КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человек как особое творение Божие
Тема 1.4 Православная антропология Учение о природе и личности человека, его предназначении и принципах существования раскрывается в христианской антропологии. О сотворении человека текст Священного Писания повествует особо торжественно, освещая его с трех сторон. Сначала говорится об историческом появлении человека на земле: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт., 1, 26). Человек сотворен после того, как были образованы все элементы вселенной, которые составляют части его природы, и возникла среда, в которой он будет жить. В сравнении с ними человек является венцом творения, вершиной творческого процесса трех Лиц Троицы, концом процесса космической эволюции: после этого Бог уже не творит более совершенных существ. С одной стороны, как и любое другое создание, человек находится в зависимости от Бога как своего Творца, а с другой – имеет существенные отличия от предыдущих творений, где образ действий Творца проще: «И сказал Бог... И стало так... И был вечер, и было утро». Творение человека – исключительный по своему характеру Божественный акт. Перед тем, как сказать об этом, в Священном Писании появляется стих о том, что думает Бог о человеке, о действии, происходившем в Самом Боге, о внутреннем совете, который подводит итог: «Сотворим». Мир до появления человека – монологичен, в нем не было ничего, что не зависело бы от воли Творца. Но тот «образ», который Творец хочет от Себя дать человеку, включает свободу. Это означает, что в мире появляется бытие, не зависящее от Бога, который ограничивает Свое всемогущество, создавая такую сферу, куда Сам не может войти без стука («Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною», Откр., 3, 20). По мысли философа Владимира Лосского, Бог становится бессильным перед человеческой свободой. Создатель видит и настоящее, и будущее, поэтому Ему открыта дальнейшая судьба человека: и его отступление от Творца, и необходимость Крестнойжертвы Сына Божиего, чтобы открыть человеку путь обратно, к Богу. И потому решение о создании Адама – это еще и принятие решения о Своем Кресте, о смерти Самого Бога – Иисуса Христа: Бог есть любовь, а любовь раскрывает себя, только жертвуя собой. Предвидение Творца не есть предопределение для человека и его судьбы: Бог «не желает, чтобы происходило зло, но не принуждает насильно к добру» (Иоанн Дамаскин). Этот предвечный совет изображен на иконе «Троица» прп. Андрея Рублева. Он пишет моленную икону, но при этом нарушает главный принцип иконного писания: икона не повернута лицом к молящемуся, а все три ангела обращены друг к другу. Этот образ являет некое действо, совершающееся в самой Троице. Ангелы сидят вокруг литургического престола (в нем видна выемка, использовавшаяся в старогреческих алтарях для помещения внутрь престола частицы мощей). В Чаше, что стоит на престоле, голова тельца – символа жертвы. Средний Ангел разрывает круг совета; Его рука выходит из него и благословляет Чашу. Этот Ангел облачен в сине-красные одежды, в иконографии традиционные одежды Христа: «кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» (Ис., 6, 8). Чаша страдания и жертвы благословляется сейчас, перед созданием человека. И Христос (Новый Адам) будет молиться об этой Чаше в Гефсиманском саду. И примет ее, потому что Он уже принял ее в Вечности, на изначальном Троическом Совете. В этой иконе есть еще одна Чаша: ее образуют силуэты двух крайних Ангелов. В эту Чашу помещен средний Ангел: ему не просто предстоит благословить и принести жертву, а Самому принести Себя в эту жертву. Рассмотрев в первой главе Книги Бытия вопрос о появлении на Земле человека в его исторической перспективе, Священное Писание возвращается к этому событию во второй главе, анализируя внутреннее устройство человека, его души и его взаимоотношения с Творцом: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт., 2, 7). Так особый акт сотворения человека дополняется еще одним исключительным действием: никакая другая тварь не была создана Богом «собственноручно» (то есть не по повелению, а прямым действием) и никакая из них не носила в себе дыхание Божественной жизни. Человек стал причастным Божеству по самому акту творения, так как его возникновение связано с обращением к нему Бога лично. Поэтому он кардинально отличается от всех прочих живых существ: не просто занимает высшее положение в иерархии животных, но и, по выражению Святых Отцов, является «смесью обоих миров», микрокосмосом – малым миром, объединяющим в себе всю совокупность тварного бытия. Его отличия от обезьяны не в большом количестве психомоторных функций, а в способности отвечать на призыв, обращенный к нему Создателем. По заложенному в нем потенциалу человек есть богочеловек, призванный общаться с Богом в любви и согласии. В пятой главе Книги Бытия акт творения человека рассматривается с третьей стороны – как начало человеческой истории (см.: Быт., 5, 1 – 32). Здесь приводится история первобытного человечества и перечисляются многочисленные потомки Адама. Полнота человечества – в единстве мужчины и женщины: одинокая эгоцентричная монада не способна к любви. Поэтому «мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт., 1, 27 – 28). Но любовь двоицы (тезис и антитезис) завершается в синтезе – с рождением ребенка как отражения Божественной любви Троицы: Бог единосущен и триипостасен, человек единосущен и многоипостасен. Каждый человек уникален в своем личном бытии (личности), но един – как отражение образа Создателя. Руководствуясь своим мировоззренческим выбором, он может жить в соответствии со своей богообразностью или вопреки ей, но личностью (ипостасью) не перестает быть. Тема образа и подобия Божиего – одна из центральных в христианской антропологии, первая истина о божественном достоинстве человека. Греческое слово «образ» (еicon – отсюда: икона) означает «портрет» или «изображение», то есть нечто созданное по образцу – прототипу (от греч. protos – первый и typos – отпечаток, оттиск), имеющее сходство с образом, но не тождественное ему по природе. Сущность образа Божиего в человеке как отображение непостижимой Божественной сущности, не может быть полностью определена, но может быть выявлена через познание его свойств, так как отражая полноту своего Первообраза, обладает Его непознаваемостью. Отцы и Учители Церкви черты образа Божиего видели в разумно-духовной природе человека: в его свободе воли и способности выбора, стремлении к добру, бессмертии души, господствующем положении в природе, способности к творчеству (человек, как и Бог, творец в своем масштабе), самосознании (в отличие от животных – познание самого себя, смысла жизни, истории, оценка явлений с точки зрения целесообразности или эстетики). По мнению философа Владимира Лосского, образ Божий в человеке достигает своего совершенства только тогда, когда человеческая природа становится подобной природе Божией, когда она стяжает полное приобщение нетварным благам. Благодаря образу Божиему онтологическая пропасть между Творцом и творением не является непреодолимой: люди способны познавать Бога и вступать в общение с Ним. Бог одарил человека способностью быть личностью как основной чертой Своего образа, то есть возможностью реализовать свою жизнь по образу Божественной жизни: Он Сам, будучи Личностью, свободно определяет Свою природу и бытие, образ которого есть любовь. Только будучи свободным, человек может уподобиться Богу через любовь к Нему. Образ Божий человек приобретает в результате творения, а подобие Богу только по своей свободной воле. Каждый конкретный человек призван раскрыть в себе этот Богоподобный образ через свои способности в творчестве, добродетели, любви, чтобы уподобиться Создателю, от того, как он употребит свою способность к богоуподоблению, во многом зависит степень его богообразности. Образ– дар Бога человеку, подобие – духовно-нравственная обязанность человека хранить и развивать этот дар. Образ Божий – самое высшее и самое ценное в человеке, поэтому, согласно христианскому пониманию, каждый человек достоин высочайшего уважения вне зависимости от личных и нравственных качеств. Для христиан истинным Образом Божиим является Иисус Христос – «образ Бога невидимого» (2 Кор.,4, 4; Кол., 1, 15), «сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр., 1,3). В общении с Ним человек восстанавливает в себе образ Божий, поврежденный грехом, и имеет возможность реализовать свою жизнь как любовь и свободу, тем самым стать причастным вечности и нетлению. Многие религиозные и философские системы провозглашают «бессмертие души» как некое непостижимое разумом ее «выживание» после гибели тела. Согласно христианскому пониманию, через личностное отношение между человеком и Богом возможно преодоление смерти как преодоление разлуки с Ним и единение в любви. Возвышенное положение человека во всем тварном мире накладывает на него высокие обязательства. Ему предстоит: – Познать самого себя, то есть осознать в себе образ и подобие Творца, полюбить Его как свой прообраз. Человек должен быть достоин своего Первообраза. Он призван совершенствоваться, оберегая подобие Богу, восстанавливать и укреплять свое нравственное начало. – Познать окружающую его природу, полюбить своих собратьев и весь тварный мир. Человек являет собой живую связь между небом и землей, между Творцом и тварью, поэтому призван быть венцом земных созданий и царем природы. – Познать ту цель, которая поставлена перед ним Творцом, и, осознав ее как необходимое и приняв как желанное, достичь ее. Человек, созданный по Божественной любви, причастен ей как образу Божественной жизни, поэтомуон призван привести в соответствие с ней и образ своей жизни, реализовать заложенный потенциал в любви к Богу и к ближнему. Мы «сотворены на дела благие, чтобы славить и хвалить Сотворившего и, сколько возможно, подражать Богу» (святитель Григорий Богослов). По Божественному замыслу человек сотворен как существо, реализующее себя в динамике, и процессе своего развития: в приближении к Богу, как абсолютному идеалу, заключается смысл и цель человеческого существования («обожению» – по учению Отцов Церкви, или «усыновлению» Богу, как писал апостол Павел – см.: Рим., 8, 15). Единение с Богом, являющееся конечной целью существования человека, не есть слияние с Божественной сущностью (как у неоплатоников), не есть погружение в Небытие – нирвану (как у буддистов), а есть жизнь с Богом и в Боге, при которой личность человека не исчезает, но приобщается к полноте Божественной любви. В отличие от животных, человеку в числе первых заповедей было благословлено не просто плодиться и размножаться, но и владычествовать над всем живым созданиями и «над всею землею» (Быт., 1, 26). Заповедь власти над миром придает глубинную целесообразность всем предыдущим этапам творения: Бог сотворил вселенную для человека, и эта завершенная картина вызывает высшее одобрение Творца: «хорошо весьма» (Быт., 1, 31). Такое положение человека («венец творения») идет вразрез с обвинениями христианства в унижении человека. Находясь на стыке двух миров, духовного и материального, он призван быть управителем Бога во вселенной. Другая заповедь, данная человеку, – хранить и возделывать землю (Быт., 2, 15) – определяет механизм этого управления. Хранить – значит, «суметь сохранить полученные дары и величие, возделывать – трудиться, познавать, приносить плоды. В Библии рай поэтически назван садом, и, таким образом, человек – садовник, приносящий Творцу плоды благодатного труда. Мир был создан для того, чтобы всякое создание участвовало в Божественной жизни, чтобы Бог был «все во всем» (1 Кор., 15, 28). Он, как полнота существования и жизни, всякое Свое создание приобщает к этой жизни, к единению в любви, что составляет образ Его бытия. Приобщение тварной природы к жизни нетварного Божества не может быть следствием принуждения и необходимости, а совершается только как дело личной свободы. Неразумная тварь не имеет нравственной свободы и сама по себе ни добра и ни зла. Она живет в мире по природному инстинкту: «и благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь» (Быт., 1, 22), Единственной тварной сущностью, которая может реализовать свою жизнь как свободу, является человек, поэтому именно он призван привести весь созданный Богом мир к высшей цели его существования – приобщению к образу Божественной жизни, При этом «тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих... в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим., 8, 19 – 22).Христианская вера не есть способ обеспечения индивидуального спасения верующего как средство «выживания» в потустороннем мире после смерти, а возлагает на каждого человека безмерную ответственность и неслыханную честь: привести к спасению весь мир, то есть приобщить тварь образу нетварного Божественного бытия. В этой связи, любые создания Бога (растительные или животные) не могут быть для человека лишь орудием удовлетворения его собственных желаний и потребностей, а призваны показать ему плоды Божественного творчества. Тогда отношения человека к миру превращаются в опосредованную связь с Творцом и Художником мира, к дару Божественной любви, к которому необходимо относиться бережно и ответственно.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |