Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолингвистические параметры процессов общения в микроблоге




А.С. Титлова

старший преподаватель кафедры иностранных языков

естественных факультетов БашГУ, г.Уфа

 

Массовая коммуникация, безусловно, является одним из видов общения. Причем в современном мире кроме традиционных видов средств массовой коммуникации (радио, телевидения и печатных СМИ), которые в основе своей являются однонаправленными, появились и те, которые подразумевают непосредственно двухсторонний процесс общения. К ним относятся всевозможные интернет-ресурсы, в том числе и такие медиатексты как блоги и микроблоги.

Отнесение микроблога к средствам массовой информации вряд ли вызывает вопросы благодаря общедоступному характеру информации и количеству читающих его пользователей. При этом не стоит забывать, что практически каждое печатное издание, телеканал или радиостанция имеют свою страницу в таких микроблогах как, например, Твиттер.

А.А. Леонтьев предлагает классифицировать виды общения по различным параметрам процессов общения.

Во-первых, виды общения возможно разделять по параметру ориентированности. Здесь выделяются предметно ориентированное общение, предметом которого является взаимодействие людей в процессе совместной деятельности. В микроблоге выявить такую совместную деятельность помогает наличие хэштегов, которые помогают объединять сообщения в группу. Так хэштег #плавализнаем может объединять людей, интересующихся путешествиями, #евромайдан отправит к сообщениям на политические темы, #DrWho помогает быстро найти все сообщения поклонникам известного сериала.

Предметом личностно ориентированного общения являются психологические взаимоотношения людей. Многие пользователи микроблогов используют их для такого вида общения, сообщая новости личного характера, комментируя сообщения своих подписчиков, соглашаясь или вступая в спор с автором сообщения или другими комментаторами.

Следующий вид общения, выделенный по параметру ориентированности, это социально ориентированное общение. А.А. Леонтьев предметом такого общения называет «социальное взаимодействие внутри определенного социального коллектива или изменение системы социальных (общественных) отношений в данном коллективе (обществе), его социальной или социально-психологической структуры, содержания общественного сознания или непосредственной социальной активности членов данного общества» [Леонтьев 2003:6].

При этом по параметру ориентированности А.А. Леонтьев относит общение при помощи СМИ именно к этому виду общения. Это, очевидно, справедливо для СМИ в их традиционном понимании, то есть радио, телевидения и печатных СМИ. Но как показывают приведенные выше примеры, микроблог несомненно может быть и предметно и личностно ориентированным, соответствуя всем трем параметрам ориентированности.

Вторым в классификации параметров видов общения является психологическая динамика общения. Здесь можно говорить о результативном состоянии реципиента, об оказанном на него воздействии. А.А. Леонтьев упоминает в связи с этим скрытую обратную связь, где коммуникатор имеет некоторое представление о возможной ожидаемой реакции реципиента, предсказывая какое воздействие может оказать созданный им текст и какова может быть реакция на него. Однако в случае текста микроблога такая обратная связь перестает быть скрытой. Создавая и размещая текст, автор получает реальную обратную связь в виде комментариев. И здесь можно говорить о реципиентах как о создателях собственного встречного текста, контртекста. Типы такого рода реакций представляют интерес для отдельного тщательного исследования.

Третьим параметром в приводимой нами классификации является семиотическая специализация общения. И здесь тоже следует отметить отличительные особенности текста микроблога. Ведь кроме общепринятого собственно языкового общения, при создании текста микроблога (и – забегая вперед - контртекста) задействованы и другие знаковые и образные средства.

Вообще, отмечается компенсаторный характер текста микроблога в условиях невозможности использования невербальных средств для передачи эмоций и описания эмоциональных состояний. Широко используются графические вербальные средства (использование заглавных букв для «повышения голоса» на собеседника, повторение пунктуационных знаков, добавление к тексту вшитых в оболочку программы графических средств, например «эмотикон»).

Такие характерные особенности позволяют говорить о тексте микроблога как о креолизованном или поликодовом тексте. При этом под креолизованными текстами мы понимаем «тексты, фактура которых состоит из двух негомогенных частей (вербальной языковой (речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам))» [Сорокин, Тарасов 1990:180], а под поликодовым текстом – «случаи сочетания естественного языкового кода с кодом какой-либо иной семиотической системы» [Ейгер, Юхт 1974:107].

И, наконец, четвертый параметр – степень опосредованности. Здесь необходимо учитывать количество ступеней опосредования процесса, но при условии неизменности содержательности текста. В случае микроблога следует, очевидно, различать ориентированность создаваемого текста. Так если речь идет о тексте личного характера, то можно говорить скорее о непосредственности текста. Единственный сдерживающий фактор здесь – ограниченность объема текста. В сообщениях информационного характера сообщения редактируются и контролируются, при этом они также технически не должны превышать заданного объема.

Таким образом можно заключить, что общение в микроблоге частично выполняет функции личностного общения, но при этом обладает признаками общения через средства массовой информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ейгер Г.В., Юхт В.Л. К построению типологии текстов// Лингвистика текста: Материалы научной конференции при МГПИИЯ им. М.Тореза. Ч. I. М., 1974.

2. Леонтьев А.А. Психолингвистические особенности языка СМИ. В сб.: Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., Изд-во МГУ, 2003.

3. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.