Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды чтения




На каждом уроке в зависимости от его цели чтение при­меняется в разных видах и в разных сочетаниях: сплош­ное чтение всего текста, сплошное чтение по частям, чте­ние цепочкой по предложению. Чтение отдельных труд­ных слов, чтение' предложений к иллюстрациям книги, выборочное чтение, чтение по ролям и наизусть применя­ется в 1—3-х классах, когда перед учителем стоит основ­ная задача — выработать у детей с недостатком слуха на­выки чтения.

Различные виды чтения сочетаются с беседой по содер­жанию, с драматизацией отдельных моментов, рассматри­ванием рисунков, но в центре внимания остается само чте­ние (учителем или самостоятельное чтение учеников).

По мнению современных методистов, в 1-м классе один текст следует прочитывать не менее пяти раз. Как же до­биться, чтобы каждый раз чтение вносило в работу уча­щихся что-то новое и интересное? Рассмотрим проведение одного урока чтения в 1 -м классе.

Тема: рассказ «Еж».

Задача: ознакомить с содержанием рассказа.

Урок начинается с фонетической зарядки, материал ко­торой связан с темой урока. Ученики читают:

- Еж, еж, где живешь?

Еж, еж, что несешь?

— Я живу в густом лесу,

В норку яблоки несу.

 

 

Чтение этого шутливого стихотворения проводится коллективно и индивидуально, возможно чтение педаго­гом как образец. Затем проводится беседа о еже. Учащиеся рассматривают чучело ежа, рассказывают, где и когда ви­дели его. В процессе беседы педагог объясняет ряд новых слов и выражений: еж свернулся клубком, еж не шевелит­ся, ежиный носик. Эти слова, записанные на доске, прочи­тываются учениками вместе и индивидуально.

Далее учитель сам читает рассказ. Затем ученики про­читывают рассказ про себя. Выяснив, о чем этот рассказ, учитель предлагает детям читать текст вслух (с места или у стола педагога). Начинается беседа по содержанию про­читанного. Ответы учащихся сопровождаются чтением со­ответствующих предложений рассказа. В беседе еще раз проверяется понимание слов, они не только объясняются, но и прочитываются с соблюдением правил орфоэпии. Трудные слова (свернулся, развернулся и т. п.) составля­ются из разрезной азбуки и прочитываются. Завершается урок беседой о том, что нового узнали дети о еже.

Для развития навыков правильного чтения можно предложить следующие методы и приемы:

• чтение труднопроизносимых слов текста;

• чтение слов, фраз, отрывков текста с соблюдением пра­вил орфоэпии, словесного и логического ударения;

• различение на слух предложений, фраз, отдельных слов;

• чтение текста по предложениям, частям, целиком;

• предварительный звуковой и слоговой анализ слова;

• выяснение значения слова;

• специальная обработка (йотирование, расстановка ор­фоэпических знаков) текста до его чтения;

• многократное чтение текста в различных вариантах.

В 4—6-х классах объем изучаемых литературных произ­ведений увеличивается, и задачи уроков чтения усложня­ются. Не забывая о технике чтения, больше внимания уде­ляется пониманию идейной направленности произведения,

 

 

овладению выразительными средствами языка. Но и в этих классах по-прежнему чтение на уроке обязательно, хотя его виды несколько меняются. Чтение учителем и сплошное чтение всего текста учениками на уроках значительно сокращается, гораздо больше времени отводится самосто­ятельному чтению учащихся.

Для приучения детей с нарушенным слухом к самостоя­тельному чтению вводится опережающее чтение некото­рых рассказов. Еще до работы над текстами в классе уча­щиеся знакомятся с их содержанием самостоятельно. В 5-м классе количество рассказов, читающихся по прин­ципу опережающего чтения, увеличивается, а в конце 6-го класса учащиеся переходят к самостоятельному чтению произведений до их изучения в классе. Это требование не распространяется на изучение басен и лирики, с которыми впервые встречается ученик на уроке после подготови­тельной работы педагога.

Самостоятельным чтением учащихся обязательно руко­водит учитель, используя следующие приемы: рекоменда­ции, консультации, просмотр диафильма или иллюстри­рованного материала по изучаемой теме.

Выразительное чтение широко применимо в школе. Оно означает умение раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в тексте, показать отно­шение автора к событиям и поступкам героев, передать эмоциональную тональность, присущую произведению.

Передача собственного чувства, своего отношения к изображаемому — основа выразительного чтения. Суще­ствуют и определенные правила выразительного чтения: соблюдение ритма чтения, выделение логического ударе­ния и пауз, интонационная окрашенность. Все эти сред­ства выразительности взаимосвязаны.

В методике чтения определяются следующие приемы обу­чения выразительному чтению: чтение учителя как образец; упражнения в громком чтении; подготовительная работа к выразительному чтению (специальная обработка текста); коллективная декламация; индивидуальное чтение.

 

Школьники вместе с педагогом выделяют слова, кото­рые должны звучать громче или на которые падают смыс­ловые ударения, обозначают логические и психологические паузы, выделяют части или картины, определяют настрое­ние, с каким надо читать каждую часть, выделяют глав­ную мысль произведения, высказывают общее впечатле­ние о прочитанном произведении. После составления партитуры проводится тренировка в выразительном чте­нии. Затем ученикам предлагается составить иную парти­туру чтения, выделив интонацией другие слова.

Выделяются следующие методы и приемы формирова­ния выразительного чтения:

• различение на слух фраз со сходной и различной ин­тонацией;

• различение на слух текстов различной интонацион­ной окрашенности;

• упражнения в тренировке техники чтения, чтение предложений с выделением пауз, словесного и логи­ческого ударения;

• ответы на вопросы, поставленные к отдельным словам предложения;

• чтение по ролям;

• заучивание наизусть;

• коллективная декламация.

Выборочное чтение учит детей с нарушенным слухом ориентироваться в тексте, выделять значимые части, отде­лять главное от второстепенного, подготавливает учащих­ся к осмыслению произведения, к доказательности своих суждений. Выборочное чтение используется после само­стоятельного или коллективного чтения рассказа в классе и является переходным мостиком от восприятия сюжета к его осмыслению и анализу.

Выборочное чтение имеет несколько разновидностей, использование каждого вида обусловлено конкретными задачами, стоящими перед педагогом на уроке. Если цель урока — выяснить понимание сюжета, то выборочное чтение

 

применяется вместе с беседой по фактическому материа­лу. Конкретные вопросы нацеливают учащихся на подбор фактических данных из текста. Например, по рассказу В. Бианки «Заяц на дереве» ученикам предлагаются за­дания:

1) Прочитайте, что произошло с зайцем в первый, во второй и на третий день.

2) Расскажите, как заяц спасался от воды.

3) Как можно помочь зайцам, попавшим в беду?

В соответствии с поставленными вопросами школьники выбирают отрывки из рассказа и прочитывают их в клас­се. После чтения отрывка передают его содержание свои­ми словами.

В младших классах выборочное чтение используется для понимания внешней, предметной стороны текста или отдельных признаков (как, например, в стихотворении А. Преображенского «Осенние приметы»). Школьники учатся выбирать из текста отдельные слова, словосочета­ния, фразы, с помощью которых автор словесно рисует ту или иную картину, описывает то или иное событие.

В 4—6-х классах выборочное чтение применяется не только для понимания предметной стороны текста, но и для анализа содержания, когда нужно охарактеризовать событие, ситуацию, выяснить мотивы поступков персона­жа и дать им оценку. В этом случае выборочное чтение со­четается с беседой аналитического характера. Сам харак­тер вопросов требует от учащихся выбрать из текста отдельные фразы, а иногда и отдельные слова для под­тверждения высказанной мысли, для доказательности вы­сказывания. Например, при изучении рассказа С. Аксако­ва «Ледоход на Белой» можно предложить выборочное чтение эпизодов (корова и собаки на льдине), выборочное чтение глаголов, передающих состояние природы. Выбо­рочное чтение отрывков, связанных единой темой, гото­вит школьников к выборочному пересказу.

Выборочное чтение применимо и в процессе анализа со­держания, когда рассматриваются литературные персонажи

 

 

и их характеры. Для доказательности суждений школьни­кам предлагается выбрать соответствующие строки из рас­сказа для подтверждения своей мысли. В процессе этой ра­боты формируется умение детей с недостатком слуха анализировать текст, систематизировать фактический ма­териал по разным параметрам.

Например, в процессе анализа рассказа Д. Мамина-Си­биряка «Кормилец» обращается внимание на поведение и чувства Прошки утром, перед уходом на работу, по дороге на фабрику. Выборочное чтение выражений глаза слипа­лись, голова давила, как котел, давит смертный сон и др. позволяет показать, как трудно было мальчику выполнять взрослую работу, как тяжело и горько было его детство.

Выборочное чтение широко применяется и в старших классах на уроках литературы. Тем важнее приучить школьников к подобной работе еще на уроках чтения в младших классах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.