Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И. Крылов




Басня

Басня — небольшое произведение в стихах или в прозе, с нравоучительным сатирическим или ироническим со­держанием, заканчивающееся часто моралью, в которой выражена поучительная мысль.

 

Басня отличается своеобразной стихотворной формой лаконичностью и образностью языка, аллегоричностью и

обобщенностью образов. Персонажи басни - животные

птицы, предметы и вещи, но под ними подразумеваются люди и их характерами. Каждый басенный персонаж воплощает какую-то черту: хитрость, трудолюбие, хвастливость, легкомыслие или любопытство. Осмеяние одних черт характера и утверждение других оказывает огромное воспитательское воздействие на учащихся. Басня привле­кает детей не скрытым смыслом, а образностью и вырази­тельностью сцен. Слабослышащим и глухим детям нравятся басни, они смеются над незадачливой Обезьянкой которая не знает, как обращаться с очками, возмущаются поведением легкомысленной Стрекозы или неблагодарно­стью Волка. Но мораль басни, четко сформулированная автором, не всегда осмысливается достаточно глубоко Басенный персонаж воспринимается детьми как конкретное лицо, без должного обобщения. Эти особенности детского восприятия следует учесть в процессе работы над содержа­нием басни.

Основные методические приемы работы: комментированное чтение басни по частям, беседа с выборочным чте­нием, иллюстрирование, работа с художественными ил­люстрациями, описание кадров воображаемого фильма по басне, беседа, анализирующая поведение и речевую харак­теристику персонажей.

Чтобы определить последовательность и содержание картин в басне, ученикам предлагается описать первую картину (какова обстановка, кто действующие лица како­вы их действия); затем определяется следующая карти­на — кадр воображаемого фильма и т. д.

Например, по басне И. Крылова «Стрекоза и Муравей»

1-й кадр: Лето, поле, кругом цветы. Стрекоза танцует и поет.

2-й кадр: Ветер, опадают листья, холодно. Начинает идти снег. Стрекозе холодно, есть нечего. Постепенно все поле в снегу.

 

 

3-й кадр: Кругом снег. Мороз. Стрекозе холодно, она го­лодна. Еле-еле ползет она к избушке Муравья. И т. д.

Подобная работа позволяет ученикам увидеть за лако­ничным словесным описанием яркие конкретные картины. Это делает восприятие более осмысленным и эмоциональ­ным. Определение последовательности кадров вырабатыва­ет умение следить за последовательностью развивающихся действий. Словесное определение кадров способствует умению пересказывать стихотворный текст.

Составление кадров фильма по прочитанной басне — эффективный прием, развивающий творческое воображе­ние, мышление и речь детей с недостатком слуха.

Словесные кадры фильма, составленные учениками, не­плохо сопоставить с кадрами диафильма или мультфиль­ма. Такой прием работы позволяет узнать, как увидели басню и басенных героев мастера искусств, художники, мультипликаторы, как они передали идейный смысл басни.

Более сложной является аналитическая работа над ба­сенным образом, который создается баснописцем с помо­щью языковой характеристики. Задача педагога — на­учить школьников выбирать соответствующие строки из басни и определять по ним поведение персонажа, его ха­рактер. Например, анализируя басню «Ворона и Лисица» И. Крылова, ученики выбирают под руководством педа­гога строки о центральном персонаже: плутовка: на цы­почках подходит, вертит хвостом, с Вороны глаз не сво­дит; говорит так сладко, чуть дыша. В ходе анализа учитель предлагает ученикам ответить на вопросы: Каки­ми словами баснописец подчеркивает коварство и хит­рость Лисы? Как ведет себя Лисица, когда почувствовала запах сыра? Как вы думаете, почему автор назвал ее плу­товкой? Что делает лисица для того, чтобы выманить вкусный кусочек? Какие ласковые и льстивые слова го­ворила Лисица? Почему?

Чтобы понять, что Лисица льстит Вороне, надо вспом­нить, как Ворона выглядит, как она каркает, и после этого выбрать слова Лисицы о Вороне:

 

 

Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! Какой носок!

И верно, ангельский быть должен голосок!..

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты у нас была царь-птица!

Анализ выбранных строчек позволяет доказательно го­ворить о хитрости, лести Лисицы, желающей обмануть глупую Ворону и добыть желаемое.

Аналогичную работу целесообразно провести и по ана­лизу языковой характеристики Вороны. Учитель предла­гает ученикам ответить на вопросы: Как Крылов показы­вает, что Ворона 'неуклюжая, тяжелая птица? Как вы представляете себе Ворону, когда она нашла сыр и собира­лась позавтракать? Какими чертами народ характеризует Ворону? Какая Ворона на самом деле? После каких слов Лисицы Ворона каркнула?

Особенность басенного образа — его обобщенность. По­этому после раскрытия конкретного значения басенного персонажа надо показать обобщенный смысл персонажа. Это достигается несколькими путями: сравнением басен­ного персонажа с персонажами других литературных про­изведений и употреблением басенных афоризмов в различ­ных ситуациях. Первый путь при небольшой начитанности учеников с недостатком слуха применяется реже. Продук­тивен второй путь. Обратимся к басне И. Крылова «Ворона и Лисица». В ходе обобщающей беседы учитель предлага­ет ученикам ответить на вопросы: Кого из действующих лиц больше высмеивает и осуждает Крылов? Бывают ли такие недостатки у людей? Каких людей высмеивает Кры­лов в басне под видом Вороны и Лисицы? Какие людские пороки высмеивает он? Как баснописец относится к лес­ти? Почему лесть гнусна, вредна? Что значит выражение: и в сердце льстец всегда отыщет уголок? Все ли люди ве­рят лести? Чему учит басня?

 

Завершается анализ басни ее выразительным чтением и чтением по ролям: Как вы будете читать слова автора о Во­роне, о Лисице? Как — слова Лисицы? Вспомните об отно­шении Крылова к героям басни и о вашем собственном.

Во внеклассное время рекомендуется инсценирование басни, просмотр диафильмов, викторины по изученным басням, ответы на вопросы анкеты. Приведем вариант ан­кеты, которая проводится после изучения всех басен И. Крылова.

Анкета

1. Напиши полностью имя, отчество и фамилию вели­кого русского баснописца.

2. Назови басни Крылова, которые ты читал.

3. Назови басни Крылова, которые ты знаешь наизусть.

4. В каких баснях высмеивается жадность и неблаго­дарность?

5. В каких баснях высмеивается лесть, хитрость, лжи­вость?

6. Каких героев басен Крылова ты считаешь глупыми?

7. Из каких басен эти слова:

а) Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет.

б) Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» Рассмотренные выше методические советы по изуче­нию басни покажем на конкретном примере одной из ба­сен И. Крылова для учащихся 4-го класса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.