КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа над планом
Беседа Беседа — один из методов работы на уроке чтения. Беседы помогают детям уяснить описываемые факты, осмыслить и понять причинно-следственные зависимости и характеры персонажей. С помощью вопросов учителя слабослышащие и глухие учатся анализировать факты, отбирать материал, группировать его вокруг определенной темы. Беседа – это метод, который предполагает активность учителя и учащихся. Педагог придумывает вопросы по тексту, их последовательность и словесное оформление.
Кроме этого, учитель следит за ответами школьников, исправляет их, дополняет, вовлекает в работу весь класс, обобщает сказанное учениками. Деятельность учащихся в беседе не менее разнообразна: они должны отыскать в тексте нужный отрывок, выбрать из него данные и, систематизировав их, сформулировать ответ на поставленный вопрос. Кроме этого, учащиеся следят за ответами своих товарищей, дополняют их, исправляют, выражают свое отношение и высказывают критические замечания, задают вопросы. Именно эти виды деятельности школьников в беседе позволяют включить в нее весь коллектив класса. Рассмотрим, каким требованиям должны отвечать детские высказывания на вопросы педагога. Ответы учащихся могут быть полными и краткими. Программа определяет следующие требования: в 1—2-х классах учащиеся отвечают на поставленный вопрос кратко или целым предложением (в зависимости от задания учителя), а в 3-м классе слабослышащие и глухие должны уметь в ходе беседы дать полный ответ в два-три предложения. В 4—6-х классах особых требований к форме детских высказываний не предъявляется. Подразумевается, что дети с недостатком слуха должны владеть и краткими, и полными, развернутыми формами высказываний. Форма детских ответов во многом зависит и от заданного вопроса, от цели урока, от специфики произведения. Действительно, если педагог спрашивает: «Кто действующие лица рассказа?» — то ответ должен быть кратким. Например, при изучении стихотворения С. Есенина «Поет зима — аукает...» учитель предлагает школьникам вопросы: 1. Как поэт изображает зиму? 2. Какие образные выражения использует поэт? 3. Как поэт рисует жизнь птиц в зимнем лесу? Какие определения и сравнения он использует? 4. Чем вам нравится стихотворение? Первый вопрос требует краткого ответа, второй и третий — краткого ответа и выборочного чтения. Последний
вопрос требует связного, доказательного и развернутого высказывания. Беседа с учащимися предполагает умелое, искусное руководство ответами учеников. На уроке, как правило, на вопрос учителя можно услышать самые различные ответы, причем иногда противоречивые, взаимно исключающие друг друга. Это объясняется разным уровнем знаний школьников, их опытом, степенью понимания читаемого, уровнем развития речи. Задача учителя — выделить верный ответ или верную мысль и помочь ученикам выразить ее словесно. Неверные ответы исправляются коллективно. Коли ответы школьников неверны, то учитель с помощью дополнительных, наводящих вопросов подводит их к верному решению. Таким образом, учитель не только озабочен постановкой вопросов, их последовательностью и структурой, но и руководит ответами учащихся. В зависимости от целей работы применяются различные виды беседы. Беседа с преобладанием конкретных вопросов рекомендуется для проверки понимания сюжетной линии, конкретных фактов или действий персонажей. Обычно постановка вопросов конкретного характера в 4— 6-х классах целесообразна только в начале работы над текстом, когда необходимо уяснить общую ситуацию, сюжет рассказа. На следующем этапе увеличивается доля вопросов аналитического характера. Они требуют установления зависимостей между фактами, раскрытия причин и определения следствия. Выполнение этих задач обеспечивается вопросами почему? зачем? как? Например, в процессе разбора рассказа М. Салтыкова-Щедрина «Тетенька Анфиса Порфирьевна» вопросы конкретного содержания сочетаются с причинно-смысловыми: К кому приехал мальчик со своей матерью? Как встретила их тетенька? Почему? Что увидел мальчик во дворе у тетеньки? Кого он увидел? Как относились к девочке стоявшие рядом старики? Как повел себя мальчик? Почему? Почему мать мальчика не одобрила его? При выяснении характера персонажа на первый план выступают вопросы, анализирующие его поведение. Уче-
никам задаются такие вопросы, которые помогают им отобрать материал, нужный для анализа, систематизации и обобщения. Осуждая характер Алеши — героя рассказа А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», дети должны выяснить: Как Алеша попал в Петербург? Где он там жил? С кем познакомился в подземном мире? Почему подземные жители навсегда исчезли из Алешиной жизни? Как характеризует Алешу его поступок? Какие черты характера мальчик старался в себе преодолеть? Как вы думаете, изменился ли Алеша в конце рассказа? Работая над образом, целесообразно практиковать вопросы, направленные на сопоставление поведения характеризуемого героя литературного произведения в разных ситуациях. Рассматривая характер персонажа в динамике, школьники учатся правильно оценивать характер человека и обоснованно, мотивированно выражать свое суждение. Герой литературного произведения выступает как живое лицо, обладающее разными человеческими качествами, изменяющимися в разных ситуациях. Сопоставление персонажей в различных произведениях помогает преодолеть односторонность детского восприятия. Сравнение похожих героев в разных литературных произведениях нацеливает учащихся на установление сходных и различных черт. Прием сравнения применяется в 1—3-х классах, хотя само слово сравните еще в заданиях но употребляется. Например, при чтении рассказа М. Артюховой «Трусиха» ученики отвечают на вопросы: Как вели себя мальчики? Какие они? Как поступила Валя? Как можно ее назвать? В 4—6-х классах задания на сопоставление усложняются. Проводится сравнение персонажей как в одном рассказе, так и в нескольких произведениях. Кроме сопоставления персонажей, школьники обучаются сравнивать описания, например описание осени в рассказах К. Ушинского и И. Соколова-Микитова.
Сопоставление персонажей в прочитанных рассказах научит учащихся выражать собственное отношение к событиям, действиям и героям. Продуктивны в этих случаях вопросы: А как бы вы поступили? Что нравится в персонаже и что не нравится? Кто из персонажей прав? Эти вопросы направлены на актуализацию опыта школьников, анализ собственного поведения и выражение определенной жизненной позиции. На завершающем этапе работы с текстом значимы задания на сопоставление произведений одной тематики, но созданные разными авторами, например: сравнение характеров детей в рассказах В. Крапивина «Воробьиная ночь», «Крылья» и Н. Камянина «Санькины коньки». Эффективность беседы зависит не только от варьирования разных по характеру вопросов, но и еще от целого ряда факторов. Один из них — сочетание беседы с чтением, выборочным пересказом или словесным рисованием. Только в этом случае высказывания учащихся опираются на текст и являются доказательными, обоснованными. Например, при чтении первой части рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Приемыш» беседа сочетается с выборочным чтением. Ставятся вопросы: Кто был обитателем сторожки? Как чувствовал себя автор в сторожке? Почему? Прочитайте. Найдите и прочитайте отрывок к иллюстрации. Что нового мы узнаем о Тарасе? Чтение второй части рассказа завершает беседа, выясняющая повадки лебедя и раскрывающая его дружбу с собакой. Можно предложить составить план и пересказать эту часть. При чтении третьей части, кроме беседы по содержанию, учащиеся дают словесное описание лебедя и читают эпизоды, характеризующие Тараса. По четвертой части рассказа школьники получают задание перечитать главу, подумать и сказать, что самое главное в этой главе: Как отнесся Тарас к потере лебедя? ' Почему так тосковал старый сторож? Как и почему загрустил лебедь осенью? Как вел себя? О чем беспокоился Тарас,
думая о своем любимце? Почему все-таки старик решил выпустить лебедя? Как Тарас и Соболька тосковали по улетевшем лебеде? При чтении заключительной части рассказа школьникам предлагается выпалить рисунки к нему и пересказать текст по своим рисункам. В приведенном примере чтения и анализа одного рассказа беседа присутствуй на всех уроках, но она сочетается с другими методами«приемами и занимает на уроке разное место — то предваряет чтение, то включается в выборочные пересказы, то завершает работу над текстом. Метод беседы важен и значим на уроках чтения, но, используя его в своей работе, надо помнить и о дидактических требованиях. 1. Беседа не является универсальным методом, она лишь звено в Цепи всей педагогической работы. 2. Виды этого метода разнообразны. Беседа и готовит слабослышащих и глухих детей к новому рассказу, к новой теме, и помогает в процессе анализа текста, и учит выделять главное и существенное, и подводит школьников к обобщению и заключение. 3. Место беседы на деке и ее характер зависят от конкретной цели урока и особенности читаемого художественного текста. 4. В беседе должны быть активны обе стороны — и учитель, и учащиеся. 5. Эффективность беседы зависит от сочетания ее с другими методами и приемки и от того, созданы ли в классе условия для активного выражения школьниками своих мыслей и чувств. Значение данного вида занятий на уроках чтения трудно переоценить. Работа над планом предусматривает формирование определенна умений: определять последовательность изложения, уметь делить текст на логически
связанные части, выражать главную мысль каждой части в заголовке. Методика предлагает целый ряд упражнений, способствующих формированию навыков составления плана к рассказу: придумывание заголовков к каждой части рассказа; деление читаемого текста на части с помощью картинок или заголовков, предложенных учителем; расположение картинок в нужной последовательности, самостоятельное деление текста на части. Овладение такими навыками осуществляется на всем протяжении начального курса чтения. Подготовительные упражнения к работе над планом проводятся уже в 1-м классе, где по программе требуется сформировать умение подбирать к данной картинке слова или предложения из текста. Ученики находят к картинкам соответствующие предложения. Учитель проверяет, как дети поняли содержание прочитанного произведения и умеют соотнести изображенное с написанным. Так педагог готовит их к сложной трудной работе над составлением плана. Подобная работа продолжается и углубляется во 2-м классе, где программой предусматривается формирование умения подробно пересказывать прочитанный рассказ. Сам пересказ со своей последовательностью и отделением главного от несущественного и есть практическое составление плана рассказа. В 3-м классе впервые программа требует устанавливать последовательность излагаемых действий, делить текст на части по вопросам педагога и определять главную мысль каждой части. Устанавливать последовательность событий в рассказе ученикам помогают картинки, рисунки, иллюстрации к тексту. Школьники определяют, в какой последовательности надо расставить картинки, чтобы они соответствовали содержанию читаемого рассказа. По картинкам слабослышащие и глухие школьники находят границы каждой части. Наряду с данными в книге иллюстрациями можно использовать детские рисунки. Например, при чтении рассказа Г. Скребицкого и В. Чаплиной «Осенью» ученикам предлагается выполнить три рисунка по тексту на
темы «Пожелтели листья», «Моросит дождь», «Птицы улетают на юг». По ним ученики пересказывают текст. Картинки помогают учащимся выделить части рассказа и пересказать их. От работы с картинками ученики переходят к овладению умением делить текст на части по вопросам педагога. Учитель задает вопрос по тексту, а учащиеся отыскивают в нем тот абзац, который раскрывает ответ на поставленный вопрос. Так определяются законченные смысловые части рассказа. Их в классе прочитывают, анализируют и определяют основную мысль. Практически эта работа осуществляется следующим образом. Учитель останавливает чтение ученика и вместе со всем классом выясняет, о чем говорится в этой части, что главное в ней. Анализ части заканчивается формулированием названия соответствующего пункта плана. Позднее в классе учащиеся учатся делить текст на части с помощью данного учителем плана. Например, к рассказу А. Котовщикова «Как же так получилось?» может быть дано задание: Расположи пункты плана по порядку. 1. Медсестра незаслуженно похвалила ребят. 2. Ребята пошли за макулатурой в больницу. 3. Ребята были вынуждены сказать неправду. 4. Виталик обрадовался своим одноклассникам. 5. Ребята увидели в больнице своего товарища. Для обучения составлению плана можно использовать задание по дополнению отдельных его пунктов, например, при чтении рассказа Е. Чарушина «Рябчонок»: 1. Собака почуяла птицу. 2........................................................................ 3. Охотник нашел рябчонка. 4......................................................................... С помощью педагога ученики учатся составлять план с формулировкой пунктов в вопросительной и повествовательной форме. Например, к рассказу Е. Чарушина «Как Томка научился плавать» составляется план с заголовками в той и в другой форме:
1. С кем ребята пришли на озеро? 1. Ребята и Томка пришли на озеро. 2. Чего боится Томка? 2. Томка боится воды. 3. Что делает Томка? 3. Томка плывет. В соответствии с планом учащиеся делят рассказ на три части, читают и анализируют каждую часть, подбирают фразы для ответа на поставленные вопросы. В дальнейшем школьники сами (коллективно и самостоятельно) делят текст на части. Для правильной организации работы учителю необходимо учесть те ошибки, которые допускают слабослышащие и глухие школьники при составлении плана: неправомерно оценивают детали текста, затрудняются отделить главное от второстепенного, излишне дробят текст на мелкие части. Для преодоления указанных недостатков надо чаще тренировать слабослышащих и глухих школьников в делении читаемого рассказа на части и при наличии ошибок объяснять их и исправлять. Большую помощь учащимся оказывает собственное иллюстрирование теста (зарисовка картинного плана) и наличие иллюстративного материала в книге для чтения. Навык составления плана к художественному тексту состоит из двух частей: умения делить и умения озаглавливать эти части. Для детей с недостатком слуха особенно трудна вторая часть. Слабослышащие и глухие школьники придумывают длинные заголовки или выписывают из текста подходящее к ситуации предложение. Рассмотрим, как ученики с нарушенным слухом справляются с заданием по составлению плана. Работая с рассказом В. Бианки «Заяц на дереве», педагог учит школьников составлять план для пересказа. Проанализируем варианты планов, предлагаемые детьми с недостатком слуха. Вариант учителя 1. Жизнь зайца на острове. Варианты учеников 1. Заяц жил на острове среди реки. Молодой и не очень умный заяц.
2. Начало наводнения. 2. Первый день наводнения. Заяц убежал на середину острова. 3. Вода прибывает. 3. Второй день наводнения. Заяц бегал около дерева. 4. Заяц на дереве. 4. Третий день наводнения. Заяц вскочил на нижний сук дерева. 5. Заяц спасся. 5. Вода спала. Заяц три дня просидел на дереве. Как видим из приведенных примеров, ученики с недостатком слуха начальных классов затрудняются в подборе точного и лаконичного заголовка. Бедность словарного запаса ограничивает возможности учащихся. Систематическая работа по развитию речи (на всех уроках русского языка и чтения) совершенствует устную и письменную речь школьников. Полезно проводить специальную работу по составлению заголовков плана, анализируя точность, выразительность и лаконичность детских вариантов. Работа над планом рассказа возможна после усвоения содержания читаемого текста, когда оно воспринято в целом. Составление плана текста может быть самостоятельным видом занятий, используемым для проверки понимания прочитанного, но может быть и подготовительным этапом для пересказа прочитанного. В обоих случаях составление плана рассказа развивает мыслительную активность учащихся, повышает сознательность чтения и обогащает словарь учеников.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |