КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимодействие ведомых колес с почвой
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДВИЖИТЕЛЯ С ПОЧВОЙ
Сам по себе подвод мощности, крутящего момента и частоты вращения от двигателя через трансмиссию еще не достаточен для движения трактора и выполнения им какой-либо работы. Движение трактора возникает в результате взаимодействия движителя с почвой. Причем при взаимодействии ведущих и ведомых колес происходят различные процессы. Ведомые колеса являются пассивными, к ним не подводится крутящий момент. В отличие от них к ведущим колесам крутящий момент подводится и их называют активными колесами. Поэтому целесообразно рассмотреть отдельно взаимодействие ведомых и ведущих колес с почвой.
Возможны четыре случая качения ведомых колес по дороге: качение недеформируемого (например, металлического) колеса по деформируемой дороге, качение деформируемого колеса по недеформируемой (например, бетонной) дороге, качение деформируемого колеса по деформируемой дороге, качение недеформируемого колеса по недеформируемой дороге. Рассмотрим качение недеформируемого ведомого колеса по деформируемой дороге (рис. 93). Gn - вес трактора, приходящийся на одно ведомое колесо; Fn - толкающая сила, действующая на ось ведомого колеса со стороны остова трактора. Будучи прижатым к дороге силой G,,, ведомое колесо внедряется на какую-то глубину в почву и образует колею глубиной h. В каждой точке на длине дуги 1-2 контакта колеса с почвой возникают две реакции почвы на колесо: радиальная (по радиусу к центру О колеса) и тангенциальная (по касательной к окружности колеса в данной точке). Сложив между собой указанные реакции, получают две реакции R и Т, точка приложения которых находится примерно посредине дуги 1-2. Сложив реакции R и Г между собой по правилу параллелограмма, получим результирующую реакцию Rpi!l, которую в свою очередь можно разложить на вертикальную Yn и горизонтальную Х„ реакции. Реакцию У„ называют нормальной реакцией почвы на ведомое колесо, по величине она равна весу G,,. Заметим, что реакция Ym на плече а„ относительно оси колеса, создает момент сопротивления качению Mfn ведомого колеса, который уравновешивается другим моментом Хп ■ г„, т.е.: Рис. 93. Взаимодействие недеформируемого ведомою колеса с деформируемой дорогой Горизонтальная составляющая Хn результирующей реакции почвы на колесо есть не что иное, как сила сопротивления качению ведомого колеса. Из предыдущей (9) находят эту силу: Таким образом, при взаимодействии ведомого колеса с почвой возникает сила сопротивления движению (качению) ведомого колеса, величина которой пропорциональна весу G,, и параметру, получившему название коэффициента сопротивления качению ведомого колеса
Для всего же трактора сила сопротивления движению (качению) будет где f- коэффициент сопротивления качению трактора; Gj - эксплуатационный вес трактора; rn - динамический радиус ведомого колеса. Можно убедиться, что чем больше глубина колеи Л, тем больше длина дуги 1-2, тем больше плечо а„ и меньше радиус г„, тем больше коэффициенты сопротивления качению fnи f, и больше сила сопротивления качению Рf. Следовательно, величины коэффициента f и силы сопротивления качению Pf зависят от типа движения (гусеничный или колесный) и типа почвы (целина, залежь; стерня, вспаханное поле, поле, подготовленное под посев). При движении трактора по деформируемой дороге гусеничный движитель по сравнению с колесным образует менее глубокую колею. Следовательно, у гусеничного движителя параметры/ и Pj меньше. Сила сопротивления качению играет в динамике трактора отрицательную роль, т.к. на ее преодоление затрачивается часть силы тяги Рк и часть мощности, подводимой к ведущим колесам. Снижение силы Pf является важнейшей проблемой в вопросе повышения эффективности использования трактора. Ходовую часть (движитель) всегда надо содержать в чистоте, очищенную от грязи. Дополнительное снижение силы Pf достигается всеми способами, которые снижают глубину колеи: более широкие колеса (гусеницы), шины низкого давления, уширители колес, двойные скаты, полугусеничный ход на колесном тракторе и т. п. Применение этих способов особенно важно при работе трактора на более рыхлой (мягкой) почве. При взаимодействии деформируемого колеса с недеформируемой дорогой имеет место другая природа возникновения силы сопротивления качению (рис. 94). Рис. 94. Взаимодействие деформируемого ведомого колеса с недеформируемой дорогой В контакт с дорогой вступает передний участок шины и он деформируется, на его деформацию затрачивается часть энергии (мощности) трактора, по мере качения колеса в контакт с дорогой вступают новые участки, а ранее деформируемые выходят из контакта и приобретают первоначальную форму, при этом энергия высвобождается. Однако высвобождаемая энергия всегда меньше затраченной, т.е. часть энергии теряется на преодоление внутримолекулярного трения в шине и нагревает ее. Поэтому эпюра распределения реакции почвы на деформированный участок шины приобретает форму, показанную на рисунке 94, т.е. наибольшие реакции действуют на переднем участке шины. В результате чего результирующая реакция Ynбудет смещена вперед относительно оси колеса на величину аn. Равновесие колеса обеспечивается равенством моментов: Отсюда: В целом для трактора сила сопротивления качению будет В данном случае силу сопротивления качению можно снизить за счет уменьшения величины деформации шины, а для этого необходимо соблюдать следующее правило: при движении колесного трактора (автомобиля) по твердому покрытию необходимо увеличивать давление в шинах, в результате этого деформация шины уменьшается, плечо а„ также уменьшается, а радиус аn увеличивается, силы Хn и Pf - уменьшаются, снижается также износ шин. При взаимодействии деформируемого колеса с деформируемой почвой возникновение силы сопротивления качения обусловливается действием обоих факторов: деформацией почвы (образованием колеи) и деформацией шины. При этом в целях снижения силы Pj при работе трактора на рыхлой почве надо давление в шинах снижать (глубина колеи уменьшается), а при движении по твердой почве давление в шинах следует увеличивать (уменьшается деформация шины). При взаимодействии недеформируемого колеса с недеформируе-мой дорогой силой сопротивления качению является сила трения между колесом и почвой. Ее величина является минимальной по сравнению с другими случаями качения. При движении по мягкому покрытию у гусеничного трактора сила Pfменьше, чем у колесного, а по твердому покрытию наоборот.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |