Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципальные ценные бумаги




Основанием для организации выпуска облигаций местных займов областными, городскими и районными Советами депута­тов, исполнительными и распорядительными органами Респуб­лики Беларусь является Положение о порядке выпуска, разме­щения, обращения и погашения облигаций местных займов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.04.1998 г. № 662 [21].

Упомянутым правовым актом введены следующие понятия:

генеральный агент — юридическое лицо, действующее от
имени эмитента и являющееся распорядителем финансовых и
иных средств облигационного займа;

генеральный менеджер — юридическое лицо, действующее
по поручению эмитента и осуществляющее совместно с уполно­
моченным банком разработку программы целевого займа, мар­
кетинг и внесение предложений по эффективному проведению
займа, а также обеспечивающее организационное руководство и
выступающее заказчиком при реализации указанной программы,
выполняющее иные функции;

уполномоченный банк — банк Республики Беларусь, кото­
рому эмитент по договору поручает проводить первичное размеще­
ние и погашение (выкуп) облигаций займа, выполнять расчеты,
связанные с проведением займа, а также осуществлять совместно
с генеральным менеджером разработку программы целевого займа,
маркетинг и внесение предложений по проведению займа;

уполномоченный депозитарий — юридическое лицо, имею­
щее право осуществлять депозитарную деятельность на рынке
ценных бумаг в соответствии с законодательством Республики
Беларусь, действующее на основании договора с генеральным аген­
том и осуществляющее ведение счета "депо" эмитента и начис­
ление доходов по облигациям инвесторам местных займов;

совет целевого займа — орган, осуществляющий коорди­
нацию деятельности участников займа, методологическое и фи­
нансовое управление займом.


Г пава 2. Виды ценных бумаг

Облигации местных займов являются долговыми обязатель­ствами местных Советов депутатов и проводятся в целях привле­чения свободных денежных средств юридических и физических ниц для финансирования затрат, связанных с социально-эконо­мическим развитием регионов.

Указанные ценные бумаги могут выпускаться как на бумаж­ной основе, так и в виде записей на счетах. Облигации могут выпускаться эмитентом путем их открытого или закрытого первичного размещения среди инвесторов.

В зависимости от назначения привлеченных денежных средств могут проводиться общие и целевые местные облигационные шймы. Решение о выпуске облигаций местных займов прини­мают местные Советы депутатов (городские, областные, район­ные) по предложению соответствующих исполнительных коми-i етов. Решением устанавливается цель проведения займа, общий объем его эмиссии, сроки проведения, гарантии по обеспечению погашения облигаций.

Облигации общих местных займов — это долговые обяза­тельства местных Советов по привлечению денежных средств юридических лиц для покрытия временных кассовых разрывов между доходами и расходами местных бюджетов, которые выпус­каются на срок не более одного бюджетного года. Объем эмис­сии таких облигаций определяется суммой денежных средств, необходимых для финансирования временных кассовых разры-нов между доходами и расходами местных бюджетов, и расходов на их выпуск и размещение.

Решения о проведении общих местных облигационных зай­мов принимаются:

• для областей и города Минска — по согласованию с Мини­
стерством финансов Республики Беларусь;

• для городов областного подчинения и районов — по согла­
сованию с вышестоящим органом местного управления.

Для подготовки решения о проведении общих местных обли­гационных займов при эмитенте может создаваться специаль-шш экспертная группа. В функции этой группы входит обосно-ипние необходимости и целесообразности проведения общего



Рынок ценных бумаг


 


местного облигационного займа, организация его проведения, контроль за использованием средств займа и его погашением.

Порядок выпуска, размещения, обращения и погашения об­лигаций общих займов утверждается эмитентом.

Облигации целевых местных займов — это долговые обяза­тельства местных Советов депутатов по привлечению денежных средств физических и юридических лиц для финансирования кон­кретных проектов. Целевые облигации местных займов могут быть краткосрочными и долгосрочными. Объем их эмиссии опреде­ляется суммой денежных средств, необходимых для финансиро­вания конкретных программ социально-экономического разви­тия региона и расходов на организацию и проведение займа.

Порядок выпуска, размещения, обращения и погашения об­лигаций целевых займов утверждается советом данного займа.

Объем эмиссии облигаций целевого местного займа может индексироваться при превышении фактического уровня инфля­ции над расчетным. В пределах общего объема эмиссии данного займа может осуществляться несколько выпусков облигаций. Каждый выпуск облигаций может размещаться по частям [21].

Для проведения экспертизы целесообразности привлечения заемных средств, анализа инвестиционных проектов, осуществ­ления контроля за проведением целевых займов, подготовки предложений по выбору генерального агента, уполномоченного банка и генерального менеджера при местных Советах депута­тов могут создаваться контрольно-экспертные советы местных облигационных займов.

Управление целевым облигационным займом осуществляет совет данного займа. В состав совета входят представители эми­тента, генерального агента, уполномоченного банка, генерального менеджера и других предприятий, организаций и учреждений. Указанный совет координирует мероприятия по реализации целей займа, утверждает его технико-экономические условия, а также положение, регулирующее порядок выпуска, размещения, обращения и погашения облигаций займа и их производных. К его компетенции также относятся регулирование в пределах зарегистрированного выпуска облигаций сроков и объемов при-


 


Глава 2. Виды ценных бумаг

влекаемых средств, утверждение порядка реализации продук­ции, полученной в результате проведения займа, и др.

Облигации местных займов обеспечиваются конкретными доходными статьями местного бюджета, а также материальными, финансовыми и другими активами, находящимися в коммуналь­ной собственности. Гарантами займов могут выступать юриди­ческие лица, независимо от форм собственности.

Эмитент может выпустить облигации местных займов только после их государственной регистрации и присвоения им соот-иотствующего номера. Регистрация может быть произведена только после заверения в республиканском органе государствен­ного управления, осуществляющем контроль и надзор за рын­ком ценных бумаг, краткой информации о проведении откры­той продажи облигаций и проспекта эмиссии.

Заверение краткой информации об открытой продаже обли­гаций, регистрация облигаций и проспекта эмиссии в Департа­мент по ценным бумагам должны быть проведены не позднее ЯО дней с момента подачи заявления с приложением необходи­мых документов.

Текст краткой информации об открытой продаже облигаций с указанием даты его заверения публикуется в средствах массо­вой информации не позднее одного месяца после ее заверения. Внесение изменений или дополнений в опубликованную крат­кую информацию, в проспект эмиссии допускается только после их заверения и регистрации в Департаменте по ценным бума­гам в двухнедельный срок.

Размещение облигаций может осуществляться на аукцион­ной либо безаукционной основе.

Сделки по купле-продаже облигаций местных займов на вто­
ричном рынке с юридическими лицами осуществляются на фон­
довой бирже. Физические лица могут покупать или продавать
гакие ценные бумаги как через биржу, так и уполномоченный
Гшнк, являющийся профессиональным участником рынка цен­
ных бумаг. В последнем случае сделка должна быть зарегист­
рирована на бирже не позднее следующего рабочего дня после
со заключения. '


_94________________________________________ Рынок ценных бумаг

Первый выпуск муниципальных облигаций в Республике Беларусь был проведен в Минске 15.03.1993 г. с целью финанси­рования строительства жилья. Заем состоял из 22 500 облигаций разного номинала на сумму 1 млрд руб. (1,25 млн дол. США) сроком на один год. Инвесторам была предоставлена возмож­ность лотерейного выигрыша права на покупку на выгодных условиях квартиры в Минске. Однако только 41 облигация была продана на Белорусской фондовой бирже, остальные были пере­даны Национальному банку Республики Беларусь в качестве залога по кредиту в 1 млрд руб., который был выплачен за счет продажи на аукционе квартир, предназначенных для лотереи. Таким образом, цель займа — строительство жилья — была ре­ализована не посредством реализации облигаций, а посредством кредита Национального банка [26].

Одной из основных причин такого итога займа явилось от­сутствие на тот момент нормативной правовой базы. Кроме того, в условиях возрастающей инфляции и финансовой нестабиль­ности прогнозирование поведения финансового рынка было зат­руднено. Опыт же эмиссии индексируемых ценных бумаг, до­ходность по которым можно привязать к изменению курса рубля к иностранным валютам или уровня инфляции, отсутствовал. Инфрастуктура рынка ценных бумаг страны только начинала развиваться.

Последующие выпуски были более удачными, хотя и здесь были свои проблемы. Минский облигационный заем 1996 г. (ноябрь) позволил привлечь 485,8 млрд руб., первый брестский — 341 млрд руб. (на 24.12.1999 г.), первый гродненский — 42 млрд руб. (на 24.12.1999 г). С ноября 1999 г. была начато размещение облига­ций второго минского займа, с 2000 г. — первого гомельского. Хотя облигации всех муниципальных займов, проводимых в стране, включались в котировальный лист и были допущены к обраще­нию на бирже в качестве внесписочных ценных бумаг, сделки на бирже были прекращены с облигациями брестского, гроднен­ского и гомельского займов. Причиной тому послужили: по бре­стскому займу — невыполнение Брестским облисполкомом обя­зательств перед инвесторами, по гродненскому — перевод строительства второго дома, возводимого по программе займа, на


 

 


Глава 2. Виды ценных бумаг_____________________________ 95

долевое строительство, по гомельскому — решение совета займа о его приостановке до благоприятных изменений в экономичес­кой ситуации.

В последние пять лет, несмотря на определенные экономичес­кие успехи в стране, развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг, совершенствование механизмов проведения биржевых сделок с ценными бумагами и расчетов по их итогам, существу­ющие льготы по налогообложению доходов от операций с муни­ципальными жилищными облигациями, выпуск целевых и об­щих займов не осуществлялся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.