КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Матрица связей С
Выполняемые процедуры: • случайный выбор из списка А объекта: «a2 — фонарь»; выбор из списка В всех признаков объекта a2: Вa2 = { b2, b3, b4, b5, b6, b7, b8 } • случайный выбор из списка Вa2 признака b: b4 — плавающий; • выходные данные: а2 — фонарь; Вa2 = { b2, b3, b4, b5, b6, b7, b8 }; b4 — плавающий; • выбор из списка А всех объектов, обладающих признаком b4: Ab4 = { a1, a2, a3, a4 }; • случайный выбор из списка Ab4 объекта «а3 — радиоприемник». переход ко второй процедуре. Результат — список Ва3 = { b4, b5, b6, b7, b8 }; • случайный выбор признака из списка Ва3: «b8 — источник энергии — тепловая энергия, излучаемая телом человека»; • выходные данные: а3 — радиоприемник; Ва3 = { b4, b5, b6, b7, b8 }; b8 — источник энергии — тепловая энергия, излучаемая телом человека; · выбор из списка A всех объектов с признаком b8: Ab8 = { a2, a3, a4 }; • случайный выбор из списка Ab8 объекта: «а4 — часы». После второй итерации гирлянда случайных ассоциаций имеет следующий вид: «а2 — фонарь, b4 — плавающий, a3 — радиоприемник, b8 — источник энергии — тепловая энергия, излучаемая телом человека, а4 — часы». В результате двух итераций алгоритма возникшие ассоциации от синтезированной гирлянды позволяют сгенерировать следующие идеи потребительского товара: • фонарь для подводного плавания; • радиоприемник для плавания с источником энергии от тепловой энергии, излучаемой телом человека; • часы с подзарядом от тепловой энергии, излучаемой телом человека. Метод контрольных вопросов применяется для психологической активизации творческого процесса. Цель метода состоит в том, чтобы с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Метод может применяться как в индивидуальной работе, так и при коллективном обсуждении проблемы, например при «мозговой атаке». Один из широко распространенных вопросников А. Осборна включает девять групп вопросов. 1. Какое новое применение системе можно предложить? 2. На какую другую систему похожа данная система и что можно скопировать? 3. Какие модификации путем изменения функций возможны? 4. Что в системе можно увеличить (расширить, объединить)? 5. Что в системе можно уменьшить (сжать, ускорить, сузить, раздробить)? 6. Что в системе можно заменить? 7. Что в системе можно преобразовать? 8. Что в системе можно сделать наоборот? 9. Какие новые комбинации элементов системы возможны? В данных вопросах содержатся рекомендации по апробированию эвристических приемов (инверсия, аналогия, дробление, перенос, динамизация и т.д.) для решения поставленной задачи. Метод коллективного блокнота позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым членом рабочей группы с коллективной их оценкой и процессом выработки решения. Метод реализуется следующим образом: Каждый участник получает блокнот, в котором записывает в общих чертах без применения специальных терминов существо проблемы, а также данные, позволяющие ориентироваться в ней. В течение месяца каждый участник ежедневно заносит в блокнот возникающие идеи, касающиеся рассматриваемой проблемы, оценивает их и определяет, какие из них могут обеспечить наилучшее решение задачи. Одновременно формулируются наиболее целесообразные направления исследования. Кроме того, в блокноте фиксируются идеи, находящиеся в стороне от основной проблемы, развитие которых может оказаться полезным для нахождения конечного решения. Систематизация зафиксированных в блокнотах идей осуществляется руководителем группы, а заключительное творческое обсуждение — всеми членами группы. Метод «матриц открытия» получил широкое распространение во Франции. Как и в морфологическом методе синтеза, здесь преследуется цель систематически исследовать все мыслимые варианты, вытекающие из закономерностей строения (морфологии) совершенствуемой системы, выбрать и изучить поле возможных решений. В то же время метод «матриц открытия» проще и дает возможность ограничить количество рассматриваемых вариантов. Суть метода в построении квадратной матрицы (табл. 4), в которой пересекаются два ряда характеристик по вертикали и горизонтали. Ряды могут быть упорядоченными по какому-либо признаку или неупорядоченными. Таблица 4 Структура «матрицы открытия»
Характеристики могут быть выражены количественно или качественно. В отличие от метода морфологического анализа здесь часть выбранных характеристик может относиться не к системе, а к условиям ее эксплуатации. Основные этапы метода «матриц открытия» по обработке информации следующие: • составление перечня элементов, свойств, объектов, фактов, идей и т.п.; • выработка поля анализа — определение проблемы в наиболее общей и абстрактной форме, ее уточнение, построение структуры поля; • определение пересечения рядов и столбцов, обнаружение возможных комбинаций; • изучение комбинаций и выбор рациональных решений. Метод «матриц открытия», как правило, не дает законченных решений и служит для систематизации имеющегося материала и определения отправных пунктов дальнейшего исследования. Комбинации характеристик дают возможность для плодотворных ассоциаций, постановки проблем, которые ранее оставались незамеченными. Синектика — это комплексный метод стимулирования творческой деятельности, использующий приемы и принципы как «мозговой атаки», так и метода аналогий и ассоциаций. Само слово «синектика» — неологизм, означающий объединение разнородных элементов. В основе метода лежит поиск нужного решения с помощью преодоления психологической инерции, состоящей в стремлении решить проблему традиционным путем. Синектика позволяет выйти за рамки какого-то конкретного образа мыслей и значительно расширяет диапазон поиска новых идей за счет представления привычного непривычным и, наоборот, непривычного привычным. При использовании синектики решение проблемы ищет группа специалистов, как владеющих этим методом, так и только приступающих к овладению. Желательно, чтобы члены синектической группы (кроме руководителя) перед началом работы не знали сути рассматриваемой проблемы. Это позволит им абстрагироваться от привычного стереотипа мышления. Одна из важнейших частей синектической процедуры — выяснение того, как участники представляют себе обсуждаемую проблему. С этой целью они предлагают свои варианты ее определения. Руководитель записывает определение на доске, что имеет существенное психологическое значение, поскольку в этом случае каждый участник начинает воспринимать проблему как свою и делает попытки ее решить. Далее руководитель задает наводящие вопросы, вызывающие ассоциации и аналогии. Метод синектики широко использует личную аналогию (эмпатию). Человек мысленно вживается в образ рассматриваемой системы, стараясь отождествить себя с ней и проанализировать возникающие ощущения. Это помогает при синтезе новых вариантов систем. Эмпатия успешно применяется при решении особо сложных проблем, а также для проверки осуществимости различных идей. Отметим, что в результате выполнения этапа разработки и принятия управленческих решений должен сформироваться перечень альтернатив для их последующей оценки и выбора наиболее предпочтительной. Использование широкого спектра существующих методов генерации альтернатив призвано оказать лицу, принимающему решения, содействие в выполнении задач этого этапа.
Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив После составления перечня вариантов решения следует переходить к оценке каждой альтернативы. Оценка решений включает определение достоинств, недостатков и возможных последствий каждого из них. Для сравнения решений используют методы: • многокритериальной оценки; • экспертной оценки. Эти методы позволяют провести сравнение альтернатив решений по установленным ранее (на этапе формулировки критериев и ограничений) критериям. Для определения возможных последствий принятия каждой из альтернатив широко используются методы: • поискового прогнозирования; • нормативного прогнозирования. Рассмотрим подробнее особенности и содержание перечисленных методов.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |