КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для подготовки к занятиям. 1. Суверенитет покупателя
1. Суверенитет покупателя. 2. Консьюмеризм и его эволюция. 3. Права потребителей, признанные на международном уровне. 4. Законодательство Республики Беларусь о защите прав потребителей.
Краткое содержание темы Основополагающей концепцией маркетинга является теория индивидуального выбора, которая практически реализуется в виде принципа суверенитета покупателя. При принятии маркетинговых решений постоянно приходится делать выбор между интересами организации и удовлетворением нужд и желаний потребителей не в ущерб общественному благосостоянию. Суверенитет покупателя опирается на теорию индивидуального выбора (индивид сам себе выбирает вознаграждение) и означает, что покупатель независим в принятии решения о покупке. Его право на то, что покупать, у кого, где и когда неотъемлемо и должно охраняться государством, которое законодательно определяет ответственность производителя за причиненный ущерб и социальные требования относительно состава, использования и утилизации продукта. Одним из основных принципов рыночной экономики является принцип невмешательства государства в экономику, что предполагает свободную конкуренцию и никем не ограниченный выбор товаров потребителями. В области экономической этики существует несколько концепций взаимоотношения личности и общества: · Утилитаризм; · Справедливость и честность; · Личные права. Консьюмеризм обычно представляют как организованное движение граждан и государственных органов за расширение прав и влияния потребителей на продавцов. Корни консьюмеризма уходят в глубокую древность. В Библии много говорится о нечестных и безответственных дельцах и этичности их поступков. Как общественное движение в защиту прав потребителей консьюмеризм берет свое начало в США с последующим распространением на другие страны. Возрождение консьюмеризма в его нынешнем понимании связывают с речью президента США Дж. Кеннеди в 1962 г., в которой он выдвинул идею закона о правах потребителей. 15 марта 1962 г. он представил Конгрессу послание «Специальное сообщение по защите интересов потребителя», в котором были провозглашены фундаментальные права потребителей: право на безопасность, право быть информированным, право выбирать и право быть услышанным. На их реализацию и защиту ориентированы правительства большинства государств мирового сообщества. Важнейшее положение консьюмеризма – в процессе экономической деятельности права потребителей абсолютны, неприкосновенны и не могут быть переуступлены. Потребители имеют право на гарантию того, что их интересы получат полное понимание при определении государственной политики. Сегодня консьюмеризм распространился на большинство развитых стран в форме различных союзов, деятельность которых порой играет существенную роль в политике правительств. Он представил тремя основными субъектами: 1. Союзы и конфедерации потребителей; 2. Государство, действующее посредством законов и механизмов регулирования; 3. Бизнес, действующий через конкуренцию и саморегулирование в интересах потребителей. Для защиты прав потребителей применяются следующие способы: · Предупреждение (кодексы поведения, требования по предъявлению информации, подтверждение рекламных заявлений); · Возмещение ущерба (денежное возмещение, суд или арбитраж, корректировка судебных исков); · Наказание (изъятие полученной прибыли, штраф, возбуждение судебных исков). В последние десятилетия все больше о себе заявляет инвайроментализм, который Ф. Котлер определяет как организованное движение заинтересованных граждан и государственных учреждений, направленное на защиту и улучшение среды, в которой живут люди. Инвайроменталисты не выступают против маркетинга и потребления, а борются за улучшение качества жизни, под которым подразумевается не только количество и качество потребительских продуктов, но и качество окружающей среды. Они считают, что заботу об охране окружающей среды должны проявлять не только производители, но и потребители. В настоящее время международно признаны семь основных прав потребителей: 1. Право выбора в условиях разнообразия предложения по конкурентным ценам; 2. Право на безопасность товаров; 3. Право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, гарантиях и т. д., помогающее потребителям сделать правильный выбор; 4. Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их использованием; 5. Право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов; 6. Право на получение потребительского просвещения; 7. Право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущего поколений. Белорусское законодательство по защите прав потребителей включает не только нормы, направленные на защиту прав потребителей, т. е. правоохранительные нормы, но и нормы, определяющие права потребителей. Прежде всего, значимые нормы, направленные на охрану прав потребителей, содержатся в Конституции республики Беларусь (право на жизнь, на отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду), Гражданском кодексе, Кодексе об административных правонарушениях (КоАП), Уголовном кодексе и др. Основным нормативно-правовым актом является Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который был принят в 1993 г. с последующими изложениями в новой редакции в 2002 г. и в 2008 г. Основное назначение этого Закона – правовое регулирование отношений, возникающих между потребителями и изготовителями продукции (работ, услуг). Закон «О защите прав потребителей» является своеобразной «конституцией потребителя». Его основные положения должны быть хорошо известны как потребителям, так и производителям, продавцам, государственным контролирующим органам, общественным объединениям потребителей. Основные положения Закона «О защите прав потребителей» являются базой для разработки и принятия других законодательных актов, конкретизирующих его положения применительно к отношениям с участием потребителей. Так, в соответствии с данным Законом приняты законы Республики Беларусь: «О рекламе», «О техническом нормировании и стандартизации», «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» и др. В законе «О защите прав потребителей», принятом в 2008 году, установлены следующие права потребителей: 1. Право на просвещение в области защиты прав потребителей; 2. Право на информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах); 3. Право на свободный выбор товаров (работ, услуг); 4. Право на надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров, надлежащие комплектность и количество; 5. Право на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе компенсацию морального вреда; 6. Право на государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие государственные органы; 7. Право на общественную защиту своих прав; 8. Право на создание общественных объединений потребителей. Что касается покупателей-организаций на рынке средств производства, то их права законодательно защищают Гражданский кодекс Республики Беларусь. Положение о поставках товаров в Республике Беларусь и ряд других документов. Кроме того, в их интересах действуют различные союзы предпринимателей и промышленников. Основным документом является Гражданский кодекс республики. Он регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, договорные и связанные с ними личные неимущественные отношения. В нем установлены: способы защиты прав покупателей, способы обеспечения исполнения обязательств перед ними, порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Основные обязательства перед покупателем в процессе купли-продажи возникают по условиям передачи товара, его количеству, ассортименту, качеству, гарантийному сроку и сроку годности, комплектности, таре и упаковке. В Гражданском кодексе перечислены последствия нарушения этих условий для поставщика и предусмотрены возникающие при этом права покупателя.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |