КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЗАНЯТИЕ 6. Контрольная работа №1. Прием части-1 БДЗ. 1 страница
ЗАНЯТИЕ 5. Различные виды уравнения плоскости в пространстве: общее, неполное, в отрезках, проходящее через три точки, проходящее через точку нормально данному вектору. Расстояние от точки до плоскости. Угол между прямой и плоскостью. Канонические уравнения прямой в пространстве. ЗАНЯТИЕ 4. Различные виды уравнения прямой на плоскости: общее, параметрическое, каноническое, через угловой коэффициент, проходящее через две точки. Определение угла между прямыми. Условия параллельности и перпендикулярности. Расстояние от точки до прямой. ЗАНЯТИЕ 3. Правые и левые тройки векторов. Векторное произведение векторов: определение и свойства (физический смысл). Векторное произведение векторов, заданных своими проекциями. Смешанное произведение векторов. ☺ ☻ ☺ Пусть векторы , , образуют правую тройку. Векторное произведение для векторов , записывают в виде: = x = = ∙ – ∙ j + ∙ k = , причём = = ∙ , где – угол между векторами , (известно: , то есть ≥0). Для векторов , , определено векторно-скалярное, то есть смешанное, произведение: ( x )∙ или ∙( x ). В координатной форме вычисление определяется выражением: ( x )∙ = – + = = = . Известно, что векторное произведение обладает свойствами: 1) = , 2) , 3) = + . Используют также выражение: |( x )∙ |=| |∙| |∙| |∙ ∙ =| V | – объём параллелепипеда, построенного на векторах , , . Из последнего следует условие компланарности этих векторов: ( x )∙ =0. ••• ≡ ••• Пример 1 – 98: Векторы и образуют угол . Зная, что , , вычислить: 1) , 2) , 3) . Замечание: применение вместо записи векторов в виде: и предпочтительнее, чем использование записей векторов с индексами (учитывая почерк большинства!). Решение: Применяя общие формулы, решим каждую из поставленных задач: 1). Вычислим: = ∙ = = . 2). Преобразуем выражение: = =3 =3 . 3). Как в пункте 2): = =10 =10 . Ответ: 1) , 2) 3 , 3) 10 . Пример 2 – 106: Даны векторы = (3, – 1,2), = (1,2, – 1). Найти координаты векторных произведений: 1) , 2) , 3) . Решение: Применяя общие формулы, решим каждую из поставленных задач: 1).Воспользуемся формулой: , где: , , → . 2). С учетом результата п. 1: . 3). С учетом п. 1: . Замечание: преобразования в п. 1), 2), 3) учитывают свойства векторного произведения. Ответ: 1): (–3,5,7); 2): (–6,10,14); 3): (–12,20,28). Пример 3 – 115: Сила =(2,–4,5) приложена к точке =(4,–2,3). Определить момент этой силы относительно точки =(3,2,–1). Решение: Общие формулы: в физике моментом силы относительно неподвижной точки называют вектор, вычисляемый по формуле: = x = , где – радиус-вектор из точки в точку приложения силы (на самом деле, вместо точки приложения силы , может быть использована любая точка, принадлежащая линии действия этой силы). Применяя общую формулу, запишем решение поставленной задачи: 1). Вычислим радиус-вектор: = = =(4,–2,3) –(3,2,–1)= (1,–4,4). 2). Вычислим вектор момента силы относительно неподвижной точки : = = , где: = =–4, =– =–3, = =4 → =(–4,3,4). Ответ: моментом силы: =(–4,3,4). Пример 4 – 127: Установить, образуют ли векторы: , , базис в множестве векторов пространства : 1) = (2,3,–1), = (1, – 1,3), = (1,9,–11), 2) = (3,–2,1), = (2,1,2), = (3,–1,–2). Решение: Общие формулы: известно, что векторы , , образуют базис, то есть независимы, если они не принадлежат одной плоскости или параллельным плоскостям; для проверки этого условия используют определитель = : если 0, то векторы независимы, если =0, то зависимы. Применяя названный критерий, решим каждую из поставленных задач: 1). Вычислим определитель: = =2 –1 +1 =0. Следует: векторы не образуют базис. 2). Вычислим определитель: = =3 –2 +3 0. Следует: векторы образуют базис. Ответ: для случаев: а) не образуют, б) образуют. Пример 5 – 132: Вычислить объём тетраэдра , если = , = , = . Решение: Замечание: задачу можно было решать без рисунка (достоинство аналитической геометрии), но мы воспользуемся простым эскизом для побуждения зрительного образа решения задачи. Алгоритм: 1) вспомним: объём пирамиды равен 1/3 объёма соответствующей призмы; 2) обозначим объём пирамиды – , а объём параллелепипеда, построенного на векторах = , = , = – ; вычислим = – величина объёма со знаком; 3) учтём, что =6 и запишем результат = . Реализуем принятый алгоритм: 1). Вычислим смешанное произведение векторов , , : = = =3 +0 +0 =–51. 2). Вычислим объём пирамиды: = = . Ответ: объём пирамиды: = = . •◄ Дополнительно ►• Пример 6 – 100: Упростить выражения: 1) = , 2) = , 3) = , 4) = , Решение: Воспользуемся таблицей векторного умножения единичных ортогональных векторов :
Замечание: использование цикла подсказывает результат: если в левой части пара букв названа в направлении движения по стрелке, то в правой части называем третью букву со знаком плюс, если пара букв названа против направления стрелки, то в правой части появляется знак минус. 1). Используя таблицу умножения, запишем: = = . 2). Упростим: = = . 3). Упростим: = = . 4). Используя таблицу умножения, запишем: = =3. Ответ: выражения: 1) , 2) , 3) , 4) 3. Пример 7 – 103: Векторы , и удовлетворяют условию: . Доказать, что верны равенства: . Решение: Аналитический способ: 1). Докажем, что: – доказано! 2). Докажем, что: – доказано! Замечание: преобразования в пунктах 1) и 2) учитывают свойства векторного произведения. Геометрический способ: 1). Векторное равенство: означает, что последовательная цепочка векторов , , замыкается в виде треугольника!
2). Это значит, что – удвоенная площадь треугольника, образованного векторами , , . На рисунках последовательно представлены векторные произведения: , , . 3). Так как в выражениях векторы , , применяются в соответствии с циклической перестановкой: , то , что завершает доказательство, так как теперь имеем ! Замечание: одновременное применение аналитического и геометрического способов делает задачу особенно привлекательной! Ответ: доказательство представлено в тексте! ☻ Вопросы для самопроверки: 1. Что значит «тройка векторов , , »? 2. Какие свойства векторного произведения относят к геометрическим свойствам? 3. Какие свойства векторного произведения относят к алгебраическим свойствам? 4. Какой физический смысл векторного произведения (в механике)? 5. Как при помощи векторного произведения проверить, являются ли векторы , коллинеарными? 6. Как можно вычислить площадь «пространственного треугольника»? 7. Что такое векторно-скалярное (скалярно-векторное) произведение векторов , , ?
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |