Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Матрица связей С




  a1 a2 a3 a4
b1        
b2        
b3        
b4        
b5        
b6        
b7        
b8        

 

Выполняемые процедуры:

• случайный выбор из списка А объекта: «a2 — фонарь»;

выбор из списка В всех признаков объекта a2: Вa2 = { b2, b3, b4, b5, b6, b7, b8 }

• случайный выбор из списка Вa2 признака b: b4 — плавающий;

• выходные данные: а2 фонарь;

Вa2 = { b2, b3, b4, b5, b6, b7, b8 };

b4 плавающий;

• выбор из списка А всех объектов, обладающих признаком b4: Ab4 = { a1, a2, a3, a4 };

• случайный выбор из списка Ab4 объекта «а3 — радиоприемник».
После первой итерации гирлянда случайных ассоциаций имеет следующий вид: «а2 фонарь, b4 — плавающий, a3 — радиоприемник». Признак b4 общий для объектов а2 и а3;

переход ко второй процедуре. Результат — список Ва3 = { b4, b5, b6, b7, b8 };

• случайный выбор признака из списка Ва3: «b8 источник энер­гии — тепловая энергия, излучаемая телом человека»;

• выходные данные:

а3 — радиоприемник;

Ва3 = { b4, b5, b6, b7, b8 };

b8 — источник энергии — тепловая энергия, излучаемая телом чело­века;

· выбор из списка A всех объектов с признаком b8:

Ab8 = { a2, a3, a4 };

• случайный выбор из списка Ab8 объекта: «а4 — часы». После вто­рой итерации гирлянда случайных ассоциаций имеет следующий вид:

«а2 — фонарь, b4 плавающий, a3 — радиоприемник, b8 — источник энергии — тепловая энергия, излучаемая телом человека, а4 часы».

В результате двух итераций алгоритма возникшие ассоциации от синтезированной гирлянды позволяют сгенерировать следующие идеи потребительского товара:

• фонарь для подводного плавания;

• радиоприемник для плавания с источником энергии от тепловой энергии, излучаемой телом человека;

• часы с подзарядом от тепловой энергии, излучаемой телом человека.

Метод контрольных вопросов применяется для психологической активизации творческого процесса.

Цель метода состоит в том, чтобы с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Метод может применяться как в индиви­дуальной работе, так и при коллективном обсуждении проблемы, на­пример при «мозговой атаке». Один из широко распространенных воп­росников А. Осборна включает девять групп вопросов.

1. Какое новое применение системе можно предложить?

2. На какую другую систему похожа данная система и что можно скопировать?

3. Какие модификации путем изменения функций возможны?

4. Что в системе можно увеличить (расширить, объединить)?

5. Что в системе можно уменьшить (сжать, ускорить, сузить, раздробить)?

6. Что в системе можно заменить?

7. Что в системе можно преобразовать?

8. Что в системе можно сделать наоборот?

9. Какие новые комбинации элементов системы возможны?

В данных вопросах содержатся рекомендации по апробированию эвристических приемов (инверсия, аналогия, дробление, перенос, ди­намизация и т.д.) для решения поставленной задачи.

Метод коллективного блокнота позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым членом рабочей группы с коллективной их оцен­кой и процессом выработки решения. Метод реализуется следующим образом:

Каждый участник получает блокнот, в котором записывает в общих чертах без применения специальных терминов существо проблемы, а также данные, позволяющие ориентироваться в ней. В течение месяца каждый участник ежедневно заносит в блокнот возникающие идеи, касающиеся рассматриваемой проблемы, оценивает их и определяет, какие из них могут обеспечить наилучшее решение задачи. Одновре­менно формулируются наиболее целесообразные направления иссле­дования. Кроме того, в блокноте фиксируются идеи, находящиеся в стороне от основной проблемы, развитие которых может оказаться по­лезным для нахождения конечного решения.

Систематизация зафиксированных в блокнотах идей осуществляет­ся руководителем группы, а заключительное творческое обсуждение — всеми членами группы.

Метод «матриц открытия» получил широкое распространение во Франции. Как и в морфологическом методе синтеза, здесь преследу­ется цель систематически исследовать все мыслимые варианты, вы­текающие из закономерностей строения (морфологии) совершен­ствуемой системы, выбрать и изучить поле возможных решений. В то же время метод «матриц открытия» проще и дает возможность огра­ничить количество рассматриваемых вариантов.

Суть метода в построении квадратной матрицы (табл. 4), в кото­рой пересекаются два ряда характеристик по вертикали и горизонтали. Ряды могут быть упорядоченными по какому-либо признаку или не­упорядоченными.

Таблица 4

Структура «матрицы открытия»

 

Влияющий фактор Материалы Оборудование Потребности Рынки
Материалы Оборудование Потребности Рынки        

 

Характеристики могут быть выражены количествен­но или качественно. В отличие от метода морфологического анализа здесь часть выбранных характеристик может относиться не к системе, а к условиям ее эксплуатации.

Основные этапы метода «матриц открытия» по обработке информа­ции следующие:

• составление перечня элементов, свойств, объектов, фактов, идей и т.п.;

• выработка поля анализа — определение проблемы в наиболее об­щей и абстрактной форме, ее уточнение, построение структуры поля;

• определение пересечения рядов и столбцов, обнаружение воз­можных комбинаций;

• изучение комбинаций и выбор рациональных решений.

Метод «матриц открытия», как правило, не дает законченных реше­ний и служит для систематизации имеющегося материала и опреде­ления отправных пунктов дальнейшего исследования. Комбинации характеристик дают возможность для плодотворных ассоциаций, по­становки проблем, которые ранее оставались незамеченными.

Синектика — это комплексный метод стимулирования творческой деятельности, использующий приемы и принципы как «мозговой ата­ки», так и метода аналогий и ассоциаций. Само слово «синектика» — неологизм, означающий объединение разнородных элементов.

В основе метода лежит поиск нужного решения с помощью преодо­ления психологической инерции, состоящей в стремлении решить про­блему традиционным путем. Синектика позволяет выйти за рамки ка­кого-то конкретного образа мыслей и значительно расширяет диапазон поиска новых идей за счет представления привычного непривычным и, наоборот, непривычного привычным. При использовании синектики решение проблемы ищет группа спе­циалистов, как владеющих этим методом, так и только приступающих к овладению. Желательно, чтобы члены синектической группы (кроме руководителя) перед началом работы не знали сути рассматриваемой проблемы. Это позволит им абстрагироваться от привычного стереоти­па мышления.

Одна из важнейших частей синектической процедуры — выяснение того, как участники представляют себе обсуждаемую проблему. С этой целью они предлагают свои варианты ее определения. Руководитель записывает определение на доске, что имеет существенное психологи­ческое значение, поскольку в этом случае каждый участник начинает воспринимать проблему как свою и делает попытки ее решить. Далее руководитель задает наводящие вопросы, вызывающие ассоциации и аналогии.

Метод синектики широко использует личную аналогию (эмпатию). Человек мысленно вживается в образ рассматриваемой системы, стара­ясь отождествить себя с ней и проанализировать возникающие ощуще­ния. Это помогает при синтезе новых вариантов систем. Эмпатия ус­пешно применяется при решении особо сложных проблем, а также для проверки осуществимости различных идей.

Отметим, что в результате выполнения этапа разработки и приня­тия управленческих решений должен сформироваться перечень альтер­натив для их последующей оценки и выбора наиболее предпочтитель­ной. Использование широкого спектра существующих методов генерации альтернатив призвано оказать лицу, принимающему реше­ния, содействие в выполнении задач этого этапа.

 

Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив

После составления перечня вариантов решения следует переходить к оценке каждой альтернативы. Оценка решений включает определе­ние достоинств, недостатков и возможных последствий каждого из них.

Для сравнения решений используют методы:

• многокритериальной оценки;

• экспертной оценки.

Эти методы позволяют провести сравнение альтернатив решений по установленным ранее (на этапе формулировки критериев и ограниче­ний) критериям. Для определения возможных последствий принятия каждой из альтернатив широко используются методы:

• поискового прогнозирования;

• нормативного прогнозирования.

Рассмотрим подробнее особенности и содержание перечисленных методов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.