КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Назначение критерия. Методические рекомендации к изучению темы
Материалы лекции Методические рекомендации к изучению темы При изучении данной темы необходимо учесть то, что критерии являются непараметрическими, они оперируют частотами абсолютными или процентными. Обратите особое внимание на правила принятия решения для рассмотренных критериев: эти правила могут быть противоположны. Внимательно изучите ограничения в применении критериев. После изучения материала лекции ответьте на контрольные вопросы, ответы занесите в конспект. При самостоятельном изучении биномиального критерия материал в конспекте должен быть изложен в следующей последовательности: назначение критерия, ограничения в его использовании, алгоритм расчета критерия с указанием правила принятия решения. Многофункциональные статистические критерии — это критерии, которые могут использоваться по отношению к самым разнообразным данным, выборкам и задачам. Это означает, что данные могут быть представлены в любой шкале, начиная от шкалы наименований. Выборки могут быть как зависимыми, так и независимыми. Эти критерии позволяют решать задачи сравнения уровней выраженности признака, оценки сдвигов значений и сравнения распределений. Многофункциональные критерии построены на сопоставлении долей, выраженных в долях единицы или в процентах. Суть критериев состоит в определении того, какая доля наблюдений (реакций, выборов, испытуемых) в данной выборке характеризуется интересующим исследователя эффектом и какая доля этим эффектом не характеризуется. Критерий φ * применяется в тех случаях, когда обследованы две выборки испытуемых, биномиальный критерий m — в тех случаях, когда обследована лишь одна выборка испытуемых. Критерий φ* — «Угловое преобразование» Фишера
Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект. Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол φ, а меньшей доле – меньший угол, но соотношения здесь не линейные: , где р — процентная доля, выраженная в долях единицы (см. рис. 18).
Рис. 18. График зависимости угла φ от процентной доли
При увеличении расхождения между углами φ1 и φ2 и увеличения численности выборок значение критерия возрастает. Чем больше величина φ*, тем более вероятно, что различия достоверны.
Ограничения критерия φ* 1. Ни одна из сопоставляемых долей не должна быть равной нулю. Формально нет препятствий для применения метода φ* в случаях, когда доля наблюдений в одной из выборок равна 0. Однако в этих случаях результат может оказаться неоправданно завышенным. 2. Верхний предел в критерии φ* отсутствует — выборки могут быть сколь угодно большими. Нижний предел — 2 наблюдения в одной из выборок. Однако должны соблюдаться следующие соотношения в численности двух выборок: а) если в одной выборке всего 2 наблюдения, то во второй должно быть не менее 30: N1=2 ® N2≥30 б) если в одной из выборок всего 3 наблюдения, то во второй должно быть не менее 7: N1=3 ® N2≥7 в) если в одной из выборок всего 4 наблюдения, то во второй должно быть не менее 5: N1=4 ® N2≥5 г) при N1, N2≥5 возможны любые сопоставления. В принципе возможно и сопоставление выборок, не отвечающих этому условию, например, с соотношением N1=2 и N2=15, но в этих случаях не удастся выявить достоверных различий. Других ограничений у критерия φ* нет. Алгоритм расчета критерия φ* 1. Определить те значения признака, которые будут критерием для разделения испытуемых на тех, у кого «есть эффект» и тех, у кого «нет эффекта». Если признак измерен количественно, использовать критерий λ для поиска оптимальной точки разделения. 2. Начертить четырехклеточную таблицу (таблица 23) из двух столбцов и двух строк. Первый столбец - «есть эффект»; второй столбец - «нет эффекта»; первая строка сверху – 1 группа (выборка); вторая строка – 2 группа (выборка). Таблица 23
3. Подсчитать количество испытуемых в первой группе, у которых «есть эффект», и занести это число в левую верхнюю ячейку таблицы. 4. Подсчитать количество испытуемых в первой выборке, у которых «нет эффекта», и занести это число в правую верхнюю ячейку таблицы. Подсчитать сумму по двум верхним ячейкам. Она должна совпадать с количеством испытуемых в первой группе. 5. Подсчитать количество испытуемых во второй группе, у которых «есть эффект», и занести это число в левую нижнюю ячейку таблицы. 6. Подсчитать количество испытуемых во второй выборке, у которых «нет эффекта», и занести это число в правую нижнюю ячейку таблицы. Подсчитать сумму по двум нижним ячейкам. Она должна совпадать с количеством испытуемых во второй группе (выборке). 7. Определить процентные доли испытуемых, у которых «есть эффект», путем отнесения их количества к общему количеству испытуемых в данной группе (выборке). Записать полученные процентные доли соответственно в левой верхней и левой нижней ячейках таблицы в скобках, чтобы не перепутать их с абсолютными значениями. 8. Проверить, не равняется ли одна из сопоставляемых процентных долей нулю. Если это так, попробовать изменить это, сдвинув точку разделения групп в ту или иную сторону. Если это невозможно или нежелательно, от казаться от критерия φ* и использовать критерий c2. 9. Определить по специальной таблице (приложение 1.7) величины углов для каждой из сопоставляемых процентных долей φ1 и φ2. 10. Подсчитать эмпирическое значение φ* по формуле: где φ* — расчетное значение критерия; φ1— угол, соответствующий большей процентной доле; φ2— угол, соответствующий меньшей процентной доле; N1— количество наблюдений в выборке 1; N2— количество наблюдений в выборке 2. 11. Правило принятия решения: Сопоставить полученное значение φ* с критическими значениями: φ*=1,64 на уровне значимости р=0,95 и φ*=2,31 на уровне значимости р=0,99. Если φ*расч> φ*табл, то различия между сравниваемыми процентными долями статистически значимы. Если φ*расч≤ φ*табл, то различия между сравниваемыми процентными долями статистически незначимы.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |