Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отбор продуктивной и рецептивной грамматики




 

Сущность отбора грамматического материала для школы заклю­чается в создании такого грамматического минимума, который был бы посилен для усвоения и достаточен для выполнения коммуни­кативно-значимых задач обучения.

 

При решении вопроса об отборе грамматического минимума учитываются источники и принципы отбора.

 

Что касается источников отбора, то продуктивная грамматика отбирается из звучащей речи или диалогических образцов печат­ных текстов литературно-разговорного и художественного стилей, созданных носителями языка.

 

Рецептивный грамматический минимум отбирается из печат­ных источников, отражающих специфику книжно-письменной речи.

 

Продуктивная грамматика отбирается с учетом следующих прин­ципов:

1) коэффициента стабильности (см. гл. X);

2) образцовости;

3) исключения синонимических грамматических явлений.

 

В соответствии с первым принципом отбирается та грамматика, которая является употребительной в устном общении и встречает­ся в большом количестве исследуемых выборок, т.е. отличается не только частотностью, но и распространенностью.

 

Под образцовостью понимается способность грамматических конструкций служить эталоном для образования по аналогии (на­пример, образование множественного числа существительных, сте­пеней сравнения прилагательных, образование временных форм глагола и др.).

 

Согласно третьему принципу в продуктивный грамматический минимум включается лишь одно явление из синонимического ряда, что диктуется требованием экономности и необходимостью изоля­ции трудностей. Например, для выражения долженствования в про­дуктивный минимум включаются только «модальные глаголы + Infinitiv», а не конструкции «haben + zu + Infinitiv», «sein + zu + Infinitiv» в немецком языке или «have to + Infinitiv» в английском и др., которые войдут в рецептивный минимум.

 

В рецептивный грамматический минимум включаются явления, которые учащиеся должны понимать при чтении.

 

Из экспериментальных исследований известно, что от общего количества информации, заключенной в печатном тексте, 50% при­ходится на грамматику (см.: Зенкевич Г.К., 1972, с. 14). Большое значение приобретает знание рецептивной грамматики при чтении аутентичных текстов профильно-ориентированного характера, так как «чем сложнее мысль, тем больше требуется умения для извле­чения ее из форм языка» (Щерба Л.В., 1957, с. 26).

 

К основным принципам отбора рецептивного грамматического минимума относятся:

1) коэффициент стабильности (частотность и распространен­ность в книжно-письменных источниках);

2) принцип многозначности.

 

Грамматический материал должен организовываться функцио­нально, т.е. так, чтобы он сочетался с лексикой в коммуникатив­ных единицах, объемом не менее предложения.

 

Овладение грамматическими средствами должно происходить в процессе их практического использования в реальной коммуника­тивной деятельности или в учебной ситуации, имитирующей ре­альное речевое общение.

 

Объектом изучения в широком смысле слова является текст как продукт речевого общения и контекст, в котором функционирует и реализуется то или иное грамматическое явление.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.