Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики процесса экспертного познания




ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

 

В содержании деятельности человека как совокуп­ности его действий, направленных на удовлетворение его потребностей, интересов, достижения определенных целей, входят как физические действия, так и слож­ные внутренние психические процессы волевого и по­знавательного характера.

При рассмотрении профессиональной деятельности как совокупности физических действий и психических процессов необходимо исходить из того, что в ней про­является три вида психологических особенностей: во-первых, свойственные любой деятельности человека и проявляющиеся во всех без исключениях профессиях; во-вторых, характерные для конкретного рода деятель­ности, включающей в себя ряд охватываемых им про­фессий, и, наконец, в-третьих, особенности, присущие определенному роду профессии1.

Независимо от рода и вида профессиональная дея­тельность человека отличается целенаправленностью, плановостью, систематичностью2.

1 Яковлев Я.М. Психологическая структура экспертной деятельности Сб. труды ВНИИСЭ, вып. 7 - М., 1973, с 118.

2 Рудик П.А Психология. - М. 1964

Познавательная деятельность человека всегда име­ет целенаправленный характер.

Деятельность судебного эксперта направлена на ре­шение задачи, поставленной перед ним следователем (судом), назначившим экспертизу, которую он выпол­няет путем проведения исследований на основе своих специальных познаний.

Плановость профессиональной деятельности состоит в ее систематичности и последовательности.

Экспертное исследование осуществляется в опреде­ленной последовательности, предусматривая выполне­ние операций, составляющих содержание его этапов.

Систематичность деятельности эксперта проявляется в постоянном выполнении своих обязанностей в силу его профессии.

Рассмотренные общие черты профессиональной де­ятельности судебного эксперта имеют специфические особенности, к которым относятся ее правовой харак­тер, самостоятельность, индивидуальность, личная от­ветственность за результаты.

Экспертная деятельность тесно связана с работой правоохранительных органов, осуществлением право­судия и в связи с этим предполагает обязательным для эксперта владение основами права и воспитание в себе надлежащего правосознания. Таким образом, экспер­тная деятельность имеет правовой характер, который выражается в следующем:

— экспертная деятельность, осуществляемая в про­цессуальной форме, регламентируется соответствующи­ми нормами уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законов, которые также определяют режим использования в судопроизводстве специальных познаний и научно-технических средств;

- целью экспертного исследования является установ­ление доказательственных фактов на основе примене­ния к объекту судебной экспертизы специальных по­знаний;

— эксперт оперирует только представленными ему в рамках процессуального закона материалами;

- доказательственное значение фактов, изложенных в заключении эксперта, оценивается как по существу, так и по процессуальной форме. Отступление от этих требований лишает заключение доказательственного значения.

Правовая природа судебной экспертизы порождает и такие тесно связанные между собой особенности де­ятельности судебного эксперта, как самостоятельность, индивидуальность его труда, личная ответственность за результаты1.

Самостоятельность эксперта означает, что он относи­тельно свободен в выборе методических средств для ре­шения поставленных перед ним вопросов (относитель­ность обусловлена требованием соблюдения правил об­ращения с вещественными доказательствами); он неза­висим в формулировке вывода от своих непосредствен­ных руководителей, лиц, назначивших экспертизу.

Индивидуальность эксперта предполагает личное выполнение исследования и формулирование вывода даже при участии в комиссионной экспертизе.

Эксперт несет личную ответственность за соблюде­ние процедурных норм в своей деятельности, обосно­ванность вывода, результаты своей деятельности.

Эксперт в своей деятельности ограничен рамками своей специализации, которая определяет его компе­тенцию. Такая специализация документально подтвер­ждается свидетельством (лицензией) на право самосто­ятельного производства экспертиз определенного рода и вида. Эксперт связан рамками своей компетенции.

Деятельность эксперта, как правило, осуществляется в условиях специализированного учреждения, носит ла­бораторный характер, что обеспечивает должный науч­ный уровень проводимых исследований.

1 Основы судебной экспертизы, ч. 1. с. 201-202.

Эксперт должен обладать определенными навыками (основными приемами) исследования объектов экспер­тизы. В сочетании с навыками у него должны быть выработаны определенные умения, которые необходи­мы ему в процессе исследования.

Умением в психологии обозначают владение Слож­ной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятель­ности имеющимися у субъекта знаниями и навыками1. Навыки и умения реализуются экспертом благода­ря комплексу психических процессов жизнедеятельно­сти человека, среди которых наибольшее значение имеют восприятие, внимание, память, мышление.

Мыслительная деятельность эксперта включает ре­шение как последовательно, в определенном порядке, возникающих задач (алгоритмические способы реше­ния задач), так и способность находить решение нетра­диционных задач, требующих разработки оригиналь­ных способов их решения (эвристическое мышление). Преобразование и систематизирование знаний, мо­делирование процесса исследования, его осуществле­ние и оценка полученных результатов — все это тре­бует от эксперта развитого экспертного мышления, способности охватить имеющуюся информацию как единое целое, сопоставить с аналогичной, хранящей­ся у него в памяти или отраженной в коллективном опыте, подключить к этой операции свой практичес­кий опыт. Судебный эксперт должен владеть приема­ми анализа и синтеза, уметь отделять существенное от несущественного, воспринимать диалектически яв­ления как целое со всеми его связями и опосредованиями. Он должен обладать развитым эвристичес­ким, наглядно-образным, логическим и критическим мышлением2.

 

1 Общая психология. М., 1986, с 116.

2 Основы судебной экспертизы, ч.1, с. 208

Судебно-экспертная деятельность предъявляет к лицу - ее субъекту - следующие требования, яв­ляющиеся сочетанием психологических, психофизи­ологических свойств и нравственных установок: эру­дированность, наблюдательность, любознательность, тренированная память, интеллектуальная целост­ность, оперативное мышление, развитое воображе­ние, гибкость в оперировании образами, стремление к творческой деятельности, самодисциплина и само­контроль1.

Психологическая структура судебно-экспертной де­ятельности включает ряд компонентов: познаватель­ный, конструктивный, организационный, коммуника­тивный, воспитательный.

Познавательная деятельность. Познание - это не только процесс накопления знаний, мысленная обра­ботка полученной информации для формирования пра­вильного представления об определенных объектах, но и система деятельности, обеспечивающая развитие са­мого процесса познания. Процесс познания, являясь по своей природе объективным, в то же время связан с большим количеством факторов, со своими непосред­ственными задачами и целями2.

Главной задачей познавательной деятельности явля­ется получение достоверного знания, адекватно отра­жающего познаваемый объект. Особенность этого зна­ния заключается в возможности проверки правильно­сти полученных объективных знаний.

Познавательная деятельность осуществляется экс­пертом на основе внешних, объективных и внутренних, субъективных факторов.

1 Ароцкер Л.Е. Некоторые вопросы психологии судебного эксперта // Вопросы суд. психологии. - М., 1971; Сегай М.Я. Актуальные про­блемы психологии экспертной деятельности // Криминалистика и судебная экспертиза. - Киев, 1972, вып. 9.

2 Яковлев Я.М. Цит. произв., с. 124.

К объективным факторам относятся:

- необходимость последовательного (стадийного) ис­следования объектов экспертизы в соответствии с ус­тановленной методикой;

- наличие требующихся в соответствии с методикой приборов и средств исследования;

- полнота представленных материалов и достовер­ность объектов исследования;

- обстановка, условия осуществления деятельности. К субъективным факторам относятся:

- компетентность эксперта;

- внутренняя готовность эксперта к познавательной деятельности, предполагающая концентрацию мысли­тельных процессов на объектах исследования;

- состояние здоровья на момент проведения иссле­дования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.