КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные положения православного учения о Церкви
Тема 1.5 Христианская Церковь Первая община учеников Христа известна в истории под именем «Церковь» (от греч. (ekklesia (экклесия) – собрание, которое образовано от глагола ekkalo – призывать), что означает собрание людей по призыву, приглашению. В Септуагинте, этот термин означает собрание народа Божия, народа избранного и призванного для служения Самим Богом. Это словоупотребление показывает, что христианская община с самого начала осознала себя как Божественное установление, призванное к особому служению. Церковь является, по выражению многих святых отцов, «кораблем спасения». В духовном пространстве Церкви происходит благодатное преображение людей. Через ее воздействие совершается спасение мира. В Новом Завете дается много образов, раскрывающих различные аспекты бытия Церкви и ее связи со Христом. Есть представление о Церкви как лечебнице, где страждущее человечество получает исцеление от Врача Христа. Образ виноградной лозы и ее ветвей (см.: Ин., 15, 1-8) выражает живое природное единство членов Церкви в благодати Божией. Образ пастыря и стада (см.: Ин., 10,1-16) передает идею иерархичности в жизни Церкви и принцип духовного руководства. Образ строящегося здания (см.: Еф., 2,19-22), дома (см.: 1 Тим., 3. 15; Евр. 3, 6) подразумевает цельность и нерушимость Церкви. Образ брачного союза (см.: Еф., 5, 23; 5, 32), с которым связано именование Церкви Невестой Христовой (см.: 2 Кор. 11, 2), выражает идею единства Церкви в личном аспекте на основе любви. Образ Церкви как града Божия (см.: Евр., 11,10) раскрывает понимание Церкви как проОбраза Небесного Царства на земле. Образ Церкви как матери верующих (см.: Гал., 4, 26) указывает на то, что, пребывая в единении со Христом — Вторым Адамом, Церковь дает бытие восстановленному Им человеческому роду, рождает чад Богу через Христа во Святом Духе, подобно тому как древний Адам через праматерь Еву дал бытие падшему человечеству. Образ происхождения Церкви от плоти и костей Христа, как праматери Евы из ребра Адама (см.: Еф., 5, 28-30), подразумевает под плотью и костьми крестные страдания Спасителя. Образ главы и тела (см.: Еф., 1,22-23; 4, 15-16; 5, 23; Кол., 1, 18, 24: 2, 19, и др.) — один из самых емких Образов, выражающий как идею живого духовно-природного единства всех членов Церкви со Христом и друг другом, так и идею иерархичности, идею сохранения личностной неповторимости всех членов Церкви. Дать всеобъемлющее определение Церкви невозможно в силу того, что она является созданием Божиим, охватывающим не только многие аспекты видимого мира, но и мир невидимый, и имеет внутреннее единство с Богом. Мир невидимый, а тем более Сам Господь Бог не подлежат определению ограниченными человеческими терминами. То есть сформулировать исчерпывающее определение Церкви в человеческих понятиях нельзя в силу богочеловечности Церкви. Однако невозможность исчерпывающе определить то или иное духовное явление никогда не останавливала богословскую мысль. Если невозможно вычерпать море, то это не значит, что к нему нельзя прикоснуться или в нем нельзя плавать. Как в Священном Писании, так и в творениях святых отцов содержится множество глубоких описаний Церкви и указаний на ее онтологические свойства; есть и определения, хотя и не исчерпывающие, но, несомненно, чрезвычайно ценные. Их мы и рассмотрим, чтобы составить православное понятие о Церкви. Безусловно, самым глубоким по духовному содержанию и значению является определение Церкви, данное апостолом Павлом: Церковь есть тело Христово, каждый христианин — член этого мистического тела, а главою является Сам Воплотившийся Сын Божий (ср.: Еф., 1, 22-23; 4, 15-16; 5, 23; Кол., 1, 18, 24; 2, 19, и др.). Разумеется, выражение тело Христово здесь нельзя понимать буквально, как человеческую плоть Спасителя. Это мистический духовный организм, охватывающий множество тварных существ, которые сознательно и добровольно стали его членами. В природном плане это единство осуществляется через благодать или, другими словами, через обожение. А в личном плане единение со Христом происходит посредством веры и любви. Другое определение Церкви, которое необходимо рассмотреть, — это определение из Пространного катехизиса свт. Филарета Московского, где сказано, что Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами [Филарет Московский, свт. Пространный христианский катехизис... - М., 2006. С. 6]. Свт. Филарет проводит оглашаемых через внешнее изображение к внутренней сути, и его определение (в строгом смысле слова оно уже не его, ибо этот Катехизис получил общецерковное признание) прекрасно согласуется с определением апостола Павла.
Цель и назначение Церкви
Евангелие учит, что Сын Божий был послан в этот мир Отцом, чтобы взыскать и спасти погибшее (Мф., 18, 11). Под погибшим здесь имеется в виду все человечество, весь поврежденный грехом мир. Таким образом, цель создания Церкви состоит в спасении людей и преображении мира. Спасает людей Бог, но Церковь является Его главным орудием в этом великом деле. Господь спасает в Церкви и через Церковь. Для этого Он Сам основал ее, возглавил и дал ей несокрушимую силу божественной благодати: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф., 16, 18). Поэтому она есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим., 3,15). Через Церковь продолжается спасительная миссия Иисуса Христа. Он спасает не просто отдельные личности, но Свое духовное Тело- Церковь: Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф., 5, 23), поэтому, чтобы спастись, нужно быть живым членом Церкви. Здесь люди преображаются, становятся соответствующими для вечной блаженной жизни с Богом. Это трудный и длительный процесс, и духовная жизнь в Церкви помогает каждому ее члену стать из ветхого человека новым. Именно с этой целью и основана Церковь — для продолжения совершенного Христом дела спасения человеческого рода, чтобы в ней через усвоение плодов Искупления люди обрели спасение. Для этого Господь установил в Церкви таинства — особые священнодействия, которые освящают важнейшие события в жизни человека и преображают его. Церковь есть образ Пресвятой Троицы. В Боге Троице единосущные Ипостаси пребывают в единстве взаимной любви. Именно к такому единству по образу Божественных Лиц призываются люди в Церкви, где единство их природного бытия таинственным образом сочетается с личностным разнообразием человеческих ипостасей. Новозаветная Церковь в полноте своего бытия явлена миру в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов, и они, наделенные благодатными дарами, вышли на проповедь. Поэтому праздник Пятидесятницы называется еще и днем рождения Церкви. Однако тварный мир уже изначально создавался зависимым от Церкви, где человек должен был быть священником пред Богом от лица всей вселенной. Эта первоначальная Церковь была повреждена грехопадением человечества и восстановлена через искупительный подвиг Иисуса Христа, как сказано в Катехизисе свт. Филарета Московского: В насажденном на востоке рае была основана первая Церковь безгрешных прародителей; там же после грехопадения положено новое основание Церкви спасаемых в обетовании о Спасителе [Филарет Московский, свт. Пространный христианский катехизис... - М., 2006. С. 68]. Церковь едина по своей сущности и охватывает своим воздействием и видимый мир, и невидимый. Более того, посредством Церкви весь тварный мир приобщается нетварной природе Божества, и в этом смысле Церковь служит мостом, соединяющим тварное и нетварное бытие. В жизни Церкви выделяют два аспекта ее бытия — видимый и невидимый. Соответственно даются и два наименования: Церковь земная — воинствующая (см.: Еф., 6, 12) и Церковь небесная — торжествующая (см.: Евр., 12, 23), состоящая из ангелов и всех усопших в вере и покаянии. Понятно, что такое мысленное разделение не означает существования двух Церквей — точно так же, как в человеке мы различаем душу и тело, но не говорим о двух отдельных существах. Христова Церковь, состоящая из земных и небесных разумных существ, есть одно духовное тело, имеет одну Главу—Христа и одухотворяется одним и тем же Духом Божиим [Филарет Московский, свт. Пространный христианский катехизис... - М., 2006. С. 63-64]. Для такого различения есть основания в Священном Писании. Апостолу Петру, а в его лице и всем апостолам Господь говорит: Что свяжешь гм земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф., 16,19). То есть Христос Сам, говоря о создании Церкви, различает два аспекта ее существования — земной и небесный. Иисус Христос есть Основатель Церкви, но это наименование прилагается к Спасителю иначе, чем к учредителям других религиозных обществ. Если в других религиях основатели были организаторами и учителями, то в Священном Писании говорится, что Господь приобрел Себе Церковь Кровию Своею (Деян. 20., 28). Христианская Церковь созидается не учением, не повелением и даже не божественной силой Господа (как, например, община ветхозаветная), а создается, согласно священому писанию, из Самого Господа Иисуса Христа, ставшего краеугольным Камнем, на Котором и строится Церковь. Поэтому Христос не только Основатель Церкви в историческом плане, не только Учитель, принесший божественное учение о спасении, но Он же Сам является и основополагающим, и объединяющим началом созданной Им Церкви. В личном плане Он соединяет в Себе всех членов через веру и любовь, а в природном плане объединяет их через нетварную божественную благодать. Для христиан самое главное — это Божественная Личность Христа и возможность личного общения с Ним. Вся долгая история христо- логических споров — это споры не о Его учении, а о Нем,Самом, ибо и восприятие учения Иисуса Христа, и отношение к Его Церкви зависят от того, как решается вопрос: кто такой Иисус Христос? В силу этого христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по существу, изначально оно не есть вера в доктрину, но вера в личность Сына Божия, ставшего человеком. Христианство дает возможность соединиться с Ним теснейшим внутренним союзом, вступить в непосредственное живое общение, ибо Господь не только основал Свою Церковь, но и реально, хотя и невидимо, пребывает и пребудет в ней во все дни до скончания века (Мф., 28, 20).
Однако встреча с Богом и переживание религиозного опыта возможны лишь в рамках традиции. Это обусловлено тем, что под религиозной традицией в Православии понимается передача из поколения в поколение проверенных временем начал религиозной жизни. Эти начала приводят человека к совершенному состоянию, основанному на общении с Богом как на Источнике Добра, Истины и Справедливости. Основу церковной традиции составляет передача смысла Священного Писания, верность Священному Преданию в понимании Священного Писания как Откровения. В этом смысле сама Церковь может рассматриваться как Предание. Вместе с тем Священное Предание есть неизменяемое во времени самосознание Церкви, которое поддерживается не только существованием письменной традиции толкования Библии, совершенного Отцами Церкви, но и непрерывностью апостольского преемства в Церкви в виде епископского служения и неизменностью богослужебной жизни. Истина Православия заключается в том, что на протяжении своей 2000-летней истории Церковь оставалась верна тому пониманию Евангелия, которое было характерно для Христа и его апостолов. Любой вероучительный или нравственный момент церковной проповеди берёт своё начало в практике древней Церкви, в отличие от богословских особенностей иных христианских конфессий, которые возникают в течение христианской истории.
Существенные свойства Церкви
Чтобы понять,, чем Церковь отличается от любых иных религиозных и общественных организаций, необходимо хотя бы кратко выяснить ее существенные или онтологические свойства, определяющие ее бытие. Никео-Цареградский Символ веры перечисляет четыре таких свойства: Верую... во единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Именно эти четыре свойства помогают отличить истинную Церковь от всех прочих религиозных сообществ.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |