Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Однородные члены, соединенные двойными союзами




I. Правописание гласных после шипящих в корне

Задание 1. Вставьте гласные буквы после шипящих и Ц. Правописание объясните.

1. Ж…лтый, ж…рнов, зач…т, печенка, пч…лка, капюш…н, ш…лк, ж…лоб, уч…ба, расч…ска, ч…рный, крыж…вник, сгущ…нка, ноч…вка, щ…голь, дж…уль, печ…ный, ш…рты, уч…т, щ…тка, крюш…н, прош…л, нипоч…м, сожж…нный, ш…к.

2. Трущ…ба, ч…порный, образц…вый, ещ…, деш…вый, маж…рный, общ…, ш…колад, ш…в, ш…мпол, трещ…тка, ш…пот, ш…рох, ч…рт, молодож…ны, ж…рдочка, ч…тный, ч…рствый, ч…боты, ш…ссе, чеч…тка, ш…птур, харч….

 


II. Правописание гласных О – Е после шипящих в окончаниях и суффиксах

 

Задание 2. Образуйте словосочетания, употребив приведенные ниже существительные в творительном падеже единственного числа. ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ.

 

1. Багаж, баржа, басмач, кожа, бич, блиндаж, гараж, грач, гуляш, дележ, душ, каланча, калач, ноша, карандаш, кирпич, клавиш (-а), кряж, кулич, лещ, ловкач, лужа, луч, манеж, меч, невежа.

2. Палач, пейзаж, пища, плечо, пляж, праща, персонаж, рвач, рогач, роща, рубеж, фюзеляж, стеллаж, свеча, страж, стужа, сургуч, сыч, суша, теща, тираж, ткач, товарищ, тоннаж, торгаш, трубач, трикотаж, туча, тягач, туша, усач, фарш, экипаж.

Задание 3. Образуйте прилагательные от существительных, ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ, обозначьте суффиксы -ОВ- – -ЕВ-, устно объясните правописание

Барыш, бахча, грош, камыш, кумач, морж, плющ, плащ.

 

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы, при помощи которых образованы приведенные существительные.

1. Быч…к, боч…нок, ноч…вка, груш…вка (яблоня), бумаж…нка, копч…ности, нож…вка (пила), корч…вка, напряж…нность, лапш…вник (суп), внуч…нок, волч…нок, воротнич…к, раскрепощ…нность, расч…тливость, грач…нок, печ….нка, сгущ….нка.

2. Камыш….вка, саж…нки, протяж…нность, коч…вка, лавч…нка, туш…нка (свиная), душ…нка, реч…нка, собач….нка, незащищ….ность, упрощ….ность, отреш…нность, медвЕж….нок.

 

III. Правописание гласных Ы – И после Ц в корнях, окончаниях и суффиксах

 

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы. Объяснить значения подчеркнутых слов, ЗАПИСАВ ИХ В ТЕТРАДЬ.

I. Иниц...атива, ц....клон, куц....й, медиц...на, плебисц....т, ц.....низм, инц.....дент, ц....вилизация, ц....почки, ц.....ферблат, ц....гейка, дефиц.....т, ц....тадель, ц....тата, ц....пленок, Цариц....но, Куниц....н, Ельц....н.

II. Ц....анистый калий, ц...клевать пол, ц....кличный ритм, ц....линдрическая фигура, ц....ничная фраза, ц…рковая программа, ц...ркулярная пила, ц...трусовые культуры, на ц....почках, ц....вилизованный мир.

III. Ц…ганские танц…, ц…ферблат часов, репетиц…я спектакля, куриц…ны ц…плята, принес ц…ркуль, пойти на лекц…ю, вырастить настурц…и, акац…я в палисаднике, выращивать огурц…, синиц…ны перышки, вернуться с улиц…, подкрасться на ц…почках.

Задание 6. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните пунктограммы.

1. В их легких морщинах на висках и вокруг глаз, а особенно в улыбке чувствуется не то спокойное усталое презрение не то снисходительная ирония (Купр.). 2. И весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило (Т.). 3. В голосе его была и неподдельная глубокая страсть имолодость и сила и сладость и какая-то увлекательно-беспечная грустная скорбь (Т.). 4. Вот где соединяются сила и ловкость спокойствие и быстрота суровая дисциплина с внешней беззаботностью, где краткий приказ влечет мгновенное исполнение и где всякая кипящая жизнь переполнена суровой, простой, не сознающей себя красотою (Купр.). 5. И всегда одним биением бились наши сердца и одним дыханием дышали мы в часы радости и тревоги волнения и печали. 6. В каждом человеке есть сила и слабость мужество и страх твердость и колебание. 7. Вспомним славные имена Чернышевского Щепкина и Шевченко Тургенева и Марко Вовчок Римского-Корсакова и Лысенко Горького и Коцюбинского. 8. Пусть еще шагнет вперед наша страна пусть в ней будет еще больше и золота колосьев и вдохновения книг и веселых глаз. 9. Полощется и трепещет и хлопает парус, беспокойно отыскивая ветер (Купр.). 10. Почему-то не росло там ничто долговечное, только мальвы да ноготки да кручений паныч цвели кое-где по дворам (Пан.). 11. Отныне и могучие отряды Москвы и Ленинграда и зрелые литераторы Татарии и Башкирии и молодые литераторы Якутии и Тувы и писатели Хабаровска и Смоленска Архангельска и Ставрополья Свердловска и Ростова-на-Дону Новосибирска и Воронежа Горького и Иркутска – всех наших городов стали по справедливости равноправны (Соб.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.