КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пересказ
Пересказ чрезвычайно важен на уроках чтения в школе для детей с недостатком слуха. Значимость пересказа обусловлена недостаточным речевым развитием учащихся, их неумением выражать свои мысли в связной развернутой словесной форме. Наблюдения и анализ устных высказываний слабослышащих и глухих школьников на уроках чтения позволяют выделить некоторые особенности детских пересказов. Самым характерным является тяготение к дословному воспроизведению текста, пропуск частей, значимость и роль которых осознается недостаточно. Часто выпадают не второстепенные и малозначимые эпизоды, а то, что недостаточно осмыслено. Пересказы детей, имеющих нарушения слуха, маловариативны. Учащиеся не могут подобрать нужные синонимы, а поэтому пользуются словарем рассказа, включая в пересказ слова и фразы без изменения. Следует отметить неумение детей с нарушенным слухом пользоваться в своих высказываниях выразительными языковыми средствами (минимально употребляются эпитеты и сравнения, а метафорические выражения совсем отсутствуют). Даже при наличии ярких, образных выражений в тексте, который пересказывается, ученики переносят в свой рассказ только некоторые, наиболее понятные им художественные образы, создаваемые знакомыми эпитетами или сравнениями. Можно выделить некоторые причины этого явления. Во-первых, из-за глубокого речевого недоразвития у учеников 1—2-х классов еще отсутствует или минимально развито умение переработать текст. Во-вторых, у них не сформировано умение работать с текстом, для них значимые и второстепенные части равнозначны. В-третьих, традиционная методика урока предусматривает такую систему вопросов, однотипные ответы на которые отрабатываются в классе и дома вплоть до заучивания. Для того чтобы слабослышащие и глухие школьники овладели умением пересказывать текст, необходимо начиная с 1-го класса вести подготовительную работу. Она заключается в обучении учащихся перерабатывать предложение. Сначала, требуя ответ на вопрос по тексту, учитель удовлетворяется дословным воспроизведением текста, потом требует ответа на вопрос своими словами. Нередко учителя долго задерживают глухих и слабослышащих учащихся на первоначальном уровне и робко предъявляют им повышенные требования. Умение ответить своими словами на вопрос текста можно требовать в конце 1-го класса. Уровни переработки текста могут быть разные: • изменение последовательности слов в готовой фразе; • пропуск незначимых частей речи (частицы) из готовой фразы текста; • замена одного слова (чаще действующего лица) синонимом, например: Саша — мальчик — он; • замена нескольких слов синонимами и изменение структуры предложения; • словесные замены, включение выразительных языковых средств. Умение слабослышащих и глухих школьников перерабатывать текст растет постепенно, в ходе знакомства с разными видами пересказов. Обучение пересказу осуществляется по этапам: по макету или конструктивной картине; по серии картин или иллюстраций; по опорным словам; по плану. Первоначальное обучение пересказу опирается на зрительные образы с учетом трудностей слабослышащих и глухих учеников в переработке текста. Пересказ по макету или конструктивной картине наиболее легкий, так как указанные педагогом макет или картина и собственные действия ученика помогают проследить динамику сюже-,1. Ученик передвигает фигурки по макету или конструкцией картине и озвучивает свои действия (т. е. действия персонажа). Так усваивается логическая последовательность действий персонажей и развивается умение последовательно изложить прочитанное в связной речи. Учитель помогает школьнику вопросами: Что было потом? Что случилось дальше? Что произошло затем? И т. п. Словарь, необходимый ученику для пересказа, сначала можно записать на доске. В дальнейшем его нужно изъять. Пересказ по картине или серии картин учит выделять в тексте основные моменты и соотносить словесное описание с изо-
браженным на картине. Для этой работы можно использовать иллюстративный материал книг для чтения. Подобный вид пересказа преимущественно применим во 2— 3-х классах. Так, сначала к картинкам (иллюстрациям) учащиеся подбирают отдельные предложения из текста, и они в совокупности представляют своеобразный его пересказ. Потом педагог учит выбранные из текста предложения передавать своими словами, внося изменения в их структуру и лексическое оформление. Затем к каждой картинке выбирают не одно, а несколько предложений, перефразируя их. Перефразировка взятых из текста предложений является одним из труднейших, но вместе с тем важнейших элементов подготовки детей с недостатком слуха к пересказу. При отсутствии иллюстрации можно рекомендовать ушникам нарисовать три-четыре картинки, отражающие основные моменты рассказа, а потом, опираясь на них, учить пересказывать. Например, по сказке Д. Мамина-Си-Лиряка «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» рисуются три картинки: «Никого я не боюсь», «Всем сделалось весело», «Необыкновенный случай». После рассмотрения каждого рисунка ученики находят в тексте соответствующие части, прочитывают их и передают смысл своими словами. Так возникает следующий рассказ ученика: 1. Родился заяц в лесу и всего боялся. Год, два боялся, а потом перестал. Он крикнул на весь лес: «Никого я не боюсь!» Все зайцы удивились. 2. Собрались на поляне зайцы, молодые зайцы, старушки-зайчихи, старые зайцы. Слушают и своим ушам не верят. Потом всем стало весело. Они кувыркались, прыгали, смеялись. 3. Увидел заяц волка и испугался. Он подпрыгнул вверх, как мяч, и со страху упал волку на лоб. Потом скатился по его спине и побежал в лес. На первоначальном этапе обучения ученики с нарушенным слухом стремятся включить в пересказ то, что изобра-
жено на картинке, и игнорируют текст. Для преодоления подобного недостатка нужна помощь педагога. Он помогает ученикам наводящими дополнительными вопросами, заданиями, уточнением словаря, перестройкой фразы. Требуя от учеников сказать по-другому, помогая в подборе слов, учитель добивается разнообразия в ответах. На первых порах возможна наглядная запись вариантов пересказа на доске: Первый вариант Родился заяц в лесу. Он всего боялся, а потом перестал. Он крикнул на весь лес: «Никого я не боюсь!» Все зайцы удивились. Второй вариант Заяц родился в лесу и всего боялся. Один год боялся, второй, а потом ему надоело бояться. Он крикнул на весь лес: «Никого я не боюсь!» Все удивились. Третий вариант Родился заяц в лесу. Он был трусишка, всего боялся: стука, шороха, треска. А потом ему надоело бояться. Он крикнул громко: «Никого я не боюсь!» Зайцы очень удивились. Аналогичная запись с разными вариантами составления предложений возможна и в том случае, когда к картинке подбирается одно или два предложения. Пересказ с опорой на иллюстрацию сохраняется и в 5— 6-х классах, но применяется реже других видов. Пересказ по опорным словам хорош в тех случаях, когда ученикам надо закрепить значительное число новых слов или освоить специфическую лексику или фразеологию. Например, рассказы Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова, К. Паустовского изобилуют эпитетами, сравнениями, метафорами. Для обогащения речи учащихся можно им предложить пересказ, включающий образные выражения, использованные писателем. Наиболее распространен в школе пересказ по вопросам. Он применяется уже в 1-м классе, когда с помощью вопро- сов выясняется степень понимания школьниками прочитанного текста. Сначала ставятся подробные вопросы, и среди них преобладают вопросы по фактическому конкретному материалу. Затем вопросы становятся более обобщенными. На них нельзя ответить одним предложением, а надо проработать целую часть текста. В завершение вопросы к тексту представляют не что иное, как вопросный план к рассказу. Например, для пересказа рассказа О. Донченко «Теленок» ученикам задают вопросы: Как Митя взял теленка? Как он ухаживал за ним? Как теленок чуть не погиб на реке? Какого теленка вырастил Митя? От класса к классу число вопросов сокращается. Пересказ по вопросам сохраняется до 6-го класса. В 4—6-х классах он используется в тех случаях, когда к рассказу трудно составить план, а также при пересказе отдельных частей объемного текста. Начиная с 3-го класса, проводится пересказ по плану лишь тех литературных текстов, которые легко делятся на законченные по смыслу части. План определяет последовательность действий, а его обобщенные заголовки указывают на основную мысль каждой части. Задача педагога — помочь учащимся передать содержание каждой части своими словами, отобрав для пересказа только существенные факты. Подготовительная работа к пересказу по плану проводится во время чтения и разбора содержания рассказа. В школьной практике применимы такие виды пересказа, как подробный, краткий и творческий. Подробный пересказ позволяет воспроизвести весь рассказ. Основой такого пересказа является осмысление прочитанного, а не запоминание текста, как думают ученики. Практика обучения детей с нарушенным слухом изобилует примерами, когда учащиеся заучивают текст наизусть, а на уроке забывают какое-нибудь одно слово, и в результате нарушается последовательность изложения. Ученик мучительно вспоминает, какое слово должно следовать дальше. Стоит ему это слово подсказать, и пересказ поте-
чет снова ровно до следующей заминки. Тяготение к дословному заучиванию вызвано и тем, что речь слабослышащих и глухих бедна по содержанию и аграмматична по форме. Для грамотного, связного изложения прочитанного детям с недостатком слуха легче заучить ответы на вопросы, чем переработать текст и подобрать выражения для передачи содержания своими словами. Поэтому путь к обучению пересказу — осмысление текста в процессе его разбора. Обычно пересказу предшествует чтение текста, беседа по содержанию, выборочное чтение и составление подробного плана. При подробном пересказе закрепляется новый словарь, усвоенный учащимися при чтении. Этому способствует требование педагога включать в пересказ те или иные выражения, специальную лексику или новую терминологию, образные выражения и др. Краткий пересказ труден для детей с нарушением слуха, так как требует большой аналитико-синтетической деятельности: отбор существенных фактов, замена прямой речи косвенной, переработка диалога. Используется краткий пересказ всего текста или какой-либо его части (выборочный пересказ). Наряду с картинным планом, к которому выбирается из текста одно-два предложения, существуют и другие виды обучения краткому пересказу: деление рассказа на части и отбор в каждой части самого главного; анализ частей пересказа; сопоставление двух вариантов пересказа (полного и краткого). Сравнение краткого и подробного пересказов помогает ученикам понять, что краткий пересказ удобнее, проще, короче, но менее выразителен. При распространении краткого пересказа в каждую часть рассказа добавляются предложения, уточняющие некоторые детали, характеризующие действия персонажей, дающие им оценки. Для овладения навыком пересказа полезно проводить специальные упражнения по сокращению и распространению текста. Сначала эти упражнения можно проводить и не на литературном материале, а, например, на ежеднев-
ных устных описаниях погоды и сезонных изменений природы. Учитель, руководя высказываниями учеников, замечает: «Скажи кратко», «Не надо красочных, образных слов» и т. п. Затем упражнения по сокращению текста или его распространению проводятся на материале читаемого рассказа. Предложения в кратком пересказе становятся полными, выразительными, в них включаются прямая речь, образные выражения, авторские оценки случившегося. Приобретенный навык полного или краткого пересказывания помогает ученикам овладеть другим видом пересказа — выборочным. Выборочный пересказ используется в 3—6-х классах при чтении текста большого объема, где несколько картин или эпизодов имеют самостоятельное значение. Тогда учитель выбирает из них более значимые. Работа над таким пересказом предполагает умение выбирать из текста то, что соответствует теме, систематизировать эти сведения и передавать их своими словами. Основой выборочного пересказа является выборочное чтение особо значимых отрывков и их переработка. Например, в рассказе Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» выбираются отрывки «Отлет уток», «Первые заморозки», «Встреча уточки с Зайцем», «Лиса и Серая Шейка». Пересказ таких небольших по объему частей помогает закрепить умение учащихся перерабатывать и излагать его своими словами. Творческие пересказы — это пересказы с изменением лица повествующего, изменением времени действия и плана описания. Трудность заключается в том, что учащиеся уже должны не только уметь перерабатывать текст, но и выполнять лексико-грамматические задания. До работы над пересказом подобного вида необходимы подготовительные упражнения типа: изменить лицо говорящего в небольшом отрывке художественного текста (вместо 1-го лица 3-е или наоборот), подобрать синонимы, выбрать необходимые глаголы и изменить их время. Например, готовясь к творческому пересказу (на материале рассказа «Смородинка» Е. Пермяка), выбирают необходимые фразы и перерабатывают их.
Текст для переработки Пришлось много поработать Тоне, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой. Посадила Таня черенки и принялась ждать. Пришел долгожданный день. Довольна Тоня, что сама смородину вырастила. Вариант переработанного текста учеником Мне пришлось много поработать, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой. Я посадила черенки и принялась ждать. Пришел долгожданный день. Я очень довольна, что сама смородину вырастила. Сначала выбираются в нужной последовательности отрывки в тексте, ученики передают их своими словами, а потом пересказ ведется от другого лица. Завершая рассмотрение методов, применяемых на уроках чтения, хотим обратить внимание учителей на сочетание различных методов на уроке. В сурдопедагогике выделяются три большие группы методов учебного процесса на уроке чтения: репродуктивные (воспроизводящие содержание прочитанного), эвристические (нацеленные на развитие самостоятельной интеллектуальной и речевой деятельности) и творческие (предполагающие формирование у детей творческого воображения, творческих способностей, умственное развитие). Репродуктивные методы: фактологическая беседа; рассказ учителя; пересказ подробный; чтение учителя; чтение учеников; рассматривание иллюстраций; просмотр фильма, диафильма; действие по макету, аппликации, конструктивной картине; детское иллюстрирование; составление картинного плана; выделение новых, трудных или выразительных слов. Эвристические: аналитическая беседа; рассказ ученика; пересказ выборочный с лексико-грамматическим заданием; чтение выборочное, выразительное; описание иллюстраций, подбор строчек, подбор заголовка; аналитическое суждение о фильме; пересказ сюжета по макету, апплика-
ции; сопоставление иллюстраций, рисунков детей; пересказ по картинному плану; объяснение новой лексики, выполнение лексико-стилистических упражнений; составление сценария фильма; домысливание судьбы персонажа; постановка спектакля; подготовка праздника книги; аналитические суждения детей о персонажах, книге; самостоятельные рассказы детей о прочитанном произведении. Творческие: проблемная беседа; сочинения, сказки, загадки; продолжение рассказа; чтение по ролям; сопоставление произведений разных писателей, художников; составление сценария фильма; домысливание судьбы персонажа; постановка спектакля; подготовка праздника книги; аналитические суждения детей о персонажах, книге; самостоятельные рассказы детей о прочитанном. Вариативность методов, применяемых на уроке чтения, естественно, не ограничивается перечисленными. Необходимо всегда иметь в виду, что в зависимости от этапа работы с произведением, его рода и жанра сочетание используемых методов видоизменяется. Так, на этапе первичного знакомства с текстом преобладают репродуктивные методы, хотя имеют место и эвристические (типа выразительного чтения ранее изученных стихотворений, рассказов из личного опыта, пересказа самостоятельно прочитанных произведений). На этапе углубленного изучения произведений ведущими становятся эвристические методы при использовании репродуктивных и небольшого числа творческих методов. На этапе обобщения прочитанного применяются лишь эвристические методы. Рассмотрим эти вариативные сочетания на примере чтения стихотворения Ф. Тютчева «Вечер» (3-й класс). Первый этап — подготовка к восприятию стихотворения. Рассказы детей о природе осенью (личные впечатления); рассматривание иллюстраций, подбор заглавия; проведение словарно-стилистических упражнений. Второй этап — непосредственное восприятие стихотворения. Выразительное чтение педагога, беседа об эмоциональности восприятия, чтение стихотворения детьми.
Третий этап — углубленное изучение произведения. Чтение отдельных картин, выборочное чтение, словесное рисование, словарно-стилистические упражнения, сопоставительная беседа, выразительное чтение. Четвертый этап — обобщение изученного. Аналитическая беседа, выразительное чтение, сравнение с иллюстрацией, с романсом, оценочное суждение о прочитанном произведении. Таким образом, знание педагогом методов и приемов работы на уроках чтения поможет разнообразить учебный процесс и повысить качество усвоения. Вариативность избираемых методов способствует снятию однообразия, утомления школьников и стимулирует интерес учащихся к чтению. Сочетание разнообразных приемов и методов работы с текстом рассмотрим на примере изучения рассказа С. Баруздина «Как я сидел под партой» (2-й класс). На работу с текстом этого рассказа целесообразно отвести три урока.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |