в собраниях (сходах) имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Некоторые уставы муниципальных образований допускают участие в собрании (сходе) жителей, достигших 16-летнего возраста. Собрание считается правомочным, если в нем принимают участие жители большинства квартир, домов, подъездов, улиц или большинство граждан поселка. Решение принимается большинством голосов присутствующих.

Следующей формой непосредственной демократии является народная правотворческая инициатива – это новый демократический институт, суть которого – в разработке гражданами проектов правовых актов по вопросам МСУ и внесение их на рассмотрение ОМСУ. Проекты нормативных актов, внесенные населением, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании представительного органа или должностного лица МСУ с участием представителей населения.

Важное значение в реализации прав граждан участвовать в МСУ имеет закрепленное в ст. 33 Конституции РФ и в Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в ОМСУ.

Под обращениями принято понимать изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные обращения граждан.

Митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, опросы. Эти формы непосредственной демократии используются в системе МСУ для привлечения внимания ОМСУ и должностных лиц МСУ к проблемам местной жизни.

Территориальное общественное самоуправление — это самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственной инициативы в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.