КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уроки 1, 2. Сказка как один из жанров устного народного творчества по своим особенностям похожа на рассказ: имеет четко обозначенный сюжет
Сказки Сказка как один из жанров устного народного творчества по своим особенностям похожа на рассказ: имеет четко обозначенный сюжет, раскрывающий поведение и взаимоотношения персонажей. Однако сказка — особый род литературного творчества, для которого характерны элементы волшебства, особая соотнесенность с реальной действительностью, своеобразная композиция, необычайная яркость персонажей, выразительность языка. Сказка при своей очевидной конкретности всегда предполагает широкую дидактическую направленность: каким надо быть, а каким не надо, что является злом, что — добром. Эти особенности вносят некоторые элементы новизны в известную методику изучения эпических (повествовательных) произведений. Сказки по своему характеру разнообразны: волшебные, бытовые, о животных и т. п. В книгах для чтения большее место занимают сказки о животных и волшебные сказки, социально-бытовые представлены меньше. Методика чтения сказок безотносительно к их тематике едина: подготовка к чтению, само чтение и работа над содержанием сказки,
анализ поступков сказочных персонажей и вывод о главной мысли сказки, ее пересказывание учениками. Вместе с тем на первоначальном этапе (подготовка к чтению) требуется актуализация жизненного опыта детей, их знаний о жизни животных или о сказочных предметах, сказочных героях, о волшебстве и волшебниках. Желательно, чтобы учитель в доступной детям форме рассказал на уроке о том, как складывались сказки в далекие времена под треск лучины и жужжание веретена, где собирались в долгие вечера крестьяне с какой-либо ручной работой. Пели песни о тяжелой доле народа, сказывали сказки и передавали их наизусть из уст в уста, слушали былины о героях народных, потешались над проделками Иванушки-дурачка. А Иванушка-дурачок оказывался самым удачным, самым сообразительным, ему всегда удавалось провести царя и богатея и добиться желаемого. Положительные сказочные герои всегда борются за справедливость. Их добрые дела побеждают на земле зло. Коварные и несправедливые люди бывают жестоко наказаны народом — автором многочисленных сказок. Работа над содержанием сказки может проводиться в виде чтения отдельных эпизодов, иллюстрирования, составления картинного и словесного плана, различных бесед с выборочным чтением, пересказов. Содержание сказки обсуждается в аналитической беседе: поведение персонажей, их сравнение, выражение собственного отношения к ним. Важно, чтобы дети поняли, что сказочный персонаж сочетает в себе черты обычного человека и элементы необычного, нереального (наделен необычной силой, красотой, способен на необыкновенные поступки и пр.). Сочетание сказочного и реального в описании событий окружающей обстановки, природы, персонажей привлекает детей, хотя и представляет некоторые трудности при осмыслении. Важным компонентом чтения сказок является работа над выразительностью ее языка: включение сравнительных оборотов из сказок в детские пересказы, проведение словарно-стилистических упражнений, использование выразительных языковых средств при описании пейзажа, обстановки, ситуаций, персонажей.
Подготовка школьников к чтению может требовать актуализации их жизненного опыта, знаний о жизни животных или о сказочных предметах, сказочных героях, волшебстве и обо всем том, что отличает сказку от реальной действительности. Чтение сказки на уроках всегда сочетается с творческой деятельностью школьников — инсценированием, иллюстрированием, сочинением сказок детьми, проведением викторин, праздников, просмотром фильмов и чтением сказок по своему желанию вне класса. В качестве примера работы приведем описание методики проведения четырех уроков во втором классе. Петушок и бобовое зернышко (Русская народная сказка) Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает: — Петя, не торопись. Петя, не торопись. Клевал как-то петушок бобовые зернышки да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, словно мертвый лежит. Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит: — Ох, хозяюшка, дай скорей маслица, петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком. — Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я ужо собью маслица. Бросилась курочка к корове: — Коровушка, голубушка, дай скорей молока, хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком. — Ступай скорей к хозяину. Пусть он принесет мне свежей травы. Бежит курочка к хозяину. — Хозяин, хозяин! Дай скорей коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком. — Беги скорей к кузнецу за косой. Со всех ног бросилась курочка к кузнецу. — Кузнец, кузнец, дай скорей хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком. Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке травы, коровушка дала молочка, хозяюшка сбила масло, дала маслица курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко проскочило. Петушок вскочил и во все горло закричал: — Ку-ка-ре-ку! Тема: Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» Задачи: продолжать знакомство с произведениями устного народного творчества (со сказкой); учить задавать вопросы; формировать навык беглого и выразительного чтения; развивать воображение. Примерная структура урока 1. Организация начала урока. 2. Сообщение темы урока. Учитель сообщает, что сегодня на уроке они будут читать сказку. Сказка — это произведение устного народного творчества. В сказках волшебные приключения, звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказки, в которых главные герои — животные (звери и птицы), — это сказки о животных. Затем ученики читают название сказки с доски. Учитель обращает внимание на правильное произнесение названия сказки «Петушок и бобовое зернышко». 4. Чтение сказки учителем. Беседа, направленная на выяснение первичного восприятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы
учителя: Кто главные герои сказки? О чем говорится в сказке? Что запомнили? 5. Чтение учащимися труднопроизносимых слов. 6. Чтение сказки учениками по смысловым законченным отрывкам и беседа, в ходе которой разъясняются новые слова и выражения: клевал второпях, сбить масло, кузнец, коса, 7. Повторное чтение учащимися сказки вслух, при котором отрабатывается правильность произношения и выразительность. 8. Беседа в виде ответов на вопросы учителя: Что случилось с петушком? Прочитайте. Почему петушок подавился? Почему курочка испугалась? К кому обратилась за помощью курочка? О чем она просила хозяйку (коровушку, хозяина, кузнеца)? Прочитайте. Что отвечала хозяйка (коровушка, хозяин, кузнец)? Прочитайте. Как можно назвать курочку? Выбери слова: добрая, ленивая, заботливая, злая. Дополните предложения: Кузнец дал (что?)... (кому?).... Хозяин дал (что?)... (кому?).... Коровушка дала (что?)... (кому?).... Хозяюшка дала (что?)... (кому?).... Курочка (что сделала?)... (кому?).... Зернышко (что сделало?).... Петушок (что сделал?).... 9. Выполнение заданий по рисункам к сказке. Примерные варианты заданий: а) ученики рассматривают рисунки и находят к ним строчки из рассказа; б) дети рассматривают рисунки и рассказывают своими словами о том, что на них изображено; в) школьники рассматривают рисунки и озаглавливают их; г) «маленький учитель» по рисункам задает вопросы классу, ученики отвечают на эти вопросы своими словами; д) работая в парах, один ученик задает вопросы по рисункам, другой отвечает на них строчками из текста или своими словами. 10. Выразительное чтение сказки по ролям.
11. Пересказ сказки по конструктивной картинке. Рисуется картинка, на которой изображен дом, курятник, кузница, лужок. Вырезаются фигурки петушка, курицы, коровы, хозяйки, хозяина, кузнеца. Дети передвигают фигурки и ставят их в то положение, о котором говорится в сказке. Ученики по картинке последовательно воспроизводят действия персонажей, пересказывая текст. 12. Итоговое обсуждение в виде ответов на вопросы, которые учитель задает учащимся на слух (за экраном): Повторите: Устное народное творчество. Русские народные песни, считалки, загадки, сказки. С какой сказкой вы познакомились? О чем в ней говорится? Как называется сказка, в которой главные герои — животные? Чему учит сказка?» (Вывод записывается на доске, ученики повторяют его вместе с. учителем.) 13. Домашнее задание: подготовить чтение сказки по ролям или инсценирование.
Лисичка со скалочкой (Русская народная сказка) Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу: — Стук-стук-стук! — Кто там? — Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать! — У нас и без тебя тесно! — Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик — под лавочку, скалочку — под печку. Ее пустили. Вот она легла сама на лавочку, хвостик — под лавочку, скалочку — под печку. Рано утром лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом и спрашивает. — Где же моя скалочка? Давайте мне за нее курочку. Взяла лисичка курочку, идет да поет: — Шла лисичка по дорожке, Нашла скалочку. За скалочку взяла курочку! Пришла она в другую деревню: — Стук-стук-стук! — Кто там? — Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать! — У нас и без тебя тесно. — Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик — под лавочку, курочку — под печку. Ее пустили. Лисичка легла сама на лавочку, хвостик — под лавочку, курочку — под печку. Рано утром лисичка потихоньку встала, схватила курочку, съела, а после говорит: — Где же моя курочка? Давайте мне за нее гусочку! Ничего не поделаешь, пришлось хозяину отдать ей за курочку гусочку. Взяла лисичка гусочку, идет да поет: — Шла лисичка по дорожке, Нашла скалочку. За скалочку взяла курочку. За курочку взяла гусочку! 3 Пришла она под вечер в третью деревню: — Стук-стук-стук! — Кто там? — Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать! — Да у нас и без тебя тесно. А я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик — под лавочку, гусочку — под печку. Ее пустили. Вот она легла сама на лавочку, хвостик — под лавочку, гусочку — под печку. Утром, чуть свет, лисичка вскочила, схватила гусочку, съела да говорит:
— А где же моя гусочка? Давайте мне за нее девочку! А мужику девочку жалко стало отдавать. Посадил он в мешок большую собаку и отдал лисе: — Бери, лиса, девочку! Вот лиса взяла мешок, вышла на дорогу и говорит: — Девочка, пой песни! А собака в мешке как зарычит! Лиса испугалась, бросила мешок — да бежать... Тут собака выскочила из мешка — да за ней!
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |