Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы теории организации деятельности предприятия




Любое предприятие, в т.ч. и торговое, является организационной системой, сложным социально-экономическим организмом, где переплетаются интересы собственников, управленческого и наемного персонала, личности и групп. Организационная система включает все виды трудовых и материальных ресурсов предприятия, которые объединяются ради определенных целей, связанных с выпуском и продажей продукции, осуществлением услуг.

Управление в организации - процесс осуществления взаимосвязанных действий по координации, формированию и изменению ресурсов и внутренней среды организации для достижения социально значимых целей.

К внутренней среде организации относятся:

- структура: определение структуры подразделений, их прав и обязанностей, системы взаимодействий, информационных связей и др.;

- технология: выбор, комбинирование, использование, анализ эффективности, влияния на климат в организации;

- кадры: кадровое планирование, привлечение, отбор, мотивация, повышение квалификации, планирование карьеры и др.;

- организационная культура: процесс выработки, поддержания, развития норм и принципов, способствующих функционированию организации;

- внутриорганизационные процессы координации, коммуникации, принятия решений.

В деятельности организации выделяют следующие группы функциональных процессов, являющихся объектом управления:

- производство (разработка и проектирование продукта, выбор технологического процесса, расстановка кадров и др.);

- маркетинг (изучение рынка и ценообразования, создание систем сбыта и др.);

- финансовая деятельность (формирование денежных ресурсов);

- хозяйственная деятельность;

- работа с персоналом;

- создание благоприятного морально-психологического климата.

Таким образом, производство выделено как отдельный функциональный процесс в деятельности организации и является объектом управления.

Организация производства - комплекс мероприятий, направленных на рациональное сочетание процессов труда с вещественными элементами производства в пространстве и во времени с целью повышения эффективности, т. е. достижения поставленных задач в кратчайшие сроки, при наилучшем использовании производственных ресурсов.

Организация производства — комплекс мероприятий по эффективному сочетанию трудовых процессов с материальными элементами производства, осуществляемый в конкретных социально-экономических условиях в целях производства продукции с установленными качественными показателями при рациональном использовании ресурсов.

Организация производства — сознательно координируемое образование элементов производства с определенными границами, функционирующее для достижения необходимой цели. Границы орга­низации определяются рамками времени и пространства.

Процесс организации — деятельность по упорядочению всех элементов системы во времени и пространстве.

В состав элементов производства входят:

- рабочая сила;

- предметы орудия труда, необходимые для осуществления конкретной деятель­ности;

- орудия труда для конкретной деятель­ности.

Названные элементы производства выступают как объекты управления организации производства на предприятии.

Выделяют 4 важные функции процесса организации производства:

1) сис­темообразующую,

2) объединительную,

3) созидающую,

4) прогрессирующую.

Названные функции позволяют рационализировать производство, обеспечить его функци­онирование в едином процессе с заданными параметрами.

1) Системообразующая функция означает соединение не­материальных и материальных факторов для осуществления производственного процесса.

2) Объединительная функция заключается в установлении связей между исполнителями и производственными подразделениями по обеспечению совместной деятельности в производственном процессе.

3. Созидающая функция означает соединение элементов про­изводства для достижения поставленных производственных целей в рамках экономических интересов.

4) Прогрессирующая функция заключается в совершенствовании производственных процессов с помощью использования современных модернизированных средств производства и новейших технологий.

Основные задачи организации производства:

1) реализация целей производственного процесса;

2) создание оптимальных условий деятельности структурных подразделений;

3) создание условий для непрерывности и согласованности выполнения всех работ (операций);

4) формирование и распределе­ние оперативных заданий;

5) установление контроля за исполнением заданий.

Для достижения указанных задач требуется организация важнейших элементов системы:

1) организация производственных процессов во времени и пространстве как процесса системного сочетания и связи материальных, трудовых и интел­лектуальных возможностей производства;

2) организация поточных методов ведения производственного процесса в форме конкретных за­даний на каждом участке;

3) организация автоматического производства с определением уров­ня эффективности всех составных частей производственного процесса;

4) организация работы вспомогательных подразделений предприятия для обес­печения комплексного обслуживания производства по всем функциям, направлениям и специализации проведения работ;

5) организация управления качеством продукции, качеством услуг, ростом конкурентоспособ­ности производства;

6) организация работ по экономии общественно необходимых затрат;

7) организация труда работников, занятых в производственном процессе, с целью его совершенствования и повышения результативности (производительности труда);

8) организация технического совершенствования производства с учетом требо­вания повышения качества продукции и снижения затрат на производ­ство и продажи;

9) организация всех управленческих процессов по совершенствованию организационных систем.

Организацию производства можно охарактеризовать. При этом характеристика может иметь и описательный характер, и норматив­ный (соблюдение обязательных требований, согласно инструкций, положений, правил, норм и т.д.).

Характеристика организации производства может включать:

1) перечень товаров и услуг;

2) анализ места и роли отдельных работ (операций) в общей системе производства;

3) определение целей организации производства (освоение но­вых товаров, рост доходности, повышение качества);

4) техническое совершенствование;

5) формирование имиджа предприятия;

6) построение идеологии производства (внутренние ценности, мотивация, долговременные и текущие цели).

Организация производства,как объект управления,требует координирования производственных процессов.

Координация – это процесс распределения деятель­ности во времени, обеспечение взаимодействия взаимосвязанных со­ставных частей для решения промежуточных (локальных) и общих задач. Чем выше уровень разделения труда, тем больше взаимозависимость подраз­делений, тем актуальнее необходи­мость координации (к примеру, элементарные взаимоотношения одного-двух рабочих требуют минимального координирования. В супермаркете же, учитывая многослойность связей, только координация действий позволяет рационально организовать все производственные процессы, снизить потери и увеличить товарооборот).

По характеру проявления координацию дифференцируют по функциям: превентивная, устраняющая, регулирующая, стимулирующая.

1) Превентивная функция предполагает предвидение возможных сбоев производства.

2) Устраняющая функция способствует ликвидации пере­боев и их последствий. обеспечивает

3) Регулирующая функция обеспечивает сохранение достигнутого уровня организации.

4) Стимулирующая функция позволяет улучшить деятельность действующей системы организации производственного процесса.

При формировании организационной системы учитывают комплекс факторов:

- размеры производства;

- его целевое на­значение;

- уровень специализации и кооперирования;

- санитарно-эпи­демиологические требования (например, возможность одновременного производства пищевой и технической продукции для детского питания);

- характер перерабатываемого сырья;

- уровень управляемости;

- организа­цию оперативного учета.

Для совершенствования организации производства и формирования организационной системы предприятия используют методы систем­ного проектирования. Система проектированиявключает формулиро­вание целей и задач по определению состава и методов организации, их ресурсное обеспечение, разработку регламентирующих процедур. Выбор метода решения задач зависит от поставленной задачи, ее характера и возможностей предприятия для проведения работ (наличие методик, необходимой информации, квалификация специалистов). Проектирование организационных систем осуществляется на основе методов аналогий, экспертно-аналитического, структуризации целей и организационного моделирования.

1 Метод аналогий предполагает использование уже внедрённых на практике организационных форм управления, которые оправдали себя в организационных системах со сходными производственными характеристиками.

2 Экспертно-аналитический метод включает исследование и анали­тическую оценку организации уже действующих и проектируемых производ­ственных систем. На базе этого выявляются специфические особенно­сти, проблемы, «узкие места», вырабатываются рациональные формы организации и перестройки параметров организационных систем, разрабатываются вари­анты организационных решений, направленные на устранение выявлен­ных организационных проблем.

3. Метод структуризации целей используетсядлявыработки систе­мы целей организации. Структуризация ведется по этапам:

— на 1-ом этапе разрабатывается дерево целей, т.е. структурная основа для увязки всех видов организационной деятельности;

— на 2-ом этапе проводится экспертный анализ различных вариантов организационных систем (с точки зрения обеспечения выполнения заданных целей, однородности их достиже­ния, кооперации, ритмичности, пропорциональности, параллельности и непрерывности выполнения работ);

— на 3 этапе составляются «карты» всех видов работ в рамках единой организационной системы и назначаются от­ветственных за их выполнение.

4. Метод организационного моделирования проводится разработку формализованных математических, графических и других отображений распределения работ и полномочий в организационной системе, явля­ющейся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных решений во взаимосвязи их переменных. Применяют несколько типов моделей:

- графоаналитические модели организационных систем на базе сетевых, матричных и других табличных отображений;

- натурные модели организационных систем применительно к оценке их функционирования в реальных производственных услови­ях (проведение экспериментов изменения регулируемых и не­регулируемых процессов производства в искусственно созданных ситуа­циях деловых и управленческих игр);

- математико-статистические модели зависимостей между орга­низационными факторами исследуемых производственных систем на ба­зе соответствующих уравнений и регрессионных зависимостей.

Оценка эффективности организационных систем ведется для опре­деления их результативности в конкретных условиях и осуществляется на стадии проектирования и анализа функционирования организацион­ных систем для разработки мероприятий по их совершенствованию.

Подходы к оценке эффективности определяются ролью органи­зационных преобразований в регулировании производственного процес­са. Они формируются по двум направлениям соответствия:

1) достигнутых результатов — установленным конкретным целям по всем элементам деятельности предприятия;

2) процесса функционирования производства — объективным требованиям к его содержанию, организации и результатам.

Чем полнее обеспечивается достижение поставленных целей, тем эффективнее предложенные варианты организационных систем. Для получения объективных результатов необходим правильный выбор базы сопоставления уровня решаемых задач, которые, как правило, диф­ференцируются применительно к конкретным системам. Это может быть сравнение с уровнем, принятым за желаемый в качестве нормативного (эталонного), при условии их сопоставимости.

Количественные и качественные показатели оценки эффектив­ности организационных систем можно объединить в группы:

— конечные результаты деятельности (объем выпуска, продажи,

стоимость проекта, прибыль);

— результаты отдельных процессов с учетом сопоставления капи­тальных затрат и локального эффекта по каждому мероприятию;

— рациональность организационной системы, ее соответствие нор­мативному уровню.

Результатом оценки эффективности организационной системы может стать необходимость корректировки действий в производствен­ных ситуациях при неудовлетворительном функционировании пред­приятия, отсутствии ориентации на перспективу, изменении техники и технологии производства, внешних обстоятельств.

Корректировка организационных мер включает следующие этапы:

1) выяснение проблем предприятия, сфер неопределенности дей­ствий и не управляемых внутренними усилиями событий, выявление сценариев вероятных событий — это определяет тенденцию изменения структуры предприятия, его составных частей;

2) оценка переменных, которые определяют решение проблем, стоящих перед предприятием, на базе анализа элементов организацион­ной системы, внешних и внутренних факторов ее формирования;

3) изучение задач и возможностей развития предприятия – на этом этапе важно определить уровень соответствия основной задачи и ее составляющих на текущий и перспективный период. Организационные проекты, как правило, многовариантны, и важно сопоставить возможности ново­введения с потенциалом предприятия;

4) оценка соответствия фактического уровня организации произ­водства тем целям и задачам, которые ставятся предпринимателем, со­поставление сильных и слабых сторон, с тем чтобы выяснить, насколько они компенсируют друг друга.

Одной из наиболее распространенных форм корректировки яв­ляется реорганизация, которая включает этапы от подготовки, сбора ин­формации, определения состава работ до осуществления предлагаемых изменений.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем состоит сущность понятия «управление в организации»? Назовите составляющие внутренней среды и объекты управления организации.

2. В чем состоит сущность понятий «организация производства», «процесс организации»? Назовите объекты управления в организации производства.

3. Охарактеризуйте функции процесса организации производства.

4. Укажите основные задачи организации производства.

5. Определите элементы организационной системы для достижения поставленных задач.

6. Назовите составляющие характеристики организации производства.

7. В чём состоит сущность и функции координирования производственных процессов?

8. Укажите значение и назовите методы системного проектирования организационных систем.

9. Определите цель проведения оценки эффективности организа-ционных систем.

10. Приведите примеры количественных и качественных показателей оценки эффектив­ности организационных систем.

11. Назовите этапы корректировки организационных мер.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.