КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи уроков чтения
В\ 5-89815-710-7 Приемы работы над расширением фразы, над естественным звучанием речи...……………………………………………..………………..... 39
Глава 7 Формирование монологической речи...…………………………………........ 47
Глава 8 Организация занятий с детьми в возрасте 2,5 - 3 лет.......……..................... 50
Послесловие...............…………………………………………………….….......60
Литература...................……………………………………………………..........61
Приложения........……………………………………………………............…....63
Содержание
Предисловие.......................................... 4 I. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ....................... в 1. Цели и задачи уроков чтения.........................- 2. Методы и формы организации учебной работы на уроках чтения................................... 10 3. Методика изучения произведений различных жанров.. 61 4. Словарная работа на уроках чтения.................. 91 II. РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ............... 114 1. Методическая система развития речи................— 2. Конспекты уроков................................ 152 ПРИЛОЖЕНИЕ....................................... 236 ЛИТЕРАТУРА.................................... 247 © Никитина М. И., Красильникова О. А.. 2006 © КАРО, 2006 Все права защищены.
Предисловие
Книга, открывая удивительный мир мыслей и чувств, имеет особое значение для развития ребенка. Именно книга расширяет знания детей с нарушением слуха об окружающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истории Родины, знания о природе и обществе, нравственные понятия, нормы поведения и общения — все это, почерпнутое из книг, закладывает мировоззренческие основы развивающейся личности школьника. Особенно значима эта функция книги и чтения при обучении слабослышащих и глухих детей, контакты которых с окружающим миром ограничены, а знания обеднены. Общение с книгой содействует речевому и умственному развитию ребенка. Справедливо говорится, что чтение — основа всему учению, ибо овладение техникой чтения, умение устанавливать причинно-смысловую зависимость между фактами и явлениями положительно сказывается на осмысленном овладении основами наук. Книга средствами художественной изобразительности, богатством и разнообразием словесного оформления вводит слабослышащих и глухих в мир искусства, в этот малоизвестный и поначалу малопонятный, но такой необходимый для каждого культурного человека мир. Сотворчество музыкального и изобразительного искусств на уроке чтения создает необычную эмоциональную атмосферу, стимулирующую формирование эстетических вкусов, эстетических потребностей школьника. Не запоминание сюжета, идей, характеров литературных персонажей, а получение эстетического наслаждения от чтения должно привлекать читателя к книге. Помочь слабослышащему и глухому ученику эстетически воспринять читаемое — благородная гуманистическая задача школы. Художественное произведение, нацеленное на общение автора с читателем, на пробуждение у него собственных суждений, мыслей, чувств, совпадающих или не совпадающих с мыслями автора, выполняет и коммуникативную функцию. Задача учителя при организации всей системы работы с литературным произведением состоит в том, чтобы школьники осваивали содержание и форму художественного произведения в единстве, постигали образность слова и «чувствуемой мысли». Учебные программы школ глухих и слабослышащих в настоящее время предполагают высокий теоретический уровень знаний учеников и их умение самостоятельно работать. Данное методическое пособие написано с учетом основных программных требований к знаниям и умениям учащихся с нарушениями слуха 1—6-х классов. Пособие поможет учителям методически грамотно решать задачи уроков чтения в свете современных требований. В пособии определяются цели и задачи уроков чтения; раскрываются методы и формы учебной работы на уроках чтения. Оно знакомит с методикой изучения произведений разных жанров в начальных классах школы для детей с нарушением слуха. Особое место отводится проблеме словарной работы и построению связных высказываний на уроках чтения. Авторы предлагают возможные варианты уроков, но не рассматривают их как нормативные. Учитель может в практической работе найти свое методическое решение того или иного урока чтения, исходя из конкретных условий. Материал данного пособия апробировался в течение нескольких лет в школе № 33 для слабослышащих и школе № 1 для глухих детей Санкт-Петербурга. Авторы выражают глубокую признательность и благодарность педагогическим коллективам и администрации этих школ.
I. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ Для детей с нарушением слуха и речи чтение имеет исключительное значение. Оно вводит их в жизнь, помогает понять и правильно оценить общественные явления, осознать себя как личность, найти свое место в жизни. Книга сближает глухих и слабослышащих с миром говорящих людей, и в этом смысле она определенным образом влияет на процесс реабилитации лиц с нарушением слуха. В учебном плане школ для детей с нарушением слуха предусмотрены уроки чтения в 1—6-х классах, литературного чтения в 7—10-х классах и литературы в 11—12-х классах. Кроме того, уделяется большое внимание самостоятельному чтению книг дома. Все усилия педагогов должны быть направлены на то, чтобы воспитать у слабослышащих и глухих детей потребность в чтении, привить им любовь к книге. На протяжении 60—90-х годов XX века цели и задачи уроков чтения периодически изменялись, что, в свою очередь отражалось на методике преподавания. В 50—60-е годы XX века цель чтения определялась как всестороннее развитие детей, но основной акцент делался на расширение кругозора, обогащение их знаниями. Ведущими задачами уроков чтения в тот период были образовательно-познавательные. Не случайно и сами уроки назывались уроками объяснительного чтения, т. е. имелось в виду, что чтение должно объяснять детям явления в природе и обществе, поступки человека. Эти задачи помогала решать словарная работа, которая предполагала объяснение лексики, ее расширение и уточнение, что способствовало более полному освоению содержания читаемого текста. В 70—80-е годы XX века при той же цели уроков чтения (всестороннее развитие детей) задачи изменяются: делается акцент на этико-эстетическое воспитание, предполагающее воздействие на духовное начало в ученике. В этих условиях термин «объяснительное чтение» было заменено термином «чтение и развитие речи», ведущими стали воспитательные задачи. Решение этих задач было нацелено на более полное использование воспитательных возможностей художественной литературы. Чтение произведения на уроке предполагало расширение знаний, формирование собственной позиции по отношению к воспринятому материалу. Педагог не только разъяснял словарный состав самого произведения, по и вводил морально-этическую лексику, необходимую для оценки поведения и характера литературного персонажа. В 90-е годы XX века выдвигается новая цель чтения — формирование культуры чтения школьников, что является составной частью общекультурного развития человека. Понятие «культура чтения» включает в себя любовь к чтению, радость от общения с книгой, способность к эстетическому восприятию, наличие высокого литературного вкуса, интереса к литературному процессу, к жизни книги. Отношение читателя к книге должно основываться на знании истории, понимании произведения как продукта творческого труда писателя, как незаменимого источника знаний о мире, жизни, людях и самом себе. Исходя из такой высокой цели уроков чтения, соотношение решаемых на уроке задач принципиально меняется. Культура чтения предполагает умение школьника глубоко и полно воспринимать читаемое, осмысливать, сопереживать, оценивать прочитанное в единстве идейно-тематического содержания и эмоционально-эстетического своеобразия произведения. При таком подходе к чтению все задачи (образовательно-познавательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и эстетические) одинаково значимы, но все же отношение к читаемому произведению на уроке прежде всего должно быть эстетическим. Каждое произведение или даже отрывок из него должны осваиваться школьниками как художественная ценность, а не источник знаний или учебник жизни. Эстетическое восприятие произведения предполагает понимание того, что и как изобразил писатель, зачем и какими средствами он рассказывает о событиях, явлениях природы, об обществе и людях, как мы воспринимаем его мысли и чувства; при этом не снимаются образовательно-воспитательные задачи уроков чтения. На уроках чтения в школе для детей с нарушением слуха решаются три большие группы задач: образовательно-познавательные, воспитательные (в том числе и эстетические), коррекционно-развивающие. Каждая группа представляет собой комплекс знаний и умений, которыми должны овладеть ученики за годы обучения в 1—6-х классах. К образовательно-познавательным задачам можно отнести: • формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; • формирование умений анализировать читаемые тексты (в объеме требований программы каждого класса); • уточнение и расширение знаний школьников об объектах окружающего мира, жизни людей, животных, растений, о человеке и его духовном мире; сообщение сведений о писателе, эпохе, отраженной в произведении; • обогащение учащихся знаниями о литературе, смежных видах искусства; • развитие навыков устной и письменной речи школьников. Часть названных задач определена в школьных программах по чтению, часть же из них учитель должен сам сформулировать при изучении того или иного произведения исходя из его тематики и проблематики. К воспитательным задачам относятся: • разностороннее развитие личности школьников через опосредованное воздействие художественной литературы; • формирование умений сопереживать, раскрывать личностное отношение к описываемым фактам; критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей; » формирование индивидуально-личностного эстетического восприятия текста, интереса к чтению, к творческой читательской деятельности, формирование эстетического вкуса. Эти задачи определяются педагогом исходя из особенностей самого произведения, уровня общего и речевого развития школьников, их читательских умений, нравственного и эмоционального опыта. К коррекционно-развивающим задачам можно отнести: • обогащение словарного запаса школьников, уточнение значений слов, преодоление аграмматизмов и недостатков произношения; • создание условий для речевого общения учащихся на уроке, расширение их речевой практики; • развитие слухового восприятия детей путем опознания, различения на слух слов, фраз, текстов изучаемых художественных произведений; • развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций, формирование интеллектуальных, организационных умений. Обозначенные выше три группы задач решаются на уроке взаимосвязанно, с учетом специфики литературного произведения и этапа его изучения в соответствующем классе. При планировании урока выделяются, естественно, только главные задачи, которые определяются особенностями работы с текстом на данном этапе. Первый этап изучения произведения — целостное эмоциональное первичное восприятие текста. На этом этапе важно актуализировать прежний опыт школьников, уточнить и расширить их знания, умение соотнести свой опыт с прочитанным, вызвать интерес к произведению, оказать помощь в его осмыслении. Второй этап — анализ текста, углубленное восприятие произведения. На этом этапе надо научить школьников анализировать события, поступки персонажей, видеть позицию автора, его мысли, чувства, те языковые средства, которыми он рисует ту или иную картину. Третий этап — целостное эстетическое восприятие произведения, обобщение воспринятого. На этом этапе школьники совершенствуют умение целостно воспринимать прочитанное, формулировать идейно-тематическое и художественное своеобразие произведения, выражать собственное отношение к прочитанному и автору произведения. Например, при изучении сказки «Снегурочка» в 3-м классе педагогом решаются следующие задачи: 1-й урок — актуализация прежних знаний учащихся о сказках, расширение этих знаний; целостное эмоциональное восприятие сказки; осмысление ее содержания; решение коррекционных задач; 2-й урок — совершенствование правильного, беглого сознательного и выразительного чтения учащихся; формирование умений анализировать текст сказки, проведение коррекционной работы; 3-й урок — целостное эстетическое восприятие сказки, формирование умений пересказывать ее, оценивать поступки персонажей, раскрывать идейно-художественную выразительность сказки; пробуждать интерес к чтению и творческой деятельности.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |