Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История спасения, запечатленная в Ветхом Завете 14 страница




Глава двадцать вторая СТЕНЫ И ЗАКОН 1. См.: Езд 4, 4-23. Из этого отрывка, помещенного библейским авторомсразу после описания закладки храма, следует, что происки против Общины былипредприняты дважды: при Ксерксе (евр. Ахашверош) и Артаксерксе I Лонгимане(см.: В. Рыбинский. Первая книга Ездры.-ТБ, т. III, с. 214). 2. Об этих событиях сообщают книги Эзры (греч. Ездры) и Нехемии.Первоначально они представляли собой одно целое. Составитель их большинствомбиблеистов отождествляется с автором Паралипоменона. В том виде, в какомсобытия помещены теперь в книгах Эзры и Нехемии, дело представляется так:первым в Иудею прибывает Эзра в 7-м году Артаксеркса (Езд 7, 7), т.е. в 458году. Эзра сразу же отделяет иудеев от иноплеменников. А затем, уже в 445году, приезжает Нехемия и строит стены. После этого Эзра читает Закон иобъявляет об официальном основании Общины, управляемой нормами Торы. Но ужеисследование католического библеиста Хоонакера (Ноопасker. Nouvelles etudessur la Restauration juive apres l'exil de Babylone. Раris, 1896) поставилопод сомнение такой порядок событий. К приезду Эзры стены уже существовали(Езд 9, 9), Иерусалим был населен (10, 1). Священник Элиашив, котороговстречает в Иерусалиме Эзра, современник Нехемии, отец Иоханана. Нехемия,повествуя о своем прибытии в Иерусалим, ничего не говорит об Эзре, что былобы невозможно, если бы тот уже жил там. В списке репатриантов, составленномНехемией (Неем 11, 3), говорится только о караване Зерубабеля, но ничего несказано о людях, пришедших с Эзрой. Отсюда Хоонакер сделал вывод, что "7-йгод Артаксеркса" относится не к Артаксерксу I, но к Артаксерксу П Мемнону(404-369) и что, следовательно, Эзра прибыл в Иудею в 397 г. Но изэлефантинских папирусов известно, что в это время Нехемии уже не было вИудее и там правил Багой (см.. И. Волков. Арамейские документы, с. 11).Между тем Библия ясно указывает, что Нехемия присутствовал при чтении ЗаконаЭзрой (Неем 8, 9). Поэтому многие современные библеисты полагают, что впервоначальной рукописи стояло не "7-й год", а "37-й". Следовательно,хронология может быть представлена в таком виде: 445-прибытие Нехемии,433-поездка Нехемии в Сузы, 428-прибытие Эзры, 424-конец правления Нехемии(см.: W. F. Аlbright. Тhе Вiblical Period.-в кн.: L. Finkelstein (ed.). ТhеJews, Тheir Historу, Сulture аnd Religion, 1952, р. 53). 3. До сих пор оставалась неясной причина враждебности Санбаллата кНехемии. Религиозная причина отпадает, т.к. самаряне приняли иудейский Закони доныне свято хранят древний свиток Торы. Но открытие элефантинскихпапирусов пролило свет на этот эпизод. Из них явствует, что Санбаллат былнаместником Самарии и до Нехемии Иудея подчинялась ему (см.: И. Волков. Ук.соч., с. 14-55). 4. Вопрос об авторстве Книги Малахии не решен. Исторические книгиБиблии о таком пророке не упоминают. Само его имя Малеахи (Мой вестник)могло быть псевдонимом. Книга состоит из шести диалогов, в которых пророкдает ответ на сомнения своего времени. Характерной особенностью книгиявляется пророчество об Илии как предвестнике явления Мессии. Содержаниекниги ясно указывает на время, непосредственно предшествующее реформам Эзры(см.: И. Тихомиров. Пророк Малахия. Сергиев Посад, 1903). 5. Объем Торы, которую принес Эзра в Иерусалим, не выяснен. Некоторыеполагали, что речь идет о Священнической истории в Книге Левит. Носомнительно, чтобы после реформы Эзры к Закону делались добавления. Крометого, основные части Пятикнижия ко времени Эзры уже существовали (см.:М.Noth. Тhе Historу оf Israel, р. 333). 6. Перевод антидэвовской надписи Ксеркса см. в ХДВ, с. 366. 7. Последовательность действий Эзры точно установить трудно, ибо, какуже было сказано, составитель книг Эзры и Нехемии, видимо, не располагалхронологией событий. Наиболее вероятную реконструкцию истории реформ Эзрыможно представить в таком виде: 1) Приезд; 2) Праздник Кущей и чтениеЗакона; 3) Эзра объявляет о недопустимости смешанных браков; 4) Общенародноесобрание во время дождей с требованием расторжения браков; 5) Трехмесячнаяработа комиссии по бракоразводным делам; 6) Объявление официального статутаОбщины (см. J. В. Вright. А Нistorу оf Israel, р. 369-373). 8. О времени написания Книги Руфь см.: Н. Lusсаи. Les autreshagiographes.- RFIВ, I, р. 688. Новый русский перевод книги сделан А.Эфросом (1925). 9. Избрание Израиля нередко понималось только в том смысле, что в егосреде предначертано было родиться Иисусу Христу. Но ведь сама этапредначертанность не могла оставить без глубокого воздействия духовную жизньИзраиля. Готовность Девы Марии стать Матерью Искупителя, о которой говоритЕвангелие (Лк 1, 38), не была чем-то изолированным и случайным. Мы должныувидеть ее на фоне общей предназначенности Израиля к служению Богу. НародЗавета призван был стать представителем человечества в его диалоге с Богом,что в свою очередь наложило неизгладимую печать на дух, культуру и веруизраильтян. То, что был призван именно Израиль, явилось актом свободногоизбрания Божия и не могло быть отменено даже после явления Христа.Боговоплощение есть средоточие истории спасения, но не конец ее, она будетпродолжаться, доколе стоит мир. Великая и страшная ответственность,связанная с иэбранничеством, не снимается с народа, посвященного Богом наслужение Себе. Это не означает, как показал уже пророк Амос, какого-либопревосходства, но навеки связывает духовные судьбы еврейства с егорелигиозным призванием. Разумеется, верность призванию во многом зависит отсамих людей, и они могут многократно изменять ему, как это бывало еще вветхозаветные времена. Если же духовные силы, дарованные Богом, отдаютсяцелям внерелигиозным, то они могут стать источником зла. Здесь естьизвестная аналогия с религиозным путем России, когда страна преподобныхСергия и Серафима, старцев и Иоанна Кронштадтского стала первым в историиатеистическим обществом. Но если мы верим, что семя, посеянное на Руси еесвятыми, не может быть полностью уничтожено, то нет оснований считать, чтонарод, издревле избранный Богом, полностью лишился своих даров. Еще "апостолязычников", принужденный бороться с иудейскими противниками христианства,решительно не мог принять мысль, будто Бог должен "отвергнуть народ Свой"(Рим 11,1). Павел не только предрекал, что в будущем "весь Израиль спасется"(Рим 11, 26), но и утверждал, что иудеи, даже не принявшие Христа, остаются"в отношении к избранию возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призваниеБожие непреложны" (Рим 11, 28-29). Вера в это была недавно исповедана IIВатиканским Собором, в документах которого мы читаем: "Исследуя тайнуЦеркви, Священный Собор памятуя об узах, соединяющих духовно народ НовогоЗавета с потомством Авраама... Церковь не может забыть, что она принялаоткровение Ветхого Завет через народ, с которым Бог, по Своей неизреченноймилости, соизволил заключить древний Союз... По свидетельству СвященногоПисания, Иерусалим "не узнал времени посещения своего". Иудеи, вбольшинстве, не приняли Евангелия, и даже многие из них воспротивились егораспространению. Тем не менее, по Апостолу, иудеи и доныне остаются, радиотцов, возлюбленными Богом, чьи дары и призвание непреложны" (Декларация оботношении Церкви к нехристианским религиям. Рим, 1967, с. 5-6). Косвеннымподтверждением того, что Израиль и поныне остается призванным и способнымответить на Божий призыв, иногда считают самый факт его сохранения какнарода. Однако аргумент этот сомнителен: достаточно указать на коптовпотомков древних египтян или айсоров-потомков ассирийцев. Гораздо важнее,что в Израиле не иссяк духовный потенциал, делающий его способным активноучаствовать в жизни мировой культуры (см.: М. J. Dimont. Jews, God, andHistory. N.Y., 1962, р. 421). В свете Библии этот факт как бы указывает нато, что и сегодня Израиль не утратил возможности выполнять свой долг врелигиозном призвании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ожидание... самая существенная черта нашей веры... Мы, христиане,- наследники Израиля, и мы обязаны хранить пламя своего ожидания, покуда мы живы в мире. Тейяр де Шарден Итак, после Эзры мудрецы, раввины и книжники окончательно приходят насмену пророкам, миссия которых в истории как бы завершается (1). Но то, чтопоследующие поколения будут бережно хранить книги пророков, указывает на ихнепреходящее значение для ветхозаветного сознания. Пророки займут почетноеместо в Писании рядом с Законом. И действительно, именно профетизм заложилсамые основы библейской веры, принес свет Слова Божия в темные массы народа.Борясь против язычества и суеверного магизма, ханжества и деспотизма,пророки провозгласили чистый этический монотеизм, учили о действующем вистории Боге, о Божественной святости, о правде и любви, о вечноммессианском Царстве. Но прежде, чем их предвидение сбылось, прежде, чем это Царство былоосновано среди людей, требовалось время для усвоения и практическогоприложения идеалов веры. Этой цели и посвящают себя новые духовныеруководители Израиля. Их харизма, духовное дарование, безусловно, отличаетсяот харизмы пророческой. Профетизм навсегда останется уникальным явлениемдаже в самом Ветхом Завете. Пророки поистине были "боговидцами" и "друзьями Божиими", трепетблизости Неисповедимого пронизывает каждое их слово. Между тем преемники ихсознают себя уже в ином положении. Мудрецы опираются на повседневныйчеловеческий опыт, а толкователи Закона кладут в основу внешний авторитетписьменной Торы (2). Это может показаться снижением религиозного уровня, и вкаком-то смысле так оно и было. Но следует помнить, что призвание учителейсостояло в пастырстве, в постоянном наставлении рядового человека (3). Приэтом эпоха Мудрости и Закона-лишь диалектический момент в целостном потокебиблейской истории. Харизма мудрецов отвечала потребностям определенногоэтапа становления веры. И поэтому, хотя она и была иной, нежели дар пророка,в существе своем она не противоречила профетизму. Но здесь возникает важный вопрос: не крылось ли все же противоречие восновной направленности Закона и пророков? Ведь Закон озабочен жизньючеловека в настоящем, в то время как профетизм весь ориентирован наГрядущее. Не является ли переход к новому периоду полным отрицаниемпророчества? Прежде всего нужно сказать, что и в годы господства книжников ираввинов мессанские чаяния не угасли. Об этом свидетельствуют иудейскиеапокалиптики. Пусть писания их порой отмечены пылкой необузданностьюфантазии, но страстное ожидание Свершения роднит их с мессианской веройпророков. Этот эсхатологический порыв не ослабевал в еврейском мире досамого явления Христа. Но главное заключается в том, что пророки, при всей остроте своегоощущения динамики истории, никогда не пренебрегали задачами сегодняшнегодня. Они были убеждены в возможности для человека согласовать свою волю сВолей небесной. В противном случае все их призывы к нравственному очищениюнарода были бы бессмысленны. Вначале, как мы видели, само теократическое царство Израиля казалось имтой формой, в которой осуществится на земле владычество Ягве. Но горькийопыт разочарования в земной монархии помог им отделить подлинное БожиеЦарство от человеческого Града. Первое, как они поняли, не может бытьдостигнуто только усилиями людей; венец истории есть спасительное деяниеПредвечного. Хотя человек и должен стремиться к праведности, но он не всостоянии избавить сам себя от зла и несовершенства. Это избавление наступитлишь в Новом Иерусалиме, в Царстве Божием, которое есть новое Небо и новаяЗемля. Между тем гармоническое общество есть нечто подобное Земле Обетованной,которую человек должен завоевывать неустанно, стремясь осуществлять Божиюправду в отношениях между людьми. Пророки не предлагали конкретных планов социального устройства, ибо онибыли учителями веры. Но именно вера должна была, по их мысли, служитьглавным ориентиром в поисках Земли Обетованной. Человек должен стремиться кней, не отрывая, однако, взора от духовного идеала, начертанного перед ним. Справедливость и мир, человечность и сострадание-все это, по учениюпророков, является прямым требованием Бога, Его призывом к людям, живущим наземле: Тебе сказано, человек, что есть добро и чего Ягве требует от тебя. Только поступать справедливо, и любить милосердие, и в смирении ходитьперед Богом твоим. (Мих 6, 8) Отказавшись от мысли, будто справедливое общество есть же само ЦарствоБожие, пророки тем не менее остались поборниками социальной правды. Для нихона была земным воплощением веры, признаком готовности людей встретитьГрядущего. Предреченное свершится: Бог явится в мир, чтобы обновить и очиститьего. Но каким будет Его пришествие? Если человек не окажется подготовленнымк нему, оно станет страшным Судом миру... Первый суд свершился на Голгофе. "Суд же состоит в том, что свет пришелв мир, но люди более возлюбили тьму, нежели гвет" (Ин 3, 19). Но Евангелие-только начало Царства; Сам Христос говорит о Своем второмявлении во славе. И это ставит христианский мир в положение, близкое кпозиции людей Ветхого Завета, людей, чаявших Богоявления. Мы так же, как иони, устремлены к новой Земле и новому Небу, и так же, как и к ним, обращенк нам призыв Господень: взыщите правды! Слово Божие вдохнуло в христианские народы мощный импульс, жаждусозидания. Вся двадцативековая история их есть поиски Земли Обетованной,вдохновленные Библией. Надо признать, что в этой истории темных страниц былоне меньше, чем в истории народа Божия; она знала не меньше ошибок и взрывовзлой воли, чем Ветхий Завет. Теократические иллюзии не один раз замутнялихристианское понимание истории. Народам казалось, что Царство Божиедостижимо земными средствами. Но действительность, как это было и во временапророков, неизменно разоблачала утопии, обнаруживая бессилие человека в том,что может сделать только Бог. Все усилия людей бесплодны, если они не связаны с верой в Божий замысело творении, но в то же время пассивное ожидание Царства, отказ от земногоделания-означают глухоту к Божественному зову. Именно потому, что пророкиожидали конечного Богоявления, они были неустрашимыми поборниками земнойправды. "Пророки" нового времени Николай Федоров и Тейяр де Шарден верили в то,что человечество в процессе своего возрастания безболезненно перейдет отЗемли Обетованной к Царству Божию. Если оставаться в реалистических рамках,это весьма маловероятно. Но кто решится диктовать истории и огульно отрицатьэту, пусть даже столь сомнительную, перспективу? Не уподобится ли он, посправедливому сравнению Федорова, Ионе, который упрекал Бога в том, что Тотне разрушил Ниневию? Не ведет ли это отрицание к мстительному нигилизму иустранению человека от его прямого назначения в мире? История-это не рок, носвобода, а где свобода - там до конца остаются альтернатива и выбор путей... Человечество, идущее из тьмы веков к "жизни будущего веса", может вконце концов оказаться достойным встретить ее, даже если сейчас, втермоядерный век, это кажется нам немыслимым. Но столь же, если не более,вероятно, что оно придет к рубежу истории обанкротившимся, погрязшим в злобеи безумии. Тогда прольются апокалиптические "чаши гнева", и рождение новогоэона бытия станет мировой катастрофой, о которой говорит Библия. Но каков бы ни был исход человеческой истории, перед всеми, чающими"нового неба и новой земли", стоит задача трудиться в мире, укрепляя себяпророческим видением Царства. Жизнь и служение библейских провидцев являют вэтом смысле великий пример. По-еврейски "давар" означает и слово, и дело. В разделении того идругого была ошибка Фауста, который хотел оставить только "дело". Но стольже опасно заблуждение тех, кто, пытаясь парить в безвоздушном пространстве,опускает руки, все предоставляя сверхчеловеческим силам. У пророков воля к борьбе укреплялась в богообщении и молитве, питаласьих доверием к Творцу. В этом их исключительное значение в истории духа.Великие мудрецы древнего мира совершили подвиг, отвергнув старое пониманиерелигии, согласно которому отношение человека к Высшему было сделкой. Нобиблейским учителям открылось нечто бесконечно большее: глубочайшая связьчеловека с Сущим, единение, которое не только приносит мир и свет, норождает потребность в деятельном добре. Им открылась тайна Творца,страждущего за мир, чудо Божественной Любви. И теперь, после них, когдаЛюбовь Бога явлена на Кресте с предельной полнотой, она бесконечно углубляетнаш союз с Ним, Источником неиссякаемой духовной силы.

ПРИМЕЧАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Эта мысль ясно выражена в работе известного православного богословаМ. Поснова. "Идея Завета Бога с Израильским народом в Ветхом Завете" (с.165) 2. Замена живого слова Божия письменной Торой является несомненнымфактом послепленной истории Израиля (см: С.Stuhlmuller. Роst-ExilicPeriod.- JВС, I, р. 341). Священная книга становится высшим авторитетомверы. Разумеется, мы не можем проникать в божественные тайны и допытываться,почему кончился этот поток Огкровения. Но косвенным ответом на вопрос можетслужить уже приведенное выше мнение: период дарования истины кончился длятого, чтобы она стала предметом самостоятельного усвоения и применения кжизни. 3. Это характерная черта так называемой "хокмической" литературы(писаний мудрецов). Книга Притч берет за основу житейскую мудрость. КнигаИова также не проповедует открытую автору тайну, а вопрошает Бога. Этотподход Д. Скофильд называет подходом "среднего человека". "Он начинал не отБога, а от обычного человеческого опыта, с которым мудрецы были хорошознакомы. Часто критикуя пророческие учения и установления священников, онистарались помочь скептикам и отщепенцам-агностикам найти новые ценности вжизни и новый подход к ней и страданиям" (J. N. Schofield. Introducing OldTestament Theologу, р. 23).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. История Спасения, запечатленная в Ветхом Завете. Приложение 2. Книга пророка Исайи. Приложение 3. О книге Второзаконие. Приложение 4. Пророчества о Христе и еврейский мессианизм.(схема) J. I-я Св. История (ЯГВИСТИЧЕСКАЯ); источники: устное Предание, эпос идревние законодательные тексты. Записана в Иудее около Х в. до н. э. Вошла вкниги: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие; охватывает время от сотворениямира до вступления Израиля в Ханаан. См. перечень фрагментов в "Магизме иЕдинобожии". Е. II-я Св. История (ЭЛОГИСТИЧЕСКАЯ); источники: устное Предание, эпоси древние законодательные тексты. Записана в Северном Израиле около IX-VIIIвв. до н. э. Охватывает время от Авраама до вступления Израиля в Ханаан.Вошла в книги: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие. См. перечень фрагментов впримечаниях к гл. 3. Р. III-я Св. История (СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ); источники: устное Предание,эпос, древние законодательные тексты и богослужебные уставы. Записана вВавилоне между VI и V вв. до н. э. Охватывает время от сотворения мира довступления Израиля в Ханаан. Вошла в книги: Бытие, Исход, Левит (целиком),Числа, Второзаконие. См. перечень фрагментов в примечаниях к гл. 16. D. IV-я Св. История (ВТОРОЗАКОННИЧЕСКАЯ); источники: устное Предание,Книга войн Ягве, Книга Яшар, эпос, законодательные тексты, летописи.Составила книги: Иошуа (Иисус Навин), Судьи, Самуил (1-2 Царства) и Цари(3-4 Царства). Записана между 561 и 538 гг. в Вавилоне. Охватывает время отсмерти Моисея (XIII в. до н. э.) до смерти Навуходоносора II (562 г. до н.э.). В современной Библии эти четыре Св. Истории в совокупноcти составляютТору (Пятикнижие) и сборник Первых пророков ("Исторические книги" ВетхогоЗавета). V-я Св. История (ХРОНИСТИЧЕСКАЯ); источники: летописи, документы,записи Эзры и Нехемии. Составлена около IV в. до н. э. Начинаетсяобщечеловеческой родословной (от Адама) и завершается описанием реформ Эзры.Составила книги: 1-2 Хроники (Паралипоменон), Эзры (Ездры) и Нехемии(Неемии).



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.