КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. 4 страница
Задание 18. Химическая связь, строение молекул и пространственная изомерия органических соединений (по разделам стандартов: химическая связь и строение веществ (органических)) Рекомендуемая литература: [1], гл. 29, § 29.3; [2], гл. 13, § 13.1; [4], гл. 13, § 2; лекции. 1. Вопросы, которые необходимо изучить и уметь дать на них ответ: 1.1. Что представляет собой явление гибридизации атомных орбиталей и почему оно происходит. 1.2. Какова электронно-графическая формула атома углерода в основном и возбужденном состояниях; как обозначаются и простанственно изображаются разные виды гибридизации его атомных орбиталей. 1.3. Какова пространственная направленность гибридизованных орбиталей sp, sp2 и sp3 и какие значения имеют валентные углы между ними. 1.4. Как образуются s-связи в молекулах органических соединений, какие орбитали и каким образом перекрываются при их образовании. 1.5. Как образуются p-связи, какие орбитали и каким образом перекрываются при их образовании. 1.6. Какие существуют разновидности кратных связей (в зависимости от вида гибридизации орбиталей атомов углерода, их образующих), каковы различия между их прочностью и поляризуемостью. 1.7. Какова сущность явления сопряжения в органических молекулах, в чем заключается различие между p,p- и p,p-сопряжением. Уметь изобразить в виде схем различные виды сопряжения, возникающие в молекулах органических соединений. 1.8. Как различаются по степени прочности s-, p- и сопряженные связи, и с чем это связано. 1.9. Что представляют собой пространственные изомеры, какие существуют разновидности (типы) пространственных изомеров. 1.10. Каковы признаки строения молекулы органического соединения, указывающие на наличие у него геометрических (цис -, транс -) изомеров; чем геометрические изомеры отличаются друг от друга. Уметь привести примеры таких изомеров. 1.11. Каковы признаки строения молекулы органического соединения, указывающие на наличие у него оптических (зеркальных) изомеров; чем оптические изомеры отличаются друг от друга. Уметь привести примеры таких изомеров. 2. Письменное задание для контроля усвоения темы: В таблице 3.52 даны структурные формулы органических соединений. Для данного в Вашем варианте соединения: 2.1. Изобразите в структурном виде его функциональные группы. 2.2. Определите его класс и дайте название по систематической номенклатуре. 2.3. Укажите символами (sp, sp2, sp3) вид гибридизации атомных орбиталей каждого атома углерода, в том числе и в составе углеродсодержащих функциональных групп. 2.4. Для данной молекулы постройте схемы перекрывания атомных орбиталей (с полным изображением всех орбиталей каждого атома): – при образовании одной углерод-углеродной одинарной s-связи (по выбору с указанием номеров углеродных атомов); – кратной связи (s- и p-связей в ней); – связи углерод – гетероатом (С-Х). 2.5. Укажите пространственную направленность гибридизованных орбиталей при образовании s-связей в схемах, построенных по п. 2.3 (линейная, тригональная, тетраэдрическая), и значения соответствующих валентных углов. 2.6. Для данного вещества изобразите два геометрических и два оптических изомера; объясните, почему эти виды изомерии в данном случае возможны. Укажите, в чем заключается различие между изображенными Вами каждыми двумя изомерами.
Таблица 3.52
Продолжение таблицы 3.52
Комплексное тестовое задание 13 по теме "Химическая связь, строение молекул и пространственная изомерия органических соединений" Правильные ответы по п. А приведены в конце пособия в таблице 4.2. В таблице 3.53 даны органические соединения различных классов. А. Из набора ответов выберите вещество, которое является структурным изомером исходного соединения. Б. Определите, к каким классам органических соединений принадлежат исходное вещество и его изомер, изобразите их структурные формулы. Укажите разновидность данной структурной изомерии и признак, по которому Вы это определили. Определите, какие разновидности пространственной изомерии характерны для исходного соединения.
Таблица 3.53 – Тестовое задание 26 (Т-26)
Продолжение таблицы 3.53 – Тестовое задание 26 (Т-26)
Задание 19. Химические свойства и химическая идентификация углеводородов (по разделам стандартов: реакционная способность и химическая идентификация веществ (органических); связь химических свойств со структурой молекул; мономеры) Рекомендуемая литература: [1], гл. 29, § 29.5-29.8; [2], гл. 13, § 13.2; лекции. 1. Вопросы, которые необходимо изучить и уметь дать на них ответ: 1.1. Что собой представляют углеводороды по химическому составу, на какие ряды по форме углеродной цепи они подразделяются. 1.2. Какие существуют гомологические ряды углеводородов; каковы названия, основоположники и общие формулы этих рядов (для углеводородов гомологические ряды совпадают с классами). 1.3. В чем заключаются принципиальные отличия в строении и свойствах s- и p-связей; как это согласуется с положениями теории химического строения Бутлерова о взаимосвязи строения и свойств веществ. Что представляет собой явление сопряжения в молекулах органических соединений, и в каких случаях оно возможно. 1.4. Какие типы реакций и почему характерны для алканов и циклоалканов (от С5 и выше), каковы их главные разновидности (определяемые по типу второго реагента). Почему алканы и высшие циклоалканы обладают сходными химическими свойствами. 1.5. Какие типы реакций и почему характерны для непредельных углеводородов, каковы их главные разновидности (определяемые по типу второго реагента). 1.6. Почему алкины проявляют свойства С-Н кислот, а алкены такими свойствами не обладают. 1.7. Какие типы реакций и почему характерны для ароматических колец бензола и его гомологов, каковы их главные разновидности (определяемые по типу второго реагента). Какие специальные условия необходимы для реакций присоединения по бензольному кольцу или его расщепления и почему. 1.8. Что собой представляет автоокисление углеводородов, по какому механизму проходит этот процесс, каков состав его промежуточных и конечных продуктов. 1.9. Какие конкретные химические реакции являются отличительными для углеводородов разных классов и могут быть использованы для их химической идентификации. 1.10. Уметь подтвердить ответы на п.п. 1.4-1.8 уравнениями соответствующих реакций. 2. Письменное задание для контроля усвоения темы: В таблице 3.54 приведены два исходных углеводорода различных классов, которые для углеводородов совпадают с их гомологическими рядами. Также приведен реагент, который может вступить в реакцию только с одним из данных углеводородов, и поэтому является реактивом именно на это соединение. Для данных в Вашем варианте углеводородов и реактива выполните следующие задания: 2.1. Приведите структурные формулы и названия исходных углеводородов и реактива, укажите класс реактива. Определите, к какому гомологическому ряду принадлежит каждый из данных Вам углеводородов. Дайте названия этих гомологических рядов и общие гомологические формулы; для каждого данного углеводорода приведите структурную формулу одного из его ближайших гомологов. 2.2. Во всех несимметричных молекулах данных веществ укажите направления смещения электронной плотности, символы и знаки электронных эффектов, возникающие частичные заряды на атомах. 2.3. Определите, какой из углеводородов вступит в реакцию с данным реактивом в указанных условиях, и объясните почему. 2.4. Укажите, какая связь в молекуле углеводорода будет разрываться в ходе его реакции с данным реактивом в указанных условиях, и как на ее разрыв влияют прочность связи и условия проведения процесса. 2.5. Напишите уравнение возможной химической реакции одного из данных углеводородов с данным реактивом (см. примечание). Укажите классы и названия образующихся продуктов. Укажите, имеется ли в этой реакции аналитический сигнал (изменение окраски, рН, степени дисперсности реакционной среды; образование нерастворимых или газообразных продуктов). Может ли эта реакция являться качественной для рассматриваемого класса углеводородов. 2.6. Если в реакцию по п. 2.5 вступает бензол или его гомолог, то объясните, каковы особенности строения и химических свойств его цикла и какова сущность понятий "сопряжение" и "ароматичность". 2.7. Определите, по какому механизму (радикальному или ионному) произойдет разрыв связи в молекулах реагирующих веществ и объясните почему. 2.8. Определите, к какой разновидности относится рассматриваемая реакция (замещение, обмен, присоединение, расщепление) и укажите, какими признаками это подтверждается. Рядом с уравнением реакции (справа) символически обозначьте ее механизм (SR, SE, SN, AR, AE, AN). 2.9. Изложите современную трактовку правила Марковникова для реакций присоединения и укажите, реализуется ли это правило в Вашей реакции и каким образом. Примечание: примите во внимание следующее: а) при ответе на п. 2.5 в реакции с алкинами используйте мольное соотношение углеводород: реактив = 1: 1; б) молекулы большинства реактивов, данных в таблице 3.54, условно могут быть изображены формулами H-Y и A-X: В формулах обозначены частичные заряды (d), возникающие на атомах в результате их взаимного влияния в молекуле; в) в ходе реакций присоединения в молекуле реактива происходит разрыв связей Hd+–Yd-, и в случаях ионного механизма образуются электрофил (Н+) и нуклеофил (Y-); г) в реакциях замещения происходит разрыв связи А–Х, и водород в молекуле исходного углеводорода замещается на фрагмент Х.
Таблица 3.54
Продолжение таблицы 3.54
Задание 20. Химические свойства и идентификация производных углеводородов (по разделам стандартов: реакционная способность и химическая идентификация веществ (органических); связь химических свойств со структурой молекул; мономеры)
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |