Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи уроков чтения




В\ 5-89815-710-7

Приемы работы над расширением фразы, над естественным

звучанием речи...……………………………………………..………………..... 39

 

Глава 7

Формирование монологической речи...…………………………………........ 47

 

Глава 8

Организация занятий с детьми в возрасте 2,5 - 3 лет.......……..................... 50

 

Послесловие...............…………………………………………………….….......60

 

Литература...................……………………………………………………..........61

 

Приложения........……………………………………………………............…....63

 

         
   
       
   
       
 
       

 

 

       
   
     

 

C Т П Н
Н П Т С

 

 

МА   ФА
ПА ФО
ВА ФУ
ТА ФИ

 

ма   фа
 
па   фо
 
ва   фу
 
та   фи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лечит
 
Учит
 
Рисует

 

 

 

Шьет
 
Готовит
 
Мычит, жует

 

 

Лает, сторожит
 
Плавает, молчит
 
Скачет, ржет

 

 

 

 

НЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
  Т
Т
Т

 

 

 

 
 
 

 

 

 
 

 
 
Сидит

 

 
 

 
 
Идет

 

 


 

 

Лежит

 

 


 

 
 

 
 
Ползет

 

 


 

 
 

 
 
Бежит

 

 

 
 

 
 
Стоит

 


 

 
 

 
 
Ползет

 

 

 
 

 
 
Идет

 

 

 
 

 
 
Едет

 

 

 
 

 
 
Плывет

 


 

 

 
 

 
 
Летит

 

 

 
 

 
 
Скрипит

 


 

 

 
 

 
 
Растет

 

 
 

 
 
Бежит

 

 


 

 

 
 

 
 
Поет

 

 
 

 
 
Хрустит

 

 

Содержание

 

Предисловие.......................................... 4

I. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ....................... в

1. Цели и задачи уроков чтения.........................-

2. Методы и формы организации учебной работы

на уроках чтения................................... 10

3. Методика изучения произведений различных жанров.. 61

4. Словарная работа на уроках чтения.................. 91

II. РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ............... 114

1. Методическая система развития речи................—

2. Конспекты уроков................................ 152

ПРИЛОЖЕНИЕ....................................... 236

ЛИТЕРАТУРА.................................... 247


© Никитина М. И., Красильникова О. А.. 2006

© КАРО, 2006

Все права защищены.

 

 

Предисловие

 

Книга, открывая удивительный мир мыслей и чувств, имеет особое значение для развития ребенка. Именно кни­га расширяет знания детей с нарушением слуха об окру­жающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся пред­ставления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истории Родины, знания о природе и обществе, нравственные понятия, нормы пове­дения и общения — все это, почерпнутое из книг, закла­дывает мировоззренческие основы развивающейся лично­сти школьника. Особенно значима эта функция книги и чтения при обучении слабослышащих и глухих детей, кон­такты которых с окружающим миром ограничены, а знания обеднены.

Общение с книгой содействует речевому и умственному развитию ребенка. Справедливо говорится, что чтение — основа всему учению, ибо овладение техникой чтения, умение устанавливать причинно-смысловую зависимость между фактами и явлениями положительно сказывается на осмысленном овладении основами наук.

Книга средствами художественной изобразительности, богатством и разнообразием словесного оформления вво­дит слабослышащих и глухих в мир искусства, в этот мало­известный и поначалу малопонятный, но такой необходи­мый для каждого культурного человека мир. Сотворчество музыкального и изобразительного искусств на уроке чте­ния создает необычную эмоциональную атмосферу, стиму­лирующую формирование эстетических вкусов, эстетичес­ких потребностей школьника. Не запоминание сюжета, идей, характеров литературных персонажей, а получение эстетического наслаждения от чтения должно привлекать читателя к книге. Помочь слабослышащему и глухому ученику эстетически воспринять читаемое — благородная гуманистическая задача школы.

Художественное произведение, нацеленное на общение автора с читателем, на пробуждение у него собственных суждений, мыслей, чувств, совпадающих или не совпада­ющих с мыслями автора, выполняет и коммуникативную функцию.

Задача учителя при организации всей системы работы с литературным произведением состоит в том, чтобы школь­ники осваивали содержание и форму художественного произведения в единстве, постигали образность слова и «чувствуемой мысли».

Учебные программы школ глухих и слабослышащих в настоящее время предполагают высокий теоретический уровень знаний учеников и их умение самостоятельно ра­ботать.

Данное методическое пособие написано с учетом основ­ных программных требований к знаниям и умениям уча­щихся с нарушениями слуха 1—6-х классов. Пособие по­может учителям методически грамотно решать задачи уроков чтения в свете современных требований.

В пособии определяются цели и задачи уроков чтения; раскрываются методы и формы учебной работы на уроках чтения. Оно знакомит с методикой изучения произведе­ний разных жанров в начальных классах школы для детей с нарушением слуха. Особое место отводится проблеме словарной работы и построению связных высказываний на уроках чтения.

Авторы предлагают возможные варианты уроков, но не рассматривают их как нормативные. Учитель может в практической работе найти свое методическое решение того или иного урока чтения, исходя из конкретных усло­вий.

Материал данного пособия апробировался в течение не­скольких лет в школе № 33 для слабослышащих и школе № 1 для глухих детей Санкт-Петербурга.

Авторы выражают глубокую признательность и благо­дарность педагогическим коллективам и администрации этих школ.

 

I. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

Для детей с нарушением слуха и речи чтение имеет ис­ключительное значение. Оно вводит их в жизнь, помогает понять и правильно оценить общественные явления, осо­знать себя как личность, найти свое место в жизни. Книга сближает глухих и слабослышащих с миром говорящих людей, и в этом смысле она определенным образом влияет на процесс реабилитации лиц с нарушением слуха. В учеб­ном плане школ для детей с нарушением слуха предусмотре­ны уроки чтения в 1—6-х классах, литературного чтения в 7—10-х классах и литературы в 11—12-х классах. Кроме того, уделяется большое внимание самостоятельному чте­нию книг дома. Все усилия педагогов должны быть направ­лены на то, чтобы воспитать у слабослышащих и глухих детей потребность в чтении, привить им любовь к книге.

На протяжении 60—90-х годов XX века цели и задачи уроков чтения периодически изменялись, что, в свою оче­редь отражалось на методике преподавания.

В 50—60-е годы XX века цель чтения определялась как всестороннее развитие детей, но основной акцент делался на расширение кругозора, обогащение их знаниями. Веду­щими задачами уроков чтения в тот период были образо­вательно-познавательные. Не случайно и сами уроки назы­вались уроками объяснительного чтения, т. е. имелось в ви­ду, что чтение должно объяснять детям явления в природе и обществе, поступки человека. Эти задачи помогала ре­шать словарная работа, которая предполагала объяснение лексики, ее расширение и уточнение, что способствовало более полному освоению содержания читаемого текста.

В 70—80-е годы XX века при той же цели уроков чте­ния (всестороннее развитие детей) задачи изменяются: де­лается акцент на этико-эстетическое воспитание, предпо­лагающее воздействие на духовное начало в ученике. В этих условиях термин «объяснительное чтение» было за­менено термином «чтение и развитие речи», ведущими стали воспитательные задачи. Решение этих задач было нацелено на более полное использование воспитательных возможностей художественной литературы. Чтение про­изведения на уроке предполагало расширение знаний, формирование собственной позиции по отношению к вос­принятому материалу. Педагог не только разъяснял сло­варный состав самого произведения, по и вводил мораль­но-этическую лексику, необходимую для оценки поведения и характера литературного персонажа.

В 90-е годы XX века выдвигается новая цель чтения — формирование культуры чтения школьников, что являет­ся составной частью общекультурного развития человека. Понятие «культура чтения» включает в себя любовь к чте­нию, радость от общения с книгой, способность к эстетиче­скому восприятию, наличие высокого литературного вку­са, интереса к литературному процессу, к жизни книги. Отношение читателя к книге должно основываться на зна­нии истории, понимании произведения как продукта творческого труда писателя, как незаменимого источника знаний о мире, жизни, людях и самом себе. Исходя из та­кой высокой цели уроков чтения, соотношение решаемых на уроке задач принципиально меняется.

Культура чтения предполагает умение школьника глу­боко и полно воспринимать читаемое, осмысливать, сопе­реживать, оценивать прочитанное в единстве идейно-тема­тического содержания и эмоционально-эстетического сво­еобразия произведения. При таком подходе к чтению все задачи (образовательно-познавательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и эстетические) одинаково значимы, но все же отношение к читаемому произведению на уроке прежде всего должно быть эстетическим. Каждое

произведение или даже отрывок из него должны осваи­ваться школьниками как художественная ценность, а не источник знаний или учебник жизни.

Эстетическое восприятие произведения предполагает понимание того, что и как изобразил писатель, зачем и ка­кими средствами он рассказывает о событиях, явлениях природы, об обществе и людях, как мы воспринимаем его мысли и чувства; при этом не снимаются образовательно-воспитательные задачи уроков чтения.

На уроках чтения в школе для детей с нарушением слуха решаются три большие группы задач: образовательно-по­знавательные, воспитательные (в том числе и эстетические), коррекционно-развивающие. Каждая группа представляет собой комплекс знаний и умений, которыми должны овла­деть ученики за годы обучения в 1—6-х классах.

К образовательно-познавательным задачам можно от­нести:

• формирование навыков правильного, беглого, созна­тельного и выразительного чтения;

• формирование умений анализировать читаемые текс­ты (в объеме требований программы каждого класса);

• уточнение и расширение знаний школьников об объек­тах окружающего мира, жизни людей, животных, рас­тений, о человеке и его духовном мире; сообщение све­дений о писателе, эпохе, отраженной в произведении;

• обогащение учащихся знаниями о литературе, смеж­ных видах искусства;

• развитие навыков устной и письменной речи школь­ников.

Часть названных задач определена в школьных про­граммах по чтению, часть же из них учитель должен сам сформулировать при изучении того или иного произведе­ния исходя из его тематики и проблематики.

К воспитательным задачам относятся:

• разностороннее развитие личности школьников через опосредованное воздействие художественной литера­туры;

• формирование умений сопереживать, раскрывать личностное отношение к описываемым фактам; кри­тически их осмысливать, выражать собственное пони­мание событий, характеров персонажей;

» формирование индивидуально-личностного эстетиче­ского восприятия текста, интереса к чтению, к твор­ческой читательской деятельности, формирование эс­тетического вкуса.

Эти задачи определяются педагогом исходя из особен­ностей самого произведения, уровня общего и речевого развития школьников, их читательских умений, нравст­венного и эмоционального опыта.

К коррекционно-развивающим задачам можно отнести:

• обогащение словарного запаса школьников, уточне­ние значений слов, преодоление аграмматизмов и не­достатков произношения;

• создание условий для речевого общения учащихся на уроке, расширение их речевой практики;

• развитие слухового восприятия детей путем опозна­ния, различения на слух слов, фраз, текстов изучае­мых художественных произведений;

• развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций, форми­рование интеллектуальных, организационных уме­ний.

Обозначенные выше три группы задач решаются на уро­ке взаимосвязанно, с учетом специфики литературного произведения и этапа его изучения в соответствующем классе. При планировании урока выделяются, естествен­но, только главные задачи, которые определяются особен­ностями работы с текстом на данном этапе. Первый этап изучения произведения — целостное эмоциональное первичное восприятие текста. На этом эта­пе важно актуализировать прежний опыт школьников, уточнить и расширить их знания, умение соотнести свой опыт с прочитанным, вызвать интерес к произведению, оказать помощь в его осмыслении.

Второй этап — анализ текста, углубленное восприя­тие произведения. На этом этапе надо научить школьни­ков анализировать события, поступки персонажей, видеть позицию автора, его мысли, чувства, те языковые сред­ства, которыми он рисует ту или иную картину.

Третий этап — целостное эстетическое восприятие произведения, обобщение воспринятого. На этом этапе школьники совершенствуют умение целостно восприни­мать прочитанное, формулировать идейно-тематическое и художественное своеобразие произведения, выражать соб­ственное отношение к прочитанному и автору произведе­ния.

Например, при изучении сказки «Снегурочка» в 3-м классе педагогом решаются следующие задачи:

1-й урок — актуализация прежних знаний учащихся о сказках, расширение этих знаний; целостное эмоцио­нальное восприятие сказки; осмысление ее содержания; решение коррекционных задач;

2-й урок — совершенствование правильного, беглого сознательного и выразительного чтения учащихся; фор­мирование умений анализировать текст сказки, проведе­ние коррекционной работы;

3-й урок — целостное эстетическое восприятие сказ­ки, формирование умений пересказывать ее, оценивать поступки персонажей, раскрывать идейно-художествен­ную выразительность сказки; пробуждать интерес к чте­нию и творческой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.