Глава тринадцатая КРУШЕНИЕ 1. Лахишские письма были открыты археологом Старки (см. W.Кеller. ТhеВible as History, р. 282). Письма написаны на глиняных черепках почерком,указывающим на поспешность. В одном из них пророк упомянут по имени, но-начало имени не сохранилось. Окончание "ягу", вероятно, указывает на Иеремию(евр. Ирмейягу). Текст писем в кн.: Н.Ваrdtke. Неbraische Коnsonantentekste.Leipzig, 1954, S. 28-31; англ. пер.: Рritchard, АNЕТ, р. 322. Библейскиеданные о последних днях Иерусалима содержатся в Книге Царств (4 Цар 15), вПаралипоменоне (2 Пар 36, 11 cл.), у Иезекииля (24; 33, 21 cл.) и у Иеремии(главы 21; 32-34; 37-43, 1-7; 52). Как полагают библеисты, в книгепоследнего эти главы являются частью биографии пророка, написанной Барухом,а также сборника пророчеств, написанных Иеремией между 588 и 586 гг. (см.:L. Stachowicz. Кsiega Ieremiasa. Роznаn, 1967, р. 53 cл.) О халдейскихисточниках см.: D.J. Wisетап. Сhronicles of Chaldean Kings. London, 1956. 2. Это пророчество повторяется в Книге Иеремии дважды (23, 5-6 и 33,2-15 cл.). В последнем случае оно прямо относится к тому времени, когдапророк был заключен в караульном помещении дворца (33,1). О его значении иподлинности см.: W. Rиdolf. Jeremia.-В кн.: О.Еissfeldt (еd.). Наndbuch zumAlten Testament, S. 125. 3. Книгу Плача предание приписывало Иеремии, но в настоящее времяобщепринятым считается мнение, что книга написана несколькими поэтами вскорепосле 587 г и в первые годы плена. См: Т. J. Мееk. Тhе Вооk оf Lamentation, N.Y., 1956. 4. 4 Царств 25, 8 относит штурм Иерусалима к 19-му году правленияНавуходоносора. Официально Навуходоносор был коронован в Вавилоне в апреле604 г. И тогда падение Иерусалима нужно отнести к 586 г. См. статью"Сhronology" в кн. "Тhе Interpreter's Dictionary of the Bible", N.Y.,1962, v. I, р. 580. Но Иеремия говорит о 18-м годе Навуходоносора (52, 29).Это может означать, что Иеремия вел счет не с коронации халдейского царя, асо смерти его отца в августе 605 г. И поэтому более точной датой гибелиИерусалима следует признать 587 г. См.: J. Вright. А Нistory of Israel, р. 286. Глава четырнадцатая И НА РАЗВАЛИНАХ ЖИВЕТ НАДЕЖДА Иудея-Египет, 587-580 гг. Надежда, я сказал, есть ожиданье грядущей славы; ценность прежних дел и благодать - его обоснованье. Данте, Рай, XXV Жестоко расправившись с Иерусалимом, Навуходоносор, однако, не желалокончательной гибели Иудеи: она была нужна ему как провинция, служащаязаслоном против Египта. Поэтому он оставил на месте часть сельскогонаселения и во главе области утвердил наместником иудея Гедалию, которыйпоселился в Мицпе с дочерями Седекии и халдейскими военными, оставленными вкачестве советников. Гедалия принадлежал к партии мира и реформ; его отецАхикам был другом Иеремии, а дед Шафан принимал деятельное участие впреобразованиях Иосии. Сам Гедалия, если судить по его печати, найденной вразвалинах Лахиша, занимал еще при Седекии пост "начальника дворца" (1). Навуходоносор был хорошо осведомлен о внутренних распрях в Иерусалиме,знал он и о деятельности Иеремии, который предсказывал победу его оружию.Поэтому вавилонский царь дал Набусардану строгую инструкцию относительнопророка: "Возьми его, обрати на него внимание, не делай ему ничего худого ипоступи с ним так, как он скажет". Когда дворец был обречен огню, халдейскиеначальники нашли Иеремию в караульном помещении и освободили его. Однако потом Иеремию, вероятно, задержал один из солдат и направил егов Раму, где был сборный пункт пленных. Там Иеремия мог видеть толпысоотечественников, изнуренных голодом, ослабевших от страха, плачущих илитупо равнодушных. Они сбились кучками, жались друг к другу - жители каждогогорода старались держаться вместе. Кто побогаче - позаботились о своемимуществе. Оно было нагружено на ослов, верблюдов и мулов; халдеи разрешалибрать с собой все. Поэтому лагерь был похож на причудливый базар илистановище кочевников. Одна за другой выстраивались партии переселенцев, иконвой уводил их. Они бросали последний взгляд на родные холмы и били себя вгрудь, проходя мимо гробницы праматери Рахили. Казалось, она оплакиваласвоих сынов, которым не суждено больше вернуться. "Вопль в Раме слышится,плач и рыдание: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо ихнет" (Иер 31, 15). Левиты и священники шли, гремя цепями, которые были надеты на всехпредставителей высших сословий. Они пели псалмы и повторяли молитвы: Вспомни, Господи, что с нами стало, взгляни на нас и узри нашепоругание: Наследие наше перешло к чужим, и дома наши к иноплеменникам, Стали мы сиротами без отцов, а матери наши как вдовы... Угасла радость в сердце нашем, хороводы наши обернулись сетованием, Упал венец с головы нашей, горе нам, что мы согрешили! (Плач 5, 1-3, 15-16) Бедствие пробудило религиозную совесть: люди каялись в своих грехах,давали обеты Богу, сокрушались о том, что слушали голоса ложных пророков,нарушали уставы Торы. А колонны все уходили одна за другой на север... Случайно Набусардан заметил среди пленных Иеремию. Он немедленно велелосвободить пророка от цепей и предложил ему ехать с ним в халдейскуюстолицу. "Я буду заботиться о тебе,- сказал он,-а если не хочешь идти сомною в Вавилон - оставайся: вот вся земля перед тобою". Но тут же он самрешил, что лучше всего будет, если Иеремия останется при Гедалии и поможетнаместнику восстановить страну. Иеремия принял это предложение и пошел в Мицпу, резиденцию Гедалии.Наместник, вероятно, с радостью встретил пророка: у него было малосторонников и помощников, а трудностей- много. Халдейские войска покидалиИудею, страна нуждалась в мире и порядке, Эдом же на юге пыталсявоспользоваться разрухой в Иудее, чтобы захватить как можно больше земель.Защищаться от эдомитян было нелегко. Войско Седекии разбрелось по стране:одни группы превратились в настоящих разбойников, другие, объединившись вотряды, намеревались вести бессмысленную партизанскую войну. Среди них сталапопулярна крылатая фраза: "Авраам был один в этой земле, и нас немного, номы будем ею владеть". Князь Измаил и его воины опасались переправлятьсяобратно через Иордан и жили во владениях амонитского царя Баалиша. Эти бездомные люди были подавлены и озлоблены. У большинства из нихродные либо погибли, либо были угнаны в плен. В их головах решительно неумещалось, как это могло случиться, что Ягве допустил гибель храма иИерусалима. Они склонны были теперь во всем винить Гедалию и его друзей,которых считали изменниками, продавшими родину халдеям. Никакие разумныедоводы не могли убедить этих отчаявшихся солдат, что катастрофа произошлаименно потому, что власти не следовали советам Иеремии, Гедалии и всейпартии мира. Одно время казалось, что увещания посланцев из Мицпы возымели действие.Князь Измаил, военачальник Иоханан и другие вожди рассеянных отрядов явилиськ наместнику и приняли его предложение начать мирную жизнь. Гедалияуговаривал их скорее приступить к сбору урожая, так как наступал сентябрь, арабочих рук не хватало. Иоханан, пользовавшийся наибольшим авторитетом среди воинов, одним изпервых подал пример. Он искренне поддержал Гедалию и стал помогать ему.Когда же до него дошло, что против наместника составлен заговор, он тотчасже предупредил его. Нити заговора тянулись через князя Измаила к амонитскомуцарю Баалишу, который предпочитал, чтобы разруха и анархия в Иудеепродолжались как можно дольше. Добродушный Гедалия не внял предостережениям, а враги его тем временемготовили удар. Однажды в конце сентября наместник устроил пир, на которыйбыли приглашены иудейские и вавилонские военачальники. Измаил счел этотмомент подходящим. Во время пира он напал на Гедалию и убил его, а воиныИзмаила перебили всех халдеев. На другой день жертвой князя стали богомольцы, пришедшие с севера,чтобы оплакивать развалины. Он пощадил только тех, кто обещал снабдить егопродовольствием. Совершив это новое бессмысленное убийство, Измаил решилидти до конца и поднять новый мятеж против Вавилона. С этой целью онпоспешил к своему союзнику, амонитскому царю. Вместе с собой он увел многихлюдей из Мицпы, в частности и царских дочерей. Будучи сам из рода Давидова,он, может быть, надеялся браком с ними утвердить свои права на престол. Но усамого Иордана Измаил был настигнут отрядом Иоханана, который отбил у неголюдей. Сам князь едва успел скрыться за рекой. Больше о нем никто не слышал. Что делал Иеремия весь этот месяц неясно. Мы снова находим его и Барухауже в отряде, возглавляемом Иохананом. Отряд собрался в Вифлееме, чтобыобсудить, как поступить дальше. В свое время Гедалия от лица Навуходоносораобещал амнистию всем оставшимся иудейским воинам. Но теперь, когдасовершилось предательское убийство наместника, следовало ждать появлениякарательных отрядов. Иоханан предложил идти просить убежища у фараона Хофры.Все хотели знать мнение пророка. Иеремия долго колебался. Он, несомненно, понимал, что от его ответазависит судьба, а может быть, и жизнь этих несчастных. Только через десятьдней, когда он ясно осознал, в чем воля Божия, он объявил ее людям: они недолжны бояться мести Навуходоносора, Бог защитит их, если они останутся вИудее и будут мирно трудиться. Если же они уйдут в Египет, там их ожидаютновые бедствия. Но воинам не понравилось это предложение, они шумно запротестовали:"Это Барух подговорил тебя, ты говоришь неправду!" Им казалось всегоразумнее искать покровительства у союзника, а не надеяться наснисходительность врага. Одним словом, совет Иеремии был решительноотвергнут. Однако всем хотелось, чтобы в пути с ними был хоть кто-то, черезкого в трудную минуту можно вопросить Бога. Поэтому они вынудили Иеремию иБаруха отправиться с ними в Египет. Пророк сначала отказывался, но в концеконцов ему пришлось подчиниться. Остатки иудейского войска выступили в путь. Путешествие вдоль побережья было недолгим. Уже через несколько днейиудеи разбили лагерь на египетской территории близ города Тафнэ. Как раз вэтом самом месте шесть веков назад устроил первую стоянку Моисей послеИсхода. И вот превратности судьбы снова забросили злополучных скитальцев вземлю Мицраим. Впрочем, времена теперь были другие; здесь их ждало уже нерабство, а казармы. Фараон Хофра ценил наемников; на службе у него состоялии греки, и евреи. Последние даже образовали на острове Элефантине целуюколонию, называемую "Иудейским войском". Поэтому добровольные изгнанникибыстро нашли себе пристанище: египетские власти расселили воинов с семьями впограничных городах, где они должны были нести гарнизонную службу. Иеремия и Барух остались в Тафнэ. Здесь, среди солдат и язычников, они,вероятно, чувствовали себя в еще большей изоляции, чем в Иудее. Там, покрайней мере, было хоть сколько-то людей, способных их слушать и понимать;даже в худшие времена у них неизменно оказывались сочувствующие иединомышленники. В Египте же они были окружены людьми, которые относились кним с непониманием и даже недоверием. Пророк и в изгнании не изменил своему делу. Он продолжал быть дляпереселенцев голосом совести, голосом Божиим. Не заботы о сохранении нацииволновали его-египтяне сами отгораживались от евреев, но то, что изгнанникипринесли с собой все те пагубные суеверия, которые заразили их души народине. Особенно тревожило Иеремию возрождение среди иудеев культа богиниАнат, "Царицы Неба". Вероятно, распространенный в те годы египетский культнебесной богини Нейт косвенно способствовал оживлению старой ханаанскойрелигии. На все увещания пророка эти простодушные люди с досадой отвечали:"Мы не будем слушать твоих слов, а будем поступать, как наши отцы, наши царии князья в Иудее поступали, потому что тогда мы были сыты и счастливы и горяне знали. А с тех пор, как перестали мы кадить Богине Неба и возливать ейвозлияния, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода". Они почтиготовы были отнести все беды, свалившиеся на их головы, на счет Иосии ипоборников строгого единобожия. Напрасно Иеремия грозил им новыминесчастьями, напрасно предсказывал вторжение халдеев в Египет и гибель Хофрыот руки врагов, иудейская военная колония осталась глухой к его призывам. Впоследствии все следы религиозной реформы окончательно выветрились изсознания египетских евреев. Они стали посещать храм Ягве, построенный наЭлефантине вопреки запрету Торы. Наряду с Богом Израилевым они открытопочитали Анат, богиню Ашеру и бога Херема. Арамейские документы, найденныена острове, свидетельствуют, что для этих богов собирали пожертвования и ихименем скрепляли клятвы (2).Здесь, на первый взгляд, можно было бы поставить точку. Израиль и егорелигия, казалось, шли к своему естественному концу. И в этом не было ничегонеобычного. Не так ли, или почти так, угасали другие древние народы иумирали их боги? Ураган завоевателей, рухнувшие города и храмы, распадениенации... А в нашей повести о пророках не хватает как будто бы лишь эпилога;умрут Иеремия и Иезекииль, растворятся изгнанники среди чужих племен, аслова и дела библейских провидцев, подобно памятникам Вавилона, Египта,Финикии, станут достоянием невозвратного прошлого. Но случилось иное, неожиданное, по-человечески трудно объяснимое. Изгнание и плен оказались не концом дороги, а ее поворотом. Ониозначали не финал истории народа Божия, а начало ее новой главы. Не случайноИезекииль узрел Славу Господню, пребывающую вне Храма и Града, но там, где вживом сердце светит живая вера. Все помыслы престарелого Иеремии были теперь сосредоточены на пленникахВавилона. В то время существовала тесная связь между Египтом и Халдеей. Иименно туда, к вавилонским евреям, отвез Барух последнюю книгу учителя (3).Это было как бы завещание пророка-мученика, написанное им незадолго досмерти. Тот, кто почти всю жизнь обличал, укорял, предсказывал гибель иразорение, выполнил наконец вторую часть своей миссии: "строить и насаждать". О чем же говорила эта книга, которую обычно называют "Книгой Утешения"? Еще тогда, когда пророк сидел под арестом в караульном помещении, онпроизнес первые слова надежды. И вот теперь у последнего рубежа странствия,она раскрывается в его сердце, наполняя его юношеским восторгом. По стилюстроки "Книги Утешения" напоминают ранние речи Иеремии. Быгь может,действительно, он включил в нее кое-что из пророчеств тех далеких лет. Ноглавная черта книги-общее изменение духа проповеди. Пророк, ходивший с ярмомна шее, говорит теперь о сокрушении ярма угнетателей, о спасении иудеев изплена. "Как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, разрушая и погубляя,так буду Я наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь" (Иер 31,28). Но не в самом этом восстановлении Израиля заключена будет величайшаярадость, а в том, что совершится чудо: сердца человеческие обратятся к Богу,очищенные испытаниями и скорбями. "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с Израилем и ИудойНОВЫЙ ЗАВЕТ. Он будет не таким, какой Я заключал с их праотцами, когда взялЯ их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Хотя они нарушили МойЗавет, Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот Завет, который Язаключу с Израилем после тех дней, говорит Господь; Я вложу Закон Мой в нихсамих и на сердцах их напишу его; и стану Я для них Богом, а они будут Моимнародом. Не нужно уже будет им учить друг друга познанию Бога: все они отмалого до великого будут знать Меня, говорит Господь, ибо прощу Я беззаконияих и не буду вспоминать грехов их. Так говорит Господь, Который дал солнцедля света днем, а луну и звезды для света в ночи, Который волнует море так,что шумят его волны; Ягве Саваоф - имя Его" (Иер 31, 31-35). Итак, Новый Завет... Слово найдено и произнесено. Но было ли ононеожиданным для самого Иеремии? Не потому ли он, не колеблясь, предрекалгибель Ковчега и храма, что с самого начала знал о грядущем храме духа, ополном преобразовании религии?Все вещественные святыни были для него лишьпреходящими символами. Новый Завет пророк видит начертанным уже не накаменных скрижалях, а запечатленным в сердцах. Сам Бог будет явлен споследней достоверностью в глубине человеческого существа. Здесь "КнигуУтешения" озаряет далекий отблеск новозаветной религии. О ней говорит ему неБог одного народа или одной страны, но Бог Вселенной, повелевающий звездамии волнами океана. Ибо Новый Завет перерастет рамки библейского Израиля ибудет явлен всему народу Божию в его всемирной полноте. Среди колоннад языческих храмов, среди иудейских солдат и египетскихкрестьян, в дельте Нила, на перекрестке трех материков старый пророк,прошедший через свою Голгофу, исполняется радостью Грядущего. Времяисчезает. Ветхий Завет смыкается с Новым...
ПРИМЕЧАНИЯ
Глава четырнадцатая И НА РАЗВАЛИНАХ ЖИВЕТ НАДЕЖДА 1. Буквально на печати значится "Гедалия, начальник над домом", под"домом", несомненно, разумеется царский дворец (см. G.Е. Wright. BiblicalArchaeology, р. 178). О правлении Гедалии и событиях в Иудее после гибелиИерусалима повествует Иер 39, 10-18, 40-43 2. Остров Элефантина расположен у южной границы Египетского царства,близ Асуана. Еврейские документы (на арамейском языке) были найдены там нарубеже XIX и XX вв. Они свидетельствуют, что храм Ягве был построен не позже525 г. Некоторые авторы полагают, что ядро колонии образовали беженцы изИудеи, пришедшие в Египет с Иеремией. Но есть основания относить построениеЭлефантинского храма к более ранней дате, к годам, непосредственнопредшествовавшим реформе Иосии (см. И. Волков. Арамейские документыиудейской колонии на Элефантине V в. до Р. Х. М, 1915, с. 44-46). Ягвеименуется в документах "Богом небесным", но рядом с ним мы видим Ашеру,Анат, Херема. Имя Анат иногда соединяется с именем Ягве (Анат-Ягу), чтоуказывает на веру в Анат как "Царицу Неба" (см. с. 10, 21, пер. И. Волкова). 3. "Книга Утешения" охватывает главы 30-33 Книги Иеремии. Онаначинается обещанием Бога вернуть народ из плена. В нее вошли как последниеречи пророка, так и пророчества, написанные во время осады (гл. 32) и вовремя увода пленных в Вавилон (31, 14-21). Некоторые исследователиусматривают в ней переработку пророчеств, произнесенных при Иосии. См. G.Р. Соиturier. Jeremiah. - JВС, р. 324. Часть II ПЛЕН и РЕСТАВРАЦИЯ Глава пятнадцатая "НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ" Халдея, 580-575 гг. И твержу это, чтобы Завершенное не начиналось опять, Чтобы к нам Судия проявлял свою милость Т.С. Элиот В истории человечества мы едва ли найдем духовных учителей илиреформаторов, которые были бы столь непримиримы к грехам и заблуждениямсвоего народа, как пророки. И это понятно: они ставили перед собой, казалосьбы, непосильную задачу-преобразовать целую нацию в соответствии со своимиидеалами. Достигли ли они своей цели? Судьба Иеремии и катастрофа 587 года подсказывают как будто быотрицательный ответ. Но оставался еще один, последний экзамен: пленВавилонский. Это величайшее испытание должно было подвести окончательныйитог миссии пророков; и оно неожиданно показало, что их усилия не осталисьбезрезультатными. Это может вызвать удивление. В самом деле, вхождение народов в чужуюкультурную и географическую среду нередко разрушало их традиции и верования.Окружение чаще всего сильнее и отдельного человека, и целой нации; итребуются какие-то совершенно особые факторы, чтобы оказывать емудейственное сопротивление. Очевидно, в Израиле такие факторы были, и именно они обусловили этотзагадочный парадокс библейской истории: народ, который на родине не могустоять перед языческими искушениями, вдали от нее выработал противоядие отних. Уйдя в плен с клеймом изменника веры, он вернулся утвердившимся в нейкак никогда раньше. Библия содержит в себе четыре главные свидетельства, из которых мыузнаем о тех, кто стал воспитателем Израиля на чужбине и довел дело пророковдо конца. Мы имеем в виду Книгу пророка Иезекииля, писания ИсайиВавилонского и две новых Священных Истории; к этому нужно добавить Плач иПсалмы, созданные в годы пленения. В этих книгах-высочайшая точка религииВетхого Завета, горная вершина, над которой вздымается лишь белоснежный пикновозаветного Откровения. Как интересно было бы проследить жизнь народа Божия в те годы, когда сним происходила эта удивительная метаморфоза! Но если мы мало знаем о людях,которые повели его по пути веры, то о нем самом, к сожалению, неизвестнопочти ничего. Картина жизни ссыльных иудеев дошла до нас лишь в видеотдельных кадров, отрывочных черт и косвенных намеков. Первый факт, который можно считать установленным,- это едва ли непоголовное выселение иудеев из Палестины. Около 580 года Иудея представляла собой странное и мрачное зрелище: онаопустела в буквальном смысле этого слова. Позднейшим историкам трудно былоэтому поверить. Только раскопки поколебали их скептицизм. Буря действительноне пощадила почти никого. Остались брошенные поля и виноградники, средикоторых лишь изредка можно было встретить хижины нищих и разоренныхкрестьян. Обезлюдевшие города походили на огромные свалки битого кирпича(1). Навуходоносор отказался от обыкновения своих ассирийскихпредшественников и не прислал в Иудею колонистов. Вероятно, главная причиназаключалась в том, что царю не хватало поселенцев для своих собственныхобширных городов. Неудивительно, что он довел почти до предела опустошениепокоренной страны. По его приказу Набусардан еще раз объехал ее и вывез вВавилон третью партию пленников. Хотя эдомитяне и извлекли кое-какие выгодыиз бедствия соседей, но прочие племена не стремились занять осиротевшуюземлю (2). Она осталась как дом без хозяина. Именно это обстоятельствовпоследствии помогло возрождению Израиля.Когда Барух, похоронив своего учителя, прибыл в Вавилон, он нашелкартину, сильно отличавшуюся от того, что он видел в Египте: здесь жилилучшие люди изгнания, и численность иудейской колонии приближалась к 30тысячам человек (3). Хотя сравнительно с полумиллионным населением Вавилонаэто была капля в море, но иудеи не оказались разбросанными в массеразноплеменных обитателей Халдеи: их поселили в отдельных кварталах наделилиземлей и даже сохранили за ними видимость самоуправления. При этом выходцыиз одного и того же города и члены родственных семей могли жить вместе. Прибытие в эту незнакомую страну должно было сильно поразить пленников.Истомленные долгими переходами через пустыню, они, казалось, попали в мир,похожий на легендарный Эдем. Перед ними расстилались тучные плантации, теклировные каналы и обсаженные ивами арыки, шумели города, утопавшие в зелени.Все говорило о процветании, которого Иудея уже давно не знала. Конечно, многие пленники, особенно воины, были сразу же посланы напринудительные работы. Увлеченный строительством, Навуходоносор постояннонуждался в рабочих руках. Тысячи согнанных по его воле людей копали рвы,возили кирпичи, поднимались на леса, сновали по уступам огромной башни,которая воскрешала в памяти евреев сказание о столпотворении. И все же Вавилон не получил у израильтян наименования "Дома рабства",как некогда называли они Египет. В Библии мы нигде не находим жалоб наневыносимые условия труда пленных. Вероятно, строительные рабочие всех нацийполучали жалованье и жили среди соплеменников в собственных домах. Состоятельные иудеи чувствовали себя на чужбине не хуже, чем на родине;труднее оказалось положение средних классов. Крестьянам нелегко былоосваивать неизвестные им приемы земледелия в жаркой болотистой равнине, аремесленники не могли тягаться с туземными мастерами. Но зато для многих изэтих людей оставалось обширное поприще-торговля. Вавилония издавна была перекрестком караванных путей, а приНавуходоносоре она стала настоящим мировым торговым центром. О размахекоммерческих операций халдеев говорят тысячи дошедших до нас документов:необъятные архивы их банкирских домов, ссудных касс, нотариальных контор. Торговля занимала у древних, как и в средние века, почетное место.Купцы нередко были миссионерами цивилизации. Именно они первыми установилиделовые связи между народами, соединив их взаимными интересами в противовесвойнам и захватам. Международное право вырастало из торговыхвзаимоотношений; купцы должны были знать и уважать обычаи разных племен, исами они зачастую были носителями высокой культуры. Напомним, что в Греции вту эпоху стяжали славу два знаменитых торговца: Солон и Фалес, политическийреформатор и философ. Купеческие корпорации упрочили экономический фундамент"Голы", или диаспоры, еврейского рассеяния, зародившегося в период плена. Задолго до гого, как Тит и Адриан уничтожили иудейское государство,диаспора уже жила полной жизнью в Вавилоне, Египте и Сирии. Она явилась какбы вторым государством евреев, дававшим им приют в течение веков. Несмотря на все невзгоды и притеснения, неотделимые от положениячужаков, несмотря на опасность утраты веры и традиций, рассеяние в конечномсчете сыграло и положительную роль в истории Израиля. Оно открывало простордля энергии, которой было тесно в рамках маленькой страны, оно обогащаломысль, вводя иудеев в круг мировой культуры. Филон и апостол Павел, Маймониди Спиноза были бы невозможны без диаспоры. Очаги ее стали первыми опорнымипунктами христианства, проложив дорогу проповедникам Евангелия. Но если в новозаветное время диаспора уже отличалась поразительнойрелигиозной устойчивостью, то при своем зарождении она пережила опасныйкритический период. За пределами Иерусалима изгнанники, блюдя заповедь Торы, не моглисовершать богослужения; тем самым они были лишены духовной поддержки,которую давало им участие в храмовом действе. Священники и левиты нерешались даже петь церковные гимны вдали от разрушенного Дома Господня. На реках Вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали оСионе. Там на ивах повесили мы арфы наши, Ибо там полонившие нас просили песен и глумившиеся над нами - веселия: "Спойте нам из песен Сионских!" Как нам петь песнь Ягве на земле чужой?.. (Пс 136, 1-4) Но мало того, разгром Иерусалима халдеями поставил под сомнениезаветные верования иудеев. Давидову роду было обещано вечное царство, но вотСедекия низложен и умер, а Ехония томится в оковах. Не была ли гарантировананезыблемость Сиону и храму? Но вот они превращены в братскую могилу. Богдаровал Израилю землю, которую Он Сам избрал, но народ выведен из нее вдалекую чужую страну. Еще задолго до плена военные успехи язычников не раз склоняли Израиль кидолопоклонству. Теперь же катастрофа могла казаться неопровержимымдоказательством мощи Мардука и бессилия Ягве. Торжественный церемониалвавилонских храмов несомненно производил на иудеев глубокое впечатление. Ихпребывание в плену совпало с религиозной реформой, проведеннойНавуходоносором. В те годы жрецы Вавилона открыто провозгласили, что всебоги есть только ипостаси Мардука. Это не было чистым единобожием, ибонаряду с Мардуком почиталась и его божественная Супруга, но тем не менеереформа была важным шагом, делавшим халдейский культ более понятным иприемлемым для евреев. Возвеличение Мардука отразилось и на обрядах. Если прежде изваяниябогов были скрыты от глаз непосвященных, то теперь храмы перестраивались стем, чтобы все, стоящие во дворе святилища, видели изображения. Огромныйпозолоченный кумир Мардука был установлен так, что в день весеннегоравноденствия он вспыхивал под лучами восходящего солнца. Все это придавалонесравненную величавость богослужению. На многие века в памяти иудеевсохранились эти сцены пышных языческих молений, когда под звуки труб итимпанов толпы падали ниц перед статуей небесного покровителя Вавилона (4). Слава Халдеи-с одной стороны, и разрушенный храм Ягве-с другой. Какбыло после этого устоять и не поколебаться? И нет ничего удивительного втом, что среди изгнанников нашлось немало таких, которые в конце концовсклонились перед чужими алтарями. Они перестали принадлежать к народу Ягве,не видя в этом ни пользы, ни смысла. Но и те, кто не отрекся от Моисеева Завета, переживали драмумучительного разочарования. Единственное, что хоть как-то объясняло им всепроисшедшее,-были книги пророков, в которых можно было найти ясныепредсказания плена. Но могло ли это послужить большим утешением? Никакоеблагополучие в чужой стране не смягчало боли от сознания, что Израильотвергнут Богом, Который отвернулся от Своего народа и отрекся от всех Своихобетований. Иудеи, казалось, больше не были нужны Богу, и поэтому исчезалсамый смысл их существования: Оттого что опустела гора Сионская и шакалы бродят по ней, Изболелось сердце наше и померкли глаза наши. Для чего Ты совсем забываешь нас прогневался на нас безмерно? (Плач 5, 17, 18, 22) Участь членов царской семьи явилась полным крушением Сионского Завета: Ты отринул и презрел помазанника Твоего, прогневался на него, Пренебрег заветом с рабом Твоим, поверг на землю венец его, Разрушил все ограды его и в руины превратил все крепости его... Где прежние милости Твои, Ягве? Ты ведь клялся Давиду правдою Своею! (Пс 88, 39-41, 50) Современному читателю Библии не всегда легко понять смысл тогоупования, которое Израиль связывал с пророчеством Нафана. Действительно,почему Бог избрал именно Давида и его род? Однако следует помнить, что дляверующего иудея Давид был не просто великим царем, а властителемтеократическим, получившим венец не от жрецов, не от народа и не понаследству: Сам Бог возвел его на престол. В лице Давида как быолицетворялась идея "народа Ягве", чьим единственным Владыкой должен бытьтолько Предвечный. Этот идеал теократии, по слову пророков, предначертаноосуществить потомку Давида, Помазаннику, который будет чужд земномучестолюбию, но явится истинным служителем Божиим. И вот после всех этих надежд меч халдеев разрубил нить, аследовательно, Бог оказался неверен Своему слову. Значит, конец всему... Беспросветное отчаяние и скорбь, в которую был погружен Израиль впервые годы изгнания, раскрывает перед нами 21-й псалом. В нем слабеющийголос страдальца звучит как бы из глубокой бездны: Боже мой! Боже мой! Зачем Ты оставил меня? Далеки от Спасения слова вопля моего. Боже мой! Я кричу днем и Ты не внемлешь мне, ночью и нет мне успокоения. Но Ты, Святой, живешь среди славословий Израиля, на Тебя уповали отцы наши, уповали, и Ты избавлял их; К Тебе взывали они и были спасаемы, на Тебя надеялись и не оставались посрамленными. (Пс 21, 2-4) Израиль представлен псалмопевцем в виде человека, чья вера не защитилаего, но сделала посмешищем. Но не хочет, не может он примириться с пугающиммолчанием Неба: Я - червь, а не человек, поношение у людей и презрение у народа; Все, видящие меня, глумятся надо мною, говорят, качая головою. "Он уповал на Ягве - пусть избавит его, пусть спасет, если он угоденЕму". А ведь Ты извел меня из чрева, вложил надежду в меня у грудиматеринской; На Тебя оставлен я от рождения, ибо Ты Бог мой. Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет (Пс 21, 7-12) Эти слова означали, что народ сознавал себя с самого рождениянеотделимым от Ягве и богооставленность для него была равносильна смерти.И тогда пришло время напомнить отчаявшимся о "Малом Святилище", котороепребудет с ними в изгнании. Усилия пророков круто меняют направление. Еслипрежде им приходилось чаще всего наносить удары, то теперь они приступили кделу врачевания. Священники, левиты, пророки и их ученики пришли на чужбину не с пустымируками. Они принесли в Вавилон не золото и серебро, но то, что было дорожевсех сокровищ,-кожаные свитки: списки Торы, Священной Истории, пророчеств.Библейская письменность должна была стать отныне новым Ковчегом. Хранители исобиратели ее посвятили себя делу духовного обновления народа, сплочения еговокруг имени Ягве. Девизом этой группы людей явилась верность разоренному Сиону. Изгнание- лишь временный искус! Свет нового утра рассеет тьму. Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя, Засохни, язык, в устах моих, если не буду помнить тебя, Если не поставлю Иерусалим во главе веселия моего! (Пс 136, 5-6) Уверенность в том, что Святой Град восстанет из пепла, была залогомтого, что положение не безысходно, что свершившаяся трагедия неокончательна. Как бы ни была глубока бездна падения, нужно собрать все силыдля того, чтобы признать в происшедшем справедливое деяние Ягве. Живя всамом сердце языческого мира, нужно не только не прельститься его величием иотвергнуть истуканов, но и бесстрашно пронести свое знамя по дорогамизгнания. Этих людей, исполненных решимости и веры, возглавил священникИезекииль. Прежде многие относились к нему с сомнением и приходили в домпророка больше для развлечения, чтобы послушать его притчи и загадочныеречи, но теперь, после предсказанного им падения Иерусалима, он получилвсеобщее признание. Еще тогда, когда в Халдею пришла весть об осаде города, Иезекииляпостигло семейное горе: внезапно заболела и скончалась его жена, которую оночень любил и называл "отрадою очей". На похоронах пророк, ко всеобщемуизумлению, сдерживал, вопреки обычаю, слезы. Когда же его спросили о причинеэтого, он ответил, что хочет дать "знак" Израилю, призывая его мужественно встретить несчастье и смириться перед высшимпредначертанием. После того как стало известно, что Иерусалим пал и в Вавилон началиприбывать новые партии ссыльных, Иезекииль начал убеждать их не поддаватьсяунынию и не считать себя сиротами. Пусть они уподобились овцам, которыхдурные пастыри отдали на растерзание, они должны помнить, что Пастырьнебесный их не покинул. Взамен негодных пастухов Он даст им служителяГосподня-Давида. Но характерно, что священник предпочитал называть его нецарем, а "наси"-князем. Это вполне соответствовало духу последнегомессианского гимна Исайи. "Отрасль" благословенного рода восстановится, ноистинным Царем будет все-таки только Бог. И только этому Пастырю будетпринадлежать народ Завета. "Ибо так говорит Владыка Ягве: вот Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их.Как пастух осматривает стадо в день прибытия к своим рассеянным овцам, так иЯ осмотрю овец Моих и освобожу их изо всех мест, куда они рассеялись в деньненастный и мрачный... Потерявшуюся Я отыщу, уведенную-возвращу,раненую-перевяжу, больную-укреплю" (Иез 34, 11-12; 16). Это - тон, доселе чуждый речам Иезекииля, которому вообще была болеесвойственна суровая сдержанность, резко отличавшая его от Осии и Иеремии. Ноперелом в жизни народа побудил его раскрыть свое сердце и употребить образы,навеянные нежной заботой, которой издревле окружали на Востоке овец. Долго Бог, говоря через своих посланников, был строгим Судией, но вотОн обращается к непокорным сынам как Добрый Пастырь. Таким мир увидит Его вевангельской притче, а для первых христиан одним из самых дорогих символовБога-Спасителя станет юный Пастух, несущий на плечах ягненка. Сам Иезекииль принимает теперь на себя пастырскую роль. Если прежниепророки обычно выступали лишь в связи с особыми событиями, то Иезекиильберется за кропотливый повседневный труд душепопечительства. Нужно былосберечь и оградить иудейскую Общину, научить, наставить, поддержать в людяхнадежду. Не имея возможности, как прежде, приносить на алтаре жертвы, пророкоставался и в изгнании служителем ветхозаветной Церкви. С каждым годом все более разрасталась духовная семья пророка, с каждымгодом все яснее сознавал Израиль необходимость выстоять. В поле, настроительстве, в конторе-иудей был таким же, как и все; но вот наступаласуббота, день, посвященный Богу, и он шел в дом Иезекииля или другогоучителя веры и там проводил время в молитве, слушании проповеди, пениипсалмов. Эти молитвенные собрания стали заменять прежние обряды в храме, итаким образом синагога, где в течение веков сосредоточивалась духовная жизньдиаспоры, явилась детищем Иезекииля (5). Если реформа царя Иосии, запретив жертвенные обряды всюду, кромеИерусалима, как бы оторвала религию от жизни, то теперь еженедельныемолитвенные собрания заполнили пробел, оставленный Торой. Совместная молитваи слушание проповеди в день Господень превратились в стержень, вокругкоторого вращалась вереница обыденных дней. Это начертало образец и длябудущей апостольской Церкви. Как храмовое богослужение явилось прообразомдля сакрального церковного действа, так синагогальное собрание предварилоформу воскресного общения верных. Церковь соединила мистерию культа ипроповедь, обращенную к чадам Божиим, собранным вместе для молитвы. Поэтому,когда мы осознаем христианский храм не только как святыню, но и как местобратской встречи, где звучит "слово", то нужно помнить, что начало этоговосходит к Иезекиилю и основанной им синагоге (6). "Бет-хакнесет", Дом Собрания, стал религиозным, общественным иинтеллектуальным центром пленников в Вавилоне. Там, слагая притчи и беседуяс народом, Иезекииль касался всех важнейших проблем, волновавших Общину.Одна из них была связана с судьбой великих народов, среди которых пришлосьжить иудеям. Феномен высокой цивилизации требовал разъяснения. Грек Геродот, посетивший Вавилон спустя сто лет после описываемыхсобытий, был потрясен тем, что там увидел. Еще большее изумление должна былавызвать Халдея у сынов Израиля. Кто даровал могущество этим народам? Кудаидут они? В чем смысл их призвания? Ответ на это Иезекииль дал в пророчествах о восточных царствах.Наиболее ярким из них нужно признать слово о Тире; оно как бы выражает самуюсуть Иезекиилевой философии истории. Пророк изображает культуру какцелостный организм, как детище особого духа нации. Он восхищается блеском имудростью процветающей державы, но предрекает ей неизбежный упадок. В чемпричина? Она-в безумной гордыне ангела-хранителя, вдохновившего этуцивилизацию. Пророк изобличает первородный грех цивилизации, которая несетна себе печать всеобщей греховности. Ослепленная эгоизмом и своими успехами,она отдаляется от Бога и становится бесчеловечной. В недрах ее совершаетсяпроцесс разложения, и она неизбежно идет к своему концу (7). Впрочем, и Израиль ничем не лучше этих "падших ангелов", ибо он имелОткровение, которому изменил. Поэтому и его Бог сверг с престола. Спасениенарода лишь в исправлении. Пророк всегда настаивал на личной ответственности каждого человека.Преображение народа Божия должно зависеть от усилий каждого. Потому-топроповеди Иезекииля имели целью пробудить искреннее покаяние в людях. Следует признать, что слова его не пропали даром. Никакая эпоха вистории Ветхого Завета не породила столь сильного покаянного движения, какгоды изгнания. Лучше всего о нем можно судить по знаменитому 50-му псалму,заключительные строки которого прямо указывают на плен. Псалом посвящает нас в тайну того обновления сердца, которого ждалИезекииль. Автор его ясно сознает, что сам человек неспособен полностьюосвободиться от греховности, и видит спасение только в благодатной силеБожией. Лишь она может искоренить врожденную человеческую нечистоту и омытьсердце действием "Руах Кадош", Духа Святого. Здесь это слово впервыепоявляется в Ветхом Завете, указывая на грядущее чудо духовногопросветления: Помилуй меня. Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. До конца смой с меня беззакония мои и от греха моего очисти меня, Ибо беззакония мои я знаю и грех мой всегда предо мною. Пред Тобой одним согрешил я, и лукавое пред Тобой сотворил я, Так что прав Ты в приговоре Своем и справедлив в суде Своем. Видишь, в беззаконии зачат я, и во грехе родила меня мать моя; Ты же возлюбил истину в сердце и мудрость явил ко мне. Окропи меня иссопом, и очищусь я, омой меня, и белее снега я стану, Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих, и все беззакония мои очисти. Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во мне. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Верни мне радость спасения Твоего и Духом Твоим владычным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся... (Пс 50, 3-15) Служение Богу псалмопевец раскрывает так, как о нем учили Моисей ипророки: жертвы есть знак союза с Творцом, но они лишь внешнее проявление.Истинная жертва-это вера и чистое сердце: Господи! Отверзи уста мои, и устамои возвестят хвалу Тебе, Ибо не желаешь ты жертвы - я бы дал ее - и ко всесожжениям неблаговолишь, Жертва Богу - сокрушенный дух, сердца сокрушенного и смиренного Бог неуничтожит. Обнови, Боже, по милости Твоей Сион, и да воздвигнутся стеныИерусалимские; Тогда угодны будут Тебе праведные жертвы, возношения и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов. (Пс 50, 17-21)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление