КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЗАНЯТИЕ 2. Определители 2-го порядка и системы линейных уравнений с двумя неизвестными. Определители 3-го порядка. Простейшие правила вычисления определителей. 1 страница
ЗАНЯТИЕ 1. Декартовы координаты. Векторы и скаляры. Сложение и вычитание векторов. Действия над векторами, заданными своими проекциями. Скалярное произведение векторов. Направление вектора. ☺ ☻ ☺ Общие формулы: Пусть = , = ; = , = .
Тогда: = = – = = = , = = – = = = . Для вектора : , орт ; проекции вектора на оси координат: = , = , = , где – углы с осями координат ; = , = , = . Также: = . Пусть имеем векторы: = и = . Для любых вещественных чисел и линейная комбинация векторов и записывается в виде: = = = . Скалярное произведение векторов и , угол между которыми равен , записывается в виде: = = , = . Также потребуются формулы: вычисление = = и нахождение проекций: = и = . ••• ≡ •••
Пример 1 – 35: Заданы векторы: = (–1,2,0), = (3,1,1), = (2,0,1) и = –2 + . Вычислить: а) и координаты орта вектора ; б) ; в) координату вектора ; г) . Решение: Применяя общие формулы, решим каждую из поставленных задач: а). Вычислим длину вектора : = = = . Вычислим единичный вектор для вектора : = = (– 1,2,0). б). Вычислим угла между вектором и осью : = = . в). Используя линейные операции над векторами: сложение векторов и умножение вектора на число, вычислим координату вектора = =(– 1)–2·3+ = . г). Вычислим проекцию вектора на ось . Если бы мы имели и , то можно было бы воспользоваться формулой: = . Мы не имеем ни того ни другого, потому воспользуемся формулой из предыдущего пункта, но для проекции на ось : = = = =2–2·1+ =0. Ответ: по пунктам: а) = (– 1,2,0), б) = , в) = , =0. Пример 2 – 39: Заданы векторы: = , = , = . Вычислить: а) координаты орта ; б) координат вектора = ; в) разложение вектора = по базису ; г) вычислить . Решение: Замечание: предполагается, что все векторы заданы в трёхмерном пространстве с базисом . Применяя общие формулы, решим каждую из поставленных задач: а). Вычислим длину вектора : = = . Вычислим единичный вектор для вектора : = = (2,3,0). б). Используя линейные операции над векторами: сложение векторов и умножение вектора на число, вычислим вектор =(2,3,0) +(1,1,–1) = . в). Вычислим вектор . Задача не отличается от предыдущего пункта: =(2,3,0)+(0,–3,–2) – 2(1,1,–1)= (0,–2,0)= . г). Воспользуемся формулой из предыдущего пункта, обозначив = . В таком случае имеем: = = =3– =6. Ответ: по пунктам: а) = (2,3,0), б) = , в) = , г) =6. Пример 3 – 52: Даны две смежные вершины параллелограмма : (– 2,6), (2,8) и точка пересечения диагоналей (2,2). Найти две другие вершины параллелограмма. Решение: Для решения задачи удобно (хотя не обязательно!) воспользоваться эскизом параллелограмма: точное построение точек в системе координат не требуется! 1. Воспользуемся свойством диагоналей параллелограмма: точкой пересечения диагонали делятся пополам. Это значит, что можно записать равенства векторов: и . 2. Используя равенства векторов, запишем равенства для точек: → = =(6, – 2); → = =(2, – 4). Ответ: вершины: =(6, – 2); =(2, – 4). Пример 4 – 55: На оси ординат найти точку , равноудалённую от точек (1,–4,7), (5,6,–5). Решение: Замечание: для решения задачи удобно (желательно!) воспользоваться эскизом: точное построение точек в системе координат не требуется: для многих выполнение точного чертежа занимает много времени, кроме того затрудняет восприятие свойства универсальности формул! Общие формулы: Пусть: = и = . Учтём правило построения направленного отрезка (геометрического вектора!): = . Тогда длина отрезка: = = . 1. Обозначим: = = и применим формулу для направленного отрезка: =(1,–4,7)– = , =(5,6,–5)– = . 2. По условию точку нужно так расположить на оси , чтобы расстояния и были равными, то есть: = . Мы воспользуемся равноценным ему равенством (так как длина есть величина положительная!): = . Применяя формулу для вычисления длины вектора, после несложных алгебраических преобразований, получим уравнение: = , или: =1. 3. Получено единственное решение: = . Замечание: в общем случае задача может иметь два решения (в том числе совпадающих!) или не иметь ни одного: это зависит от конкретного уравнения = . Ответ: точка: = . Пример 5 – 66: Заданы модули векторов: =3, =5. Определить, при каком значении векторы = и = будут перпендикулярны. Решение: Замечание: для решения задачи удобно (желательно!) воспользоваться эскизом: точное построение точек в системе координат не требуется: здесь важно прочувствовать, как параллелограмм превращается в ромб за счёт выбора параметра ! Общие формулы: учитывая правило графического представления суммы и разности векторов, видим, что векторы и есть диагонали параллелограмма; из геометрии следует, что за счёт выбора значения должен получиться ромб, то есть = ; мы воспользуемся признаком перпендикулярности векторов: =0. Из свойства скалярного произведения следует равенство: = = = =0. Это значит: = . Графическое изображение ромба в случае = не вызывает затруднения! Ответ: значение: = . Пример 6 – 78: Заданы векторы: =(4,–2,–4), =(6,–3,2). Вычислить: а) скалярное произведение векторов ; б) ; в) ; г) . Решение: Применяя общие формулы, решим каждую из поставленных задач: а). Вычислим = =22. б). Вычислим . Можно было бы вычислить векторы = и = , затем воспользоваться формулой . Мы воспользуемся результатом а): сначала вычислив: = – использовано распределительное свойство. Вычислим: =36, =49 → = =200. в). Вычислим = и воспользуемся результатами пунктов а) и б): = =41. г). Вычислим вектор = =2(4,–2,–4)–(6,–3,2)=(2,–1,–10) → = . Замечание: можно все вычисления выполнить в координатной форме: определяет автор решения задачи! Ответ: по пунктам: а) 22, б) 200, в) 41, г) . Пример 7 – 82: Доказать, что четырёхугольник с вершинами: (–3,5,6), =(1,–5,7), =(8,–3,–1), =(4,7,–2) есть квадрат. Решение: Алгоритм: 1) убедимся, что = , это значит, что – параллелограмм; 2) проверим равенство сторон = , это значит, что – ромб; 3) убедимся, что · =0, это значит, что – ромб. Реализуем принятый алгоритм: 1). Вычислим векторы и :
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |