Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демонстрация действия по конструктивной картине или макету




Драматизация

Драматизация как метод развития мыслительной ак­тивности применима в 1—4-х классах, где дети с наруше­нием слуха еще плохо владеют словом, а мышление носит наглядно-образный характер.

В 1—2-х классах драматизацию используют для уясне­ния содержания всего читаемого текста или отдельных слов и фраз. Например, в 1-м классе при чтении рассказа «День ученика» предлагается показать действием, как мальчик делает зарядку, моет лицо, чистит зубы, обедает, играет, делает уроки. Перечисленные действия и состав­ляют основу содержания.

В 3—4-х классах читаются более сложные рассказы о природе, животных, жизни детей и взрослых. В этих случа­ях инсценировать рассказы полностью невозможно. Драма­тизация применяется для осмысления отдельных слов и фраз. Так, при чтении рассказа Б. Емельянова «Мамины руки» с помощью демонстрации действия (драматизации)

 

 

объясняется смысл слов: села... и, поеживаясь, стала ку­таться в платок. В рассказе М. Артюховой «Большая бе­реза» с помощью этого же метода объясняется состояние матери мальчика, когда она узнала о том, что он забрался на большую березу: Чашка выскользнула из маминых рук и со звоном упала на пол.

Помимо отдельных слов и фраз, с помощью драматиза­ции объясняются некоторые отрывки из рассказов. Так, в ходе изучения рассказа Н. Носова «Живая шляпа» жела­тельно инсценировать ситуацию, как мальчики спасались от «живой шляпы».

В 5—6-х классах драматизация применяется редко, только для осмысления отдельных ситуаций и словосоче­таний. При чтении рассказов Н. Хмельник «Капитан дальнего плавания?, Л. Толстого «Акула» можно предло­жить инсценировать отдельные ситуации, что облегчит их осмысление школьниками.

Как видим, драматизация чаще всего используется при чтении произведений морально-этической тематики. При­ем драматизации позволяет наглядно увидеть ситуацию, осмыслить ее, критически оценить поведение того или иного персонажа. Драматизация может использоваться как основной метод работы с текстом после его чтения и как вспомогательное средство, применяющееся в сочета­нии с другими методическими приемами.

Данный метод очень близок к драматизации, так как помогает школьникам представить описанную в рассказе ситуацию и проследить за всеми действиями персонажей. Он активно используется в 1—3-х классах, но иногда при­меняется и в 4—6-х классах. Конструктивная картина дает возможность наглядно восстановить сюжетную ли­нию рассказа и путем передвижения фигурок по полотну воссоздать последовательно все поступки персонажей.

 

Действуя самостоятельно, слабослышащие и глухие долж­ны передвинуть фигурки и поставить их в то положение, о котором говорится в тексте. Работа с конструктивной картиной тем и хороша, что она направлена на выработку умения анализировать текст, на развитие воссоздающего воображения школьников и формирование их самостоя­тельности.

Например, по сказке Л. Толстого «Белка и волк» рису­ется картина леса и фигурки белки и волка. Слабослыша­щие и глухие ученики по картине последовательно воспро­изводят действия персонажей, пересказывая текст:

Белка прыгала по деревьям и упала на волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я отпущу тебя, но скажи, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно». Белка попросила отпустить ее. С дерева она сказала: «Тебе скучно, потому что ты зол. А белки веселы оттого, что добры».

Конструктивная картина применима к работе с такими рассказами, где нет больших описаний, но значительное место отводится действиям персонажа. В основном подоб­ные тексты читаются в 1—3-х классах (сказки «Волк и козлята», «Лиса и журавль», «Лиса и козел» и др.)

В 4—6-х классах макет, аппликация и конструктивная картина применяются для осмысления отдельных ситуа­ций и реже всего рассказа.

Основное методическое требование к использованию конструктивной картины — самостоятельность действий учащихся с фигурками по картине, озвучивание каждого

движения.

При нарушении последовательности действия или за­труднении в словесном оформлении ученика поправляют и дополняют. Роль сурдопедагога заключается в организа­ции работы класса.

Данный методический прием можно рекомендовать не только для проверки усвоения содержания читаемого тек­ста, но и в дальнейшем при его пересказе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.