КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Стихотворение А. Пушкина
Урок /, 2 А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» ...Уж небо осенью дышало. Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
«Уж небо осенью дышало...» Задачи: развивать интерес учащихся к поэтическому слову; учить понимать смысл образных поэтических слов и словосочетаний; формировать навык выразительного чтения; развивать творческое воображение; формировать эмоциональное восприятие. Примерная структура урока 1. Организация начала урока: Какой сейчас урок? Который урок? 2. Вводная беседа, направленная на то, чтобы ввести школьников в тему стихотворения, которое предстоит рассмотреть на уроке. Беседа сопровождается использованием иллюстративного материала (возможно использование репродукции с изображением поздней осени, например ре-
продукции картины И. Левитана). Сопровождающие беседу вопросы учителя, которые даются учащимся на слух (за экраном): Какое сейчас время года? Рассмотрите картинки. Какая осень изображена? Назовите приметы поздней осени. Нравится ли вам поздняя осень? Лексический материал для ответов: хмурое небо, небо покрыто серыми облаками; реже светит солнце; солнце светит, но не греет; часто идут дожди; день становится короче: рано темнеет; дует холодный ветер; листья с деревьев облетают; разноцветный ковер под ногами; пожелтела трава; птицы собираются в стаи; караваны улетающих птиц; птицы готовятся к отлету; птицы улетают на юг; приближается зима; Мне нравится осень, потому что...; Я не люблю это время года, потому что.... 3. Сообщение темы урока. Учитель сообщает на слух (за экраном) ученикам название стихотворения, которое они будут читать. Обращает внимание на правильное произнесение фамилии и имени автора: Алек-сандр Пушкин. Учитель демонстрирует учащимся портрет поэта. На доске записано: Александр Пушкин — великий русский поэт. Эту фразу ученики проговаривают вместе с учителем. 4. Выразительное чтение стихотворения учителем или учениками. 5. Беседа, направленная на выяснение первичного восприятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы учителя: Понравилось ли вам стихотворение? Какая картина больше всего запомнилась? О чем говорится в стихотворении? 6. Чтение стихотворения учениками вслух вместе с учителем. 7. Чтение учениками стихотворения по частям и беседа. Сопровождающие чтение задания и вопросы учителя по первой части стихотворения: Какие приметы поздней осени наблюдает А. Пушкин? Прочитайте слова и выражения. В ходе беседы учитель объясняет выражения: Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась. Для объяснения учитель использует иллюстрации, объяснение словом, подбор синонимов: сень — покров, укры-
тие, которое образуется ветвями, листвой деревьев; таинственная — загадочная, непонятная. Прочитайте еще раз строку: Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась. Какие звуки повторяются в этих строчках? (Свистящий [с] и шипящие [ж], [ш].) С помощью этих звуков А. Пушкин показывает, как шелестят облетающие, падающие листья. Какую картину вы представляете, читая первую часть стихотворения? Лексический материал для ответов: дует прохладный ветерок, по небу бегут низкие серые облака, изредка проглядывает солнце, опадают листья с деревьев, на полях лежит туман. Какое настроение создает эта часть стихотворения? Вопросы учителя по второй части стихотворения: О каких изменениях в жизни птиц говорит А. Пушкин? Прочитайте, скажите своими словами. О каких изменениях в жизни людей говорит поэт? Прочитайте, скажите своими словами. Какую картину вы представляете, читая вторую часть стихотворения? Лексический материал для ответов: гуси собираются в стаи; гуси медленно покидают родные места; гуси кричат, им грустно. Какое настроение создает эта часть стихотворения? Какое настроение вызывает у А. Пушкина поздняя осень? А у вас? 8. Выполнение учащимися словарно-стилистических упражнений: Дополните предложения: Небо покрыто облаками, все реже светит солнце. Мне.... Короче становится день. Мне.... Птицы улетают на юг. Это.... Слова для справок: скучно, грустно, радостно, печально, весело. 9. Выразительное чтение стихотворения учащимися с соблюдением осеннего настроения. 10. Прослушивание музыкальной пьесы «Осенняя песнь» П. И. Чайковского и соотнесение ее со стихотворе-
нием. Ученикам следует определить, какие чувства выражают поэт и композитор? (Грусть, тоску по ушедшему лету, печальное настроение от дождливой, холодной осени...) 11. Итоговое обсуждение в виде ответов на вопросы, которые учитель задает учащимся на слух (за экраном): «С каким стихотворением вы познакомились? О чем говорится в стихотворении? Вывод (главная мысль стихотворения) записан учителем заранее на доске. Учитель вместе с учениками читают вывод с доски: В стихотворении говорится о поздней осени. Мы видим хмурое и холодное небо, опавшие листья, короткий осенний день, караваны улетающих птиц. Мы чувствуем осеннее настроение. 12. Домашнее задание: выразительно читать стихотворения, сделать к нему рисунок.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |