Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Предложения с уточняющими, пояснительными и присоединительными оборотами




II. Правописание числительного ПОЛ-

 

Числительное ПОЛ- (ПОЛОВИНА) в составе сложного слова: 1) пишется слитно, если вторая часть сложного слова (обычно имя существительное в форме Р.п.) начинается с согласной буквы: полкилограмма, полвторого; 2) пишется через дефис, если вторая часть начинается с гласной буквы (пол-огурца) или согласной Л (пол-лимона) либо является собственным именем (пол-Франции), но: поЛЛитровка (вторая часть не в форме Р.п.). Если между ПОЛ и последующим существительным стоит согласованное определение, то ПОЛ пишется отдельно: пол граненого стакана, пол фруктового сада.

 

Задание7. Раскройте скобки, ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ слитно или через дефис. Объясните.

(Пол) метра, (пол) литра, (пол) лимона, (пол) десятого, (пол) яблока, (пол) листа, (пол) города, (пол) Москвы, (пол) Африки, (пол) апельсина, (пол) миллиона. (пол) литровка.

 

Задание8. Подберите подходящие по смыслу слова (имена собственные), ЗАПИШИТЕ В ТЕРАДЬ. Опирайтесь на ваши знания из области истории, географии, краеведения.

 

1) Пол-(название планеты); 2) пол-(название континента); 3) пол-(название государства); 4) пол-(название столицы государства); 5) пол-(название города, поселка, деревни); 6) пол-(название острова); 7) пол-(название горы); 8) пол-(название реки).

 

Задание9. По данным лексическим значениям узнайте и запишите слова, начинающиеся с пол- или полу-.

 

1. Небольшая железнодорожная станция. 2. Середина дня. 3. Легкая еда между обедом и ужином. 4. Сумеречный свет перед рассветом лил закатом. 5. Лунный серп. 6. Узкая маска, закрывающая только верхнюю часть лица. 7. Короткая, до колен, овчинная шуба. 8. Часть суши, с трех сторон омываемая морем, а с четвертой примыкающая к суше. 9. Половинчатое, нерешительное мероприятие. 10. Вещество, обладающее определенной степенью электронной проводимости.

 

Задание10. УСТНО подберите примеры слов с пол- (слитные и дефисные написания) с согласными буквами., объясните правописание

Б – полбаллона Ж – полж... М – полм... С – полс...

В – полв.... З – полз... Н – полн.... Т – полт...

Г – полг... Й – полй.... П – полп... Ф – полф...

Д – полд.... К – полк.... Р – полр... Х – полх....

Ц – полц.... Ч – полч... Ш – полш... Щ – полщ....

 

Уточняющие члены предложения 1. Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов. Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени. Например: а) В предместье, около боен выли собаки (Чехов); Даже сюда, через озеро, за километр, вместе с горячим воздухом, доносился гул и треск (Гайдар); б) В полдень, в ясную, солнечную погоду, ничего нельзя вообразить печальнее этой развалины (тургенев); Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленных комнатах (Пуст. В зависимости от смысла те или иные слова могут рассматриваться как уточняющие или не как уточняющие. Ср.: Далеко, в лесу, раздавались удары топора (слушающий находится вне леса) Далеко в лесу раздавались удары топора (слушающий тоже находится в лесу). Реже встречаются уточняющие обстоятельства с другими значениями, например, обстоятельства образа действия: Он встряхнул кудрями и самоуверенно, почти с вызовом, глянул вверх … (Федин); Бабы зашумели все сразу, в один голос, не давая Давыдову и слова молвить (Шол.). 2. Обособляются уточняющие определения со значением цвета, размера возраста и т. д., например: Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи (ЛНТ); Нас встретил молодой парень, лет двадцати, высокий и красивый (Тург); Она … со страхои смотрела на дедовы руки в коричневых, глиняного цвета, старческихимвеснушках (Шол); Он … увиделна белой шапке кургана невдалеке рдяно-жёлтую с огнистым отливом, лису (Шол.); Посредине залы стоял овальный обеденный стол, обтянутый желтой, под мрамор, клеенкой (Куприн); … Голубое, в серебре, небо (Горьк.); … Чистые, почти эллинского мрамора, ступени монумента Аврааму Линкольну (Леонов). 3. Уточняющие определения могут конкретизировать общее значение местоимений ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ и др. (в том числе субстантивированных), например: Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким, определением (Гоголь); Произошло нечто, столь необычное в мире, что всё бывалое, привычное будто заколебалось в своей власти над жизнью (Федин). 4. Уточняющий характер придают высказыванию слова ВЕРНЕЕ, ТОЧНЕЕ, СКОРЕЕ и т. п. однако слежующие за ними члены предложения НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ, так как указанные слова, имеющие значение вводных (точнее по смыслу равно «точнее говоря»), сами выделяются запятыми, например: Его доброта, вернее, его великодушие тронуло меня (см. в этом примере согласование сказуемого с последним словом, от которого оно не дожно было отделяться запятой); Совсем недавно, точнее, в прошлую пятницу была опубликована заметка аналогичного содержания (НО: Его не испугал этот вопрос, а скорее обрадовал – без запятой после слова скорее, которое здесь не уточняет предыдущее высказывание, а усиливает потивопоставление: Мальчика нужно вовремя остановить иначе он такое натворит – без запятой после слова иначе выступающего здесь в функции противительного союза со значением «а то», «в противном случае»; Песец, иначе полярная лисица, ценится своим мехом – выделяется весь оборот со словом иначе в значении «то есть» Пояснительные члены предложения 1. Обособляются слова, поясняющие смысл предшествующего члена предложения. Перед пояснительным членом стоят слова именно, а именно, то есть (при их отсутствии в предложении эти слова могут быть вставлены), например: В то время, именно год назад, я еще сотрудничал по журналам (Дост.); Я … добрался наконец до большого села с каменной церковью в новом вкусе, то есть колоннами, и обширным господским домом (Тург.); В отношениях с посторонними он требовал одного – сохранения приличия (Герцен) (постановка тире в подобных случаях – по аналогии с пунктуацией при обособленных несогласованных определениях и приложениях). Различие МЕЖДУ УТОЧНЯЮЩИМИ И ПОЯСНИТЕЛЬНЫМИ ЧЛЕНАМИ предлржения заключается в том, что уточнение – это переходот более широкого понятия к более узкому, а пояснение – это обозначение одного и того же понятия другими словами. 2. Пояснительные обороты могут присоединяться также союзом или (в значении «то ест ь»), например: По всей ширине Лены торчали в разных направлениях льдины, или, по-местному, торосья (Кор.). Обособляются слова, проясняющие смысл предшествующих членов предложения, как главных, так и второстепенных; перед пояснительным членом предложения можно вставить слова а именно, то есть (иногда эти слова, а также или в значении «то есть» имеются в предложении, и оборот с ними обособляется). Вместо запятой перед пояснительным членом иногда ставится тире: Мне угодно только одно – предостеречь вас, Михаил Савич (Ч). Присоединительные члены предложения Лит. Правка,с. 129 3. Обособляются также присоединительные слова, содержащие дополнительные замечания и разъяснения, чаще всего присоединяемые при помощи слов даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе и притом, и (в значении «и притом »), да и, да и вообще и др.

 

Задание11. Вставьте, где нужно, знаки препинания.

I. 1. Он встряхнул кудрями и самоуверенно почти с вызовом глянул вверх (Т.). 2. Вокруг по левому берегу в полуверсте от воды на расстоянии семи-восьми верст одна от другой расположены станицы (Л.Т.). 3. Длинная в несколько верст тень ложилась от гор на степи (Л.Т.).

II. 1. Бросились за доктором то есть домашним лекарем Харитоном (Т. 2. В жизни есть только одно несомненное счастье жить для других (Л.Т.. 2. В то время именно год назад я еще сотрудничал по журналам (Дост.).

III. 1. Незаметным образом я привязался к доброму семейству даже к кривому гарнизонному поручику (П.). 2. Все слушали молча рассказ Анны Саввичны особенно девушки (П.). 3. Бабушка вообще любила грибы грузди в особенности (Акс.). 4. Новый управляющий главное внимание обращал больше всего на формальную сторону дела в частности на канцелярские тонкости (М.-Сиб.). 5. Дорога была одна и притом широкая и обставленная вехами, так что сбиться невозможно (Кор.). 6. Человека три в Заречье в их числе Сима Девушкин делали птичьи клетки и садки (М.Г.). 7. Некоторые языки, например английский и французский не имеют склонения. 8. Детям нравятся произведения с интересным сюжетом главным образом приключенческая литература.

IV. Предложения с обращениями [см. с. 110-111 данного издания ].

Задание12. Вставьте недостающие знаки препинания, подчеркните обращения. Объясните.

 

1. Ой, высок же ты Эльбрус синий лед (Щип.). 2. И в этом труженики предки наши и вы свое бессмертие нашли (Щип.). 3. Живи великих предков город Москве старинная родня (Щип.). 4. Мы не забыли не забыли тебя наш город фронтовой как танки белые от пыли шли на восток по мостовой (Щип.). 5. Э братишка да ты основательно недослышишь! (Шол.). 6. Может и вы товарищ лейтенант еще услышите нашу походку (Шол.). 7. Отец оставь угрозы свою Тамару не брани (Л.). 8. Кудесник ты лживый безумный старик презреть бы твои предсказанья (П.). 9. Последняя туча рассеянной бури одна ты несешься по ясной лазури (П.). 10. Прекрасны вы поля земли родной (Л.). 11. Простите верные дубравы! Прости беспечный мир полей и легкокрылые забавы столь быстро улетевших дней! (П.). 12. Русый ветер какой ты счастливый! (Щип.). 13. Хорошая любимая родная мы друг от друга далеко живем (Щип.).

 

 

Занятие 12. Орфография: Правописание глаголов и глагольных форм – 1,5 часа

Пунктуация: Знаки препинания в сложносочиненных предложениях с детерминантом 0,5 часа

Цели: 1) повторить и закрепить правописание личных окончаний глаголов, суффиксов –ОВА-, -ЕВА-, -ЫВА-, -ИВА-; суффиксов –Е-, -И- в глаголах с приставкой ОБЕЗ- (ОБЕС-);

2) повторить и закрепить пунктуационные правила в сложносочиненных предложениях с детерминантом

.

ЛИТЕРАТУРА

1. Розенталь, Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. Для поступающих в вузы. [Текст] / Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1990. - С. 87-89; 202-204.

2. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. [Текст] / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – С. 56-57; 142-145.

3. Штоль А.А. Русский язык в таблицах (большой формат). [Текст] / А.А. Штоль. – 8-е изд., перераб. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – С. 55.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.