Глава двадцать первая ВТОРОЙ ХРАМ 1. Бехистунская надпись Дария, русск. пер..-ХДВ, с. 363. Кроме этойбольшой надписи, источником для истории самозванца, воцарения Дария ивосстаний против него служит Геродот (История, III, 67 сл.), рассказкоторого в основном совпадает с персидским документом. Греческий писательошибся лишь в одном, он полагал, что после убийства лже-Бардии (у неголже-Смердиса) в Персии началось гонение на магов. Но мы знаем, что магипо-прежнему занимали высокое положение (см.: ВДИ, 1958, Э 3, с. 175).Относительно родства Дария с Киром прежде существовали сомнения, которыетеперь оставлены (см.: М. Дандамаев. К вопросу о династииАхменидов.-"Палестинский сборник", 1960, 5, с. 3 cл.; Ю.Юсифов.Хозяйственные документы из Суз и хронология ранних Ахменидов.-ВДИ, 1958,Э3,с. 18). 2. В пятом столбце Бехистунской надписи Дария, правда, есть следующиеслова: "Те эламиты были неверными и не чтили Агурамазду. По воле Агурамаздыя поступил с ними, как хотел. Кто будет чтить Агурамазду, пока он будет всилах, тот будет блажен при жизни и по смерти" (ХДВ, с. 364). Это дало поводнекоторым исследователям считать, что Дарий был уже заратустрийцем (см. В.Абаев. Пятый столбец Бехистунской надписи Дария I и антидэвовская надписьКсеркса. ВДИ, 1963, Э3, с. 114). Однако против этого есть ряд возражений.Прежде всего, Дарий говорит не об одном Агурамазде, но и о других богах(ХДВ, с. 363). Во-вторых, замечание об эламитах есть лишь враждебный выпад,а не требование всем народам чтить Агурамазду. К тому же эламиты издавнабыли в тесном родстве с мидянами и персами, и поэтому Дарий мог называть ихневерными из-за того, что они не чтут общеиранского Бога. Религия Дариябыла, по-видимому, культом этого Бога наряду с пантеоном прочих богов(дэвов). Это совершенно несовместимо с учением Заратустры. Влияние этогоучения увеличивалось и, как мы увидим, еще больше возросло при преемникеДария, Ксерксе. Но чистым заратустризмом религия Ахменидов никогда не была(см. J. Duchesne-Guillemin. Zoroastrе, р. 120). Относительно же религии магаГауматы и его реформ вопрос до сих пор остается открытым. См.. И. Дьяконов.История Мидии, 1956, с. 426 сл.; Р. Фрай. Наследие Ирана, с. 133. 3. О жизни пророка Аггея (евр. Хаггай) ничего не известно, кроме егоучастия в реконструкции храма (Аг 1,14; 2, 1-2; Езд 6,14). См.: Н.Виноградов. Книга пророка Аггея. Сергиев Посад, 1914, с. 15 сл.; G.Denzer.Тhе Воокs оf Haggai, Zachariah, Маlachi, Joel, 1966, р.3-10. Его маленькаякнига распадается на следующие части 1) Призыв к восстановлению храма, 1,1-15; 2) Мессианское пророчество, обращенное к Зерубабелю, 2, 20-23. Об этомпоследнем пророчестве см.: Г. Попович. Книга пророка Аггея. Киев, 1913, с.224. 4. Пророку Захарии принадлежат только 8 первых глав его книги,остальные написаны, вероятно, более чем через сто пятьдесят лет (см.:G.Denzer. Ук. соч, с 48). О Захарии так же, как и об Аггее, упомянуто вКниге Эзры 5, 1. Видения и проповеди точно датированы (от октября 520 г. доноября 518 г.), и, таким образом, книга была написана до окончания работ повоссозданию храма. Книга состоит из восьми видений и мессианского эпилога(см. разбор у Д.Рождественского. Книга пророка Захарии, 1910). 5.См.:G. von Rad. Old Testament Theologу, v. II, р. 286. 6. Этот факт некоторые историки ставили под сомнение, но мы знаем, чтотакое отношение к культам подвластных народов было неизменным принципомДария. Он восстанавливал и египетские храмы и любил, чтобы египтяне называлиего "сыном богини Нейт". См.: Б. Тураев. История древнего Востока, т. 2, с.134. 7. О мессианском движении времен Зерубабеля см.: С. Трубецкой.Мессианский идеал евреев в связи с учением о Логосе. "Вопросы философии ипсихологии", Э43; Н.Gаubert. La Renaissance d'Israel, р. 79-81, 103. 8. Подавляющее большинство библеистов относят Книгу Ионы кпослепленному периоду (см.: А. Gelin. - RFIB, I, p. 575). 9. "Мидраш" - понятие более широкое; он включает в себя как "агаду", таки "галаху", т. е. предания, касающиеся обрядов и обычаев. 10. По синодальному переводу-"большой кит", между тем в подлинникестоит "даг гадол", т.е. большая рыба. 11. Следует отметить, что псалом, вставленный в Книгу Ионы (гл. 2),явно не относится к ее содержанию (в нем нет ни слова о рыбе иобстоятельствах жизни Ионы), резко отличается от нее по стилю и характеру и,вероятно, был внесен в нее позднее редактором или переписчиком. То, чтоХристос ссылается на историю Ионы, нисколько не опровергает мнение, что онаесть притча. Ибо Он вполне мог говорить о персонаже и сюжете притчи внезависимости от ее исторической подоплеки (см.: R.R. Scott. Тhе Sign ofJonah. - "Interpretation", 1965, 19, р. 16). Глава двадцать вторая СТЕНЫ И ЗАКОН Иудея, Персия, Вавилон, 485-423 гг. Сделайте ограду закона! Талмуд, Пирке Абот Наше повествование подходит к концу. Строго говоря, мы могли быостановиться на Книге Ионы. Именно она указывает на то, что пророков вИзраиле сменяют новые учители: мудрецы и книжники. Но это не былорезультатом медленных и незаметных процессов; напротив, начало нового этапаотметил резкий, крутой поворот. Что-то произошло в духовной жизни ВетхогоЗавета, выдвинув на первый план иные направления, иные формы учительства,иные устремления. Библия уделяет большое внимание этой перемене, что побуждает насподробнее остановиться на ней. События, непосредственно предшествовавшие перевороту, мало известны, даи вряд ли эти десятилетия были богаты событиями. Мы знаем только, что впервой половине V века до н. э. Община пережила два новых кризиса:национальный и религиозный. После Зерубабеля наместника в Иерусалим не назначили; провинцияпотеряла даже тень независимости, она подчинялась теперь правителю Самарии.Подавленные нуждой, налогами и отсутствием перспективы, иудеи влачилинищенское существование. Правда, бедность не была общим уделом:состоятельные члены Общины сумели извлечь выгоду даже из трудностей. Несчитаясь ни с чем, они продолжали обирать крестьян и наживаться путемростовщичества. Многие земледельцы, будучи не в силах выплатить долги иподати, закладывали свои участки и даже продавали себя и родных в неволю.Каждый недород пополнял число рабов-должников. Не было ни закона, ни права, ни власти, которые могли бы защититьбеднейшие слои иудеев. Увеличение же персами дани лишь побуждало алчныхростовщиков действовать еще беспощаднее. Немало страдал народ и от соседей, которые численно превосходили его.Моавитяне, амонитяне, идумеи и жители филистимского побережья являлисьпостоянной угрозой Иерусалиму. Иудеи все меньше чувствовали себя хозяевамина своей собственной земле. И даже мирные отношения с иноплеменниками таили в себе опасность. Средипереселенцев преобладали мужчины, поэтому, вернувшись в Палестину, многие изних женились на язычницах. Их дети уже не знали родного языка и веры отцов.День ото дня народ обезличивался, таял, растворялся. В нем гаслонациональное самосознание, иссякали энергия и религиозное рвение. Само положение Иерусалима наглядно свидетельствовало о глубоком упадкеОбщины. По-прежнему почти пустой город стоял без стен, и только храмвозвышался там как памятник несбывшимся надеждам. В те времена город,лишенный акрополя, был как бы домом без запоров и дверей. Любые враждебныебанды беспрепятственно могли проникать туда и держать жителей в страхе иподчинении. Поэтому большинство иудеев предпочитало жить в селах, которыеменьше привлекали внимание грабителей и где легче было прокормиться. Одно время нашлись было смельчаки, решившие восстановить стеныкрепости, но осуществить свой замысел им не удалось. Подстрекаемыесамарянским наместником, который хотел удержать власть над Егудом,персидские чиновники донесли царю, будто иудеи снова готовят мятеж, и тотзапретил строительство. Явившиеся из Самарии отряды разрушили то, что былоуже сделано, и сожгли все городские ворота (1). Но в это время, когдаказалось, что Израилю суждено было через два-три поколения окончательноисчезнуть, к нему пришла неожиданная помощь. У персидского царя Артаксеркса I (465-425) был приближенный иудей поимени Нехемия. Библия рисует этого человека горячим патриотом, исполненнымглубокой веры. В Сузы, где он жил при дворе, дошли вести об отчаянномположении Иерусалима. В своих записях, вошедших в Книгу Нехемии, онрассказывает: "Услышав эти слова, я сел, и заплакал, и печален был несколькодней, и постился, и молился перед Богом небесным". Царь заметил уныние налице Нехемии и, узнав о причине его горя, спросил, чего бы тот желал.Нехемия ответил, что его мечта-поехать в город, "где могилы его отцов", и"обстроить" его. Артаксеркс и его жена были расположены к Нехемии и доверяли ему.Царедворец был вскоре же назначен наместником Иудеи и получил пропуск ксатрапу Заречной области. Кроме того, Артаксеркс распорядился, чтобы Асаф,"хранитель царских лев", отпустил Нехемии материалы для сооруженияиерусалимских ворот. В декабре 445 года облеченный полномочиями Нехемия отъехал в Палестину(2). По приезде он сначала действовал тайно, так как был уверен, что властиСамарии будут ему всячески препятствовать. Ночью, объехав город, он осмотрелостатки стен и развалины башен. Ворота являли печальное зрелище; для тогочтобы восстановить их, требовалось много труда и средств. Но это непоколебало Нехемию. Закончив осмотр, он созвал старейшин и объявил им освоих правах и намерениях. Те поразились неожиданной вести, но с готовностьюрешили: "Будем строить!" По распоряжению Нехемии в город из сел были собраны молодые иудеи;наместник разбил их на отряды, возглавляемые левитами, поставил каждый изних на особом участке строительства. Работа началась. Самарийский правитель Санбаллат, будучи не в силах открыто причинитьвред сопернику, стал плести вокруг него интриги (3). То он обвинял Нехемию визмене царю, то насмехался над ним, то распускал слухи, которые могли бывнести смятение в ряды строителей. Но так как Нехемия оставался равнодушенко всем этим проискам, Санбаллат в союзе с амонитским военачальником Товиейрешил действовать силой. Притворяясь доброжелателями Иудеи, они тайноподстрекали соседние воинственные племена напасть на Иерусалим. ОднакоНехемия, узнав об этом, поставил вокруг стен стражу и сигнальщиков струбами. Часть людей работала, часть-несла караул. "Бог наш будет сражатьсяза нас", - ободрял Нехемия народ. Были вооружены и сами рабочие: "строившие стену и носившие тяжестиодной рукой работали, а другой - держали копье". Санбаллат и Товия, видя,что наместник готов отразить удар, снова попытались прибегнуть к хитрости.Через полтора месяца, когда основная часть стен была отремонтирована,Санбаллат несколько раз вызывал Нехемию в одну из деревень якобы дляпереговоров, но тот неизменно отвечал: "Я занят большим делом и не могуприйти". Некий пророк Шехания стал пугать Нехемию заговором и советовал емуискать убежища в храме. Расчет, по-видимому, был прост: очернить наместникав глазах народа, обнаружив его трусость и заставив его войти туда, куда былзакрыт вход мирянам. Но упорный Нехемия отказался верить даже пророку. "Язнал,- вспоминал он впоследствии,-что не Бог послал его, хотя онпо-пророчески говорил мне, а подкупили его Товия и Санбаллат". Впрочем, какутверждает Иосиф Флавий, на правителя действительно было совершенопокушение. Самым опасным для Нехемии было то, что в его же собственном станенасчитывалось немало сторонников Товии и Санбаллата, которые являлись здесьиздавна уважаемыми и известными лицами. Иудейская знать поддерживала с нимидружеские отношения. Обо всех действиях Нехемии его соперники получалиточные сведения. Одной из причин, почему наместник не приобрел популярности средибогатых иудеев, была его любовь к справедливости. Не желая мириться спроизволом и беззакониями, сам он подавал пример редкого бескорыстия: втечение двенадцати лет своего правления Нехемия не брал положеннойнаместнику платы, вносил в строительство свои личные средства, кормил засвой счет множество народа. Однажды в городе начались волнения, и Нехемия узнал, что крестьяне,разоренные поборами и обращенные в рабство, ищут его заступничества. "Когда я услышал ропот и такие слова,-рассказывает Нехемия,-я оченьразгневался. Сердце мое вскипело, и я строго выговаривал знатным иначальникам, и сказал им: вы берете лихву с братьев своих! И созвал я противних большое собрание, и сказал им: мы выкупали братьев наших иудеев,проданных язычникам, сколько у нас было сил, а вы продаете братьев своих, амы должны выкупать их! Они молчали и не находили, что ответить. И я сказалим: нехорошие дела вы творите. Не в страхе ли Бога нашего должны вы ходить,чтобы избегнуть поношения от народов, врагов ваших? И я, и братья мои, иработники давали им* взаймы деньги и хлеба: оставим им этот долг! Сегодня жеверните им их поля, виноградники, масличные сады и проценты с денег, хлеба,вина и масла, которые вы им ссудили" (Неем 5, 7-11). ---------------------------------------------------------------------*Т.е. беднякам Натиск был сильный - знать принуждена была сдаться. Богачи клятвеннообещали правителю поступить, как он велит, но в душе затаили против негоненависть. Более двух лет шли ремонтные работы, пока не были завершены полностью.Иерусалим был еще мало заселен, но зато теперь он имел защиту, и у ворот егобыла расставлена стража. Санбаллат больше не пытался выступать противНехемии, но отношения между обоими наместниками были крайне натянутыми. Пользуясь недовольством знати, Санбаллат и Товия устанавливали всеболее тесные связи с духовенством и старейшинами Иерусалима. Это была как быпопытка захватить Иудею изнутри. Товия имел в городе авторитет, и старейшинычасто хвалили его перед Нехемией. Когда в 433 году наместник уехал в Сузыдля дачи отчета царю, первосвященник Элиашив пригласил в Иерусалим Товию, скоторым был в родстве, и поселил в одном из помещений храма. Вернувшись иувидев, что его давнишний враг живет при храме, Нехемия был глубоковозмущен; он приказал выбросить вещи Товии и укорял Элиашива в том, что онпревращает Дом Божий в пристанище для посторонних лиц. Наместника очень огорчало, что народ и духовенство равнодушны кцерковным правилам, что суббота не соблюдается, что Служба совершаетсянебрежно. Но что мог сделать он, светский человек, перед лицом общегодуховного упадка и нерадения? Здесь нужен был учитель веры, религиозныйвождь большой внутренней силы, который сумел бы вдохновить народ. Эту роль одно время пытался было взять на себя неизвестный пророк,который называл себя Малахией (Малеахи), что значит "мой вестник" (4). Но ион, по-видимому, был не в состоянии добиться успеха. Его книга характернатем, что в ней громче, чем где-либо в Библии, звучат голоса людей,несогласных с пророком; она носит характер спора, который ведет Малахия смирянами и священниками, охладевшими к религии. Они больше не верят визбранничество Израиля, они относятся к храму и жертвам более чемравнодушно, они разрешают своим детям вступать в браки с иноверцами. Многиеиз них побросали своих жен, чтобы взять молодых язычниц, и не видят в томгреха "Где Бог правосудия?"-скептически спрашивают они пророка. Малахия говорил им о том, что скоро наступит день Суда и Бог воздаствсем нечестивцам: Вот Я посылаю вестника Моего, и он приготовит путь предо Мною, И внезапно придет в Свой храм Господь, Которого вы ищете, И Вестник Завета, которого вы желаете. Вот Он идет, говорит Ягве Саваоф, и кто выдержит День пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? (Мал 3,12) Но по-видимому, слова пророка не производили теперь должноговпечатления новое поколение разуверилось в предсказаниях. Этот духовный кризис можно сравнить с тем, который охватил Церковь вконце первохристианской эпохи. Ожидаемое со дня на день Второе Пришествие ненаступало, приходилось признать, что оно отодвигается в неопределенноебудущее. Нужно было перестраиваться и начинать жить по-иному, нужны былилюди, которые указали бы христианам их путь в истории. И такими людьмиявились Отцы Церкви, охладившие апокалиптические мечтания и ответившие навопрос, как жить по Евангелию сегодня, вне зависимости от конца мира. Именно в подобных руководителях наставниках, организаторах, пастырях -назрела необходимость у Церкви ветхозаветной.Она устала жить в напряженноможидании, народу нужно было знать, что ему делать сейчас. Пророков должныбыли заменить люди, способные дать прочное устроение Общине. Это было однойиз причин угасания пророческой харизмы в Израиле. Уже Аггей и Захария немогут идти ни в какое сравнение со своими предшественниками. Язык их вял итяжел, они не открывают людям ничего нового и, в сущности, лишь повторяютстарые истины. То был уже чуть тлеющий огонь, непохожий на бурное пламяпрежнего профетизма... И вот снова на солнце появляется человек из диаспоры. Если Нехемия смог возродить Иерусалим в гражданском отношении, тозадача дать новый устав Общине выпала на долю книжника из Вавилона. Это былЭзра, сын Серайи, священник, всю свою жизнь отдавший изучению Закона. Онвырос на идеях Иезекииля и по духу особенно был близок к тому кругу, изкоторого вышла священническая Тора. Основным условием спасения Израиля Эзрасчитал строгое обособление его от языческого мира. В распоряжении книжника находилась Тора, которая, вероятно,соответствовала нынешнему тексту Пятикнижия. Эта Тора включала в себяСвященную Историю от миротворения до прихода Израиля в Землю Обетованную ивесь свод ветхозаветных законов. В таком виде книга легко могла лечь воснову устроения теократической общины (5). Эзра был проникнут идеей Закона как договора: Бог дал людям предписанияотносительно всей их жизни, но они пренебрегали условиями Завета. Поэтому-тоих постигали столь многие неудачи. Но если Израиль от слова до словавыполнит все, что требует Закон, он станет достойным своего избранничества ибудет снова в милости у Бога. Полная Тора как бы давала то, чего не хватало в эсхатологическоммессианизме: конкретную программу жизни, разработанную до мелочей. И Эзрастал фанатическим приверженцем этой священной книги. Человек железной воли,неукротимый и настойчивый, как Кальвин или протопоп Аввакум, он замышляетсовершить полный переворот в Общине. Перед ним были Тора и жизнь народа; онинаходились в противоречии. Тору дал Моисей и, следовательно,- Бог; значит,нужно будет перекроить народ в соответствии с Торой. Одержимый этой идеей, книжник обращается к Артаксерксу с просьбойназначить его религиозным главой иудеев как в Палестине, так и в рассеянии.Возможно, что Нехемия во время своего посещения Суз подготовил почву дляблагоприятного ответа со стороны царя. Около 428 года Эзре был вручен рескрипт следующего содержания: "Артаксеркс, царь царей, Эзре-священнику, знатоку Закона Бога небесногои т. д. От меня дается повеление, чтобы всякий из народа Израиля и из егосвященников и левитов, желающий идти в Иерусалим, пусть идет с тобою, таккак ты посылаешься от царя и семи его советников, чтобы обозреть Егуд иИерусалим по Закону Бога твоего, находящемуся в руке твоей, и чтобыдоставить серебро и золото, которое царь и его советники пожертвовали БогуИзраиля, которого обиталище в Иерусалиме, и все серебро и золото, которое тысоберешь во всей области Вавилонской вместе добровольными пожертвованиями отнарода и священников, которые они пожертвуют для Дома Бога своего, что вИерусалиме... Ты же, Эзра, по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей,поставь правителей и судей, чтобы они судили народ и Заречье- всех знающихЗакон Бога твоего, а кто не знает-тех учите. Кто же не будет исполнять ЗаконБога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть произведут суд: на смертьли, или на изгнание, или на штраф, или на заключение в темницу" (Езд 7,12-26). Таким образом, книжник, нимало не смущаясь, заручился поддержкойцаря-язычника и начал готовить свой поход на Иерусалим. Документ Артаксерксадавал ему огромные права, в том числе и на самые крутые меры, перед которымион не собирался останавливаться. Может показаться странным, как совмещались в голове Эзры приверженностьЗакону и столь тесный союз с иноверным монархом. Быть может, это связано стеми религиозными переменами, которые произошли при ахменидском дворе. КультАгурамазды был теперь окончательно признан господствующим. В надписиАртаксерксова отца Ксеркса прямо сказано, что он уничтожил храмы старыхбогов, эти "притоны дэвов", а по всей империи провозгласил: "Дэвов непочитай" (6). Таким образом, религия Ахменидов могла рассматриваться Эзройкак не вполне языческая. В свою очередь царь мог видеть в иудейском "Богенебесном" Божество, аналогичное Агурамазде. К тому же он, видимо, желал припосредстве Эзры установить свой контроль над религиозной жизнью иудеев, таккак считал себя арбитром в делах культа. Эзра получил власть в известномсмысле более высокую, чем имели первосвященник и Нехемия. Книжник набрал более полутора тысяч добровольцев, которые отправились сним в Иудею. Он не решился просить конвоя, так как сам говорил царю, что Богбудет хранить его в пути. К концу лета отряд Эзры прибыл в Палестину. Как встретились законник и Нехемия, неизвестно. Вероятно, отношениямежду ними скоро стали весьма сдержанными. Но наместник вынужден былпримириться с новым союзником. Эзра мог довершить начатое им дело укрепленияОбщины. План книжника был ясен: сначала он должен был ознакомить народ сучением Торы, о котором большинство имело лишь весьма смутное представление,а потом уже взяться за претворение Закона в жизнь. Когда наступил праздникКущей и в Иерусалим собралось почти все население области, Эзра приступил квыполнению своего плана (7). На площади был сооружен высокий деревянный помост, взойдя на которыйЭзра начал публично чтение Закона. Многие уже плохо понимали еврейский язык,поэтому левиты абзац за абзацем переводили прочитанное на арамейский идавали необходимые пояснения. Чтение потрясло слушателей; люди плакали, ужасаясь тому, как далека ихжизнь от требования Торы. Эзре и Нехемии даже приходилось успокаивать их,напоминая, что сейчас радостное, праздничное время, а не день слез. В течение недели Эзра с утра до вечера читал книгу Закона. Эта перваячасть задуманного прошла успешно. Вторым шагом должно было стать полное отделение членов Общины отиноплеменников. Эзра настаивал на нем с такой страстностью, будто в этомзаключалась самая суть Закона. В Моисеевых заповедях действительноговорилось о недопустимости браков с хананеями ввиду угрозы языческоговлияния. Но главным это никогда в Законе не было. Напротив, Пятикнижиедавало много примеров смешанных браков: патриархи и сам Моисей были женатына иноземках. Но Эзра не желал ничего знать и требовал от иудеев безусловнойизоляции. Когда он выяснил, что очень многие из них женаты на моавитянках,амонитянках и других язычницах, он буквально обезумел от негодования. До егоприказу народ под угрозой отлучения от Общины собрали в Иерусалим. Былаосень, и лили дожди. Законник, поднявшись на кафедру, неистовствовал, поносяи стращая толпу. Люди дрожали от холода и от ужаса, который нагнал на нихмрачный начетчик. В конце концов Эзра вырвал у собравшихся обещаниевыполнить его волю. Его лишь просили отложить дело, пока не кончится периоддождей. В течение нескольких месяцев шла ожесточенная борьба. Высшеедуховенство, состоявшее в родстве с иноплеменниками, не желало подчиняться,народ оказывал пассивное сопротивление. Но созданная Эзрой комиссияпродолжала, невзирая ни на что, расследование и составление списка смешанныхсемей. В него вошло более ста священников. Наконец в первый день весеннего месяца нисана было снова созванообщенародное собрание. Эзра, пользуясь своей властью, добился цели: все, ктожелал оставаться полноправным членом Общины, но имел жену "хананеянку",должны были развестись. Некоторые историки полагают, что речь шла только оязычницах; те же женщины, которые приняли иудейскую веру, оставались вОбщине. Это вполне возможно, хотя никаких подтверждений тому в книгах Эзры иНехемии нет. Еще раз публично зачитали отрывки из Торы и составили документ,согласно которому Община обязывалась неукоснительно блюсти обособленность,субботу и правила относительно культа и содержания храма. Под документомбыли поставлены подписи и печати Нехемии, первосвященника, духовенства илевитов. Вскоре после этого Эзра уехал. Вероятно, ему было мало достигнутого, ион отправился в другие области, чтобы там чинить расправу над иудеямирассеяния.Итак, фанатичный законник окончательно превратил Израиль из нации всвоего рода религиозный орден или замкнутую касту. Эта его победа - одна измрачных страниц послепленной истории Иудеи. Но триумф Эзры не мог бытьбезусловным и полным: универсализм пророков уже пустил достаточно глубокиекорни, да и к тому же семейные драмы, порожденные изуверством Эзры, вызвалиропот в народе. Многие покинули Иерусалим и ушли к самарянам. Это незначило, что люди противились самой Торе. Наоборот, Закон приобрел теперьбольшое влияние на жизнь. Единственное, что встречало сопротивление,-этокрайний изоляционизм Эзры. Наиболее ярким примером протеста против него может служить библейскаяКнига Руфь, написанная, по всем признакам, в то время (8). Она воскрешаладревнее предание эпохи Судей, но отнюдь не для того только, чтобы рассказатьо делах давно минувших дней. Согласно этому преданию, прабабка царя Давидапроисходила из моавитян. Не случайно имя ее, Руфь, означает "верная". Авторкниги изображает ее идеалом преданности, любви и душевной чистоты. Это одиниз прекраснейших женских образов Библии. Иудей, муж Руфи, умер, но молодая вдова не покинула свою свекровь."Куда ты пойдешь,-сказала она,-туда и я пойду, где ты будешь жить, там и ябуду жить, твой народ есть мой народ, и твой Бог есть мой Бог, и где тыумрешь, там и я умру и лягу в могиле. Пусть Ягве воздаст мне и пустьусугубит Он, если не смерть одна разлучит меня с тобой". И Бог благословилэту верную душу: в Вифлееме Руфь вышла замуж за родственника своегопокойного супруга-Вооза, и ее правнук Давид стал величайшим еврейским царем. Вот недвусмысленный урок, преподанный Эзре и его клевретам историейэтой простой женщины! Автор книги не заключает ее "моралью", ибо она, как ив рассказе об Ионе, естественно вытекает из самого повествования:человеческое достоинство и праведность не зависят от племенных границ, иБогу угодны все, кто сохранил веру и любовь. Один писатель назвал Книгу Руфь "камнем, брошенным воинственной пращойво вражеский лагерь". И действительно, под видом незатейливой новеллы в нейотстаивается взгляд, полностью противоположный точке зрения Эзры. И хотявнешне Эзра, казалось бы, торжествовал, идеи, провозглашенные израильскимипророками, никогда не смогут исчезнуть в народе. Псалмопевцы будутпо-прежнему учить о вселенской религии, которая обнимет и соединит всенароды, а автор одной из величайших книг Ветхого Завета сделает своим героемне иудея, а праведника-эдомитянина Иова. Впоследствии Община откроет своидвери прозелитам, верующим неевреям, подготовляя тем самым основание длягрядущей новозаветной Церкви. Однако этому направлению будет постоянно противиться дух нетерпимости,привнесенный в иудейство Эзрой. Именно законничество породит узость сухогобуквализма, фарисейское самодовольство и высокомерие. Увлечение внешнимиправилами и обрядами будет порой принимать гротескные формы. Проведенная тираническими методами реформа принесет в будущемнеисчислимые страдания еврейскому народу. Инерция замкнутости окажется стольвелика, что в момент рождения христианства она станет тормозом для духовногоразвития Израиля. Законничество превратится в мертвую, неповоротливую броню,ветхие мехи, неспособные вместить новое вино. Это приведет столкновениюмежду старой Церковью и новой, которое закончится полным их разрывом. Даже и иудеев-христиан будет сковывать приверженность букве Закона, какэто хорошо видно из Книги Деяний. Только апостол Павел после напряженнойборьбы сумеет вырвать христианство из тисков старозаветной узости и открытьк нему путь всем народам земли. И скоро тот самый Израиль, который былпочвой Евангельской веры, в большинстве своем окажется вне ее. "Пришел к своим, и свои Его не приняли"... Что может быть трагичнееэтой развязки? Однако уход Израиля с центрального пути религиозной истории сыграет иположительную роль. Он не оставит в Церкви места для привилегированной касты(каковой вольно или невольно сознавали себя многие иудеи-христиане). Всепринимающие крещение окажутся в равном положении, никто не сможетпохвалиться тем, что за ним стоит давняя религиозно-национальная традиция.По словам апостола Павла, отступление Израиля в тень способствоваловозрастанию "Церкви из язычников". Но тот же апостол говорит, что в концеконцов Израиль придет к своему отвергнутому Мессии. А когда это совершится,он уже не сможет считать себя стоящим выше других, но возродится,одушевленный идеалами своих пророков. До наступления этого времени Израилю нужно было не погибнуть. И ондействительно выстоял, даже после вторичного разрушения храма и Иерусалима.Закваска Эзры сберегла народ на протяжении девятнадцати веков скитания. Что ждет его впереди? Об этом знает лишь Тот, Кто создал Израиль ипризвал его. История спасения все еще продолжается. И если в древностиограда Закона несла защитные функции, служа Подготовке Ветхого Завета кНовому, то не окажется ли сохранение Израиля в христианскую эпоху тесносвязанным с будущими религиозными судьбами мира? Коль скоро мы верим Писанию, то должны верить и тому, что обетованияБожий непреложны (9).Говоря о борьбе двух течений в иудействе: профетического универсализмаи законнической обособленности, проще всего счесть Эзру лишь злым гениемИзраиля, сгубившим дело пророков. Но в конкретной действительности всеобстояло сложнее. Как мы видели, Эзра пришел в Иерусалим в момент угасанияветхозаветной Общины. Вбив клин между ней и языческим миром, упорный книжниксоорудил вокруг нее стены куда более прочные, чем стены Нехемии, и тем самымзащитил библейскую Религию. Таково несомненное благо, принесенное переворотом, сколь бы малосимпатий он ни внушал нам. В истории Израиля не раз уже бывало, что "Богчеловеческое зло обращал в добро" (Быт 50, 20). После возвращения из плена иудеям необходимо было на некоторое времяуйти в себя, погрузиться во внутреннюю работу. Плодами реформы Эзрывоспользуются мудрецы, книжники и раввины, которые в течение столетий стануттрудиться над духовным воспитанием народа. Рамки, в которые поставил Эзраиудейство, позволят им не тратить сил на борьбу с языческими влияниями. Важность этой внутренней работы была связана с тем, что Израиль былпризван не просто держать в руках светоч Откровения, но быть живым иактивным участником богочеловеческого диалога. Для этого он прежде всегодолжен был созидать самого себя так, чтобы его душа, его характер моглипослужить средой для таинства Воплощения. Без этого духовного подвига неявились бы вестники единого Бога, обращавшие прозелитов, и вестники СынаБожия, проповедовавшие Евангелие. Задолго до того, как в народе Божиемродились Дева Мария и апостол Павел, многие поколения, пребывавшие в стенахиудейства, закалялись в верности, стойкости, готовности к служению. Таким образом, мы не имеем права рисовать дело Эзры только чернымикрасками. Одним поворотом руля, мощным напряжением воли он ввел израильскийкорабль в безопасную гавань. Вероятно, он еще более настойчиво проводил бысвои "героические меры", если бы мог предвидеть новую угрозу, котораянадвигалась с запада. В те годы, когда Нехемия возводил иерусалимские стены,уже отгремели Марафон и Саламин и персы испытали на себе боевую силу греков.А через сто лет после Эзры в Палестину вступят фаланги Александра... Эллинистические соблазны, гораздо более тонкие и поэтому более опасные,чем прежние, обступят ветхозаветную церковь. И в том, что она сумеетвыдержать натиск, немалая заслуга принадлежит законникам, построившим дляограждения веры свою незримую крепость.
ПРИМЕЧАНИЯ
Глава двадцать вторая СТЕНЫ И ЗАКОН 1. См.: Езд 4, 4-23. Из этого отрывка, помещенного библейским авторомсразу после описания закладки храма, следует, что происки против Общины былипредприняты дважды: при Ксерксе (евр. Ахашверош) и Артаксерксе I Лонгимане(см.: В. Рыбинский. Первая книга Ездры.-ТБ, т. III, с. 214). 2. Об этих событиях сообщают книги Эзры (греч. Ездры) и Нехемии.Первоначально они представляли собой одно целое. Составитель их большинствомбиблеистов отождествляется с автором Паралипоменона. В том виде, в какомсобытия помещены теперь в книгах Эзры и Нехемии, дело представляется так:первым в Иудею прибывает Эзра в 7-м году Артаксеркса (Езд 7, 7), т.е. в 458году. Эзра сразу же отделяет иудеев от иноплеменников. А затем, уже в 445году, приезжает Нехемия и строит стены. После этого Эзра читает Закон иобъявляет об официальном основании Общины, управляемой нормами Торы. Но ужеисследование католического библеиста Хоонакера (Ноопасker. Nouvelles etudessur la Restauration juive apres l'exil de Babylone. Раris, 1896) поставилопод сомнение такой порядок событий. К приезду Эзры стены уже существовали(Езд 9, 9), Иерусалим был населен (10, 1). Священник Элиашив, котороговстречает в Иерусалиме Эзра, современник Нехемии, отец Иоханана. Нехемия,повествуя о своем прибытии в Иерусалим, ничего не говорит об Эзре, что былобы невозможно, если бы тот уже жил там. В списке репатриантов, составленномНехемией (Неем 11, 3), говорится только о караване Зерубабеля, но ничего несказано о людях, пришедших с Эзрой. Отсюда Хоонакер сделал вывод, что "7-йгод Артаксеркса" относится не к Артаксерксу I, но к Артаксерксу П Мемнону(404-369) и что, следовательно, Эзра прибыл в Иудею в 397 г. Но изэлефантинских папирусов известно, что в это время Нехемии уже не было вИудее и там правил Багой (см.. И. Волков. Арамейские документы, с. 11).Между тем Библия ясно указывает, что Нехемия присутствовал при чтении ЗаконаЭзрой (Неем 8, 9). Поэтому многие современные библеисты полагают, что впервоначальной рукописи стояло не "7-й год", а "37-й". Следовательно,хронология может быть представлена в таком виде: 445-прибытие Нехемии,433-поездка Нехемии в Сузы, 428-прибытие Эзры, 424-конец правления Нехемии(см.: W. F. Аlbright. Тhе Вiblical Period.-в кн.: L. Finkelstein (ed.). ТhеJews, Тheir Historу, Сulture аnd Religion, 1952, р. 53). 3. До сих пор оставалась неясной причина враждебности Санбаллата кНехемии. Религиозная причина отпадает, т.к. самаряне приняли иудейский Закони доныне свято хранят древний свиток Торы. Но открытие элефантинскихпапирусов пролило свет на этот эпизод. Из них явствует, что Санбаллат былнаместником Самарии и до Нехемии Иудея подчинялась ему (см.: И. Волков. Ук.соч., с. 14-55). 4. Вопрос об авторстве Книги Малахии не решен. Исторические книгиБиблии о таком пророке не упоминают. Само его имя Малеахи (Мой вестник)могло быть псевдонимом. Книга состоит из шести диалогов, в которых пророкдает ответ на сомнения своего времени. Характерной особенностью книгиявляется пророчество об Илии как предвестнике явления Мессии. Содержаниекниги ясно указывает на время, непосредственно предшествующее реформам Эзры(см.: И. Тихомиров. Пророк Малахия. Сергиев Посад, 1903). 5. Объем Торы, которую принес Эзра в Иерусалим, не выяснен. Некоторыеполагали, что речь идет о Священнической истории в Книге Левит. Носомнительно, чтобы после реформы Эзры к Закону делались добавления. Крометого, основные части Пятикнижия ко времени Эзры уже существовали (см.:М.Noth. Тhе Historу оf Israel, р. 333). 6. Перевод антидэвовской надписи Ксеркса см. в ХДВ, с. 366. 7. Последовательность действий Эзры точно установить трудно, ибо, какуже было сказано, составитель книг Эзры и Нехемии, видимо, не располагалхронологией событий. Наиболее вероятную реконструкцию истории реформ Эзрыможно представить в таком виде: 1) Приезд; 2) Праздник Кущей и чтениеЗакона; 3) Эзра объявляет о недопустимости смешанных браков; 4) Общенародноесобрание во время дождей с требованием расторжения браков; 5) Трехмесячнаяработа комиссии по бракоразводным делам; 6) Объявление официального статутаОбщины (см. J. В. Вright. А Нistorу оf Israel, р. 369-373). 8. О времени написания Книги Руфь см.: Н. Lusсаи. Les autreshagiographes.- RFIВ, I, р. 688. Новый русский перевод книги сделан А.Эфросом (1925). 9. Избрание Израиля нередко понималось только в том смысле, что в егосреде предначертано было родиться Иисусу Христу. Но ведь сама этапредначертанность не могла оставить без глубокого воздействия духовную жизньИзраиля. Готовность Девы Марии стать Матерью Искупителя, о которой говоритЕвангелие (Лк 1, 38), не была чем-то изолированным и случайным. Мы должныувидеть ее на фоне общей предназначенности Израиля к служению Богу. НародЗавета призван был стать представителем человечества в его диалоге с Богом,что в свою очередь наложило неизгладимую печать на дух, культуру и веруизраильтян. То, что был призван именно Израиль, явилось актом свободногоизбрания Божия и не могло быть отменено даже после явления Христа.Боговоплощение есть средоточие истории спасения, но не конец ее, она будетпродолжаться, доколе стоит мир. Великая и страшная ответственность,связанная с иэбранничеством, не снимается с народа, посвященного Богом наслужение Себе. Это не означает, как показал уже пророк Амос, какого-либопревосходства, но навеки связывает духовные судьбы еврейства с егорелигиозным призванием. Разумеется, верность призванию во многом зависит отсамих людей, и они могут многократно изменять ему, как это бывало еще вветхозаветные времена. Если же духовные силы, дарованные Богом, отдаютсяцелям внерелигиозным, то они могут стать источником зла. Здесь естьизвестная аналогия с религиозным путем России, когда страна преподобныхСергия и Серафима, старцев и Иоанна Кронштадтского стала первым в историиатеистическим обществом. Но если мы верим, что семя, посеянное на Руси еесвятыми, не может быть полностью уничтожено, то нет оснований считать, чтонарод, издревле избранный Богом, полностью лишился своих даров. Еще "апостолязычников", принужденный бороться с иудейскими противниками христианства,решительно не мог принять мысль, будто Бог должен "отвергнуть народ Свой"(Рим 11,1). Павел не только предрекал, что в будущем "весь Израиль спасется"(Рим 11, 26), но и утверждал, что иудеи, даже не принявшие Христа, остаются"в отношении к избранию возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призваниеБожие непреложны" (Рим 11, 28-29). Вера в это была недавно исповедана IIВатиканским Собором, в документах которого мы читаем: "Исследуя тайнуЦеркви, Священный Собор памятуя об узах, соединяющих духовно народ НовогоЗавета с потомством Авраама... Церковь не может забыть, что она принялаоткровение Ветхого Завет через народ, с которым Бог, по Своей неизреченноймилости, соизволил заключить древний Союз... По свидетельству СвященногоПисания, Иерусалим "не узнал времени посещения своего". Иудеи, вбольшинстве, не приняли Евангелия, и даже многие из них воспротивились егораспространению. Тем не менее, по Апостолу, иудеи и доныне остаются, радиотцов, возлюбленными Богом, чьи дары и призвание непреложны" (Декларация оботношении Церкви к нехристианским религиям. Рим, 1967, с. 5-6). Косвеннымподтверждением того, что Израиль и поныне остается призванным и способнымответить на Божий призыв, иногда считают самый факт его сохранения какнарода. Однако аргумент этот сомнителен: достаточно указать на коптовпотомков древних египтян или айсоров-потомков ассирийцев. Гораздо важнее,что в Израиле не иссяк духовный потенциал, делающий его способным активноучаствовать в жизни мировой культуры (см.: М. J. Dimont. Jews, God, andHistory. N.Y., 1962, р. 421). В свете Библии этот факт как бы указывает нато, что и сегодня Израиль не утратил возможности выполнять свой долг врелигиозном призвании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ожидание... самая существенная черта нашей веры... Мы, христиане,- наследники Израиля, и мы обязаны хранить пламя своего ожидания, покуда мы живы в мире. Тейяр де Шарден Итак, после Эзры мудрецы, раввины и книжники окончательно приходят насмену пророкам, миссия которых в истории как бы завершается (1). Но то, чтопоследующие поколения будут бережно хранить книги пророков, указывает на ихнепреходящее значение для ветхозаветного сознания. Пророки займут почетноеместо в Писании рядом с Законом. И действительно, именно профетизм заложилсамые основы библейской веры, принес свет Слова Божия в темные массы народа.Борясь против язычества и суеверного магизма, ханжества и деспотизма,пророки провозгласили чистый этический монотеизм, учили о действующем вистории Боге, о Божественной святости, о правде и любви, о вечноммессианском Царстве. Но прежде, чем их предвидение сбылось, прежде, чем это Царство былоосновано среди людей, требовалось время для усвоения и практическогоприложения идеалов веры. Этой цели и посвящают себя новые духовныеруководители Израиля. Их харизма, духовное дарование, безусловно, отличаетсяот харизмы пророческой. Профетизм навсегда останется уникальным явлениемдаже в самом Ветхом Завете. Пророки поистине были "боговидцами" и "друзьями Божиими", трепетблизости Неисповедимого пронизывает каждое их слово. Между тем преемники ихсознают себя уже в ином положении. Мудрецы опираются на повседневныйчеловеческий опыт, а толкователи Закона кладут в основу внешний авторитетписьменной Торы (2). Это может показаться снижением религиозного уровня, и вкаком-то смысле так оно и было. Но следует помнить, что призвание учителейсостояло в пастырстве, в постоянном наставлении рядового человека (3). Приэтом эпоха Мудрости и Закона-лишь диалектический момент в целостном потокебиблейской истории. Харизма мудрецов отвечала потребностям определенногоэтапа становления веры. И поэтому, хотя она и была иной, нежели дар пророка,в существе своем она не противоречила профетизму. Но здесь возникает важный вопрос: не крылось ли все же противоречие восновной направленности Закона и пророков? Ведь Закон озабочен жизньючеловека в настоящем, в то время как профетизм весь ориентирован наГрядущее. Не является ли переход к новому периоду полным отрицаниемпророчества? Прежде всего нужно сказать, что и в годы господства книжников ираввинов мессанские чаяния не угасли. Об этом свидетельствуют иудейскиеапокалиптики. Пусть писания их порой отмечены пылкой необузданностьюфантазии, но страстное ожидание Свершения роднит их с мессианской веройпророков. Этот эсхатологический порыв не ослабевал в еврейском мире досамого явления Христа. Но главное заключается в том, что пророки, при всей остроте своегоощущения динамики истории, никогда не пренебрегали задачами сегодняшнегодня. Они были убеждены в возможности для человека согласовать свою волю сВолей небесной. В противном случае все их призывы к нравственному очищениюнарода были бы бессмысленны. Вначале, как мы видели, само теократическое царство Израиля казалось имтой формой, в которой осуществится на земле владычество Ягве. Но горькийопыт разочарования в земной монархии помог им отделить подлинное БожиеЦарство от человеческого Града. Первое, как они поняли, не может бытьдостигнуто только усилиями людей; венец истории есть спасительное деяниеПредвечного. Хотя человек и должен стремиться к праведности, но он не всостоянии избавить сам себя от зла и несовершенства. Это избавление наступитлишь в Новом Иерусалиме, в Царстве Божием, которое есть новое Небо и новаяЗемля. Между тем гармоническое общество есть нечто подобное Земле Обетованной,которую человек должен завоевывать неустанно, стремясь осуществлять Божиюправду в отношениях между людьми. Пророки не предлагали конкретных планов социального устройства, ибо онибыли учителями веры. Но именно вера должна была, по их мысли, служитьглавным ориентиром в поисках Земли Обетованной. Человек должен стремиться кней, не отрывая, однако, взора от духовного идеала, начертанного перед ним. Справедливость и мир, человечность и сострадание-все это, по учениюпророков, является прямым требованием Бога, Его призывом к людям, живущим наземле: Тебе сказано, человек, что есть добро и чего Ягве требует от тебя. Только поступать справедливо, и любить милосердие, и в смирении ходитьперед Богом твоим. (Мих 6, 8) Отказавшись от мысли, будто справедливое общество есть же само ЦарствоБожие, пророки тем не менее остались поборниками социальной правды. Для нихона была земным воплощением веры, признаком готовности людей встретитьГрядущего. Предреченное свершится: Бог явится в мир, чтобы обновить и очиститьего. Но каким будет Его пришествие? Если человек не окажется подготовленнымк нему, оно станет страшным Судом миру... Первый суд свершился на Голгофе. "Суд же состоит в том, что свет пришелв мир, но люди более возлюбили тьму, нежели гвет" (Ин 3, 19). Но Евангелие-только начало Царства; Сам Христос говорит о Своем второмявлении во славе. И это ставит христианский мир в положение, близкое кпозиции людей Ветхого Завета, людей, чаявших Богоявления. Мы так же, как иони, устремлены к новой Земле и новому Небу, и так же, как и к ним, обращенк нам призыв Господень: взыщите правды! Слово Божие вдохнуло в христианские народы мощный импульс, жаждусозидания. Вся двадцативековая история их есть поиски Земли Обетованной,вдохновленные Библией. Надо признать, что в этой истории темных страниц былоне меньше, чем в истории народа Божия; она знала не меньше ошибок и взрывовзлой воли, чем Ветхий Завет. Теократические иллюзии не один раз замутнялихристианское понимание истории. Народам казалось, что Царство Божиедостижимо земными средствами. Но действительность, как это было и во временапророков, неизменно разоблачала утопии, обнаруживая бессилие человека в том,что может сделать только Бог. Все усилия людей бесплодны, если они не связаны с верой в Божий замысело творении, но в то же время пассивное ожидание Царства, отказ от земногоделания-означают глухоту к Божественному зову. Именно потому, что пророкиожидали конечного Богоявления, они были неустрашимыми поборниками земнойправды. "Пророки" нового времени Николай Федоров и Тейяр де Шарден верили в то,что человечество в процессе своего возрастания безболезненно перейдет отЗемли Обетованной к Царству Божию. Если оставаться в реалистических рамках,это весьма маловероятно. Но кто решится диктовать истории и огульно отрицатьэту, пусть даже столь сомнительную, перспективу? Не уподобится ли он, посправедливому сравнению Федорова, Ионе, который упрекал Бога в том, что Тотне разрушил Ниневию? Не ведет ли это отрицание к мстительному нигилизму иустранению человека от его прямого назначения в мире? История-это не рок, носвобода, а где свобода - там до конца остаются альтернатива и выбор путей... Человечество, идущее из тьмы веков к "жизни будущего веса", может вконце концов оказаться достойным встретить ее, даже если сейчас, втермоядерный век, это кажется нам немыслимым. Но столь же, если не более,вероятно, что оно придет к рубежу истории обанкротившимся, погрязшим в злобеи безумии. Тогда прольются апокалиптические "чаши гнева", и рождение новогоэона бытия станет мировой катастрофой, о которой говорит Библия. Но каков бы ни был исход человеческой истории, перед всеми, чающими"нового неба и новой земли", стоит задача трудиться в мире, укрепляя себяпророческим видением Царства. Жизнь и служение библейских провидцев являют вэтом смысле великий пример. По-еврейски "давар" означает и слово, и дело. В разделении того идругого была ошибка Фауста, который хотел оставить только "дело". Но стольже опасно заблуждение тех, кто, пытаясь парить в безвоздушном пространстве,опускает руки, все предоставляя сверхчеловеческим силам. У пророков воля к борьбе укреплялась в богообщении и молитве, питаласьих доверием к Творцу. В этом их исключительное значение в истории духа.Великие мудрецы древнего мира совершили подвиг, отвергнув старое пониманиерелигии, согласно которому отношение человека к Высшему было сделкой. Нобиблейским учителям открылось нечто бесконечно большее: глубочайшая связьчеловека с Сущим, единение, которое не только приносит мир и свет, норождает потребность в деятельном добре. Им открылась тайна Творца,страждущего за мир, чудо Божественной Любви. И теперь, после них, когдаЛюбовь Бога явлена на Кресте с предельной полнотой, она бесконечно углубляетнаш союз с Ним, Источником неиссякаемой духовной силы.
ПРИМЕЧАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Эта мысль ясно выражена в работе известного православного богословаМ. Поснова. "Идея Завета Бога с Израильским народом в Ветхом Завете" (с.165) 2. Замена живого слова Божия письменной Торой является несомненнымфактом послепленной истории Израиля (см: С.Stuhlmuller. Роst-ExilicPeriod.- JВС, I, р. 341). Священная книга становится высшим авторитетомверы. Разумеется, мы не можем проникать в божественные тайны и допытываться,почему кончился этот поток Огкровения. Но косвенным ответом на вопрос можетслужить уже приведенное выше мнение: период дарования истины кончился длятого, чтобы она стала предметом самостоятельного усвоения и применения кжизни. 3. Это характерная черта так называемой "хокмической" литературы(писаний мудрецов). Книга Притч берет за основу житейскую мудрость. КнигаИова также не проповедует открытую автору тайну, а вопрошает Бога. Этотподход Д. Скофильд называет подходом "среднего человека". "Он начинал не отБога, а от обычного человеческого опыта, с которым мудрецы были хорошознакомы. Часто критикуя пророческие учения и установления священников, онистарались помочь скептикам и отщепенцам-агностикам найти новые ценности вжизни и новый подход к ней и страданиям" (J. N. Schofield. Introducing OldTestament Theologу, р. 23).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. История Спасения, запечатленная в Ветхом Завете. Приложение 2. Книга пророка Исайи. Приложение 3. О книге Второзаконие. Приложение 4. Пророчества о Христе и еврейский мессианизм.(схема) J. I-я Св. История (ЯГВИСТИЧЕСКАЯ); источники: устное Предание, эпос идревние законодательные тексты. Записана в Иудее около Х в. до н. э. Вошла вкниги: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие; охватывает время от сотворениямира до вступления Израиля в Ханаан. См. перечень фрагментов в "Магизме иЕдинобожии". Е. II-я Св. История (ЭЛОГИСТИЧЕСКАЯ); источники: устное Предание, эпоси древние законодательные тексты. Записана в Северном Израиле около IX-VIIIвв. до н. э. Охватывает время от Авраама до вступления Израиля в Ханаан.Вошла в книги: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие. См. перечень фрагментов впримечаниях к гл. 3. Р. III-я Св. История (СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ); источники: устное Предание,эпос, древние законодательные тексты и богослужебные уставы. Записана вВавилоне между VI и V вв. до н. э. Охватывает время от сотворения мира довступления Израиля в Ханаан. Вошла в книги: Бытие, Исход, Левит (целиком),Числа, Второзаконие. См. перечень фрагментов в примечаниях к гл. 16. D. IV-я Св. История (ВТОРОЗАКОННИЧЕСКАЯ); источники: устное Предание,Книга войн Ягве, Книга Яшар, эпос, законодательные тексты, летописи.Составила книги: Иошуа (Иисус Навин), Судьи, Самуил (1-2 Царства) и Цари(3-4 Царства). Записана между 561 и 538 гг. в Вавилоне. Охватывает время отсмерти Моисея (XIII в. до н. э.) до смерти Навуходоносора II (562 г. до н.э.). В современной Библии эти четыре Св. Истории в совокупноcти составляютТору (Пятикнижие) и сборник Первых пророков ("Исторические книги" ВетхогоЗавета). V-я Св. История (ХРОНИСТИЧЕСКАЯ); источники: летописи, документы,записи Эзры и Нехемии. Составлена около IV в. до н. э. Начинаетсяобщечеловеческой родословной (от Адама) и завершается описанием реформ Эзры.Составила книги: 1-2 Хроники (Паралипоменон), Эзры (Ездры) и Нехемии(Неемии).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление