КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Триединство человеческой природы
Бог творит человека из готовых земных начал, и в этом его материальная природа, но в отличие от других живых существ в человеческой природе есть духовная составляющая. Христианская антропология чаще всего рассматривает человека как двухсоставное (душа – тело) или, подробнее, трехсоставное (дух – душа – тело) существо. В первом случае под душой понимается вся невидимая часть человека, а во втором – совокупность ума, воли и чувств. Наличие души не отрицает и светская наука: психология, как научная дисциплина, выявляет и описывает закономерности поведения и проявление чувств человека как реакцию не внешние воздействий и ситуации, а психиатрия дает свои рекомендации по лечению «душевных болезней». В теологии понятие «дух человеческий» характеризует отличие человека от остальных живых существ; черты духовности воздействующие и на душу, и на тело и формирующие личность, проявлениями в нем образа Божия. Отцы Церкви также часто в связи с образом Божиим говорят о Троице, образ которой усматривается в связках «дух – душа – тело», «разум – воля – чувства», «мысли – слово – дыхание» и т. д. В своей природе человек соединяет материальное, и психическое и духовное и, как связующий стержень, пронизывающий вселенную, содержит в себе все ее элементы. О наличии материального и духовного в человеке знали многие дуалистические религии, но в них материя изначально представлялась злой и враждебной человеку: в манихействе – как созданная сатаной, в античной философии – тюрьмой или могилой души и т. д. В древнеиндийских философских системах говорится о переселении душ людей, в том числе животных. Учение о метемпсихозе (перевоплощении) было отвергнуто древнецерковной христианской традицией как не соответствующее не только Священному Писанию, но и даже здравому смыслу: человек с разумом и свободной волей не может превратиться в неразумное животное, потому что всякое разумное бытие бессмертно и не исчезает, а наказания за грехи в «прежних жизнях» бессмысленны. Христианское святоотеческое учение считает, что душа и тело даны человеку одновременно и навсегда в самом акте творения: только совокупность души и тела является полноценной личностью (ипостасью). В двойственности человека нет никакой противоречивости, а лишь необходимая взаимосвязь. Его тело относится к материальному миру и является временной оболочкой для души и духа в их земной жизни. Оно не так резко отличается от тел всех остальных высших животных, не несет ничего принципиально нового, поэтому о появлении человек, говорится в шестой день мироздания, когда «создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его» (Быт., 1, 25). По телу человек, подобно прочим земным тварям, зависим от природы, не может жить без питания, ему, как и им, дано благословение размножаться. Но дух Божий делает бессмертным душу человека, и в этом его коренное отличие от животного мира. Божественность происхождения тела и материи вообще дает основание для возвышенного отношения христиан к человеческому телу, а не гнушение плотью, как порой представляется некоторым критикам христианства и еретикам – гностикам, монтанистам, манихеям. Не тело вообще, а именно духовная плоть как совокупность страстей и пороков может враждовать с духом человека: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» (Гал., 5, 17), поэтому «умерщвление плоти» – не презрение к телу как таковому, а борьба с греховными склонностями и пороками. Тело – спутник, орган и сотрудник души, от которой зависит, опуститься ли ей до того, чтобы стать рабой тела и превратить его в сосуд греховной нечистоты и скверны, или же сделать его храмом Божиим. Христианский идеал не в том, чтобы унизить плоть, а в том, чтобы очистить и освободить ее от последствий грехопадения, вернуть к первоначальной чистоте и сделать достойной уподобления Богу. С телесной смертью не навсегда прекращается связь души с телом. Христиане верят в воскресение мертвых и Царство будущего века, когда тела человеческие восстанут в обновленном виде и навсегда воссоединятся со своими душами, чтобы принять участие либо в вечном блаженстве, либо в вечном мучении. В теологии духовное начало в человеке обозначается двумя терминами – «душа» и «дух». В Библии словом «душа» иногда обозначается всякое живое существо (см.: Быт., 2, 7), в других случаях – жизненное начало, заключенное в плоти (см.: Быт., 9, 4) и даже крови (см,:Лев., 17, 11) живого существа, нередко – сама жизнь человека (см.: Быт., 19, 17). Христианство исходит из понимания души как самостоятельной сущности: она не есть лишь функция тела, его способность или проявление, а имеет самостоятельное существование как носитель вечной человеческой жизни. По определению святителя Афанасия Великого, «душа есть сущность умная, бестелесная, бесстрастная, бессмертная». Человеческая душа бессмертна, а ее спасение понимается как открывающаяся перед жизнью возможность освободиться от власти разложения и смерти. Душа человека проявляет себя в трех действиях: – действия ума (накопление знаний и информации, их логическая обработка); – действия воли (движение человека к намеченной цели); – действия чувств и эмоций. Душа человека способна выполнять творческую работу: именно интеллектуальное и душевное творчество лежит в основе всех научных достижений, развитии искусства и культуры. Высшей структурной частью природы человека или высшей формой душевной жизни является бессмертный и свободный дух, который не эквивалентен известным в науке состояниям материи и видам энергии. Он открывается и возрастает в человеке в процессе его духовной жизни, работы над собственной душой. В процессе развития личности наиболее существенным является направление формирования человеческого духа: будет он развиваться как дыхание Божественной жизни или как явление, противное Ему. В первом случае это желание человека следовать по пути своего предназначения, начертанного Богом при его творении, во втором – идти «своим путем», руководствуясь личным пониманием истины, в третьем – следование по пути, начертанному противником Бога. Проявления человеческого духа будут различными в зависимости от избранного пути: – вера – либо в Бога, либо в себя, друзей, материальные ценности, здоровье и т.д., либо в противника Бога; – любовь как сердечное отношение и стремление – либо к Богу, ближним и Отечеству, либо к окружающим материальным вещам и предметам, либо к телесным удовольствиям и безнравственным занятиям; – совесть – либо острая реакция раскаяния за любой грех, либо жизнь по морали ближних (чтобы они не осудили), либо отсутствие раскаяния и даже получение удовольствия от безнравственных поступков; – страх как боязнь потери важного, бесценного – либо опасения обидеть Бога непослушанием (страх Божий), либо опасение за жизнь, имущество и благополучие, либо отсутствие любого страха; – страсть как душевный порыв к чему-либо, безотчетное влечение – либо к добрым и милосердным делам для ближних, спасению природы, творчеству во славу Божию, либо к творчеству для прославления себя, к личному обогащению, либо к гордости, тщеславию, властолюбию, ненависти и т.д. У людей могут быть самые разные комбинации проявлений состояния духа, но важнейшей задачей гармоничного воспитания личности в его христианском понимании является определение приоритетов вее развитии. Это прежде всего оздоровление и укрепление в человеке духа добра и любви как пути приобщения к образу Божественной жизни и реализации назначения человека, определенного Создателем при его творении, а затем развитие его душевных качеств и отношения к своему телу как храму души, а не объекту чувственных наслаждений. Для этого Творец дал человеку возможность рассуждения как проявление его мыслительной деятельности, отсутствующей в животном мире. У Отцов Церкви именно ум человека выделяется как основное антропологическое понятие личности. По своей природе ум значительно отличается от всего, что есть в человеке, и дает ему возможность постигать смысл вещей, проникать в их сущность. Содержание человеческого духа, как нравственной силы, обусловливается умом, и, прежде всего, пониманием конечной, высшей цели жизни. Этой целью может быть Бог и вечная жизнь в Нем, но может – богатство, власть, слава, могут – различные наслаждения и интересы: телесные («их бог – чрево» Фил., 3, 19), эстетические (например, музыка, живопись), интеллектуальные (например философия, наука). Каков Бог, которому поклоняется человек, такова и его духовность. Именно через ум человек может сделать сознательный выбор пути развития своего духа, соприкасаться с Богом, молиться Ему и слышать умом «ответ» Бога.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |