КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
V. Обобщающие слова при однородных членах
Задание 7. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните пунктограммы. 1. Вдруг все это море этот лучезарный воздух эти ветви и листья облитые солнцем все заструится задрожит беглым блеском (Т.). 2. А по сторонам – словно вымершая от зноя степь устало полегшие травы тускло безжизненно блистающие солончаками голубое и трепетное марево над дальними курганами (Шол.). 3. Полуразрушенные дворовые постройки повисшая на одной петле ставня погнившие ступеньки крыльца все говорило о том что в доме нет мужских рук (Шол.). 4. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу. 5. В пословицах отразилось много народных свойств наших; в них все есть издевка насмешка попрек словом все шевелящее и задирающее за живое (Г.). 6. Черкес на корни вековые на ветви вешает кругом свои доспехи боевые щит бурку панцирь и шелом колчан и лук и в быстры волны за ним бросается потом, неутомимый и безмолвный (П.). 7. Все кругом и разбитая пушка ткнувшаяся стволом в землю возле самой дороги и заросший бурьяном по самую башню сове....кий танк и обломки немецкого танка раскиданные должно быть прямым попаданием авиабомбы и снарядные воронки уже затянутые травой и стопки противотанковых мин извлеченных саперами и уложенных ими на обочине у новой переправы и мелькающие вдали в траве березовые кресты немецкого солдатского кладбища следы отгремевших здесь сражений следы которых глаз фронтовика просто не замечал; все удивляло поражало юношу казалось ему значительным важным и очень интересным (Полев.).
Занятие 7. Орфография: Правописание гласных в приставках и после приставок – 1 час Пунктуация: Однородные и неоднородные определения и приложения – 1 час Цели: 1) повторить и закрепить правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-; правописание букв Ы-И в корне после приставок; 2) повторить и закрепить пунктограммы постановки знаков препинания в предложениях с неоднородными определениями.
ЛИТЕРАТУРА 1. Розенталь, Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. Для поступающих в вузы. [Текст] / Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1990. - С. 36-45; 176-178. 2. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. [Текст] / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – С. 31-34; 96-100. 3. Штоль, А.А. Русский язык в таблицах (большой формат). [Текст] / А.А. Штоль. – 8-е изд., перераб. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – С.7-8; 34. I. Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ - Задание1. Объясните значение. Составьте словосочетания. Пребывать – прибывать, превратный – привратник, предать – придать, предел – придел, преемник – приемник, презирать – призирать, непреложный, неприложимый, непременный – неприменимый, препираться – припереть, преставиться – приставить, преступить – приступить, претворить – притвориться, претерпеть – притерпеться, преходящий – приходящий.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор приставок.
Пр....клонить колени. Негде голову пр....клолнить. Пр....бывать в столицу. Пр...бывать в столице. Все пр....клоняются перед его талантом. Человек пр....клонного возраста. Деревья пр....клоняются ветром к земле. Пр....ходящий успех. Пр....ходящий ко мне товарищ. Пр....даное невесты. Свежо пр...дание, а верится с трудом. Пр....вратности судьбы. Пр...вратник остановил меня. Беспр....дельный простор. Непр....менный участник состязания. Непр....менимый в состязании прием. Радиопр....емник. Воспр....имчивый к болезням. Пр.....емник директора. Пр.....мственность в работе. Непр....ступная твердыня. не пр...ступный, а законный поступок. Пр....старелый родственник. Непр....станные ссоры. Пр....терпеть унижение. Пр....терпеться к лишениям. Охотники любят пр....врать. Пр....вращение воды в пар. Пр....бывать в неведении. Пр....быть вовремя. Пр....чудливые тропические растения. Замысел пр....твориться в дело. Лентяй пр....творился непонимающим. Мера пр....сечения для обвиняемого. Пр....переть к стенке. Пр....пираться из-за мелочей. Пр....умножить. Некуда пр...ткнуться. Камень пр...ткновения. Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. Устно употребите слова в словосочетаниях или предложениях.
Пр....смиреть, пр....парат, пр....украсить, пр....стиж, пр....следовать, пр....образить, пр....митив, пр....кословить, пр....рогатива, пр....оритет, пр...тендент, пр....тензия, пр....личия, пр....чина, пр....баутки, пр....позиция, пр....видение, не пр...минул, пр...пирательство, пр...старелый, пр...верженец, пр...гожий, пр....совокупить, пр....браться, попр....кнуть. II. Правописание Ы/И после приставок
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание слов с приставками. Употребите эти слова в словосочетаниях или предложениях. За....грать – раз....грать, до....скаться – под....скать, по....мпровизировать – с....мпровизировать, пред...гровой – меж....гровой, до....нфарктный – пред....нфарктный, до....ндустриальный – сверх....ндустриальный, за....скриться – без....скрово, про....нформировать – дез....нформировать, про....нвентаризовать – без....нвентарный, до....сторический – пред....стория, сверх....скусный – без....скусный, на....менование – без....мянный, до....юньский – пред....юньский – пост....юльский, за....нтересоваться – без....нтересный.
Задание5. Вставьте пропущенные буквы. 1. Без....дейная кинокартина, без....мпульсный датчик, без....нициативный помощник, небез....нтересный фильм, без....скровая сварка, без....скусный рассказ, без....сходное положение, вз....мать налоги, вз...гравшее самолюбие, вз....скательный вкус, дез....нтрегальная схема, из....сканная обстановка, предложить контр....гру, предъявить контр....ск, меж....гровая тренировка, меж...нститутская конференция, меж...рригационный период, меж...здательское соглашение. 2. Уголовный роз....ск, сверх....зысканные манеры, шутку, с....змала клясться, затеять с....знова. III. Однородные и неоднородные определения и приложения [см. с. 114].
Задание 6. Объясните, чем вызвана постановка запятой между выделенными определениями. 1. У Иннокентия же был в гульбе размах особенно широкого, сибирского стихийного размера (Купр.). 2. Князь Андрей подошел к Пьеру, и Пьер заметил новое, молодое выражение на лице своего друга (Л.Т.). 3. К собакам подскакали два охотника: один в русской шапке, другой, чужой, в зеленом кафтане (Л.Т.). 4. «Что за прелесть эта Наташа!» - сказала она опять про себя словами какого-то третьего, собирательного мужского лица (Л.Т.). 5. «Вот так графиня молодая...» - сказал он, подавая одну трубку с длинным чубуком Ростову, а другой, короткий, обрезанный чубук закладывая привычным жестом между трех пальцев (Л.Т.). 6. Необходимо поднять на новый, боле высокий уровень работу.
Задание 7. Расставьте знаки препинания. Укажите, где определения являются однородными, а где неоднородными.
1. Обшарканный видавший виды вездеход остановился на берегу большой окутанной утренним туманом реки (Перм.). 2. Все это нравилось Натке, и людской поток и пыльные желтые автобусы и звенящие трамваи....(Гайд.). 3.Жаворонки запели высоко-высоко в полусумрачной воздушной бездне (Т.). 4. Жизнь за мое упорство вернула мне счастье безмерное изумительно-прекрасное (Н.О.). 5. Дует резкий холодный ветер (П.). 6. Жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. Тело мое ответило ему легкой веселой дрожью (Т.). 7. Солнце скрылось за снеговым хребтом и бросало последние розовые лучи на длинное тонкое облако на ясном прозрачном горизонте (Т.). 8. Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой побелевшей траве (Т.).9. Наступила дождливая грязная темная осень (Ч.). 10. Странный болезненный крик раздался вдруг два раза подряд над рекой (Т.). 10. По широкому мокрому лугу по зазеленевшим холмам по длинной пыльной дороге по сверкающим обагренным кустам и по реке полились сперва алые потом красные золотые потоки молодого горячего света. 11. Тоня взяла недочитанный роман открыла маленькую крашеную калиточку и медленно пошла к станционному пруду у водокачки (Н.О). Занятие 8. Орфография: Употребление Ь и Ъ – 0,5 часа Пунктуация: Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями –1, 5 часа Цели: 1) повторить и закрепить употребление разделительных Ъ и Ь; употребление Ь для обозначения мягкости на письме; употребление Ь для обозначения грамматических форм. 2) повторить и закрепить правила обособления одиночных и распространенных определений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Розенталь, Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. Для поступающих в вузы. [Текст] / Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1990. - С. 33-36; 180-186. 2. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. [Текст] / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – С. 31; 108-113. 3. Штоль, А.А. Русский язык в таблицах (большой формат). [Текст] / А.А. Штоль. – 8-е изд., перераб. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – С.13; 38-40.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |