Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Огпаеб тт




Классификация розничных торговых предприятий, виды и типы

 

В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», предприятие розничной торговли — торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использова­ния. Для ведения хозяйственной деятельности розничные торговые предпри­ятия используют магазины, павильоны, киоски и палатки.

Многообразие торговых предприятий, различающихся разными признаками, привело к необходимости их систематизации, заключающейся в классификации по разным признакам (табл.2.7). Основой для классификации торговых предприятий по некоторым признакам является ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», принятый и введённый в действие Постановлением Госстандарта России от 5 июля 2001 г. № 259-ст.

Таблица 2.7

Классификация розничных торговых предприятий

 

Признак классификации Классификационные группы
Вид торгового предприятия – стационарность сети - стационарное (магазины) - полустационарное (объекты мелкорозничной торговой сети: павильоны, киоски, палатки)
Организационно-правовая форма и виды предпринимательской деятельности Хозяйственные товарищества в форме: -полного товарищества; - товарищества на вере Хозяйственные общества в форме: -акционерных обществ; - обществ с ограниченной ответственностью - обществ с дополнительной ответственностью Унитарные предприятия Производственные кооперативы Индивидуальное предпринимательство
Вид здания1 Отдельно-стоящее; встроенное; встроено-пристроенное
Размер торговой площади 2 мелкие — до 250 м2, средние — от 251 до 1000, крупные — от 1001 до 5000 и особо крупные — свыше 5000 м2
Вид по ассортименту реализуемых товаров -Универсальные - Специализированные - Неспециализированные  
Тип магазина -Универмаг; -Универмаг «Детский мир»; -Универсам; -Гастроном; -Супермаркет; -Гипермаркет; -Магазин-склад; - Мини-маркет; - Магазин по продаже товаров повседневного спроса; -Специализированные магазины по продаже продовольственных и непродовольственных товаров; -Неспециализированные магазины; -Дом торговли; -Комиссионный магазин
Концентрация капитала -Независимый магазин; -Интегрированная структура
Форма и вид интеграции -Торговое объединение; -Корпоративная сеть; -Торговая цепь; -Фирменный магазин; -Торговый дом; -Торгово-финансовая группа и др.
Ценовая политика -Дискаунт; -Дисконтный магазин; -Магазин «Cash and carry» -Комиссионный магазин; -Магазин «Секонд – хенд»; «Сток» магазин; -Бутик
Территориальная концентрация -Изолированное размещение; -Групповое размещение: - торговый комплекс, - молл, - торговый центр
Местоположение -Общегородского значения; - жилого значения; -регионального значения
Метод продажи товаров - через прилавок; - самообслуживание;- индивидуальное обслуживание;- открытая выкладка; - по образцам; -по заказам (каталогам)

Примечания к таблице 2.7:

Примечание 1: Торговые здания и сооружения можно классифицировать по признакам, представленным на рисунке 6.

               
 
Капитальность сооружения
 
Особенности объёмно-планиров. решения
 
Материал наружных стен
 
Этажность и наличие нулево-го этажа


                 
       
 
 
     
 
 

 

 


Рис. 6 Признаки классификации торговых зданий и сооружений

Примечание 2: По мнению О.В. Чкаловой (???), учитывая дифференциацию торговых предприятий по уплате налога в зависимости от площади (налог на вменённый доход взимается с торговых предприятий при условии, что используемые площади не превышают 150м2, тогда как остальные предприятия обязаны выплачивать налог на добавленную стоимость и налог с продаж), деление предприятий по размеру торговой площадиможет быть иным: магазины небольшие (мелкие) – до 50 м2; средние – 51-150 м2; крупные – свыше 150 м2.

 

В зависимости от ассортимента реализуемых товаровпредприятия розничной торговли классифицируют на виды:универсальные, специализированные и неспециализированные магазины (ГОСТ Р 51773-2001).

Универсальный магазин — предприятие розничной торговли, реализую­щее универсальный ассортимент продовольственных и/или непро­довольственных товаров.

Специализированный магазин — предприятие розничной торговли, реали­зующее одну группу товаров или ее часть.

Неспециализированный магазин - предприятие рознич­ной торговли с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров. Магазин с комбинированным ассортиментом товаров — предприятие рознич­ной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности. Магазин со смешанным ассортиментом товаров — предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и не­продовольственных товаров.

Перечисленные виды предприятий розничной торговли являются стандартными.

Объединение товаров в товарные комплексы по ассортиментным признакам лежит в основе понятия «специализация торговли».

Под специализацией торговой сети понимается разделение труда в процессе формирования ассортимента и его распределения между торговыми единицами. Специализация розничной торговой сети произошла вследствие непрерывного расширения товарного ассортимента, выразившегося в разделении общей массы товаров на классы, группы и виды.

Более глубокая дифференциация специализации розничной торговой сети позволяет выделить два основных направления делений предприятий розничной торговли в зависимости от ассортимента реализуемых товаров:

- товарно-групповой признак;

- потребительский спрос на отдельные комплексы товаров.

Специализация по товарно-групповому признаку характерна для следующих видов магазинов:

- специализированные – торгуют какой-либо одной группой товаров (“Обувь”, “Ткани”, “Мясопродукты” и т.д.);

- узкоспециализированные – реализуют только одну товарную подгруппу (“Обувь женская”, “Ткани шелковые”, “Колбасные изделия” и т.д.);

- комбинированные – объединяют несколько товарных групп, родственных по общности спроса и удовлетворяющих определенный круг потребностей. В этих магазинах выделяются отделы, специализирующие на продаже отдельных товарных групп (“Ткани и одежда”, “Мясо, рыба, овощи”, “Меха, головные уборы”).

- комплексные – торгуют несколькими подгруппами товаров, объединенных по какому-либо потребительскому признаку (“Товары для женщин”, “Детский мир”, “Спортивные товары”);

- универсальные – торгуют практически всеми группами непродовольственных и продовольственных товаров. Каждая группа продается в специализированном отделе и представлена широким ассортиментом товаров.

Специализация магазинов по потребительским комплексам широкое развитие получила в непродовольственной торговле.

Потребительские комплексы создаются:

- по признаку обслуживания определенного контингента покупателей (“Товары для молодежи”, “Товары для новобрачных”, “Богатырь” и т.д.);

- по признаку удовлетворения определенных потребностей людей (“Все для отдыха”, “Спорт и туризм”, “Охота и рыбная ловля” и т.п.).

Перечисленные выше разновидности магазинов относятся к специализированным, а остальные – к неспециализированным.

Преимущества товарной специализации:

- обеспечивает концентрацию широчайшего ассортимента отдельных групп товаров, создает условия для выбора необходимого лучшего товара;

- способствует повышению качества обслуживания благодаря более высокой квалификации персонала;

- улучшает коммерческие связи торговли с поставщиками на основе более глубокого изучения рынка;

- устанавливает длительные и прочные отношения с поставщиками;

- способствует внедрению современных торговых технологий, четко отлажены все операции ТТП.

К недостаткам специализации розничной торговой сети можно отнести следующее:

- зачастую специализированные магазины удалены от покупателей, поэтому увеличивается время на их посещение;

- сезонность производства отдельных товаров (рыбные деликатесы, фрукты, плоды, овощи и т.д.), а также сезонность спроса на ряд товарных групп, представленных в специализированных магазинах (“Товары для новобрачных”, “Охота и рыбная ловля” и т.д.) вызывают заметные колебания товарооборота, что ухудшает экономические показатели работы специализированных магазинов.

Однако в настоящее время выявилась необходимость выделения еще одного направления специализации – фирменные магазины. Фирменный магазин -монобрендовый магазин определенного изгото­вителя с высокой культурой обслуживания. Главными целями фирменной торговли являются расширение рынка сбыта и увеличение объема продажи товаров, вырабатываемых фирмой.Основной структурной единицей фирменной торговли является фирменный магазин, товарная специализация которого определятся с учетом номенклатуры и ассортимента товаров, производимых организациями - учредителями.

Особенностью фирменной торговли является и то, что фирменные магазины не имеют своего расчетного счета, и поэтому вся их выручка инкассируется на расчетный счет предприятия, в чьем подчинении они находятся. Что касается ценовой политики – цены на товары, предлагаемые фирменными магазинами, должны быть ниже по сравнению с ценами на эти же товары в других магазинах. Снижение цен способствует повышению спроса, а значит, увеличивает реализацию товаров фирмы.

Специализация магазинов является основной составляющей типизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.