КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рассказ
Рассказ как жанр повествования предлагает читателю картины из жизни людей, изображение природы, человеческих характеров. В рассказах, включенных в учебники для школ глухих и слабослышащих, упрощен сюжет, количество действующих лиц ограничено, что облегчает восприятие произведения. Осмысление сюжета (пространственно-временная последовательность событий, мотивируемая поступками персонажей), характеров литературных героев, выражение авторского и собственного отношения к событиям и людям, прочувствованное восприятие красоты описаний, своеобразия художественной модели (особенностей стиля, языка) — составные эстетического восприятия рассказа. С учетом тематической вариативности (рассказы морально-этического, общественно-политического направления, рассказы-описания, деловые статьи) каждый вид рассказа предполагает некоторые отличительные особенности методики его изучения. Работа с рассказами морально-этического характера предполагает осмысление сюжета, характера персонажей, сопоставление прочитанного с житейскими наблюдениями, определение своего эмоционального отношения к прочитанному, к его автору. Например, работу с рассказом М. Зощенко «Калоши и мороженое» можно провести следующим образом: предварительная беседа о хороших и плохих поступках (введение лексики), слово учителя о писателе, чтение рассказа учителем или учениками, беседа об эмоциональных средствах выражения, используемых автором, повторное чтение рассказа учениками, беседа с выборочным чтением со словарно-стилистическими упражнениями, рассматривание иллюстраций, их списывание, сопоставление с рассказом, аналитическая беседа о персонажах, словарно-стилистические упражнения по закреплению морально-этической лексики, чтение по ролям, пересказ от лица детей, родителей Лели и Миньки, дяди Коли и тети Оли, итоговая беседа о поступке детей, перенос к реальным событиям каждого ученика класса. Работа над рассказом-описанием предполагает умение школьников увидеть и почувствовать картины природы, акцентированные чтением учителя, установить их последовательность, выразительность и эмоциональность, определить собственное отношение к этим картинам. Полезно проводить сопоставление картин рассказа с личными наблюдениями учащихся, с известными им произведениями изобразительного искусства. Методика чтения подобных рассказов предполагает многократное обращение к отдельным описаниям и рассказу в целом, словесное рисование с опорой на данную педагогом лексику, сопоставление рассказа и иллюстрации (нахождение общего и различного), определение выразительности рассказа-описания и иллюстрации. Завершается работа над рассказом детскими устными пересказами фрагментов текста, выяснением того, чем (почему) понравилось авторское описание природы.
Чтение рассказов общественно-исторического характера требует большой подготовительной работы по расширению и уточнению знаний школьников из истории страны, ознакомления с общественно-политической лексикой. «Введение в эпоху» и ее проблемы может осуществляться в рассказе учителя о том или ином общественном событии (имеющем отношение к читаемому тексту). После чтения и освоения содержания рассказа выясняется отношение автора к описываемым событиям, определяется позиция читателей. Деловая статья в книгах для чтения предназначена для ознакомления школьников с признаками, особенностями того или иного природного или общественного явления. Эти статьи расширяют кругозор, совершенствуют знания школьников. Методика чтения деловых статей предполагает обозначение конкретного содержания, осмысления того, что нового узнали дети, сопоставление нового материала с ранее усвоенным и увиденным в окружающем мире (личные наблюдения). Выбор методов изучения рассказа зависит не только от тематической направленности произведения, но и от особенностей композиции рассказа. В теории литературы выделяют несколько видов сюжетов рассказа: последовательное повествование, описательно-повествовательное, диалоговое, сказовое и непоследовательное повествование. Каждый вид предполагает использование в работе различных методов и приемов. Последовательное повествование дает возможность читателю постепенно ознакомиться с событиями, фактами, их деталями. Примером такого композиционного построения являются рассказы «Мильтон и Булька» Л. Толстого, «Слепая лошадь» К. Ушинского, «Ранние гости» Г. Скребицкого и многие другие. В них события раскрываются последовательно, логично, что позволяет с наименьшими трудностями установить связи между фактами и явлениями, облегчает ученикам составление плана и пересказа. При изучении рассказов с последовательной композицией целесообразно использовать такие методы, как со-
ставление плана рассказа, обучение школьников подробному пересказу. Повествовательно-описательная композиция предполагает, что повествование прерывается различными описаниями (природы, ситуации, портрета и пр.). В книгах для чтения представлены: «Осина» И. Тургенева, «Осень» К. Ушинского, «Весна в лесу» И. Соколова-Микитова и др. Рассказы с повествовательно-описательной композицией поддаются как полному, так и выборочному пересказу, а описания — словесному рисованию и иллюстрированию. Сказовая и диалоговая композиция произведений требует применения иных методов: драматизации, составления сценария воображаемого фильма, чтения в лицах, пересказа с изменением лица. Непоследовательное повествование в рассказе — самая сложная композиция для осмысления читателя. При такой композиции в рассказе имеются отступления, вставки, воспоминания о событиях, происходивших в прошлом. Примером такого построения является рассказ «Ванька» А. Чехова. В работе с таким произведением важно помочь ученикам установить последовательность событий, осмыслить мотивы таких отступлений. Для этого используется метод составления плана, пересказ эпизодов, составление рассказа о герое или теме повествования. Приведем возможные варианты уроков по изучению рассказов во 2-м классе.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |