Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уроки 1, 2. Сказка как один из жанров устного народного творчества по своим особенностям похожа на рассказ: имеет четко обо­значенный сюжет




Сказки

Сказка как один из жанров устного народного творчества по своим особенностям похожа на рассказ: имеет четко обо­значенный сюжет, раскрывающий поведение и взаимоотно­шения персонажей. Однако сказка — особый род литера­турного творчества, для которого характерны элементы волшебства, особая соотнесенность с реальной действитель­ностью, своеобразная композиция, необычайная яркость персонажей, выразительность языка. Сказка при своей оче­видной конкретности всегда предполагает широкую дидак­тическую направленность: каким надо быть, а каким не надо, что является злом, что — добром. Эти особенности вносят некоторые элементы новизны в известную методику изучения эпических (повествовательных) произведений.

Сказки по своему характеру разнообразны: волшебные, бытовые, о животных и т. п. В книгах для чтения большее место занимают сказки о животных и волшебные сказки, социально-бытовые представлены меньше. Методика чтения сказок безотносительно к их тематике едина: подготовка к чтению, само чтение и работа над содержанием сказки,

 

анализ поступков сказочных персонажей и вывод о глав­ной мысли сказки, ее пересказывание учениками. Вместе с тем на первоначальном этапе (подготовка к чтению) тре­буется актуализация жизненного опыта детей, их знаний о жизни животных или о сказочных предметах, сказоч­ных героях, о волшебстве и волшебниках.

Желательно, чтобы учитель в доступной детям форме рассказал на уроке о том, как складывались сказки в дале­кие времена под треск лучины и жужжание веретена, где собирались в долгие вечера крестьяне с какой-либо ручной работой. Пели песни о тяжелой доле народа, сказывали сказки и передавали их наизусть из уст в уста, слушали былины о героях народных, потешались над проделками Иванушки-дурачка. А Иванушка-дурачок оказывался са­мым удачным, самым сообразительным, ему всегда удава­лось провести царя и богатея и добиться желаемого. Поло­жительные сказочные герои всегда борются за справедли­вость. Их добрые дела побеждают на земле зло. Коварные и несправедливые люди бывают жестоко наказаны наро­дом — автором многочисленных сказок.

Работа над содержанием сказки может проводиться в виде чтения отдельных эпизодов, иллюстрирования, со­ставления картинного и словесного плана, различных бе­сед с выборочным чтением, пересказов. Содержание сказки обсуждается в аналитической беседе: поведение персона­жей, их сравнение, выражение собственного отношения к ним. Важно, чтобы дети поняли, что сказочный персонаж сочетает в себе черты обычного человека и элементы нео­бычного, нереального (наделен необычной силой, красотой, способен на необыкновенные поступки и пр.). Сочетание сказочного и реального в описании событий окружающей обстановки, природы, персонажей привлекает детей, хотя и представляет некоторые трудности при осмыслении.

Важным компонентом чтения сказок является работа над выразительностью ее языка: включение сравнитель­ных оборотов из сказок в детские пересказы, проведение словарно-стилистических упражнений, использование

выразительных языковых средств при описании пейзажа, обстановки, ситуаций, персонажей.

 

 

Подготовка школьников к чтению может требовать ак­туализации их жизненного опыта, знаний о жизни живот­ных или о сказочных предметах, сказочных героях, вол­шебстве и обо всем том, что отличает сказку от реальной действительности. Чтение сказки на уроках всегда сочета­ется с творческой деятельностью школьников — инсценированием, иллюстрированием, сочинением сказок детьми, проведением викторин, праздников, просмотром фильмов и чтением сказок по своему желанию вне класса.

В качестве примера работы приведем описание методи­ки проведения четырех уроков во втором классе.

Петушок и бобовое зернышко

(Русская народная сказка)

Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает:

— Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки да второпях и по­давился. Подавился, не дышит, не слышит, словно мертвый лежит. Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

— Ох, хозяюшка, дай скорей маслица, петушку горлышко сма­зать: подавился петушок бобовым зернышком.

— Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я ужо со­бью маслица.

Бросилась курочка к корове:

— Коровушка, голубушка, дай скорей молока, хозяюшка со­бьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

— Ступай скорей к хозяину. Пусть он принесет мне свежей травы.

Бежит курочка к хозяину.

— Хозяин, хозяин! Дай скорей коровушке свежей травы, ко­ровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобо­вым зернышком.

— Беги скорей к кузнецу за косой.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу.

— Кузнец, кузнец, дай скорей хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бо­бовым зернышком.

Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке травы, коровушка дала молочка, хозяюшка сбила масло, дала маслица курочке.

Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко про­скочило. Петушок вскочил и во все горло закричал:

— Ку-ка-ре-ку!

Тема: Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Задачи: продолжать знакомство с произведениями устного народного творчества (со сказкой); учить задавать вопросы; формировать навык беглого и выразительного чтения; развивать воображение.

Примерная структура урока

1. Организация начала урока.

2. Сообщение темы урока. Учитель сообщает, что сего­дня на уроке они будут читать сказку. Сказка — это про­изведение устного народного творчества. В сказках вол­шебные приключения, звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссо­рятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказки, в которых главные герои — животные (звери и птицы), — это сказки о животных. Затем ученики читают название сказки с доски. Учитель обращает внимание на правильное произне­сение названия сказки «Петушок и бобовое зернышко».

4. Чтение сказки учителем.

Беседа, направленная на выяснение первичного восприятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы

 

 

учителя: Кто главные герои сказки? О чем говорится в сказке? Что запомнили?

5. Чтение учащимися труднопроизносимых слов.

6. Чтение сказки учениками по смысловым закончен­ным отрывкам и беседа, в ходе которой разъясняются но­вые слова и выражения: клевал второпях, сбить масло, кузнец, коса,

7. Повторное чтение учащимися сказки вслух, при ко­тором отрабатывается правильность произношения и вы­разительность.

8. Беседа в виде ответов на вопросы учителя: Что случи­лось с петушком? Прочитайте. Почему петушок подавил­ся? Почему курочка испугалась? К кому обратилась за по­мощью курочка? О чем она просила хозяйку (коровушку, хозяина, кузнеца)? Прочитайте. Что отвечала хозяйка (коровушка, хозяин, кузнец)? Прочитайте. Как можно на­звать курочку? Выбери слова: добрая, ленивая, заботли­вая, злая.

Дополните предложения: Кузнец дал (что?)... (кому?).... Хозяин дал (что?)... (кому?).... Коровушка дала (что?)... (кому?).... Хозяюшка дала (что?)... (кому?).... Курочка (что сделала?)... (кому?).... Зернышко (что сделало?).... Петушок (что сделал?)....

9. Выполнение заданий по рисункам к сказке. Пример­ные варианты заданий:

а) ученики рассматривают рисунки и находят к ним строчки из рассказа;

б) дети рассматривают рисунки и рассказывают своими словами о том, что на них изображено;

в) школьники рассматривают рисунки и озаглавливают их;

г) «маленький учитель» по рисункам задает вопросы классу, ученики отвечают на эти вопросы своими словами;

д) работая в парах, один ученик задает вопросы по ри­сункам, другой отвечает на них строчками из текста или своими словами.

10. Выразительное чтение сказки по ролям.

 

 

11. Пересказ сказки по конструктивной картинке.

Рисуется картинка, на которой изображен дом, курят­ник, кузница, лужок. Вырезаются фигурки петушка, ку­рицы, коровы, хозяйки, хозяина, кузнеца. Дети передви­гают фигурки и ставят их в то положение, о котором говорится в сказке. Ученики по картинке последовательно воспроизводят действия персонажей, пересказывая текст.

12. Итоговое обсуждение в виде ответов на вопросы, ко­торые учитель задает учащимся на слух (за экраном): По­вторите: Устное народное творчество. Русские народные песни, считалки, загадки, сказки. С какой сказкой вы по­знакомились? О чем в ней говорится? Как называется сказка, в которой главные герои — животные? Чему учит сказка?» (Вывод записывается на доске, ученики повторя­ют его вместе с. учителем.)

13. Домашнее задание: подготовить чтение сказки по ролям или инсценирование.

 

Лисичка со скалочкой

(Русская народная сказка)

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше.

Пришла в деревню и стучится в избу:

— Стук-стук-стук!

— Кто там?

— Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

— У нас и без тебя тесно!

— Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик — под лавочку, скалочку — под печку.

Ее пустили. Вот она легла сама на лавочку, хвостик — под ла­вочку, скалочку — под печку.

Рано утром лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом и спрашивает.

— Где же моя скалочка? Давайте мне за нее курочку. Взяла лисичка курочку, идет да поет:

— Шла лисичка по дорожке,

Нашла скалочку.

За скалочку взяла курочку!

Пришла она в другую деревню:

— Стук-стук-стук!

— Кто там?

— Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

— У нас и без тебя тесно.

— Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик — под лавочку, курочку — под печку.

Ее пустили. Лисичка легла сама на лавочку, хвостик — под ла­вочку, курочку — под печку.

Рано утром лисичка потихоньку встала, схватила курочку, съе­ла, а после говорит:

— Где же моя курочка? Давайте мне за нее гусочку! Ничего не поделаешь, пришлось хозяину отдать ей за курочку

гусочку.

Взяла лисичка гусочку, идет да поет:

— Шла лисичка по дорожке, Нашла скалочку. За скалочку взяла курочку. За курочку взяла гусочку!

3 Пришла она под вечер в третью деревню:

— Стук-стук-стук!

— Кто там?

— Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

— Да у нас и без тебя тесно.

А я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик — под ла­вочку, гусочку — под печку.

Ее пустили. Вот она легла сама на лавочку, хвостик — под ла­вочку, гусочку — под печку.

Утром, чуть свет, лисичка вскочила, схватила гусочку, съела да

говорит:

 

 

— А где же моя гусочка? Давайте мне за нее девочку!

А мужику девочку жалко стало отдавать. Посадил он в мешок большую собаку и отдал лисе:

— Бери, лиса, девочку!

Вот лиса взяла мешок, вышла на дорогу и говорит:

— Девочка, пой песни!

А собака в мешке как зарычит!

Лиса испугалась, бросила мешок — да бежать...

Тут собака выскочила из мешка — да за ней!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.