Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная статистика религии 8 страница




Глава десятая ЕДИНЫЙ /1/. Так, дарвинист Э. Геккель писал: "Разум является большей частьюдостоянием лишь высших человеческих рас, а у низших - весьма несовершененили вовсе не развит. Эти первобытные племена, например, ведда илиавстралийские негры. в психологическом отношении стоят ближе к млекопитающим(обезьянам, собакам), чем к высокоцивилизованному европейцу" (Э. Геккель.Чудеса жизни. СПб., 1908. С. 175). А американский этнограф Морган,пользующийся таким авторитетом у марксистов, доказывал "отсталость дикаря вумственном и нравственном отношении, неразвитого, неопытного, порабощенногосвоими низшими животными инстинктами" (Л. Морган. Первобытное общество. Л.,1935. С. 27). /2/. См.: Религия наименее культурных племен. М., 1930. С. 173 сл. /3/. В. Ф. Зыбковец. Дорелигиозная эпоха. М., 1959. С. 121. Там же. С.149; его же. Всегда ли существовала религия. М., 1959. С. 121. /4/. P. W. Schmidt. Der Ursprung der Gottesidee. 1 Auf. B. I. S. 258.Его же: Die Tasmanischen Sprachen. 1952. S. 470. Отметим, что и в советскойлитературе Зыбковец одинок. Его взгляды неоднократно вызывали справедливуюкритику. См.: В. Р. Кабо. Тасманийцы и тасманийская проблема. М., 1975. С.154. /5/. В. Ф. Зыбковец. Дорелигиозная эпоха. С. 153. /6/. О фауне Тасмании см.: Н. А. Бобринский. География животных. М.,1951. С. 129. /7/. См., например: М. И. Шахнович. Первобытная мифология и философия.Л., 1971. С. 69; А. Ф. Анисимов. Духовная жизнь первобытного общества. М., 1966.С. 42. /8/. В. К. Никольский. Происхождение религии. М., 1949. С. 8. Подобныйприем мы видим и в других пропагандистских сочинениях. См., например: А. П.Каждан. Религия и атеизм в древнем мире. М., 1957. С. 5. /9/. Принадлежа к роду Homo, неандерталец является видом, сильноотличающимся от "человека разумного", к которому относятся все расы древнегои современного человека. См. Приложение 6 тома 1 - "Предок человека". /10/. Признаком, по которому можно судить о религиозных представленияхнеандертальцев, служат так называемые "мустьерские погребения". Однакодалеко не все исследователи согласны с такой интерпретацией (См.: Вопросыистории религии и атеизма. Т. 4. 1956. С. 104). Токарев считает, чтонеандертальцы хоронили своих умерших по двум инстинктивным побуждениям:сохранить около себя умершего и освободиться от трупа (С. Токарев. Ранниеформы религии. М., 1964. С. 166) Дискуссия, которая в настоящее времяведется среди ученых по этому вопросу довольно беспочвенна, так как нетникакой возможности реконструировать мышление неандертальцев. /11/. Русск. пер. Э. Тайлор. Первобытная культура. М., 1989. /12/. L. Levi-Bruhl. La Mythologie primitive. 1935. P. 80; см. такжеCh. Dawson. Progress and Religion. P. 87. /13/. Основоположником ее был энциклопедист Шарль де Бросс (Офетишизме/Пер с фр. М., 1973). Подробное изложение и разбор теорийпроисхождения религии см. в работе: прот. Т. Буткевич. Религия, ее сущностьи происхождение (обзор философских гипотез). Т. II. 1902-1904; P. W.Schmidt. Der Ursprung der Gottesidee. В. 1, 2. I Auf. Munster, 1926. /14/. 3. Фрейд. Я и Оно/Пер. с нем. 1925. С. 36. По проблемесоотношения между психоанализом и христианством много ценного материаласодержится в кн.: Jesus und Freund. Ein Symposium von Psychoanalytikern und Theologen. H.Zahrnt hrag. Munchen, 1972. /15/. Эту теорию развивал Эмиль Дюрктейм (Е. Durkheim. The ElementaryForms of the Religious Life. New York, 1961). Изложение его взглядов дано всборнике: Происхождение религии в понимании буржуазных ученых. М., 1932. С.43. /16/. "Единый Бог никогда не был бы осуществлен без единого царя" (К.Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXI. С. 45). /17/. См.: А. Мензис. История религии/Пер. с англ. СПб., 1899. /18/. Ни Тайлор, ни Фрэзер никогда не жили среди дикарей, а изучали ихкультуру по музейным экспонатам и литературе. Характерно, что и средиматериалистических авторов многие вынуждены были признать порочность методовТайлора, хотя его взгляды им импонировали. Энгельс, в частности, назвал этиметоды "мошенничеством" (Архив Маркса и Энгельса. Т. 1 (IV). С. 247), аупомянутый выше автор книги о тасманийцах прямо говорит, что Тайлор был"тенденциозен в подборе фактов, умышленно замалчивая те из них, которые неукладывались в прокрустово ложе его теории" (В. Т. Зыбковец. Цит. соч. С.155). /19/. Н. Н. Миклухо-Маклай. Собрание сочинений. Т. III. М.; Л., 1951.С. 450. /20/. К. Расмуссен. Великий санный путь/Пер. с дат. М., 1959. С. 65. /21/. Религия наименее культурных племен: Сб. С. 113. /22/. Там же. С. 135. /23/. А. Элькин. Коренное население Австралии/Пер. с англ. М., 1952. С.167. О посвящении туземных юношей см.: Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление/Пер. с фр. М., 1930. С. 234; К. Taxтарев. Очерки по истории первобытнойкультуры. Л., 1924. С. 119: М. Eliade. Rites and Symbols of Initiation. NewYork, 1965. P. 21. /24/. В частности, такие крупные исследователи австралийскихаборигенов, как Спенсер и Гиллен, жили среди них почти 30 лет, были принятыв одно из племен в качестве равноправных членов и поэтому посвящены во всерелигиозные и ритуальные тайны. Сотрудник В. Шмидта В. Копперс много летпрожил среди огнеземельцев и опроверг представление об их дикости,сложившееся со времен Дарвина. Бартон прожил среди африканского народаБалуба 43 года. Можно привести много других подобных примеров. /25/. P. Radin. Die Religiose Erfahrung der Naturvolker. 1961. S. 35.Об исследованиях Радина см.: Д. Зильберман. Личность и культура вантропологии Поля Радина. - "Вопросы философии". 1971. Ном. 6. С. 163-172. /26/. А. Элькин. Цит. соч. С. 185. /27/. W. Koppers. Der Urmensch und sein Weitbild. Wien, 1950. S. 233. /28/. См.: W. Schmidt. Die Pigmaenvolker als alteste erreichbareMenschheit. 1925. Центральноафриканские пигмеи (негрилли) были долгое времянеизвестны европейцам. Об их существовании достоверно узнали лишь в концеXIX века после путешествия немецкого исследователя Г. Швейнфурта к верховьямНила (1870). О физических чертах пигмеев см.: Ф. Брикнер. Расы и народностичеловечества. СПб., 1913. С. 516; X. Матей. Пигмеи/Пер. с рум. Бухарест,1966. /29/. В. Шмидт. Цит. по: Г. Обермайер. Доисторический человек. СПб.,1913. С. 483; P. Schebesta. Die Bambuti - pygmaen von Ituri. B. 1-3.1941-1950. Быт и психический облик пигмеев отображен в книге известногоанглийского путешественника Л. Котлоу "Занзабуку" (Русск. пер.: М., 1960),который жил среди них в 1937, 1946, 1954-1955 гг. Другой путешественник,много лет проживший в Африке, пишет, что "у пигмеев самые высокие моральныеустои из всех народов, с которыми ему приходилось сталкиваться" (Д. Хантер.Охотник/Пер. с англ. М., 1960). Нередко делаются попытки умалить значениенаблюдений над бытом и культурой пигмеев, чтобы отвергнуть наличие у нихмонотеизма и моногамии. Так, в предисловии к книге Э. Патнем "Восемь летсреди пигмеев" (Пер. с англ. М., 1961) этнограф Шаревская пишет, чтонаблюдения автора доказывают отсутствие у них следов единобожия. Между темЭ. Патнем ни слова не говорит о религии пигмеев. Более того, она пишет: "Язнала, что пигмеи во многом доверяли мне, так как я никогда не вмешивалась вих личную жизнь и не интересовалась их религиозными взглядами" (С. 63). Чтоже касается моногамной семьи, то наличие ее совершенно очевидно явствует изнаблюдений Э. Патнем. О другом карликовом племени, семангах, ихисследователь Пауль Шебеста пишет: "Религиозные воззрения у всех карликовМалайского полуострова одинаковы. Все веруют в Высшее Существо" (П. Шебеста.Среди карликов Малакки. Л., 1928. С. 62; см. также: X. Матей. Пигмеи. С.100). /30/. Ф. М. Мюллер. Религия как предмет сравнительного изучения/Пер. сангл. С. 77; Вл. Соловьев. Мифологический процесс в древнем язычестве (Собр.соч. Т. 1). /31/. Anthropos. 1906, V. 1. P. 6. /32/. См., например: К. Клемен. Так называемый монотеизм первобытныхлюдей. - В кн.: Происхождение религии в понимании ученых. М., 1932. С. 198сл. /33/. А. Л. Монгайт. Археология и современность. М., 1963. С. 24. /34/. С. Л. Токарев. Ранние формы религии. С. 356. /35/. W. Schmidt. Der Ursprung der Gottesidee. I Auf. B. 1. S. 345; H.Basedow. Th Australian Aborigenal. London, 1925. P. 255. /36/. С. А. Токарев. Цит. соч. С. 365. /37/. См.: В. Zurie. Immana, le Dieu de Barundi. - Anthropos. 1926. V.21. P. 733 s.; W. Schmidt. Der Ursprung der Gottesidee. B. IV. 1933. /38/. См.: Волшебный рог: Мифы, легенды и сказки бушменов. М., 1962. С.20, 24; X. Мaтей. Пигмеи. С. 69, 71, 83. /39/. Религия наименее культурных племен: Сб. С. 215. Следует заметить, что бушмены не обрабатывают землю и не держатдомашних животных (И. Пьерре. Затерянный мир Калахари. С. 106). Что касаетсянравственности, то бушмены отнюдь не подтверждают характеристики, которуюдал Морган примитивным народам. Так, Бьерре говорит, что "у бушменовпрактически нет воровства" (Там же. С. 90). /40/. В. Элленбергер. Трагический конец бушменов. М., 1956. ЭтнографБьерре был настолько поражен чистотой и величием представления бушменов оБоге что подумал: "Что могут дать бушменам миссионеры?" (И. Бьерре. Цит. сочС. 117). /41/. Б. И. Шаревская. Старые и новые религии тропической и ЮжнойАфрики. М 1964. С. 122. /42/. Б. Оля. Боги тропической Африки/Пер. с фр. М., 1976. С. 80-81; С.А. Токарев. Религия в истории народов мира. М., 1976. С. 160. /43/. С. А. Токарев. Цит. соч. С. 105. /44/. W. Schmidt. High Gods in America. Oxford, 1932; его же. DerUrsprung der Gottesidee. B. II. Munster, 1929; то же. В. V. 1935; Всевидящийглаз: Легенды североамериканских индейцев. М., 1964. С. 12 и др.; С. А.Токарев. Ранние формы религии. С. 362; См.: Т. Ахелис. Очерк сравнительногоизучения религии. СПб., 1906. С. 29. /45/. Цит. по: Ch. Dawson. Progress and Religion. P. 70. /46/. А. Анисимов. Религия эвенков. М., 1958. С. 60, 72; Его же. Космологические представления народов Севера. М., 1959. С. 9сл.; Л.Я. Штернберг. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936. С.30. /47/. С. А. Токарев. Ранние формы религии. С. 363-364. /48/. Л. Шредер. Сущность и начало религии/Пер. с нем. Сергиев Посад,1909. с. 25, 29. /49/. R. Otto. The Idea of the Holy. P. 29. /50/. Ch. Dawson. Progress and Religion. P. 77. /51/. Г. Бутце. В сумраке тропического леса/Пер. с нем. М., 1956. /52/. См.: Дж. Фрэзер. Золотая ветвь. С. 62. /53/. Эту генетическую связь магии и материализма признают М. И.Шахнович. Первобытная мифология и философия. С. 41. сл.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПЕРВОМУ ТОМУ СЕМИТОМНИКА "ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ"

1. Современная статистика религии 2. О науке и религии 3. Ошибка или фальсификация? 4. Современная космогония 5. К вопросу о миросозерцании Чарльза Дарвина 6. Биологический предок человека 7. Кибернетика и религиозное мировоззрение 8. Циолковский и атеизм 9. Парапсихология и неразрушимость духа 10. О Тейяре де ШарденеРелигиозная статистика, так же как всякая подобного рода статистика, неможет быть абсолютно точной. Однако в какой-то степени она дает общуюкартину соотношения религиозных исповеданий и атеизма в современном мире. По данным, приведенным в журнале "Mondo е Missione" (июнь-июль, 1980.С. 384), в мире насчитывается более 1184 млн христиан (739 млн католиков,150 млн православных, 344 млн протестантов), 576 млн мусульман, 518 млниндуистов, 300 млн конфуцианцев, 300 млн буддистов, 61 млн шинтоистов, 31млн даосистов, 15 млн иудеев. Эта таблица не включает политеистов Африки, Америки и Австралии, числокоторых достигает около 90 млн, а также малые религиозные группы (сикхов,парсов, джайнов, водуистов, мандеев, самарян и др.). Всего верующих более 3 млрд на 4175 млн обитателей земного шара. Большинство христиан живет в Европе (415 млн) и в Америке (401 млн).Меньше всего христиан в Африке. Однако число их там непрерывно растет. Так,в 1900 году в Африке было около 9 млн католиков, а на 1 января 1974 года ихнасчитывалось уже 155 млн. Это связано, в частности, с ростом христианскойкультуры и просвещения среди коренных африканцев. Высшая иерархиякатолической Церкви включает уже 5 чернокожих кардиналов. В 1964 году было73 епископа-африканца. Большинство атеистов приходится, естественно, на Советский Союз иКитай, где давно и активно ведется атеистическая пропаганда, а религиозноепросвещение практически было сведено к нулю. Однако немало их и в другихстранах.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.