Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языковое образование как система: структура, функции и основные компоненты




 

Сфера образования как суперсистема или макросистема вклю­чает в себя совокупность различных образовательных подсистем, одну из которых и образует система языкового образования. Си­стема языкового образования также является неоднородной1. Она представляет собой сложную иерархически организованную соци­альную систему, созданную людьми, в которой люди являются глав­ной составной частью, определяющими их целенаправленное функционирование и развитие (см.: Цыгичко В.Н., Клоков В. В., 1986, с. 121).

 

1 Различают институциональное языковое образование как систему, в которой представлен учебный предмет «иностранный язык», систему организованного внеинституционального образования (курсы иностранного языка; выставки, фильмы, спектакли, теле- и радиопередачи на неродном языке и/или о неродном языке), а также окказициональное языковое образование (общение в семье/в кругу друзей с носителями изучаемого языка, например, в рамках межшкольного общения и др.). Последние два вида систем есть организованная образовательная деятельность, проводимая за рамками институциональной системы с целью удовлетворения обра­зовательных потребностей отдельных социальных групп (см.: Коптаж Г., 1991, с. 57).

Целостность составных частей, взаимосвязанных эле­ментов - составляющих системы школьного языкового образова­ния, обеспечивается прежде всего ее направленностью на дос­тижение конкретного результата (см.: Блауберг И.В., Мирский Э. М., Садовский В. И., 1982, с. 58). Иными словами, результат явля­ется системообразующим фактором и, следовательно, «неотъемле­мым и решающим компонентом системы, инструментом, создаю­щим упорядоченное взаимодействие между всеми другими ее ком­понентами» (Анохин П. К., 1973, с. 28, 29). Исходя из сказанного, можно заключить, что система языкового образования, как и лю­бая система, функционирует и развивается во имя достижения оп­ределенных целей, планируемых результатов.

 

Применительно к системе образования в целом в качестве тако­го результата, придающего взаимодействию всех элементов систем­ный характер, выступает создание комплекса социально-экономи­ческих и организационно-педагогических условий для развития способностей всех ее субъектов и реализации их творческого по­тенциала на всех этапах жизни. Данная цель имеет самое прямое отношение и к языковой образовательной системе - специфичным является лишь то, что личностное развитие всех субъектов осуще­ствляется с помощью изучаемого языка и в процессе овладения уча­щимся языком как средством межкультурного взаимодействия и познания.

 

Система языкового образования является сложноорганизованным объектом исследования, который по своей структуре пред­ставляет несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных от­носительно автономных подсистем единой языковой макроси­стемы.

 

В данном случае речь может идти о различных «срезах» с этого объекта, каждый из которых представляет определенную картину целого. В качестве наиболее важных системных «срезов» можно назвать систему как совокупность: а) социальных институтов, ко­торые занимаются теми или иными проблемами преподавания и изучения современных неродных языков; б) образовательных про­цессов по неродным, в том числе иностранным, языкам, проте­кающих на различных этапах обучения в разных видах общеобра­зовательных учреждений и др.

 

Выделение различных подсистем в рамках единой системы язы­кового образования, отражая лишь возможность в исследо­вательских целях акцентировать внимание на тех или иных сторо­нах ее функционирования, не нарушает целостности анализируе­мого объекта. Напротив, понимание сущности рассматриваемой системы возможно лишь в единстве и при взаимодополнении ука­занных системных «срезов». В то же время следует заметить, что выделение названных аспектов рассмотрения понятия «система языкового образования» условно. Данные аспекты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они, как отмечалось выше, составляют мак­росистему как сложноорганизованный объект исследования, кон­струирования и управления, под которой понимается более широ­кий контекст - языковая образовательная сфера. Последняя пред­ставляет собой одну из подсистем общей системы образования в стране.

 

Система языкового образования как совокупность социальных институтов, деятельность которых направлена на приобщение уча­щихся общеобразовательных учреждений к современным неродным языкам (схема 2), есть сложная иерархически организованная си­стема с разнородными элементами и иерархической системой уп­равления. В основе взаимодействия данных элементов лежат слож­ные и многофакторные механизмы управления, а именно информационный, экономический, социальный, административный и правовой (см.: Кочетков А. В., 1982, с. 131, 132).

 

Схема 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 6562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.