Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Правописание суффиксов имен существительных




I. Правописание окончаний имен существительных

 

Правописание окончаний имен существительных 1. Имена существительные с суффиксом –ИЩ- имеют в именительном падеже ед.ч. окончание –Е, если они мужского или среднего рода (забор – заборище, бревно - бревнище), и окончание –А если они женского рода (сила - силища). 2. У существительных среднего рода на –ЬЕ в предложном падеже пишется окончание –е: жить в Закавказье, находиться в ущелье (но: в забытьи – под ударением). 3. В предложном падеже имен существительных, имеющих перед падежными окончаниями гласную И, в неударяемом положении пишется окончание –И (у существительных женского рода также в дательном падеже): о гении, на линии, на реке Бии, при усилии (но: на остриé – под ударением). 4. Имена существительные с суффиксами – УШК-, -ЮШК-, -ЫШК-, -ИШК- имеют в именительном падеже единственного числа окончание –А, если они мужского рода и обозначают ОДУШЕВЛЕННЫЕ предметы (парнишка), а также если женского рода (землишка); слова мужского рода, обозначающие НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ предметы, и слова среднего рода имеют после указанных суффиксов окончание –О (домишко, пальтишко). 5. Одушевленные имена существительные мужского или общего рода имеют после суффикса –Л- окончание –А (заправúла), а существительные среднего рода – окончание (мочало). 6. Русские фамилии на –ов (-ёв), -ев, --ив, -ин, -ын имеют в творительном падеже окончание –ЫМ (Пушкиным, Тургеневым), а иностранные фамилии – окончание – ОМ (Дарвином, Чаплином). 7. Название населенных пунктов на –ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно имеют в творительном падеже окончание – ОМ (за городом Львовом, под городом Нежином).

 

Задание1. Допишите окончания в единственном числе.

 

1. Бородищ...., грязищ...., кулачищ....., ножищ.... (от нога), ножищ.... (от нож), сапожищ....

2. Батюшк...., братишк...., городишк...., дворишк...., дедушк...., парнишк...., перышк...., письмишк...., речушк....., соловушк...., соседушк...., старичишк...., сынишк...., хлебушк...., человечишк...., шалунишк....

3. Верзил...., воротил...., запевал...., зубил....., зубрил...., объедал....., точил...

Задание2. Составьте и ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ словосочетания с собственными именами в форме творительного падежа. Где возможно, реализуйте разные контексты, когда имя собственное может быть либо в значении фамилии, либо в значении названия города.

Образец. Дарвин – не соглашаться с Дарвин ом (иностр. фамилия). Пушкин – общаться с Пушкин ым (фамилия), проживать под Пушкин ом (город).

 

Лермонтов, Саратов, Плещеев, Пушкин, Соловьев, Киев, Никитин, Калинин, Лисицын, Чарли Чаплин, Сормово, Бородин, Бородино, Голицыно, Николаев, Киров.

 

Задание3. Вставьте пропущенные буквы и обозначьте суффиксы. Устно объясните написание суффиксов.

I. 1. Ешь золотой колосоч...к, кудрявая головка. А потом споешь. Голосок-то у тебя как колокольч....к (Гладк.). 2. Суриков глядел на уютный золотой языч....к огня (Полев.). 3. Старик тащил на плече сач....к (Фед). 4. Потрудился, милый внуч....к, и кашки поешь (Гладк.) 5. Я видеть рад и тебя, деревня Ключ....ки (Исак.). 6. Тот хотел было одеколонч....ком освежить, но я говорю: невозможно (Полев).

II. 1. Мне очень нравится этот ч....рный быч....к. 2. Но в тот же миг девочка сжалась в комоч.....к и вдруг скользнула вниз (Кат.) 3. Терентий Андреевич вынул из-под узлов небольшой меш....ч....к (Полев.) 4. Микола, друж....к, пей, родной! (Гладк.). 5. И ветер славы трогает с....дины и юношеский на губе пуш....к (Щип.). 6. Меня устроили в сарайч....ке (Полев.).

Задание4. Вставьте пропущенные буквы. Выбор написания объясните.

1. Нет, не черкеш....нка она (П.). 2. Энгельсон была обруселая норвеж....нка и говорила по-русски с легким акцентом (Герц.) 3. На самой вершин.... голой скалы возвышалась башня, еще крепкая, но словно разрубленная трещ....ной (Т.) 4. Аза на мгновение опустила ресницы своих длинных, как миндал....ны, глаз (Леск.). 5. Казáчки еще не начинали водить хороводы, а сидели на земле и завал....нках хат в тени от косых лучей солнца и звонко болтали и смеялись (Л.Т.). 6. Летели солом...нки, бумажки, листья, на железо крыш сыпалась пыль, рождая гулкий шорох (М.Г.). 7. Тогда с гор – ручьи и на лугу – протал....нки (Гладк.). 8. Черная монаш....нка смиренно кланялась (Верес.). 9. Он прикидывал, способен ли я понять самую изюм....нку его дела и какой поворот дела будет мне интереснее (Фед.). 10. Донбасс – наша индустриальная жемчуж....на (Б. Галин).

Задание5. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

1. Перевоз... ков из соседней деревн.... наб....жало множество (Акс.). 2. Не успел расска.....ик произнести последнее слово, как обе собак... разом подн....лись и с лаем исчезли во мрак.... 3. Табун......ик Нестор был одет в казакин, по...поясан ремнем с набором (Л.Т.). 4. Объез......ик закурил трубку (Ч.) 5. Впереди ш....л взвод солдат, и четыре барабан....ика о....бивали мерную дробь (Кор.). 6. Торопливо пробежал сма.......ик с длинным молотком и лейкой (Сераф.) 7. По словам разве......иков, главный японский штаб стоял в Яковлевк... (Фад.). 8. По главным улица торопливо пробегали с лесенками фонар....ики, зажигая свет (Шишк.) 9. На тачанк.... взобрался в гору первый пулеме......ик (Фурм.). 10. Долго бился судья, допрашивая свидетеля, но так и не обнаружил зачин....иков (Н.О.).

 

III. Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями [см. с. 117].

Задание 6. Вставьте, где нужно, буквы, запятую, дефис.

1. На хламе всегда с тру....кой в зубах л....жит б...льнич...ный ст....рож старый о(т,ц)тавной солдат (Ч.). 2. Шахтеры выхо(д,т)цы из ц..ж.нтральных ро(с,сс)ийских губерний и с Украины селились по хуторам у казаков роднились с ними (Фад.). 3. Ухаж...вала за мной одна девушка полька (М.Г.). 4. А враги дурни думают что мы смерти боимся (Фад.).5. Угрюм и одинок грозой оторванный листок я вырос в сумрачных стенах душой дитя, судьбой монах (Л.). 6. Доктринер и несколько педант он любил поучительно наставлять (Герц.). 7. Вот оно об....яснение (Л.Т.). 8. Слезы ун....жения они были едки (Фад.). 9. Нас русских двое только было а все остальные латыши (Н.О.). 10. Мужик простак нашел червонец на земле (Кр.). 11. Кирила Петрович выписал для своего маленького Саши француза учителя (П.). 12. Кто не знает полевого тетерева березовика? (Акс.). 13. Ходил и на Оку кормилицу и на Цну голубку и на Волгу матушку и много людей видал (Т.). 14. Девочки подростки на другом углу площад.... водили хор....воды (Т.). 15. Аист всюду сопровождал своего нового хозяина друга (Кор). 16. Стрекочут хлопотливые кузнечики суетятся мыши полевки (М.Г.). 17. Вверх и вниз летала бабочка капус.....ница с лимо(н, нн)ыми жилками на кремовых крылышках (Кат.). 18. От Кубани до реки Урала горький дух полынь травы. Не добыть воякам генералам партизанской головы (Сурк.). 19. Теперь, когда красавец город о(т,д)дан, красноармейцы были пасмурны (Н.О.). 20. Во рту у Кондрата Майданникова горько от табаку самосаду (Шол.).

 

Задание7. Поставьте нужные знаки препинания.

 

I. 1. Сей Дубровский отставной поручик гвардии был ему ближайшим соседом (П.). 2. Чемодан внес кучер Селифан низенький человечек в тулупчике и лакей Петрушка малый лет тридцати в подержанном сюртуке (Г.). 3. Мой брат Петя учитель чудесно поет (Ч.). 4. Упрямец во всем Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении (Коч.).

II. 1. Дочь Дарьи Михайловны Наталья Алексеевна с первого взгляда могла не понравиться (Т.). 2. А братья Ани Петя и Андрюша гимназисты дергали его [отца] сзади за фрак и шептали сконфуженно (Ч.). 3. У печки знаменитый писатель Чернобылин ел рыбу с брусникой и поминутно оглядывался (А.Н.Т.). 4. Остальные братья Мартын и Прохор до мелочей схожи с Алексеем (Шол.).


III. 1. Богат хорош собою Ленский везде был принят как жених (П.). 2. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке (ЧС.). 3. При сторожке находилась громадная черная собака неизвестной породы по имени Арапка (Ч.). 4. Мое незнание языка и молчание было истолковано как молчание дипломатическое (Маяк.). 5. Хозяин мастерской был немец по фамилии Фёрстнер (Н.О.). 6. Как старый артиллерист я презираю этот вид холодного украшения (Шол.).

IV. 1. В лабазах в два ряда зияли широченные круглые ямы деревянные чаны глубоко врытые в землю (Гладк.).2. Выручил его велосипед единственное богатство накопленное за последние три года работы (Фед.). 3. Она зарисовала древние светильники с герба города Ольвии орлом парящим над дельфинами (Пауст.). 4. Приближалась ночь самое удобное для партизан время (В. Лидов). 5. Стоял чудесный апрельский день лучшее время в Арктик... (Горб.). 6. Рядом помещалась каморка хранилище каталогов (Гран.).

 

Занятие 10. Орфография: Правописание имен прилагательных – 1 час

Пунктуация: Знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами,

дополнениями – 1 час

Цели: 1) повторить и закрепить правописание окончаний и суффиксов имен прилагательных;

2) повторить и закрепить правила обособления одиночных и распространенных обстоятельств и дополнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Розенталь, Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. Для поступающих в вузы. [Текст] / Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1990. - С. 58-66; 189-193

2. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. [Текст] / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – С. 38-42; 118-125

3. Штоль, А.А. Русский язык в таблицах (большой формат). [Текст] / А.А. Штоль. – 8-е изд., перераб. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – С. 18; 42-43.

 

I. Правописание суффиксов имен прилагательных ИВ-/-ЕВ,- ЛИВ-, -ЧИВ-,-ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-/ЕВ-, -ЕВАТ-, -ЕВИТ-; -ЕЧ-/-АЧ-.,-ЧАТ-

 

1. При различении написаний типа дощатый – веснушчатый следует учитывать, что Щ пишется в тех случаях, когда обозначаемый этой буквой звук целиком относится к одной части слова (ср. воск – вощаной, плоский - площе). Если же в производящей основе перед суффиксом –К- стоят буквы С, З, Ш, СТ, то они сохраняются при чередовании К и Ч суффикса: брусок – брусчатый (ср. резкий – резче, хлесткий – хлестче). 2. Если основа имени существительного оканчивается на - НЬ, -РЬ, то перед суффиксом -СК- буква Ь НЕ ПИШЕТСЯ: конь – конский, зверь – зверский, Рязань – рязанский, Сибирь – сибирский. ИСКЛЮЧЕНИЯ: 1) прилагательные, образованные от названий месяцев: июньский, июльский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский (НО: январский), а также выражение день-деньской; 2) прилагательные, образованные от некоторых иноязычных географических наименований: сычуаньский, тайваньский, уханьский, также гдыньский.

 

Задание 1. Вставьте нужные буквы, обозначьте суффиксы –ИВ-/-ЕВ,- ЛИВ-, -ЧИВ-.

Вдумч....вый исследователь, вкрадч....вый голос, выносл....вый спортсмен, выхухол...вый воротник, глянц....вая бумага, гречн....вая каша, гуттаперч....вая трубка, доверч....вое отношение, доходч...вая пьеса, заботл...вая мать, забывч...вый человек, завистл...вые люди, заманч....вое предложение, заносч....вый вид, застенч....вый мальчик, засушл....вый район, кварц...вая лампа, ландыш....вые капли, марганц....вая руда.

 

Задание2. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-/ЕВ-, -ЕВАТ-, -ЕВИТ-; -ЕЧ-/-АЧ-(старушечий, лягушачий).

 

Вин....ватый, дел....витый, мех....вой, кольц....вой, камыш.....вый, кумач....вый, ноздр....ватый, молодц.....ватый, плод....витый, рыж.....атый, век....вой, род....витый, угр....ватый, яд....витый, дом....витый, кукуш.....чий, старуш....чий.

Задание3. Образуйте и запишите в тетрадь имена прилагательные с суффиксом -ЧАТ-.

Бугор, узор, зуб, доска, пузырь, гребень, колено, бревно, решетка, сетка, клетка, сборка, створки, трубка, клеенка, веснушки, рассыпаться, брусчатка, переливаться, ресница, взрыв, материя, борозда, черепица.

 

Задание 4. Объясните различие в написании согласных на стыке корня и суффикса в попарно приводимых словах.

Абхазский – тряский, белорусский – узкий, декабрьский – январский, июньский – гуннский, кавказский – вязкий, киргизский – близкий, матросский – броский, мерзкий – гренадерский, рязанский – тайваньский, французский – индусский, черкесский – резкий.

 

II. Знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами, дополнениями [см. с. 121-122].

 

Задание5. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните правописание пропущенных букв.

1. Сотни снарядов и мин со свистом и воем вспарывая горячий воздух летели из-за высот рвались возле окопов вздымая брызжущие осколками чёрные фонтаны земли и дыма вдоль и поперек перепахивая и без того сплошь усеянную воронками извилистую линию обороны (Шол.). 2. Ярко улыбалось безоблачное небо изливая жгучий зной спокойно слушая мятежный шум мутных волн ()М.Г.). 3. Отбиваемый течением с глухим шумом плескавшим о его бока паром вздрагивал и качался медленно подвигаясь вперед (М.Г.).4. Благодаря казака нарочито гнусавым голосом дед кряхтя влез в арбу (М.Г.). 5. Сбросив котомку с плеч Ленька положил на нее голову и немного посмотрев в небо сквозь листву над его лицом крепко заснул укрытый от взглядов прохожих густым бурьяном и решетчатой тенью плетня (М.Г.). 6. Посмотрев стоя в стороне на все это я решил попытать счастья и приняв возможно более независимый вид подошел к доске, по которой шли рабочие с опорожненными тачками (М.Г.). 7. Обескураженный я невольно снял очки и сунув их в карман двинулся к кладке намереваясь спросить у кладчика, нельзя ли поработать. 8. Я выбрав другую тачку стал в ряд и пошёл за солью чувствуя, как какое-то неопределенное, тяжелое чувство давит меня не позволяя мне заговорить с товарищами по работе (М.Г.). 9. Они как будто дрогнули и смутившись подались назад (М.Г.). 10. От облака отрывались тонкие прозрачные дымки и исчезали расплываясь по голубому фону неба (М.Г.). 11. Чувство радости острой и яркой охватило меня, и бросившись на кучу соли я заплакал (М.Г.). 12. Оружия любимейшего род готовая рвануться в гике застыла кавалерия острот поднявши рифм отточенные пики (Маяк.). 13. Они проходили мимо Левинсона эти люди подавленные мокрые злые тяжело сгибая колени и напряженно всматриваясь в темноту (Фад.). 14. Заложив руки за спину прихрамывая идет Артюша Пистолет рыболов птичник охотник по перу и пушнине (М.Г.). 15. Исходя из этого мы ставим задачу значительно расширить посевы твердой пшеницы размещая ее прежде всего по целинным землям. 16. Я еще в комнатах услыхал, что самовар гудит неестественно гневно, а войдя в кухню, с ужасом увидел, что он весь посинел и трясется, точно хочет подпрыгнуть с пола (М.Г.). 17. Мы не просто читали стихи, а, желая их запомнить, выучивали наизусть. 18. Ему хотелось сжечь эти письма, читая которые он невольно вспоминал свое невеселое прошлое (Купр.). 19. Однажды в лесу я провалился в яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке (М.Г.). 20. Отчего это вашу тележку четыре собаки тянут шутя (Л.).

 

Задание 6. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните правописание пропущенных букв.

1. Не меняя позы, медленно, очень медленно Алексей приоткрыл глаза и увидел перед собой вместо немца бурое мохнатое пятно (Полев.).2. Долго (н…)чего не было видно кроме дождя и длинного человека лежавшего на песку у моря (М. Г.). 3. Все за исключением Вари громко аплодировали певцам (Степ.). 4. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое (Нов.-Пр.). 5. (Н…) кто исключая его камердинера не видел его ненапудренным (Т.). 6. Здесь в городе вас не понимают, да и (н…) кому понимать, так как, сами знаете, здесь за весьма малыми исключениями все гоголевские свиные рыла (Ч.). 7. Многие из бойцов помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами (Полев.).


Занятие 11. Орфография: Правописание имен числительных – 1,5 часа

Пунктуация: Знаки препинания в предложениях с уточняющими,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.