Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о спасении. Искупительный подвиг Иисуса Христа




 

Один из центральных догматов христианства – догмат о спасении: Христос «вочеловечился, чтобы мы обожились» (святитель Афанасий Великий).

В человеке после грехопадения, несмотря на поврежденность образа Божия, оставалась возможность его восстановления, которая однако не могла быть реализована, пока в нем постоянно возрастала и господствовала сила греха – как первородного, так и личного. Для воссоединения с Богом необходимо было разрушить греховное состояние человека как главное препятствие на этом пути, но первородный грех настолько изменил человеческую природу, что восстановление ее своими силами, без помощи Бога, стало невозможным. Творец не мог спасти Свое создание только силой Своего могущества, против его воли, которая по-прежнему оставалась свободной и в большей степени склонной к греху, чем к борьба с ним. Греховное состояние часто не ощущается таковым в силу сладости и притягательности, а попытка освободиться от него воспринимается как посягательство на свободу. Для восстановления единой жизни с Богом (спасения) недостаточно было учения Христа и личного примера Его земной жизни. Нужна была особая Божественная помощь, ее обновляющее воздействие на измененную грехом человеческую природу, восстановление в ней благостного состояния первых людей, их способности к духовно-нравственному развитию и совершенствованию.

По учению святых отцов, понятие «спасение» имеет два аспекта – объективный и субъективный. Объективный аспект – это все то, что сделано ради спасения человека Богом и не зависит от воли человека, является для него даром, потому что сам он этого не смог бы сделать при всем желании. Священное Писание говорит об этой стороне спасения: «Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2,8). Субъективная сторона – это те усилия, которые человеку необходимо приложить, чтобы этим даром воспользоваться, усвоить его. «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение», – говорит апостол Павел (Флп. 2,12). Таким образом, Священное Писание различает истину уже совершенного спасения человека и истину необходимости совершения спасения каждым верующим, т.е. личного усвоения открытого для человечества во Христе спасения. Значит, спасение достигается в соработничестве (греч. – «синергии») двух воль – Божественной и человеческой. И если воля Божественная в этом вопросе неизменна – Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2,4), то воля человеческая не всегда согласуется с Божественной, а без свободного волеизъявления человека на свое спасение, без его сознательного устремления к Богу, Бог спасти его не может.

Объективный аспект спасения, т.е. то, что сделано ради нашего спасения Богом, чаще всего называют Искуплением. Искупление – славянский перевод греческого слова lytrosis – выкуп: сумма денег, уплата которой дает рабу освобождение, а приговоренному к смерти – жизнь. Искупление – великая тайна, всю глубину которой нельзя передать богословскими формулировками.

Слово «искупление» многократно встречается в Священном Писании: «я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога» (Иов 19, 25 – 26), «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20,28), «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов» (1 Пет. 1, 18).

Учение об Искуплении, как законченная богословская теория, принадлежит Западной (Католической) церкви. В этой теории сделан акцент на правовую сторону отношений между Богом и человеком: Христос был осужден на крестную смерть вместо грешного человечества, которое само не в состоянии принести удовлетворение за нанесенное Богу оскорбление. Однако, с точки зрения Православия, правовые отношения между Творцом и творением невозможны и с помощью юридических терминов «оскорбление», «удовлетворение», «заслуга» и пр., выработанных человеческим мышлением, нельзя раскрыть тайну Искупления.

Святоотеческое понимание Искупления включает юридическую метафору в почти бесконечный ряд других образов, каждый из которых является как бы одним аспектом подвига Христова, самого по себе непостижимого. Это и евангельский образ Доброго Пастыря, взыскующего заблудшую овцу (т.е. грешника), и образ «крепкого мужа», побеждающего разбойника (т.е. сатану), и образ доброго самарянина, исцеляющего раны Своего народа… Только в совокупности эти библейские образы раскрывают святоотеческое учение об Искуплении, в основе которого лежит понятие греха не в юридическом смысле, а в смысле органическом, т.е. природном: поскольку грех – это, прежде всего, болезнь человеческой природы, то и спасение – это освобождение от болезни, исцеление, преображение и, в конечном счете, обо́жение человеческого естества.

Многие Отцы Церкви вообще избегают говорить о «выкупе» в его буквальном смысле, понимая под искуплением примирение человечества с Богом и усыновление Ему. Они говорят об искуплении как о проявлении любви Бога к человеку, находя подтверждение в словах апостола Иоанна «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин., 3, 16). Не гнев Бога Отца, а Его любовь является причиной Крестной жертвы Сына. По мысли прп. Симеона Нового Богослова, Христос приносит искупленное Им человечество в дар Богу, окончательно избавляя его от власти диавола.

Воплотившийся Христос, полностью приняв человеческую природу, добровольно проходит все физические и душевные страдания человека вплоть до богооставленности: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф., 27, 46) как кульминации крестных страданий. «Но великая тайна той минуты в том, – пишет епископ Иларион (Алфеев), – что Божество Христа ни на мгновение не разлучалось с человечеством - Бог не оставлял Его, хотя Он как человек чувствует человеческую богооставленность». Для Него смерть не была лишена страданий и ужаса, в ней отразилась вся глубина ее трагедии, но она есть величайшее доказательство любви Бога к человеку. Смерть Христа являлась для Него не неизбежным следствием тварной греховной природы, а добровольной Жертвой. Его выбор противоположен выбору Адама: Христос до конца исполняет Божественную волю, полностью совпадающую с Его человеческой волей, так как реализует свое бытие как единение в любви – образе Божественной жизни.

Поэтому искупительное значение имеет вся земная жизнь Христа – от момента Воплощения до Вознесения. Это и Его учение, квинтэссенцией которого являются Заповеди блаженства, и чудеса, как Божественная помощь страждущему человечеству, и центральное событие Искупления – Крестная Жертва, как откровение Божественной любви и предел послушания во всех искушениях и испытаниях, которые может встретить человек после грехопадения, вплоть до последнего следствия его бунта – смерти. На вопрос «Почему Христос должен был умереть?» святые отцы отвечают: «Единственный способ победить смерть, не нарушая свободы воли человека – это позволить смерти проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе места» [В. Лосский, стр.474].

Важное место в понятии искупления занимает мысль о заместительном характере смерти Иисуса Христа как принятии Им на Себя грехов мира, то есть последствий грехов всего человечества: «вот Агнец Божий, Который «берёт на Себя грех мира» (Ин., 1, 29), хотя Сам был безгрешен. Он Своей Жертвой и Воскресением навсегда очистил весь мир: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (1 Кор., 5, 19). Во Христе осуществляется единение Бога с человеком, что дает возможность для каждого, уверовавшего во Христа, также примириться с Богом через церковное Таинство Крещения, так как Он продолжает Свой жертвенный подвиг в мире, являясь Главой созданной Им христианской Церкви, «которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян., 20, 28). В лице Христа человеческое естество получило возможность вступить в такие отношении с Богом, в которых пребывают Отец и Сын – и в этом смысл «усыновления», о котором писал апостол Павел (см.: Еф., 1, 5; Гал., 4, 5). Его искупительный подвиг стал началом борьбы человечества с мировым злом, в которой принимает участие каждый христианин, ведя незримую брань со злом и грехом в своем сердце, мыслях и поступках.

Как уже было сказано, согласно православному вероучению, спасение человека – обо́жение, осуществляется в синергии, соработничестве человека с Богом. Если со стороны Бога человеку предоставлены объективные условия спасения, то со своей стороны он должен потрудиться для своего спасения: «Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Вершина, увенчивающая усилия и являющаяся целью христианской жизни – это обретение человеком особого внутреннего устроения, о котором очень емко и точно сказал преп. Серафим Саровский: «Истинная цель жизни нашей христианской – есть стяжание Духа Святого Божиего» [Серафим Саровский, прп. О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. – М., 2001. С. 21.].

 

Вопросы для контроля владения компетенциями:

1. В чем причина и цель сотворения Богом мира?

2. Как соотносится Библейская картина сотворения мира с современными научными концепциями?

3. Кто является источником зла в мире и где оно впервые возникло?

4. В чем проявляется Образ Божий в человеке?

5. Каковы представления о человеке, его цель в жизни и предназначение в православной антропологии?

6.Опишите состояние первых людей до грехопадения.

7. Какие последствия для всего сотворенного мира имело грехопадение первых людей?

8. Раскройте понятие первородного греха согласно православному вероучению.

9. Почему возникла необходимость Боговоплощения?

10. Раскройте православное учение о спасении и искупительном подвиге Иисуса Христа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.