Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные ценные бумаги. Покрытие дефицита государственного бюджета может осу­ществляться путем заимствований на свободном финансовом рынке (внутреннем и внешнем)




Покрытие дефицита государственного бюджета может осу­ществляться путем заимствований на свободном финансовом рынке (внутреннем и внешнем), в том числе посредством вы­пуска государственных ценных бумаг в качестве долговых обя­зательств государства, а также кредитования правительства цен­тральным банком страны, т.е. увеличения эмиссии денег.

Выпуск государственных ценных бумаг является более эко­номически целесообразным методом финансирования бюджет-


 


Глава 2. Виды ценных бумаг______________________________________ 69

ного дефицита по сравнению с заимствованием средств в цент­ральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег, по­тому что покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег при* водит к поступлению в оборот не обеспеченных реальными активами платежных средств и связано с инфляцией.

Здесь уместно отметить, что начиная с 2004 г. Национальный банк Республики Беларусь не кредитует правительство, а в 2005 г. часть ранее выданных кредитов секьюритизирована, т.е. заме­нена выпусками долгосрочных государственных облигаций.

Соотношение масштабов и источников покрытия дефицита бюд­жета зависит от ряда экономических и политических факторов, в том числе способности правительства совместно с централь­ным банком проводить единую монетарную политику. В стра­нах с развитой рыночной экономикой преобладающее большин­ство заимствований государства осуществляется в форме выпуска государственных ценных бумаг, размещаемых на внутреннем фи­нансовом рынке и формирующих внутренний государственный долг, а также на внешнем финансовом рынке (еврооблигации) и, соответственно, увеличивающих внешний долг государства.

С помощью государственных облигаций привлекаются вре­менно свободные денежные средств для финансирования теку­щих расходов бюджета. Кроме того, в рамках одного бюджетного года возникают относительно короткие разрывы между поступ­лением в бюджет доходов и финансированием расходов. Эти разрывы связаны с тем, что основные поступления в бюджет приходятся на определенные даты уплаты налогов, в то время как расходы имеют более равномерное распределение по времени. В целях кассового исполнения бюджета выпускаются краткос­рочные ценные бумаги правительства.

Некоторые виды таких фондовых инструментов выпускаются специально с целью сглаживания неравномерности налоговых поступлений. Их особенностью является возможность возвра­щения в любой момент для погашения либо использования при уплате налогов.

Выпуск государственных ценных бумаг обусловлен и привле­чением средств для погашения облигаций предыдущих выпус­ков, срок обращения которых истекает в данном бюджетном году, причем даже при бездефицитности бюджета этого года.


70 Рынок ценных бумаг

Государственные ценные бумаги выпускаются также для финансирования различных программ центрального правитель­ства и программ местных органов власти, одобренных прави­тельством. В последнем случае ценные бумаги гарантируются правительством, поэтому они имеют статус государственных.

Роль государственных ценных бумаг не ограничивается толь­ко этими функциями. Операции, проводимые с ними, использу­ются центральными банками для регулирования обращения де­нежной массы и ликвидности финансово-кредитных учреждений. Такие фондовые инструменты используются и в качестве базы для установления доходности для других ценных бумаг, а также уровня процентных ставок денежного рынка [26, с. 48-49].

Таким образом, рынок государственных ценных бумаг выпол­няет следующие основные функции:

• финансирование текущего бюджетного дефицита;

• погашение ранее размещенных займов;

• обеспечение кассового исполнения государственного бюд­
жета;

• сглаживание неравномерности поступления налоговых пла­
тежей;

• обеспечение коммерческих банков ликвидными резерв­
ными активами;

• финансирование целевых программ, осуществляемых орга­
нами власти;

• поддержку социально значимых учреждений и организаций.

Государственные ценные бумаги могут различаться по харак­теру размещения, срокам и форме обращения, особенностям уплаты доходов. Первичное их размещение осуществляется пре­имущественно через центральные банки стран либо с привлече­нием в качестве посредников негосударственных финансово-кредитных учреждений путем проведения аукционов, открытой или индивидуальной продажи, другими способами.

Выплаты доходов по государственным облигациям могут осуществляться в форме дисконта: продажа бумаг со скидкой (дисконтом) относительно их номинальной стоимости с выку­пом при их погашении по номиналу. Доход может уплачиваться


Глава 2. Виды ценных бумаг 71

но фиксированной, плавающей или ступенчатой процентной ставке, путем индексирования номинальной стоимости бумаг, а также посредством проведения выигрышных займов.

Используя ценные бумаги как инструмент фискальной поли­тики, государство призвано обеспечивать их выпуск в опреде­ленных пределах безопасности, нарушение которых приводит к дестабилизирующему влиянию задолженности по государствен­ным бумагам на систему государственных финансов и финан­совую систему в целом. Такое влияние может проявляться в следующем:

• росте расходов бюджета для обслуживания облигационной
задолженности сверх запланированных и, следовательно, необ­
ходимости перераспределения расходов и сокращения финан­
сирования других статей бюджета;

• росте зависимости бюджета от состояния финансового рын­
ка и невозможности в случае "провалов" его ликвидности обес­
печить своевременное погашение ценных бумаг за счет привле­
чения свободных ресурсов;

• увеличении влияния на исполнение бюджета и функцио­
нирование финансовой системы в целом крупных банковско-
финансовых структур, выступающих инвесторами средств в го­
сударственные облигации;

• перераспределении портфеля активов банковских струк­
тур и сокращении доли кредитов реальному сектору экономики,
н результате чего сужаются инвестиции в данный сектор и со­
кращается рост налоговых поступлений в бюджет.

В экономической литературе справедливо отмечается, что пара­
метры развития рынка государственных ценных бумаг должны
йыть увязаны:

• с бюджетной политикой (увеличение доли государствен-
iiF>ix ценных бумаг в покрытии дефицита бюджета должно соот-
мотствовать увеличению в расходах объемов инвестиций в ре-
пльный сектор, т.е. увязано с ростом базы доходов бюджета);

• проводимой политикой по регулированию финансового рын­
ки к целом, в том числе ставкой рефинансирования, процентными
ставками, курсом национальной валюты, особенностями валют­
ного регулирования и т.д.;



Рынок ценных бумаг


• фактическими параметрами рублевой денежной массы, ре­
сурсами банковской системы и структурой их распределения,
объемами ВВП и др.;

• поддержанием их ликвидности на вторичном рынке [26,
с. 50-51].

Правовой основой для выпуска государственных ценных бу­маг в нашей стране является Закон Республики Беларусь от 27.05.1993 г. "О внутреннем государственном долге Республики Беларусь" [15].

Основополагающими положениями указанного Закона явля­ются следующие:

• внутренний государственный долг может быть представ­
лен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица
Совета Министров Республики Беларусь, кредитов Националь­
ного банка Республики Беларусь, других долговых обязательств,
гарантируемых Советом Министров Республики Беларусь;

• право привлечения наемных средств у юридических и фи­
зических лиц от Совета Министров Республики Беларусь при­
надлежит только Министерству финансов Республики Беларусь;

• государственные долговые обязательства могут быть крат­
косрочными и долгосрочными;

• условия выпуска и обращения государственных долговых
обязательств регулируются постановлениями Совета Министров
Республики Беларусь;

• управление внутренним государственным долгом осуще­
ствляется Советом Министров Республики Беларусь либо по его
решению Министерством финансов Республики Беларусь;

• долги местных органов власти не входят в состав внутрен­
него государственного долга Республики Беларусь, а порядок уп­
равления ими и их обслуживания регулируется решениями ме­
стных Советов народных депутатов.

Первый закрытый аукцион по размещению государственных ценных бумаг состоялся 16.02.1994 г. За период с указанной даты по 01.01.2006 г. был объявлен 881 выпуск государственных об­лигаций, 93 из которых признаны несостоявшимися. При этом 473 выпуска (83 признаны несостоявшимися) размещались


Глава 2. Виды ценных бумаг______________________________________ ТЛ

путем проведения закрытых аукционов Национальным банком, 106 (8 не состоялось) размещались на бирже, 302 (2 не со(m»i-лось) — прямая продажа облигаций Министерством финансов юридическим лицам.

В соответствии с Основными условиями выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь, утиорж денными постановлением Правительства Республики Беларусь от 13.02.2003 г. № 173, к государственным эмиссионным цен­ным бумагам относятся:

• государственные краткосрочные облигации со сроком об­
ращения до одного года;

• государственные долгосрочные облигации со сроком обра­
щения один год и более;

• государственные краткосрочные облигации и государствен­
ные долгосрочные облигации могут выпускаться с дисконтным
и процентным доходами.

Облигации с дисконтным доходом размещаются по стоимости ниже номинальной. При их погашении владельцам таких обли­гаций эмитент выплачивает номинальную стоимость облигаций.

Облигации с процентнь м доходом размещаются по номиналь­ной стоимости или выше номинальной стоимости. При их пога­шении владельцам таких облигаций эмитент выплачивает но­минальную стоимость облигаций и вознаграждение — процент­ный доход. Размеры и порядок выплаты процентного дохода устанавливаются Министерством финансов и оговариваются в условиях выпуска.

Объем эмиссии облигаций определяется Министерством фи­нансов при составлении проекта республиканского бюджета но очередной финансовый (бюджетный) год, уточняется при его исполнении. В пределах объема эмиссии облигации эмитируются отдельными выпусками в бездокументарной форме.

По каждому выпуску облигаций Министерство финансов публики Беларусь принимает решение, которое должно жать сведения о виде облигаций, дате выпуска и погашения, ке обращения, объеме выпуска, номинальной стоимости обл ций, их условиях размещения, выплатах процентного доходи i


74 Рынок ценных бумаг

процентных облигаций), досрочном погашении и обмене обли­гаций. Документом, удостоверяющим сведения о выпуске обли­гаций, является глобальный сертификат.

Способы размещения государственных ценных бумаг в Рес­публике Беларусь. Размещение облигаций среди юридических лиц осуществляется путем:

• продажи на аукционе, проводимом Национальным бан­
ком Республики Беларусь;

• продажи на аукционе, проводимом Министерством финан­
сов Республики Беларусь через открытое акционерное об­
щество "Белорусская валютно-фондовая биржа";

• прямой продажи Министерством финансов Республики
Беларусь юридическим лицам на условиях, утвержден­
ных этим министерством;

• их передачи или продажи банкам для их последующей
реализации.

Если облигации размещаются путем продажи на аукционе, проводимом Национальным банком Республики Беларусь, то копия решения о выпуске облигаций передается ему не позднее, чем за один рабочий день до даты выпуска облигаций. Такой же срок передачи копии решения о выпуске облигаций установ­лен и для случая проведения аукциона на бирже. Если же раз­мещение облигаций осуществляется путем прямой продажи Минфином Республики Беларусь юридическому лицу, то этот документ должен поступить в Национальный банк Республики Беларусь и на биржу не позднее даты выпуска облигаций или до 10.00 следующего рабочего дня после даты их выпуска.

Глобальный сертификат оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в Министерстве финансов Республики Бела­русь, другой передается для осуществления депозитарного учета:

• Национальному банку Республики Беларусь не позднее, чем
за один рабочий день до даты выпуска облигаций при их разме­
щении путем продажи на аукционе, проводимом Национальным
банком или Министерством финансов Республики Беларусь
через биржу;


Глава 2. Виды ценных бумаг

• Национальному банку Республики Беларусь не позднее сле­дующего рабочего дня после даты выпуска облигаций, разме­щаемых путем их прямой продажи Министерством финансов Республики Беларусь юридическому лицу.

С 1994 г. по 1999 г. размещение ГКО и ГДО происходило толь­ко на закрытых аукционах, проводимых Национальным банком, С 1999 г. по 2004 г. кроме этого способа часто использовалась прямая продажа Министерством финансов Республики Беларусь указанных облигаций юридическим лицам. С 2004 г. основным способом размещения облигаций становится продажа их на аук­ционе, проводимом Министерством финансов Республики Bet ларусь через открытое акционерное общество "Белорусская ва-лютно-фондовая биржа".

Проведение аукционов Национальным банком. С 1994 г. су­
ществует нормативная база, которая постоянно совершенствуется
и детально регламентирует процесс размещения ценных бумаг
посредством проведения закрытого аукциона и доразмещения,
Для проведения закрытых аукционов по размещению государ­
ственных ценных бумаг Национальный банк Республики Бела­
русь в 1995 г. создал и постоянно совершенствует программно-
технический комплекс по размещению государственных ценных
бумаг и ценных бумаг Национального банкаРеспублики Беларусь,
который интегрирован в платежную и депозитарную системы Рес­
публики Беларусь.

Принцип проведения закрытого аукциона предполагает конку­
ренцию заявок его участников, т.е. участник, выставляя заявку
на покупку ценных бумаг, не знает предложений других участ­
ников. В связи с этим для того, чтобы заявки на приобретение
облигаций, поданные первичными инвесторами на аукцион, были
удовлетворены, их необходимо выставлять с ценовыми условиями»,
наиболее ориентированными на текущую конъюнктуру финан
сового рынка.

Участниками закрытых аукционов и доразмещений, проводи­мых Национальным банком Республики Беларусь, могут быть профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие co-ответствующую лицензию и получившие статус первичных инве­сторов. В Республике Беларусь институт первичных инвесторов


76. Рынок ценных бумаг

был создан в 1994 г. Кандидаты в первичные инвесторы долж­ны иметь стаж работы на рынке ценных бумаг в течение двух лет, предшествующих моменту подачи документов на присвое­ние данного статуса. Статус присваивается Национальным бан­ком Республики Беларусь по согласованию с Министерством фи­нансов Республики Беларусь по результатам рассмотрения соответствующих документов (заявление на присвоение статуса первичного инвестора, анкета кандидата в первичные инвесто­ры по установленной форме, копии доверенностей на всех упол­номоченных представителей первичного инвестора на право со­вершения сделок при размещении облигаций, копии квалификационных аттестатов на всех уполномоченных пред­ставителей первичного инвестора).

В процессе выполнения своих функций первичные инвесторы должны представлять информацию по запросу Министерства финансов Республики Беларусь и Национального банка Респуб­лики Беларусь об объемах и ценах покупки облигаций, инфор­мировать Национальный банк Республики Беларусь обо всех изменениях, внесенных в документы, представленные на при­своение статуса первичного инвестора, в течение трех рабочих дней после их внесения. Кроме того, они должны выполнять требования по минимальной обязательной покупке облигаций на первичном рынке как за свой счет, так и по поручению кли­ентов. Объем обязательств установлен на квартал для банков — первичных инвесторов в размере не менее 6% объема собствен­ного капитала банка по состоянию на первое число месяца, пред­шествующего началу квартала. Первичные инвесторы, не являю­щиеся банками, за тот же период должны приобрести не менее 0,15% объявленного Министерством финансов Республики Бе­ларусь аукционного объема эмиссии за предыдущий квартал.

В случае нарушения указанных требований законодательства Республики Беларусь, регулирующего деятельность с государ­ственными ценными бумагами, аннулирования или приостановки действия лицензии на профессиональную деятельность по цен­ным бумагам, отзыва согласия Национального банка Республики Беларусь на осуществление операций с ценными бумагами у банков — первичных инвесторов Национальный банк Республики


Глава 2. Виды ценных бумаг 77

Беларусь по согласованию с Министерством финансов Респуб­лики Беларусь вправе лишить первичного инвестора данного статуса.

При принятии решения о лишении первичного инвестора ста­туса первичного инвестора учитывается размер портфеля госу­дарственных ценных бумаг первичного инвестора, а также ре­зультаты его работы на рынке государственных ценных бумаг в течение 12 месяцев, предшествующих дате принятия данного решения.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, лишенный статуса первичного инвестора, имеет право повторно подать доку­менты на присвоение статуса первичного инвестора облигаций не ранее чем через шесть месяцев после получения официаль­ного уведомления о лишении его статуса первичного инвестора.

Основаниями для проведения Национальным банком Рес­публики Беларусь аукциона являются:

• наличие между Национальным банком Республики Бела­
русь и Министерством финансов Республики Беларусь договора
о размещении, обслуживании и погашении облигаций;

• наличие приказа Министерства финансов Республики Бе­
ларусь о проведении очередного выпуска облигаций, в котором
устанавливаются основные параметры выпуска;

• наличие глобального сертификата размещаемого выпуска,
содержащего его основные параметры.

К участию в аукционе допускаются первичные инвесторы, заключившие с Национальным банком Республики Беларусь договор на выполнение функций первичного инвестора, открыв­шие счет "депо" в уполномоченном депозитарии и перечислив­шие на временный счет в Национальном банке Республики Бе­ларусь денежные средства в сумме, необходимой для приобретения намеченного количества облигаций. Кроме того, уполномоченный представитель первичного инвестора должен иметь доверенность на право совершения операций с облигациями, квалификацион­ный аттестат.

Заявка, поданная на аукцион по размещению облигаций, мо­жет содержать как конкурентные, так и неконкурентные пред-


_78________________________________________ Рынок ценных бумаг

ложения с указанием цен и объемов покупки облигаций как за счет собственных средств, так и по поручению клиента.

В каждом конкурентном предложении указываются цена, по которой первичный инвестор готов приобрести облигации, коли­чество облигаций и объем покупки согласно заявленной цене. Цены за одну облигацию указываются в процентах от их номи­нальной стоимости с точностью до сотых долей процента.

В неконкурентном предложении указывается сумма денеж­ных средств, которую первичный инвестор готов направить для приобретения облигаций, купонных облигаций по средневзве­шенной цене, сложившейся на аукционе. В заявке может быть указано только одно неконкурентное предложение.

При вводе заявки в программно-технический комплекс осу­ществляется автоматический контроль введенных данных с уче­том установленных параметров выпуска. Если введенная заявка содержит данные, не отвечающие установленным параметрам, она не принимается программно-техническим комплексом.

По итогам ввода заявок формируется сводная ведомость зая­вок, которая подписывается представителем Национального банка Республики Беларусь и передается Министерству финан­сов Республики Беларусь вместе с рекомендацией по ценовым условиям завершения аукциона. Указанное министерство уста­навливает минимальную цену продажи облигаций по конкурен­тным предложениям и средневзвешенную цену продажи облига­ций по неконкурентным предложениям.

Конкурентные предложения участников аукциона удовлет­воряются по заявленным ими ценам, но не ниже минимальной цены продажи, установленной Министерством финансов Респуб­лики Беларусь в поручении об удовлетворении заявок.

В случаях превышения объема конкурентных заявок, подан­ных первичными инвесторами по минимальной цене, установлен­ной Министерством финансов Республики Беларусь, над объе­мом выпуска заявки первичных инвесторов удовлетворяются пропорционально их объему. Неконкурентные предложения удовлетворяются по средневзвешенной цене, установленной Ми­нистерством финансов в поручении об удовлетворении заявок.


Глава 2. Виды ценных бумаг______________________________________ ZH.

После завершения аукциона Национальный банк Республики Беларусь определяет чистое сальдо излишне перечисленных пер­вичным инвестором денежных средств, которые должны быть переведены на счет первичного инвестора с временного счета ц Национальном банке, а также количество облигаций, которые должны быть переведены на счет "депо" первичного инвестора в уполномоченном депозитарии в течение одного рабочего дня после проведения аукциона.

Первичный инвестор обязан перевести облигации на счет, "депо" их владельца не позднее дня, следующего за днем по? ступления облигаций от Национального банка Республики Беларусь.

Денежные средства, не использованные на приобретение об­лигаций в ходе аукциона, первичный инвестор может направить для участия в доразмещении, письменно предупредив об этом Национальный банкРеспублики Беларусь не позднее 10.00 дня, следующего за днем проведения аукциона.

При признании Министерством финансов Республики Бела­русь выпуска несостоявшимся Национальный банк Республики Беларусь информирует об этом инвесторов и перечисляет на счета первичных инвесторов денежные средства, направленные ими на приобретение облигаций.

Проведение аукционов через биржу. Министерство финан­сов Республики Беларусь не позднее чем за один рабочий день до проведения аукциона представляет на биржу официальное извещение, которое доводится до сведения членов секции фон­дового рынка с использованием информационных возможнос­тей торговой системы, а также размещается на официальных интернет-сайтах биржи.

В аукционе могут участвовать только члены секции фондо­
вого рынка. Обязательными условиями их допуска к участию в
аукционе является наличие у них счета "депо" в уполномочен­
ном депозитарии, автоматизированного рабочего места в торго-
иом зале биржи или удаленного торгового терминала, а также
с го регистрация в торговой системе в качестве участника аук­
циона,



Рынок ценных бумаг


 


Участники аукциона могут приобретать государственные цен­ные бумаги на аукционе:

• от своего имени и за свой счет при условии наличия ли­
цензии на осуществление профессиональной и биржевой дея­
тельности по ценным бумагам, включающей дилерскую деятель­
ность или деятельность инвестиционного фонда;

• от своего имени и за счет клиента при условии наличия
специального разрешения (лицензии) на осуществление профес­
сиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, вклю­
чающей брокерскую деятельность, и регистрации клиента в тор­
говой системе;

• от своего имени и в интересах клиента, действуя в каче­
стве доверительного управляющего, при условии наличия ли­
цензии на осуществление профессиональной и биржевой дея­
тельности по ценным бумагам, включающей деятельность по
доверительному управлению ценными бумагами, и регистрации
клиента в торговой системе.

Аукцион проводится в день, указанный в официальном изве­щении Министерства финансов Республики Беларусь, в период с 10.30 до 15.30 и состоит из периода сбора заявок и периода удов­летворения заявок. В течение периода сбора заявок участники аукциона могут вводить в торговую систему конкурентные и неконкурентную заявки.

Каждая конкурентная заявка, подаваемая в торговую систему, должна содержать номер выпуска государственной ценной бу­маги, наименование клиента, если заявка выставляется за счет либо в интересах клиента, количество государственных ценных бумаг, заявленное на покупку, цену за одну облигацию в процен­тах от номинальной стоимости.

Каждая неконкурентная заявка состоит из номера выпуска государственной ценной бумаги, наименования клиента, если заявка выставляется за счет либо в интересах клиента, а также сумму денежных средств, направляемую на покупку облигаций.

Ввод участником заявки в торговую систему возможен только при соблюдении следующих условий:


Глава 2. Виды ценных бумаг______________________________________ 81

• цена, указанная в конкурентной заявке, не ниже началь­
ной (стартовой) цены, если такая цена установлена в официаль­
ном извещении о проведении аукциона;

• сумма денежных средств, необходимая для полного удов­
летворения поданной участником аукциона заявки, не превы­
шает суммы денежных средств, предварительно зарезервирован­
ной им для участия в аукционе;

• общий объем всех неконкурентных заявок, поданных уча­
стником аукциона, не превышает лимита данных заявок, если
такой лимит установлен в официальном извещении о проведе­
нии аукциона.

По окончании периода сбора заявок формируется их сводный реестр. До начала периода удовлетворения заявок Министер­ство финансов Республики Беларусь определяет цену отсечения по конкурентным предложениям и средневзвешенную цену. В период удовлетворения заявок уполномоченный представи­тель Министерства финансов Республики Беларусь подает в тор­говую систему заявку на продажу государственных ценных бу­маг с указанием цены отсечения.

Если спрос на аукционе не превышает объема выпуска госу­дарственных ценных бумаг, то конкурентные заявки удовлетво­ряются по заявленным ценам, но не ниже цены отсечения. В.•том случае удовлетворятся и все неконкурентные заявки по средневзвешенной цене.

В случае превышения спроса со стороны участников аукцио­на над объемом выпуска государственных ценных бумаг заявки удовлетворяются пропорционально их объему.

В 2005 г. Министерство финансов Республики Беларусь про-иоло через биржу 233 аукциона, разместив государственные цен­ные бумаги на общую сумму 1 159,4 млрд белорусских рублей но номинальной стоимости.

Размещение облигаций путем прямой продажи. Министер­ство финансов Республики Беларусь заключает с юридическим мицом договор купли-продажи облигаций. На следующий рабо­чий день после перечисления юридическим лицом на счет ука­панного министерства денежных средств в объеме предполагав-



Рынок ценных бумаг


 


мой покупки облигаций эмитент направляет в Национальный банк Республики Беларусь письмо о необходимости перевода об­лигаций на счет "депо" их владельца и копию договора. Нацио­нальный банк осуществляет перевод облигаций на счет их вла­дельца не позднее рабочего дня, следующего за днем представления Министерством финансов Республики Беларусь письма на перевод данных облигаций.

Учет всех размещенных облигаций производится на счетах депо в депозитариях, определенных Национальным банком Респуб­лики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Рес­публики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь выполняет функции центрального депозитария и осуществляет контроль за учетом находящихся в обращении облигаций.

Министерство финансов Республики Беларусь имеет право досрочного погашения облигаций путем выкупа всего выпуска или его части, может обменять облигации, срок погашения по которым наступил, на облигации других выпусков. Однако ука­занное министерство не имеет права участвовать в обращении облигаций.

Владельцы облигаций обязаны прекратить все сделки с обли­гациями, подать заявки на погашение облигаций или выплату процентного дохода в уполномоченные депозитарии, которые, в свою очередь, представляют Национальному банку Республики Беларусь сводную заявку на погашение облигаций и выплату последнего процентного дохода по облигациям с процентным доходом:

• за один рабочий день до наступления срока их погашения
или даты выплаты процентного дохода, если срок обращения
облигаций не превышает одного месяца (месяц считается рав­
ным 30 дням);

• за три рабочих дня до наступления срока их погашения
или даты выплаты процентного дохода, если срок обращения
облигаций менее одного года (год считается равным 365 дням);

• за пять рабочих дней до наступления срока их погашения
или даты выплаты процентного дохода, если срок обращения
облигаций год и более.


Глава 2. Виды ценных бумаг 83

Национальный банк Республики Беларусь осуществляет рас­четы по погашению облигаций или выплате дохода по ним с депозитариями, осуществляющими учет облигаций, в день наступ­ления срока погашения облигаций или даты выплаты дохода. Депозитарии, осуществляющие учет облигаций, производят рас­четы с инвесторами в течение одного рабочего дня после поступ­ления средств от Национального банка Республики Беларусь.

Собственниками государственных облигаций могут являться п физические лица. В этом случае существуют некоторые осо­бенности в размещении и обращении ценных бумаг.

Во-первых, приобретение физическими лицами облигаций при первичном размещении, операции на вторичном рынке произ-иодятся через банки Республики Беларусь, имеющие лицензию на осуществление профессиональной и биржевой деятельности но ценным бумагам, включающей брокерскую деятельность, лицензию Национального банка Республики Беларусь на при-плечение во вклады средств физических лиц, а также уполномо­ченные осуществлять депозитарный учет данных облигаций, иыплату процентного дохода и их погашение.

Во-вторых, для приобретения облигаций физические лица иаключают с банком договор комиссии или доверительного уп­равления и перечисляют в безналичном порядке со счета бан­ковского вклада, текущего счета, карт-счета, либо вносят денеж-и ые средства наличными.

В-третьих, для зачисления облигаций физические лица должны открыть счет "депо" только в депозитарии банка, с которым зак­лючен договор комиссии либо договор доверительного управле­ния. Право собственности на облигации возникает с момента их млчисления на счет "депо" физического лица в депозитарии банка и подтверждается выпиской с этого счета. Зачисление и списа­ние облигаций по счету "депо" физического лица по совершен­ным сделкам купли-продажи производятся не позднее дня осу­ществления сделки.

В-четвертых, выплата физическим лицам денежных средств от продажи облигаций, а также процентного дохода или номи-нлльной стоимости облигаций при их погашении может произ-нодиться банком наличными.


84 Рынок ценных бумаг




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.