Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучающий и воспитывающий




Констатирующий и формирующий

Лабораторный и естественный

1. Лабораторный эксперимент осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений.

2. Естественный эксперимент для снятия отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях, т.е ребенку предлагается выполнять обычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр.

К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором не вызывают настороженность.

1. Констатирующий эксперимент направлен на установление фактического состояния и уровня те или иных особенностей развития к моменту проведения эксперимента.

2. Формирующий эксперимент направлен на активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезе) в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания.

1. Обучающий направлен на обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям.

2. Воспитывающий направлен на формирование тех или иных качеств личности.

3. Условия организации эксперимента

1. Предварительная постановка цели эксперимента и выбор объекта.

2. Тщательная разработка методики проведения эксперимента. Подбор материала.

3. Подготовка условий для эксперимента.

4. Составление инструкции и описание процедуры проведения эксперимента.

5. Установление доверительных отношений с испытуемым.

6. Реагировать на удачи и неудачи ребенка сдержанно

7. Темп проведения исследования должен соответствовать индивидуально – психологическим особенностям ребенка.

8. Определение времени и длительности проведения эксперимента в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей и режимом детского сада.

9. Продумать размещение ребенка (рядом с собой, спиной к окну).

10. Нельзя вносить изменения в стандартную процедуру эксперимента.

11. Разделить функции экспериментатора и протоколиста.

12. Результаты и ход эксперимента фиксируются разными способами.

 

Методы исследования условно длятся на две группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические (основанные на опыте) методы включают: анализ учебной документации; педагогическое наблюдение; опросы (интервью, анкетирование); тестирование; обобщение опыта; и др.

Теоретические методы включают: историко-генетический анализ; моделирование, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, систематизацию, синтез, аналогию и др.

5. Особенности применения эмпирических методов исследования

Характеристика наблюдения как метода исследования

НАБЛЮДЕНИЕ - это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

В педагогической и психологической литературе описываются следующие виды наблюдений.

 

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ И проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом.   ОПОСРЕДОВАНHОЕ   используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми = сообщения воспитателя = магнито-кино-видео записи.
ОТКРЫТОЕ /ЯВНОЕ/ наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц =. поведение ребёнка, знающего, что за ним наблюдают, меняется = важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась СКРЫТНОЕ наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении. = использование скрытых камер и т.д.
ВКЛЮЧЕННОЕ/ПРИЧАСТНОЕ/ наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы. НЕ ВКЛЮЧЕННОЕ /НЕ ПРИЧАСТНОЕ/ исследователь ведет наблюдение извне.
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ /сплошное/ Регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявления деятельности ребёнка. = дневники родителей = дневники педагогов НЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ /выборочное/ наблюдается какой-либо один процесс, какое либо одно явление. = навыки общения воспитателя с ребёнком = речь ребёнка
ДОЛГОВРЕМЕННОЕ Наблюдение при изучении развития детей в течение нескольких лет КРАТКОВРЕМЕННОЕ Разные варианты: а/ наблюдение деятельности ребёнка в определенное время, в течение одного часа... б/ наблюдение для замера интервалов времени, частотности событий и т.д.
КАУЗАЛЬНОЕ /причинное/ наблюдение отдельных случаев, которые имеют интерес. наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем. = наблюдение за возбудимым ребёнком. ЭПИЗОДИЧЕСКОЕ Фиксируются отдельные факты поведения, например, типичные для данного ребёнка.
ВНЕШНЕЕ /наблюдение со стороны/ Способ сбора данных о другом человеке путем наблюдения за ним со стороны. ВНУТРЕННЕЕ /самонаблюдение/ Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями.

 

Приведенная выше классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения, оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.

Условия проведения наблюдения:

1/ Перед любым наблюдением формулируется цель: какой процесс или явление будет изучаться, например, сформированность культурно-гигиенических навыков.

2/ В зависимости от цели исследования выбирается объект /испытуемый соответствующего пола и возраста/ и ситуации, в которых будет осуществляться наблюдение: /например, в режимных процессах - при приеме пищи, умывании, одевании и раздевании/

3/ При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни испытуемых, для этого следует предварительно познакомиться с группой детей, адаптироваться в их среде ними за 2-3 дня, чтобы не быть для них посторонним человеком. Тогда испытуемые ведут себя раскованно и естественно.

4/ С той же целью сохранить естественные условия исследователь не вмешивается в деятельность испытуемого, который не знает, что за ним наблюдают.

5/ Для получения дополнительной информации об испытуемом важно побеседовать с людьми, которые хорошо знают испытуемого, после того, как будет проведено наблюдение и сделана первичная обработка полученного материала.

Нужно помнить, что социальные стереотипы могут повлиять на объективность фиксации и обработки данных. Коли в отношении испытуемого сформировалась положительная установка, то исследователь может не заметить негативных психических проявлений, а если и зафиксирует их, то, скорее всего, объяснит как случайное. И, наоборот, при отрицательной установке исследователь может не заметить положительные стороны, а сконцентрировать внимание на отрицательных психических фактах и при интерпретации данных объяснить их как закономерные и постоянные.

6/ Наблюдение даёт объективные данные, если оно проводится последовательно и систематично, т.е. за испытуемым наблюдают не меньше 2-3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем, что наблюдаемые факты не отделены, от многих попутных явлении, важно выявить существенное в наблюдаемом, отделить случайность от закономерности.

7/ Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных. Следует производить "фотографическую запись всех фактов в протоколе, не искажая и не изменяя их.

Обратите внимание на протоколы наблюдений, внимательно прочтите их и проанализируйте. При анализе определите:

1/ что фиксируется;

2/ как фиксируется, /с.9 Урунтаева/

Протокольная запись дословно фиксирует все высказывания в прямой / не косвенной!/ речи без исправления ошибок, указывается также интонация, сила голоса. В протоколе отмечают высказывания взрослых и сверстников, контактирующих с ребёнком. Кроме речи, направленное к ребёнку, в протоколе отражают действия и эмоции окружающих, вызывающие его реакцию. Таким образом; наблюдения фиксируют целостную ситуацию, в которую включен испытуемый.

Группы проявлений, которые фиксируются в дневнике:

- речь /высказывания - наблюдаемого взрослым, сверстникам/

интонация, сила голоса, словесные реакции

- мимика, пантомимика

- поведение /действия, поступки/

- деятельность

Протоколирование может осуществляться с помощью условных значков, стенографирования, а также может осуществляться магнитофонная запись, фото-, кино-видео регистрация.

ОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА НАБЛЮДЕНИЯ ВЫГЛЯДИТ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

№ п/п! Содержание Процедуры
  Определить задачу и цель наблюдения Для чего с какой целью?
  Выбрать объект, предмет и ситуацию. продумать план, систему категорий Что наблюдать?
  Выбрать способ наблюдения - менее влияющий на исследуемый объект - наиболее эффективный Как наблюдать?
  Выбрать способ регистрации Как вести запись?
  Полученную информацию обработать и объяснить Каков результат?

 

Анкетирование – метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет.

Анкета – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам: (Краткий словарь по социологии Халитизда).

Опросный лист представляет из себя систему вопросов, направленных на выявление количественно – качественных характеристик предмета исследования.

Все вопросы анкет можно классифицировать по разным основаниям.

Классификация вопросов анкет.

По содержанию:

1. Вопросы о фактах сознания выявляют:

- мнения родителей;

- пожелания;

- ожидания;

- планы на будущее и т.п.

2. Вопросы о фактах поведения выявляют:

- поступки;

- действия;

- результаты деятельности.

3. Вопросы о личности выявляют:

- пол;

- возраст;

- образование и др.

По функциям:

1. Основные вопросы. Сбор информации о содержании исследуемого явления.

Например: «Читаете ли Вы журнал «Дошкольное воспитание?»

- всегда;

- иногда;

- никогда.

2. Неосновныевопросы:

а) Вопросы – фильтры; уточняют ответ на основной вопрос.

На выявление адресата основного вопроса.

Например: «Знакомы ли Вы с последним номером журнала»,

б) Косвенные вопросы.

На проверку искренности ответа.

Например: «Какие из материалов последнего номера журнала Вы считаете очень

Важными?»

По форме:

1. Открытые.

Ответ дается в свободной форме (зависит от компетенции отвечающего).

«Охарактеризуйте детей, которые любят конструировать»

Можно основной вопрос сопровождать вопросом о мотивах высказывания:

- почему именно так?

2. Закрытые.

На вопрос дается полный набор вариантов ответов.

а)Альтернативные вопросы. Выбирается один вариант ответа.

Например: «Занимаетесь ли Вы спортом?»:

- регулярно;

- иногда;

- никогда.

б) Неальтернативные вопросы. Можно выбрать несколько вариантов ответов.

Например: «Какие черты Вам больше всего нравятся в Вашем ребенке?»

- организованность;

- честность;

- оптимизм;

- какие ещё?

А также по форме:

1. Прямыевопросы:

В содержание вопроса включено то, что интересует исследователя.

Например: «Каков современный ребенок?», «Насколько Вы удовлетворены работой в д/с?»

- вполне удовлетворен;

- скорее да, чем нет;

- скорее нет, чем да;

- нет;

- не знаю.

«Нравится ли Вам профессия воспитателя?» Да, нет, не знаю.

2. Косвенные вопросы.

В содержание вопроса включается воображаемая ситуация, цель вопроса от испытуемого

скрыта.

Например: «Что думают ваши знакомые о современных детях?»

Предположим, что ваш знакомый занят выбором специальности, посоветовал ли ты ему свою специальность?

- да;

- нет;

- не знаю.

«Согласны ли Вы с утверждением, что профессия воспитателя одна из лучших?»

- да;

- нет;

- не знаю.

Кроме того необходимо охарактеризовать ещё один вид специально выделенных вопросов. Это

 

Ш К А Л И Р О В А Н Н Ы Е В О П Р О С Ы

Отвечающий лишь выбирает один из представленных ему четко сформулированных ответов.

Например: «Какие мотивационные средства в руководстве дошкольниками Вы считаете эффективными?»

№ п/п Мотивационные средства Очень эффект. Достат. эффект. Мало эффект.
1. Поручение ответственных заданий.      
2. Требование самостоятельности в выполнении заданий.      
3. Советы по выполнению задания.      
4. Указание на определенные возможности и способности ребенка.      
5. Знакомство с работами других детей.      
6. Популяризация успехов отдельных детей.      
7. Общественная похвала.      
8. Собственный пример взрослого.      
9. Другие средства (какие?).      

 

В вопросах анкеты могут быть использованы разные шкалы ответов.

Например: «Трудно ли Вам заговаривать с незнакомыми?»

 

01 Да   02 Нет
01 Очень трудно 02Достаточно трудно 03Не очень трудно 04Не очень легко 05Достаточно легко 06Очень легко 07Не могу сказать    
01Да 02Скорее да, чем нет 03Скорее нет, чем да 04Нет

 

Вопросы могут быть сконструированы в виде поперечных профилей.

Например: «Как Вы относитесь к новациям в воспитании детей?»

 

1. Проявляю очень большой интерес. 5 4 3 2 1 0 Совсем не проявляю никакого интереса.  
2. Очень стараюсь их применять в своей работе.   5 4 3 2 1 0 Совсем не применяю.
3. Очень стараюсь сам предложить новые формы работы.   5 4 3 2 1 0 Совсем не предлагаю.

 

Например: «Оцените качества характера Вашего товарища».

 

1. Настойчивый 5 4 3 2 1 Ненастойчивый
2. Самостоятельный 5 4 3 2 1 Несамостоятельный
3. Аккуратный 5 4 3 2 1 Небрежный
4. Организованный 5 4 3 2 1 Неорганизованный
5. Трудолюбивый 5 4 3 2 1 Ленивый
6. Ответственный 5 4 3 2 1 Безответственный
7. Принципиальный 5 4 3 2 1 Беспринципный
8. Правдивый 5 4 3 2 1 Лицемерный
9. Спокойный 5 4 3 2 1 Беспокойный

 

Некоторые вопросы могут быть оформлены в виде рисунков.

Иллюстрации могут выполнять психо - физиологические функции: снимать утомление, переключать внимание – опрашиваемого на новую тему, пояснять содержание вопроса.

Вопросы о непосредственно социальном окружении опрашиваемого – о коллективе, семье, круге общения могут быть изображены в виде концентрических окружностей.

 

Вопросы можно сопроводить двумя колонками ответов, составленных на основе принципа противоположности.

 

Например: «Что Вам нравится или не нравится в Вашей будущей специальности?».

 

А) Что мне нравится: Б) Что мне не нравится:
а – возможность учить, воспитывать а – необходимость учить, воспитывать
б – общественное значение труда б – низкая общественная оценка труда
в – разнообразная деятельность в – однообразная деятельность

 

«Что Вам нравится и что не нравится на родительских собраниях в детском саду?

 

А) Что мне нравится: Б) Что мне не нравится:
а – возможность получать конкретные советы а – не дается конкретных советов
б – возможность творческого обмена опытом б – нет суждений опыта родителей

 

Вопросы могут быть ориентированы на анализ специфических ситуаций.

Например: «Опишите ситуацию, в которой Вы принимали участие, исход её».

а – самую трудную и легкую ситуацию.

б - самую эффективную и наименее эффективную.

 

С помощью предлагаемых ситуаций может быть выявлено отношение к какой – либо деятельности.

 

Например: «Выберите одно из приведенных ниже суждений в наибольшей степени отражающих Ваше отношение к профессии».

А – Хороша любая работа, если она хорошо организована.

Б – Хороша лишь та работа, которая оплачивается.

В – Главная ценность труда в его общественной полезности.

Г – Хороша та работа, где чувствуется поддержка работающих с тобой товарищей.

Д – При несогласии с суждениями выскажите свое (Какое?).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.