КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И. Крылов
Басня Басня — небольшое произведение в стихах или в прозе, с нравоучительным сатирическим или ироническим содержанием, заканчивающееся часто моралью, в которой выражена поучительная мысль.
Басня отличается своеобразной стихотворной формой лаконичностью и образностью языка, аллегоричностью и обобщенностью образов. Персонажи басни - животные птицы, предметы и вещи, но под ними подразумеваются люди и их характерами. Каждый басенный персонаж воплощает какую-то черту: хитрость, трудолюбие, хвастливость, легкомыслие или любопытство. Осмеяние одних черт характера и утверждение других оказывает огромное воспитательское воздействие на учащихся. Басня привлекает детей не скрытым смыслом, а образностью и выразительностью сцен. Слабослышащим и глухим детям нравятся басни, они смеются над незадачливой Обезьянкой которая не знает, как обращаться с очками, возмущаются поведением легкомысленной Стрекозы или неблагодарностью Волка. Но мораль басни, четко сформулированная автором, не всегда осмысливается достаточно глубоко Басенный персонаж воспринимается детьми как конкретное лицо, без должного обобщения. Эти особенности детского восприятия следует учесть в процессе работы над содержанием басни. Основные методические приемы работы: комментированное чтение басни по частям, беседа с выборочным чтением, иллюстрирование, работа с художественными иллюстрациями, описание кадров воображаемого фильма по басне, беседа, анализирующая поведение и речевую характеристику персонажей. Чтобы определить последовательность и содержание картин в басне, ученикам предлагается описать первую картину (какова обстановка, кто действующие лица каковы их действия); затем определяется следующая картина — кадр воображаемого фильма и т. д.
Например, по басне И. Крылова «Стрекоза и Муравей» 1-й кадр: Лето, поле, кругом цветы. Стрекоза танцует и поет. 2-й кадр: Ветер, опадают листья, холодно. Начинает идти снег. Стрекозе холодно, есть нечего. Постепенно все поле в снегу.
3-й кадр: Кругом снег. Мороз. Стрекозе холодно, она голодна. Еле-еле ползет она к избушке Муравья. И т. д. Подобная работа позволяет ученикам увидеть за лаконичным словесным описанием яркие конкретные картины. Это делает восприятие более осмысленным и эмоциональным. Определение последовательности кадров вырабатывает умение следить за последовательностью развивающихся действий. Словесное определение кадров способствует умению пересказывать стихотворный текст. Составление кадров фильма по прочитанной басне — эффективный прием, развивающий творческое воображение, мышление и речь детей с недостатком слуха. Словесные кадры фильма, составленные учениками, неплохо сопоставить с кадрами диафильма или мультфильма. Такой прием работы позволяет узнать, как увидели басню и басенных героев мастера искусств, художники, мультипликаторы, как они передали идейный смысл басни. Более сложной является аналитическая работа над басенным образом, который создается баснописцем с помощью языковой характеристики. Задача педагога — научить школьников выбирать соответствующие строки из басни и определять по ним поведение персонажа, его характер. Например, анализируя басню «Ворона и Лисица» И. Крылова, ученики выбирают под руководством педагога строки о центральном персонаже: плутовка: на цыпочках подходит, вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит; говорит так сладко, чуть дыша. В ходе анализа учитель предлагает ученикам ответить на вопросы: Какими словами баснописец подчеркивает коварство и хитрость Лисы? Как ведет себя Лисица, когда почувствовала запах сыра? Как вы думаете, почему автор назвал ее плутовкой? Что делает лисица для того, чтобы выманить вкусный кусочек? Какие ласковые и льстивые слова говорила Лисица? Почему?
Чтобы понять, что Лисица льстит Вороне, надо вспомнить, как Ворона выглядит, как она каркает, и после этого выбрать слова Лисицы о Вороне:
Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! Какой носок! И верно, ангельский быть должен голосок!.. При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты у нас была царь-птица! Анализ выбранных строчек позволяет доказательно говорить о хитрости, лести Лисицы, желающей обмануть глупую Ворону и добыть желаемое. Аналогичную работу целесообразно провести и по анализу языковой характеристики Вороны. Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы: Как Крылов показывает, что Ворона 'неуклюжая, тяжелая птица? Как вы представляете себе Ворону, когда она нашла сыр и собиралась позавтракать? Какими чертами народ характеризует Ворону? Какая Ворона на самом деле? После каких слов Лисицы Ворона каркнула? Особенность басенного образа — его обобщенность. Поэтому после раскрытия конкретного значения басенного персонажа надо показать обобщенный смысл персонажа. Это достигается несколькими путями: сравнением басенного персонажа с персонажами других литературных произведений и употреблением басенных афоризмов в различных ситуациях. Первый путь при небольшой начитанности учеников с недостатком слуха применяется реже. Продуктивен второй путь. Обратимся к басне И. Крылова «Ворона и Лисица». В ходе обобщающей беседы учитель предлагает ученикам ответить на вопросы: Кого из действующих лиц больше высмеивает и осуждает Крылов? Бывают ли такие недостатки у людей? Каких людей высмеивает Крылов в басне под видом Вороны и Лисицы? Какие людские пороки высмеивает он? Как баснописец относится к лести? Почему лесть гнусна, вредна? Что значит выражение: и в сердце льстец всегда отыщет уголок? Все ли люди верят лести? Чему учит басня?
Завершается анализ басни ее выразительным чтением и чтением по ролям: Как вы будете читать слова автора о Вороне, о Лисице? Как — слова Лисицы? Вспомните об отношении Крылова к героям басни и о вашем собственном.
Во внеклассное время рекомендуется инсценирование басни, просмотр диафильмов, викторины по изученным басням, ответы на вопросы анкеты. Приведем вариант анкеты, которая проводится после изучения всех басен И. Крылова. Анкета 1. Напиши полностью имя, отчество и фамилию великого русского баснописца. 2. Назови басни Крылова, которые ты читал. 3. Назови басни Крылова, которые ты знаешь наизусть. 4. В каких баснях высмеивается жадность и неблагодарность? 5. В каких баснях высмеивается лесть, хитрость, лживость? 6. Каких героев басен Крылова ты считаешь глупыми? 7. Из каких басен эти слова: а) Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет. б) Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» Рассмотренные выше методические советы по изучению басни покажем на конкретном примере одной из басен И. Крылова для учащихся 4-го класса.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |