КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обучающий и воспитывающий
Констатирующий и формирующий Лабораторный и естественный 1. Лабораторный эксперимент осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений. 2. Естественный эксперимент для снятия отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях, т.е ребенку предлагается выполнять обычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором не вызывают настороженность. 1. Констатирующий эксперимент направлен на установление фактического состояния и уровня те или иных особенностей развития к моменту проведения эксперимента. 2. Формирующий эксперимент направлен на активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезе) в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания. 1. Обучающий направлен на обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям. 2. Воспитывающий направлен на формирование тех или иных качеств личности. 3. Условия организации эксперимента 1. Предварительная постановка цели эксперимента и выбор объекта. 2. Тщательная разработка методики проведения эксперимента. Подбор материала. 3. Подготовка условий для эксперимента. 4. Составление инструкции и описание процедуры проведения эксперимента. 5. Установление доверительных отношений с испытуемым. 6. Реагировать на удачи и неудачи ребенка сдержанно 7. Темп проведения исследования должен соответствовать индивидуально – психологическим особенностям ребенка.
8. Определение времени и длительности проведения эксперимента в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей и режимом детского сада. 9. Продумать размещение ребенка (рядом с собой, спиной к окну). 10. Нельзя вносить изменения в стандартную процедуру эксперимента. 11. Разделить функции экспериментатора и протоколиста. 12. Результаты и ход эксперимента фиксируются разными способами.
Методы исследования условно длятся на две группы: эмпирические и теоретические. Эмпирические (основанные на опыте) методы включают: анализ учебной документации; педагогическое наблюдение; опросы (интервью, анкетирование); тестирование; обобщение опыта; и др. Теоретические методы включают: историко-генетический анализ; моделирование, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, систематизацию, синтез, аналогию и др. 5. Особенности применения эмпирических методов исследования Характеристика наблюдения как метода исследования НАБЛЮДЕНИЕ - это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В педагогической и психологической литературе описываются следующие виды наблюдений.
Приведенная выше классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения, оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты. Условия проведения наблюдения: 1/ Перед любым наблюдением формулируется цель: какой процесс или явление будет изучаться, например, сформированность культурно-гигиенических навыков. 2/ В зависимости от цели исследования выбирается объект /испытуемый соответствующего пола и возраста/ и ситуации, в которых будет осуществляться наблюдение: /например, в режимных процессах - при приеме пищи, умывании, одевании и раздевании/ 3/ При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни испытуемых, для этого следует предварительно познакомиться с группой детей, адаптироваться в их среде ними за 2-3 дня, чтобы не быть для них посторонним человеком. Тогда испытуемые ведут себя раскованно и естественно.
4/ С той же целью сохранить естественные условия исследователь не вмешивается в деятельность испытуемого, который не знает, что за ним наблюдают. 5/ Для получения дополнительной информации об испытуемом важно побеседовать с людьми, которые хорошо знают испытуемого, после того, как будет проведено наблюдение и сделана первичная обработка полученного материала. Нужно помнить, что социальные стереотипы могут повлиять на объективность фиксации и обработки данных. Коли в отношении испытуемого сформировалась положительная установка, то исследователь может не заметить негативных психических проявлений, а если и зафиксирует их, то, скорее всего, объяснит как случайное. И, наоборот, при отрицательной установке исследователь может не заметить положительные стороны, а сконцентрировать внимание на отрицательных психических фактах и при интерпретации данных объяснить их как закономерные и постоянные. 6/ Наблюдение даёт объективные данные, если оно проводится последовательно и систематично, т.е. за испытуемым наблюдают не меньше 2-3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем, что наблюдаемые факты не отделены, от многих попутных явлении, важно выявить существенное в наблюдаемом, отделить случайность от закономерности. 7/ Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных. Следует производить "фотографическую запись всех фактов в протоколе, не искажая и не изменяя их. Обратите внимание на протоколы наблюдений, внимательно прочтите их и проанализируйте. При анализе определите: 1/ что фиксируется; 2/ как фиксируется, /с.9 Урунтаева/ Протокольная запись дословно фиксирует все высказывания в прямой / не косвенной!/ речи без исправления ошибок, указывается также интонация, сила голоса. В протоколе отмечают высказывания взрослых и сверстников, контактирующих с ребёнком. Кроме речи, направленное к ребёнку, в протоколе отражают действия и эмоции окружающих, вызывающие его реакцию. Таким образом; наблюдения фиксируют целостную ситуацию, в которую включен испытуемый.
Группы проявлений, которые фиксируются в дневнике: - речь /высказывания - наблюдаемого взрослым, сверстникам/ интонация, сила голоса, словесные реакции - мимика, пантомимика - поведение /действия, поступки/ - деятельность Протоколирование может осуществляться с помощью условных значков, стенографирования, а также может осуществляться магнитофонная запись, фото-, кино-видео регистрация. ОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА НАБЛЮДЕНИЯ ВЫГЛЯДИТ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
Анкетирование – метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет. Анкета – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам: (Краткий словарь по социологии Халитизда). Опросный лист представляет из себя систему вопросов, направленных на выявление количественно – качественных характеристик предмета исследования. Все вопросы анкет можно классифицировать по разным основаниям. Классификация вопросов анкет. По содержанию: 1. Вопросы о фактах сознания выявляют: - мнения родителей; - пожелания; - ожидания; - планы на будущее и т.п. 2. Вопросы о фактах поведения выявляют: - поступки; - действия; - результаты деятельности. 3. Вопросы о личности выявляют: - пол; - возраст; - образование и др. По функциям: 1. Основные вопросы. Сбор информации о содержании исследуемого явления. Например: «Читаете ли Вы журнал «Дошкольное воспитание?» - всегда; - иногда; - никогда. 2. Неосновныевопросы: а) Вопросы – фильтры; уточняют ответ на основной вопрос. На выявление адресата основного вопроса. Например: «Знакомы ли Вы с последним номером журнала», б) Косвенные вопросы. На проверку искренности ответа. Например: «Какие из материалов последнего номера журнала Вы считаете очень Важными?» По форме: 1. Открытые. Ответ дается в свободной форме (зависит от компетенции отвечающего). «Охарактеризуйте детей, которые любят конструировать» Можно основной вопрос сопровождать вопросом о мотивах высказывания: - почему именно так? 2. Закрытые. На вопрос дается полный набор вариантов ответов. а)Альтернативные вопросы. Выбирается один вариант ответа. Например: «Занимаетесь ли Вы спортом?»: - регулярно; - иногда; - никогда. б) Неальтернативные вопросы. Можно выбрать несколько вариантов ответов. Например: «Какие черты Вам больше всего нравятся в Вашем ребенке?» - организованность; - честность; - оптимизм; - какие ещё? А также по форме: 1. Прямыевопросы: В содержание вопроса включено то, что интересует исследователя. Например: «Каков современный ребенок?», «Насколько Вы удовлетворены работой в д/с?» - вполне удовлетворен; - скорее да, чем нет; - скорее нет, чем да; - нет; - не знаю. «Нравится ли Вам профессия воспитателя?» Да, нет, не знаю. 2. Косвенные вопросы. В содержание вопроса включается воображаемая ситуация, цель вопроса от испытуемого скрыта. Например: «Что думают ваши знакомые о современных детях?» Предположим, что ваш знакомый занят выбором специальности, посоветовал ли ты ему свою специальность? - да; - нет; - не знаю. «Согласны ли Вы с утверждением, что профессия воспитателя одна из лучших?» - да; - нет; - не знаю. Кроме того необходимо охарактеризовать ещё один вид специально выделенных вопросов. Это
Отвечающий лишь выбирает один из представленных ему четко сформулированных ответов. Например: «Какие мотивационные средства в руководстве дошкольниками Вы считаете эффективными?»
В вопросах анкеты могут быть использованы разные шкалы ответов. Например: «Трудно ли Вам заговаривать с незнакомыми?»
Вопросы могут быть сконструированы в виде поперечных профилей. Например: «Как Вы относитесь к новациям в воспитании детей?»
Например: «Оцените качества характера Вашего товарища».
Некоторые вопросы могут быть оформлены в виде рисунков. Иллюстрации могут выполнять психо - физиологические функции: снимать утомление, переключать внимание – опрашиваемого на новую тему, пояснять содержание вопроса. Вопросы о непосредственно социальном окружении опрашиваемого – о коллективе, семье, круге общения могут быть изображены в виде концентрических окружностей.
Вопросы можно сопроводить двумя колонками ответов, составленных на основе принципа противоположности.
Например: «Что Вам нравится или не нравится в Вашей будущей специальности?».
«Что Вам нравится и что не нравится на родительских собраниях в детском саду?
Вопросы могут быть ориентированы на анализ специфических ситуаций. Например: «Опишите ситуацию, в которой Вы принимали участие, исход её». а – самую трудную и легкую ситуацию. б - самую эффективную и наименее эффективную.
С помощью предлагаемых ситуаций может быть выявлено отношение к какой – либо деятельности.
Например: «Выберите одно из приведенных ниже суждений в наибольшей степени отражающих Ваше отношение к профессии». А – Хороша любая работа, если она хорошо организована. Б – Хороша лишь та работа, которая оплачивается. В – Главная ценность труда в его общественной полезности. Г – Хороша та работа, где чувствуется поддержка работающих с тобой товарищей. Д – При несогласии с суждениями выскажите свое (Какое?).
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |