Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социометрия. 1. Особенности социометрии как метода исследования




1. Особенности социометрии как метода исследования

СОЦИОМЕТРИЯ («Социальное измерение») – способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы, разработанной Дж. Морено. (Психологический словарь. М., 1988, с.851).

СОЦИОМЕТРИЯ является средством получения данных о том, как члены социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий – антипатий.

Основным методологическим средством социометрии является так называемый социометрический тест (тест социометрического выбора). Он составляется из вопросов (критериев выбора) адресованных каждому члену конкретной социальной группы.

Каждого члена группы в индивидуальном порядке просят назвать тех товарищей, с которыми он предпочел бы (или, напротив, не захотел) участвовать в определенной деятельности.

«Кого из группы можно было бы избрать в качестве партнера?»

в разных ситуациях:

- проведения свободного времени;

- соседство по занятиям;

- игровой, спортивной, трудовой команде и т.д.

Разные вопросы (критерии выбора) определяют разные основания эмоциональных связей. В схеме перечислены основные правила построения и проведения теста.

Основные правила проведения теста
1. Установить доверительные отношения с группой. 2. Объяснить цели проведения социометрического теста. 3. Подчеркнуть важность и значение самостоятельности и секретности при ответах. 4. Гарантировать сохранение тайны ответов. 5. Проверить правильность и однозначность понимания вопросов, включенных в тест. 6. Показать точно и ясно технику записей ответов.  

 

В зависимости от возрастного состава групп и специфики исследовательских задач, применяются разнообразные варианты самих процедур:

- В виде экспериментальной игры «Секрет»;

- «Выбор в действии», «Поздравь товарища» и т.д.

 

ПОЗДРАВЬ ТОВАРИЩА. На каждого участника эксперимента заготавливаются три красивые открытки и конверт, которые раскладываются на столах в групповой комнате. Дети по одному входят в комнату. Воспитатель (экспериментатор) говорит ребенку: «Мы играем в игру. Эти открытки положи (по одной) в конверты тех детей, которых ты хочешь поздравить с праздником. Класть открытку в свой конверт нельзя».

Как только ребенок разложит открытки по конвертам, ему задают вопрос: «Как ты думаешь, кто тебе положит открытки?».

Во время проведения эксперимента фиксируются слова и все реакции ребенка.

Затем подсчитывается количество открыток, полученных каждым ребенком, число взаимных выборов, число выборов, которое ожидает ребенок, совпадение ожидавшихся им и полученных выборов.

На основе полученных данных делается вывод о положении каждого ребенка в среде сверстников.

2. Наглядные средства социометрии

ДЛЯ ПРИДАНИЯ социометрическим данным НАГЛЯДНОСТИ используются матрицы (неупорядоченная и упорядоченная), социограмма.

Порядок составления неупорядоченной матрицы.

1. Члены группы обозначаются буквами алфавита или порядковыми числами, которые расставляют в вертикали (кто выбирает) и горизонтали (кого выбирают).

Проводится диагональ, которая перечеркивает те квадраты, где выбирающий мог бы отметить себя. Эта альтернатива исключается.

2. В рядах знаком «+» отмечаются позитивные выборы, которые сделали данные индивиды, знаком «-«обозначаются выборы негативные.

Взаимные выборы обводятся кружками. Можно выделить первые и последующие выборы.

3. По краям матрицы делается соответствующее суммирование: количество положительных выборов, негативных, взаимных, произведенных.

В упорядоченной матрице взаимные выборы сосредотачиваются по главной диагонали так, чтобы было видно, какие индивиды по результатам своих выборов образуют внутренние интегративные группы.

При составлении упорядоченной матрицы из неупорядоченной выбирают любое лицо, имеющее взаимный выбор. Его порядковый номер и фамилию заносят в первую строку матрицы. Этот же номер проставляют в первой клетке сверху. Затем из первой матрицы выбирают тех, кто находится во взаимном выборе с занесенным в I-ю строку. Его порядковый номер и фамилию записывают во 2-ю строку. Этот же номер заносится сверху во 2-ю колонку. В соответствующие клетки матрицы записывают знак «+». И так далее.

Того, кто не имеет взаимного выбора, записывают в конце матрицы.

Данные, содержащиеся в матрице можно изобразить графически, создав социограмму. Она может иметь несколько вариантов.

Социограмма – специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов и отклонений, ожидаемых выборов и отклонений, сделанных в ходе исследования, проведенного с помощью социометрической методики.

Социограмма может иметь несколько вариантов. Вот некоторые из них:

1. Мишень. Совокупность концентрических окружностей, внутри которых размещаются члены исследуемой группы, в соответствии с числом полученных выборов. Мужчины и женщины отмечаются разными знаками. Стрелка указывает на направленность выборов (отклонений).

2. Группировка. Относительно произвольное, не имеющее системы координат плоскостное изображение., на котором представлены группировки, существующие внутри исследуемой группы и связи между ними. Расстояние между индивидами соответствует близости их выборов.

3. Индивидуальная. Произвольно выбранный член группы (например Петя) изображается отдельно от других и вокруг него (по окружности) располагаются те члены группы, с которыми он оказался так или иначе связанным.

Характер существующих связей обозначается условными знаками.

Для характеристики социальных отношений индивида важно знать не только то, сколько членов группы, кого конкретно индивид выбирает или сколькими и кем он выбран. Необходимо знать так же то, в какой мере он способен определить (почувствовать, предположить), кто выберет его или же кто кого в группе выбирает. В соответствие с этим Я.И. Коломинский ввел две новые категории – социальнопсихологический рефлексипсихологическая рефлексия.

Число выборов, полученных каждым индивидом характеризует его положение в системе личностных отношений (социометрический статус).

 

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС Сумма выборов, полученном индивидом
Количество членов группы - 1

 

Анализ продуктов деятельности как метод наследования широко применяется в педагогическом исследовании. Что можно анализировать?

1.Документацию, характеризующую учебно-воспитательный процесс. ИСТОЧНИКИ информации:

- планы специалистов,

- книги протоколов собраний и заседаний,

- сетка занятий,

- правила внутреннего распорядка,

- конспекты НОД, других видов деятельности и. т.д.

В этих документах содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные связи, зависимости между изучаемыми явлениями.

Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между тем, как составлена сетка НОД и работоспособностью.

2. Изучение продуктов деятельности воспитанников.

- результаты изобразительного творчества: рисунки, работы по

аппликации, лепке, поделки,

- продукты музыкальной деятельности: исполнительство и творчество

в песне, танце, игре на музыкальных инструментах,

- результаты речевого творчества: сказки, пересказ, стихи;

- результаты технического творчества и т.д.

Данный анализ позволяет изучить индивидуальные особенности детей наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и др. качества, мотивы деятельности.

Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий:

1.Предварительно четко формулируют цель исследования, например, изучить отношение детей к взрослым и сверстникам, проявляющееся в их рисунках.

2.В соответствии с целью исследования выбирают испытуемых.

З.Для всех детей изучаемой группы создают одинаковые условия, т.е. одинаковый материал, инструмент и т.д.

4. При получении продукта поддерживают естественные условия. В процессе создания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на него.

5.В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса

создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций.

6. В случае необходимости следует разработать и заучить наизусть вопросы к испытуемому для беседы о полученном продукте, например, о том как он оценивает свой рисунок и почему. Тогда анализ продуктов деятельности соединяется с беседой.

7. Критерий опенки полученного продукта деятельности разрабатываются в соответствии с поставленной целью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.