Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Яковлев Я.М. Цитир. произв., с. 131




Терзиев Н.В. Идентификация и определение родовой (групповой) принадлежности. - М., ВЮИ, 1961.

Глинский Б.А., Грязное B.C., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования. - М., МГУ, 1964, с. 41.Психология. - Минск, 1970, с. 33-34.

2 Психология. Минск, 1970, с. 160.

- проводит наблюдение в соответствии с заранее составленным планом, в котором предусмотрены пос­ледовательность и средства, применяемые при наблю­дении;

- фиксирует результаты наблюдения в виде описа­ний, фотографий и т.п.;

- тщательно анализирует результаты наблюдения. В познавательном процессе эксперта используется и

метод сравнения, который «...осуществляется по все­му ходу исследования, становясь все более и более глу­боким»1.

В психологическом плане процесс сравнения и ус­тановления в результате его тождества или различия включает в себя как развернутое (сукцессивное), так и одномоментное (симультанное) узнавание.

Развернутое узнавание является обязательным пер­воначальным этапом исследования, обеспечивающим его полноту и доказательность вывода о наличии или отсутствии тождества. Аналитический характер тако­го узнавания дает возможность эксперту выделить наи­более существенные признаки сравниваемых объектов, сравнить их и выявить наиболее важные совпадения и различия.

Одномоментное узнавание возникает после того, как эксперт установит и проанализирует общие и особен­ные признаки исследуемых объектов. Поэтому эксперт уже одномоментно (по первому впечатлению) узнает эти объекты по их следам-отображениям (например испол­нителя документа, аналогичного тому документу, ис­полнителя которого он ранее установил в результате развернутого узнавания).

Познавательная деятельность судебного эксперта при производстве каждой конкретной экспертизы под­разделяется на три этапа2.

Первый этап включает в себя познание фактов, не­обходимых для решения поставленной перед экспертом задачи, а именно восприятие поступившей в его распо­ряжение информации об объектах исследования.

На втором этапе проводятся необходимые исследо­вания с целью получения о них дополнительной инфор­мации. На этом этапе познавательная деятельность включает в себя наблюдение, сравнение, эксперимент и описание. Завершается данный этап анализом полу­ченной информации, в процессе которого у эксперта формируется определенное убеждение о значении по­знанных фактов для решения поставленной задачи.

Третий этап - это выводы эксперта, сделанные на основе познанных фактов и сформировавшегося убеж­дения.

Конструктивная деятельность эксперта заключается в планировании им своей работы. В процессе планиро­вания предварительно создается деятельность в пред­ставлениях планирующего, которая позднее осуществ­ляется в реальных действиях1. В планировании, как необходимой предпосылке любой деятельности, уча­ствуют все познавательные психические процессы, в частности восприятие, память, воображение, мышле­ние и т.д.

Конструктивная деятельность эксперта включает в себя планирование:

- содержания предстоящих исследований;

- последовательности и методики исследований;

- необходимых экспериментов2.

Планирование, осуществляемое экспертом в процес­се конструктивной деятельности, может быть подраз­делено на перспективное, текущее и планирование производства конкретной экспертизы.

1 Архангельский И.С. Очерк по психологии труда. - М., 1958.

2 Яковлев Я.М. Цитир. произв., с. 132.

Перспективное планирование осуществляется в рам­ках общего плана экспертного учреждения, в котором работает эксперт.

Текущее планирование осуществляется экспертом с учетом находящихся в его производстве экспертиз и других заданий. Обычно оно охватывает сравнительно небольшой период времени (неделя, месяц).

Планирование производства конкретной экспертизы включает ряд этапов.

Первый этап — ознакомление с постановлением о на­значении экспертизы и установление принципиальной возможности ее выполнения с учетом специализации, компетентности эксперта, достаточности представлен­ных материалов.

На втором этапе эксперт определяет, когда он смо­жет приступить к данной экспертизе, обеспечен ли он необходимыми для ее производства техническими сред­ствами.

На третьем этапе с учетом принятых стадий выпол­нения данной экспертизы и требованиями методики ис­следования данного рода, вида объектов намечается последовательность и характер необходимых исследо­ваний.

Организационная деятельность при производстве экспертиз состоит в организации экспертом своего соб­ственного труда, обеспечении реализации принятых планов и решений. Этот этап важен в связи с тем, что на проведение экспертизы нормативными документа­ми установлены определенные сроки (до 2-х недель), кроме того, в производстве эксперта может быть одно­временно несколько экспертиз и нужно правильно оп­ределить очередность их проведения.

Коммуникативная деятельность. Труд эксперта носит индивидуальный характер, и коммуникативный вид деятельности проявляется у него в меньшей степе­ни, чем, например у следователя, оперативного работ­ника и др. Тем не менее этот вид деятельности экспертов

наиболее отчетливо проявляется при производстве комиссионных или комплексных экспертиз, реализу­ется в сфере их познавательной деятельности и харак­теризуется не только взаимным обменом информаци­ей, но и совместным ее получением в результате необ­ходимых исследований.

Изучение психологической структуры судебно-экс­пертной деятельности является необходимой предпосыл­кой для понимания психологической природы и процес­са формирования внутреннего убеждения эксперта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.