КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды розничной торговой сети и их характеристика
Розничная торговая сеть и классификация предприятий розничной торговли
Розничная торговая сеть – одна из составных частей социально-экономического комплекса территории. Ее главной задачей является обеспечение торгового обслуживания, характеризующегося полнотой ассортимента, высоким качеством товаров и торговых услуг, минимальными затратами времени потребителей на совершение покупок при оптимальных затратах. Представление розничной торговой сети основано на понятийно-терминологическом аппарате, приведённом в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения». Торговая сеть — совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением. Торговая сеть (как интеграционная структура) — совокупность предприятий, независимо от их месторасположения, находящихся под общим управлением. Розничная (торговая) сеть — торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли. Для дифференциации видов розничной торговой сети могут быть предложены следующие признаки. I. В зависимости от дислокации и используемых основных фондов материально-технической базы, различают торговую сеть стационарную, мелкорозничную и нестационарную (табл.2.6). II. В зависимости от особенностей обслуживания покупателей, многочисленные виды розничной торговой сети представлены стационарной, передвижной и посылочной торговлей. III. В зависимости от места торгового обслуживания выделяют торговую сеть по месту нахождения торгового объекта (магазинную и уличную) и по месту нахождения покупателя (реализуется в следующих формах - непосредственная продажа товаров на дому у покупателя, телевизионная торговля, электронная торговля, торговля по каталогам, с помощью проспектов, буклетов и т.д.).
Объекты розничной торговой сети Таблица 2.6
Главной проблемой является наличие огромного количества вариантов определения понятия стационарного и нестационарного торгового объекта. В настоящем пособии все определения приведены в соответствии с ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения». Исходя из определений «стационарной торговой сети» и «магазина», рекомендуется использовать понятие стационарной сети магазинов, как «строительная система магазинов, расположенных в капитальных зданиях на заглубленных фундаментах, присоединенных к городским подземным и наземным инженерным коммуникациям». Кратко остановимся на преимуществах и недостатках видов объектов каждой группы торговой сети. Преимущества стационарных предприятий торговли: - соблюдение норм и требований общетехнического оснащения (освещение, отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, противопожарное оборудование, охранная сигнализация); - применение современного торгово-технологического оборудования; - удобные для покупателей торговые залы; - благоприятные условия для работы торгового персонала; - представление широкого ассортимента товаров; - возможность оказания покупателям дополнительных услуг, проведения рекламных акций, мероприятий по стимулированию сбыта и т.п.; - рационализация торгово-технологического процесса; - применение различных методов обслуживания покупателей; - эстетический и психологический комфорт для потребителей, мотивирующий совершение покупки; - независимость от погодных условий; - хорошо оборудованные подъездные пути (разгрузка транспортных средств не является помехой для покупателей), парковка для личных автомобилей покупателей и др. К недостаткам стационарной розничной сети следует отнести: - для строительства требуются значительные финансовые вложения; - сроки строительства достаточно длительны во времени; - долгий срок окупаемости вложенных средств; - высокие издержки обращения, связанные с эксплуатацией объекта, и др. Преимущества мелкорозничной торговой сети: - не требуются большие финансовые затраты для ее организации; - кратчайшие сроки создания; - быстрая окупаемость вложенных средств; - низкие издержки обращения, связанные с эксплуатацией объекта; - возможность быстрой передислокации в необходимое место (ближе к покупателю); - независимость от погодных условий (исключение - палатки) и т.п. Недостатки объектов мелкорозничной торговли: - отсутствие помещений для приемки, хранения подготовки товаров к продаже, организации дополнительных услуг покупателям; подсобных и административно-бытовых помещений; - зачастую не соблюдаются санитарные требования к реализации пищевых продуктов; - невозможность рационализации торгово-технологического процесса (в т.ч. квалифицированного оказания дополнительных услуг); - невозможность использования прогрессивных методов продажи товаров (самообслуживание, продажа по образцам и с использованием открытой выкладки товаров); - предложение ограниченного ассортимента товаров и др. Передвижная розничная сеть в зависимости от используемых средств делится на развозную и разносную. К развозной относятся следующие виды: автомагазины, вагоны-магазины, цистерны, магазины – суда и т.п. Появление частных предпринимателей, не располагающих достаточными средствами для вложения их в стационарную и полустационарную сеть, повлияло на интенсивное развитие передвижной торговой сети. Ряд пищевых предприятий также реализуют свою продукцию через передвижную торговлю: кондитерские предприятия, хладокомбинаты, фермерские хозяйства, птицефабрики и т.д.. Разносная торговля организуется для продажи мороженого, кондитерских изделий, напитков, газет, книг и прочих товаров на улицах городов, в средствах общественного транспорта, на стадионах, железнодорожных и автовокзалах, в аэропортах, в парках и т.п.. Преимущества передвижной разносной сети: - ускоряется оборачиваемость вложенных средств; - низкие издержки обращения, связанные с эксплуатацией используемых средств; - улучшается финансовое состояние производителей товаров; - появляется возможность снижения цен на товары; - передвижная торговля следует за покупателями и обслуживает их там, где не может быть организована стационарная и мелкорозничная сеть; - возможность временной дислокации в зонах наибольшего скопления покупателей (в местах отдыха, в дни проведения спортивных мероприятий, городских праздников и др.); - удобства для покупателей и др. Недостатки у передвижной розничной сети те же, что и у мелкорозничной. Кроме этого, разносная розничная торговая сеть зависит от погодных условий, что влияет на ухудшение условий для работы продавцов. Уличная торговля и торговля по месту нахождения покупателя возникли в условиях рыночной экономики в результате поиска новых форм внемагазинного обслуживания, дающих определенные удобства покупателям и в то же время экономически выгодных для предпринимателей. Посылочная торговля организуется специальными предприятиями (базами) посылочной торговли, которые издают каталоги имеющихся непродовольственных товаров и рассылают их по почтовым отделениям или непосредственно потенциальным покупателям. Реклама товаров осуществляется также через СМИ, по телевидению (например, в передаче “Магазин на диване”), по радио. Преимущества посылочной торговли: - обслуживание покупателей, проживающих в отдаленных, труднодоступных районах нашей страны и стран СНГ; - приобретение потребительских товаров, отсутствующих впродаже в местных торговых предприятиях; - сокращение времени на осуществление покупки товара; - возможность начать работу без вложения больших средств в строительство стационарного торгового объекта; - стираются границы между производителями и потребителями товаров и др. Недостатки: - стоимость услуг связи увеличивает цену приобретаемого товара; - случаи нечеткой работы Министерства связи; - зачастую присутствует необязательность и неаккуратность работы фирм, реализующих товары почтой; - недоверие покупателей к деятельности таких фирм, к качеству товаров; - невозможность предоставления дополнительных услуг потребителям; - невозможность 100% удовлетворения требований покупателей; - правовая незащищенность потребителя и т.п. Подробно характеристика посылочной и других форм внемагазинной розничной торговли представлены в разделе 3.3 пособия.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 5244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |