КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стихотворение
Лирическое произведение как особый род литературного творчества имеет свою специфику: в нем нет сюжета, детального и развернутого воспроизведения событий и поступков, т. е. главное в лирике — это эмоционально окрашенные описания и размышления автора. Содержание лирических произведений весьма разнообразно: политическая лирика, пейзажная, любовная, философская. В школьной программе во 2—6-х классах основное место занимает пейзажная лирика и стихотворения о дружбе детей, их учебе и труде в школе; стихотворения на общественно-историческую тематику малочисленны. Тематико-содержательная направленность стихотворений диктует свою методику их изучения. Пейзажная лирика (к примеру, стихотворения «Береза» С. Есенина, «Весна» Ф. Тютчева, «Люблю дорожкою лесною...» А. Майкова) предлагает средствами словесно-художественной изобразительности фрагментарное описание обобщенного образа. Работа над лирическими произведениями должна помочь школьникам увидеть, понять и почувствовать суть изображаемого поэтом, сопереживать прочитанному, оценить авторское мастерство, выразительность используемых им языковых средств. Основной путь изучения пейзажной
лирики — расширение сенсорного опыта детей, позволяющего соотнести реальную действительность с поэтическим описанием, содействовать развитию творческого и воссоздающего воображения учащихся, что в свою очередь помогает пониманию прочитанного произведения. При изучении пейзажной лирики рекомендуются следующие методические приемы: чтение стихотворения педагогом, учениками, выборочное чтение отдельных фрагментов (картин), их соотнесение с иллюстрациями, словесное рисование. Каждый из этих приемов целесообразно сочетать со словарно-стилистическими упражнениями. Завершается работа выразительным чтением учащихся, их оценочным суждением (чем взволновало стихотворение, какие мысли и чувства возникли и т. д.). В процессе изучения пейзажной лирики педагог должен учитывать, как создает поэт образ-пейзаж. В литературоведении принято считать, что поэтический образ может быть создан индуктивно или дедуктивно. При индуктивном способе создания поэтического образа поэт уточняет содержание картины, выделяя отдельные детали, яркие и выразительные. Например, в отрывке из романа А.Пушкина «Евгений Онегин» «Опрятней модного паркета...» читатель воспринимает картину зимы через совокупность различных выразительных деталей: блистает речка, льдом одета, коньками звучно режут лед (мальчишки), скользит и падает (гусь, вступивший на лед). Подобный способ создания образа-пейзажа наиболее доступен ученикам в начале обучения чтению пейзажной лирики. Педагог в процессе изучения произведения учит школьников выделять отдельные картины, обращает внимание на выразительность языковых средств, которыми созданы эти картины, на интонационную окрашенность описания каждой картины. Все, вместе взятое, позволяет ученикам увидеть многообразную, но единую картину природы. При дедуктивном способе создания поэтического образа-пейзажа читателю видится обобщенная картина природы, нарисованная автором с помощью выразительных средств
сочетания эпитетов, метафор, сравнений). Например, «Закружилась листва золотая...» С. Есенина или «Осень» А. Толстого создают выразительную картину золотой осени. Восприятие таких произведений сложно для школьников. Обучающая работа с произведениями подобного построения отличается от работы с пейзажной лирикой индуктивного построения образа. В этом случае необходимы ассоциации с увиденным ранее, подкрепление житейского опыта учеников рассматриванием художественных картин, близких по своему содержанию к картине, описанной поэтом. Словесное рисование единой картины, рассказ об увиденном ранее с использованием образной лексики произведения, описание произведения изобразительного искусства — все это позволит целостно воспринять стихотворение, не разрушив его поэтического образа. Чтение и изучение стихотворений о дружбе детей, их школьных годах требует предварительного анализа житейского опыта школьников (суждения учеников о своих друзьях, о различных школьных ситуациях). Чтобы помочь слабослышащим и глухим выразить отношение к тем или иным житейским ситуациям, можно привлечь иллюстративный материал, детские диафильмы и фильмы о школе и школьной жизни. Например, до чтения стихотворения О. Высотской «Мы мороза не боимся...» детям предварительно предлагается вспомнить о зимних забавах, рассказать о них или нарисовать несколько рисунков о занятиях детей зимой. На уроке до чтения стихотворения учащиеся делятся своими впечатлениями (в качестве опоры на доске могут быть записаны словосочетания, предложения, а также помещены детские рисунки). После обмена впечатлениями, чтения стихотворения педагогом и учениками рисунки соотносятся со строчками стихотворения (читаются отдельные фрагменты и все стихотворение). Возможна беседа с выборочным чтением о зимних занятиях школьников, а также словарно-стилистические упражнения типа:
Дополни: Мы не боимся (кого?)... Нам не нужно (чти?)... Кто любит мороз, тот... и...». Урок заканчивается выразительным чтением стихотворения и выражением своего отношения к прочитанному: «Мне понравилось стихотворение, потому что оно (какое?).,.,... о. Ученик должен выбрать слова из предложенных: веселое, радостное, смешное, грустное. Если стихотворение содержит нравственную оценку ситуации, поступка (например, стихи А. Барто о детях), то необходима аналитическая беседа о поведении героя. Ученики предлагают свою оценку поступкам персонажа и соотносят ее со своим жизненным опытом. Среди поэтических произведений, включенных в книги для чтения в 5—6-х классах, в незначительном объеме представлены лироэпические произведения («Крестьянские дети» Н. Некрасова, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина). Опыта чтения и изучения лироэпических произведений у школьников 5—6-х классов еще нет, поэтому они нуждаются в значительной помощи педагога. Особенностью лироэпических произведений является сочетание специфических черт обоих родов, что обязывает педагога тщательно продумывать методы и приемы работы при изучении этих произведений. От особенностей лирики проистекает требование широкого использования различных видов чтения, что позволяет добиться большей выразительности и эмоциональности восприятия произведения школьниками. От специфики эпического рода исходят требования составления плана главы или всего произведения, включение пересказов, составление элементарной характеристики персонажей. Оба произведения, представленные в книгах, даны в сокращении. После их чтения целесообразно познакомить школьников со всем произведением в целом. Большой интерес вызовет у учащихся сравнение литературных произведений с художественной иллюстрацией и фильмом-мультипликацией. Таким образом, методика работы над стихотворениями, несмотря на различие их тематики и жанровое разнообразие, исходит из общего положения: ориентировка на ши-
рокое использование разнообразных видов чтения, позволяющих создать у школьников заинтересованное эмоционально выраженное восприятие. Предлагаем возможный вариант урока во втором классе.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |