Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Стихотворение А. Пушкина




Урок /, 2

А. Пушкин

«Уж небо осенью дышало...»

...Уж небо осенью дышало.

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

 

«Уж небо осенью дышало...»

Задачи: развивать интерес учащихся к поэтическому слову; учить понимать смысл образных поэтических слов и словосочетаний; формировать навык выразительного чте­ния; развивать творческое воображение; формировать эмо­циональное восприятие.

Примерная структура урока

1. Организация начала урока: Какой сейчас урок? Ко­торый урок?

2. Вводная беседа, направленная на то, чтобы ввести школьников в тему стихотворения, которое предстоит рас­смотреть на уроке. Беседа сопровождается использовани­ем иллюстративного материала (возможно использование репродукции с изображением поздней осени, например ре-

 

продукции картины И. Левитана). Сопровождающие бесе­ду вопросы учителя, которые даются учащимся на слух (за экраном): Какое сейчас время года? Рассмотрите картин­ки. Какая осень изображена? Назовите приметы поздней осени. Нравится ли вам поздняя осень?

Лексический материал для ответов: хмурое небо, небо покрыто серыми облаками; реже светит солнце; солнце светит, но не греет; часто идут дожди; день становится короче: рано темнеет; дует холодный ветер; листья с де­ревьев облетают; разноцветный ковер под ногами; по­желтела трава; птицы собираются в стаи; караваны уле­тающих птиц; птицы готовятся к отлету; птицы улетают на юг; приближается зима; Мне нравится осень, потому что...; Я не люблю это время года, потому что....

3. Сообщение темы урока. Учитель сообщает на слух (за экраном) ученикам название стихотворения, которое они будут читать. Обращает внимание на правильное про­изнесение фамилии и имени автора: Алек-сандр Пуш­кин. Учитель демонстрирует учащимся портрет поэта. На доске записано: Александр Пушкинвеликий русский поэт. Эту фразу ученики проговаривают вместе с учителем.

4. Выразительное чтение стихотворения учителем или учениками.

5. Беседа, направленная на выяснение первичного вос­приятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы учителя: Понравилось ли вам стихотворение? Какая картина больше всего запомнилась? О чем говорится в стихотворении?

6. Чтение стихотворения учениками вслух вместе с учителем.

7. Чтение учениками стихотворения по частям и бесе­да. Сопровождающие чтение задания и вопросы учителя по первой части стихотворения: Какие приметы поздней осени наблюдает А. Пушкин? Прочитайте слова и выражения.

В ходе беседы учитель объясняет выражения: Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась.

Для объяснения учитель использует иллюстрации, объ­яснение словом, подбор синонимов: сень — покров, укры-

 

тие, которое образуется ветвями, листвой деревьев; таин­ственная — загадочная, непонятная.

Прочитайте еще раз строку: Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась. Какие звуки повторяются в этих строчках? (Свистящий [с] и шипящие [ж], [ш].) С помощью этих звуков А. Пушкин показывает, как шеле­стят облетающие, падающие листья. Какую картину вы представляете, читая первую часть стихотворения?

Лексический материал для ответов: дует прохладный ветерок, по небу бегут низкие серые облака, изредка про­глядывает солнце, опадают листья с деревьев, на полях лежит туман.

Какое настроение создает эта часть стихотворения?

Вопросы учителя по второй части стихотворения: О ка­ких изменениях в жизни птиц говорит А. Пушкин? Про­читайте, скажите своими словами. О каких изменениях в жизни людей говорит поэт? Прочитайте, скажите своими словами. Какую картину вы представляете, читая вторую часть стихотворения?

Лексический материал для ответов: гуси собираются в стаи; гуси медленно покидают родные места; гуси кри­чат, им грустно.

Какое настроение создает эта часть стихотворения? Ка­кое настроение вызывает у А. Пушкина поздняя осень? А у вас?

8. Выполнение учащимися словарно-стилистических упражнений:

Дополните предложения:

Небо покрыто облаками, все реже светит солнце. Мне.... Короче становится день. Мне.... Птицы улетают на юг. Это....

Слова для справок: скучно, грустно, радостно, печаль­но, весело.

9. Выразительное чтение стихотворения учащимися с соблюдением осеннего настроения.

10. Прослушивание музыкальной пьесы «Осенняя песнь» П. И. Чайковского и соотнесение ее со стихотворе-

 

 

нием. Ученикам следует определить, какие чувства выра­жают поэт и композитор? (Грусть, тоску по ушедшему лету, печальное настроение от дождливой, холодной осени...)

11. Итоговое обсуждение в виде ответов на вопросы, ко­торые учитель задает учащимся на слух (за экраном): «С каким стихотворением вы познакомились? О чем гово­рится в стихотворении?

Вывод (главная мысль стихотворения) записан учите­лем заранее на доске. Учитель вместе с учениками читают вывод с доски: В стихотворении говорится о поздней осе­ни. Мы видим хмурое и холодное небо, опавшие листья, ко­роткий осенний день, караваны улетающих птиц. Мы чувствуем осеннее настроение.

12. Домашнее задание: выразительно читать стихотво­рения, сделать к нему рисунок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.